Гамлет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:32, творческая работа

Описание работы

Прекрасные творения мастеров прошлого доступны всем. Но не достаточно прочитать их, чтобы художественные достоинства открылись сами собой. У всякого искусства есть свои приемы и средства. Ошибается тот, кто думает, будто впечатление, производимое "Гамлетом" и другими подобными произведениями, нечто естественное и само собой разумеющееся. Воздействие трагедии обусловлено искусством, которым владел ее создатель.

Работа содержит 1 файл

Гамлет.docx

— 48.32 Кб (Скачать)

Гамлет

Введение

Прекрасные творения мастеров прошлого доступны всем. Но не достаточно прочитать их, чтобы художественные достоинства открылись сами собой. У всякого искусства есть свои приемы и средства. Ошибается тот, кто думает, будто впечатление, производимое "Гамлетом" и другими подобными  произведениями, нечто естественное и само собой разумеющееся. Воздействие  трагедии обусловлено искусством, которым  владел ее создатель.

Перед нами не литературное произведение вообще, а определенный род его - драма. Но и драма драме  рознь. "Гамлет" особая разновидность  ее - это трагедия, притом трагедия поэтическая. Изучение этой пьесы нельзя связать  с вопросами драматургии.

Стремясь постигнуть идеальный смысл, духовное значение и художественную силу "Гамлета", нельзя оторвать фабулу трагедии от ее идеи, обособить действующие лица и рассматривать и в отрыве друг от друга. Особенно неверно было бы выделить героя и говорить о  нем в не связи с действием  трагедии. "Гамлет" не монодрама, а сложная драматическая картина  жизни, в которой показаны разные характеры во взаимодействии. Но бесспорно, что действие трагедии построено  вокруг личности героя.

Трагедия Шекспира "Гамлет - принц датский", наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих высокоавторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого  гения, великая философская трагедия. Недаром на разных этапах развития человеческой мысли люди обращались к "Гамлету", ища в нем подтверждение  взглядов на жизнь и мировой порядок.

Однако "Гамлет" привлекает не только тех, кто склонен  размышлять о смысле жизни вообще. Произведения Шекспира ставят острые моральные проблемы, имеющие отнюдь не отвлеченный характер. В данной работе будет произведен анализ величайшего  произведения Уильямса Шекспира – ''Гамлет''

1. История сюжета

Прошло уже  почти четыреста лет со дня  смерти Шекспира, многие великие драматурги создали после него изумительные драмы, но равных ему в этой области  мы не можем назвать. И каково бы ни было их личное отношение к Шекспиру, восхищались ли они им, как Пушкин, или объявляли его давно пройденным этапом, они сохранили с ним  неразрывную связь. О Шекспире написаны сотни книг; в науке, именуемой  шекспироведением, насчитываются сотни  имён учёных. Среди исследователей творчества Шекспира были и великие  писатели, сказавшие о Шекспире иногда несколько слов, но бросившие на это необыкновенное явление новый  ослепительный свет: Пушкин, Тургенев, Достоевский, Гейне, Гёте, Гюго, Шоу… В. Г. Белинский назвал Шекспира царём  драматических поэтов, «увенчанным  целым человечеством», и это поэтическое  определение оказалось очень  точным.

Шекспир жил  в эпоху Возрождения, в период создания национальных государств, необычайного расцвета ремёсел и искусств, науки  и торговли.

Биографические  сведения о Шекспире довольно скудны и не всегда достоверны. Иногда события, которые подтверждаются документами  и свидетельствами современников, дополняются устной легендой.

Вильям Шекспир  родился в 23 апреля 1564 года в окружённом лесами городке Стратфорде на реке Эйвоне. Предки Шекспира были йомены, вольные землепашцы, не испытавшие не себе крепостного ига. Среди них были, видимо, храбрые воины – лучники, копейщики, частники отгремевшей за сотню лет до того Столетней войны. Об этом говорит фамилия «Шекспир», что в переводе означает «потрясатель копья».

Лучезарная эпоха  Возрождения неожиданно обнаружила свои теневые стороны. Она была одновременно и эпохой первоначального накопления; на смену феодальных отношений шли буржуазные, с присущими им новыми жестокими противоречиями. В жестокостях эпохи таится объяснение многих трагедий Шекспира.

События и политические перемены влияли не только на миросозерцание драматурга, но и на его личную судьбу. Шекспира терзают мысли о социальной несправедливости, о неравенстве  людей. Душевной болью за человека полны  и все трагедии Шекспира.

Существует 37 пьес Шекспира.

Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое  миросозерцание: глубокий интерес к  человеку, к его чувствам, стремлениям  и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта  о счастье для человека и всего  человечества.

Подлинная вершина  творчества Шекспира – пять трагедий: «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», и «Макбет». Они  поражают титанической силой страстей и характеров, глубиной заложенных в них идей, сочетанием ярких черт своей эпохи и общечеловеческих проблем. Всё это позволяет им обретать новую жизнь во все последующие  эпохи.

Трагедия «Ромео и Джульетта» созвучна всему периоду  творчества Шекспира своей антифеодальной направленностью и прославлением  молодой любви. Но если в комедиях этого периода любовь сметает  все препятствия, то в здесь это  столкновение приводит к трагическому исходу. Главное препятствие для  пылкой и верной любви Ромео и  Джульетты – родовая вражда их семейств. Трагедия о Ромео и Джульетте  необычайно поэтична и внутренне  музыкальна.

«Отелло» –  трагедия ревности, которую Шекспир  назвал «зеленоглазым чудовищем»; но в то же время это и трагедия обманутого доверия. «Отелло», может  быть, самая страшная из трагедий Шекспира, так как здесь убийцей становится благородный, чистый человек. Но и в  этом произведении главное – вера в человека. Дездемона действительно  «чиста, как небо», и Отелло убеждается в этом. В то же время в «Отелло» остро и своеобразно ставится вопрос о равенстве людей независимо от их национальности или цвета кожи.

Многогранно и  содержание трагедии «Король Лир». На первом плане – сложные взаимоотношения  отцов и детей, философско-нравственный вопрос дочерней и сыновней благодарности, причём проблемы эти решаются на примере  двух семей: короля Лира с его дочерьми и герцога Глостера с его сыновьями. Для Шекспира характерно такое удвоение и утроение основных линий. Это придаёт  событиям и характерам типичность.

Последняя из великих  трагедий Шекспира, «Макбет» (1606 г.), основана на старинной шотландской легенде. В ней снова ставится вопрос о  губительном влиянии единоличной  власти, и особенно – борьбы за власть. Великолепно показано пробуждение  совести в душе леди Макбет. Ещё  сильнее звучит в этой трагедии Шекспира его постоянная тема – тема справедливого  возмездия.

В 1601 г. появилась  величайшая трагедия Шекспира «Гамлет», которую Белинский назвал «блистательнейший  алмаз в лучезарной короне царя драматических  поэтов. «Гамлет» стоит особняком  даже в гениальном наследии Шекспира. Главный герой пьесы – человек  не только сильных страстей, но и  высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом. Это роднит пьесу с драматургией XX века.

В основу истории  о Гамлете легла датская легенда, впервые записанная в конце XII века датским летописцем Саксоном Грамматиком. В древние времена язычества - так рассказывает Саксон Грамматик – правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который затем женился на его вдове. Сын убитого, молодой Гамлет, решил отомстить за убийство отца. Чтобы выиграть время и казаться безопасным в глазах коварного Фенга. Гамлет притворился безумным: валялся в грязи, размахивал руками, как крыльями, кричал петухом. Все его поступки говорили о «совершенном умственном оцепенении», но в его речах таилась «бездонная хитрость», и никому не удавалось понять скрытый смысл его слов. Друг Фенга (будущего шекспировского Клавдия), «человек более самоуверенный, чем разумный» (будущий шекспировский Полоний), взялся проверить, точно ли Гамлет безумен. Чтобы подслушать разговор Гамлета с его матерью, этот придворный спрятался под лежавшей в углу соломой. Но Гамлет был осторожен. Войдя к матери, он сначала обыскал комнату и нашел спрятавшегося соглядатая. Гамлет убил придворного, разрезал его труп на куски, сварил их и бросил на съедение свиньям. Затем он вернулся к матери, долго «язвил её сердце» горькими упрёками и оставил её плачущей и скорбящей. Фенг отправил Гамлета в Англию в сопровождении двух придворных (будущие шекспировские Розенкранц и Гильденстерн), тайно вручив им письмо к английскому королю с просьбой умертвить Гамлета. Как и в трагедии Шекспира, Гамлет подменил письмо, и английский король вместо него послал на казнь двух сопровождавших Гамлета придворных. Английский король ласково принял Гамлета, много беседовал с ним и дивился его мудрости. Гамлет женился на дочери английского короля. Затем он вернулся в Ютландию, где во время пира напоил Фенга и придворных пьяными и зажег дворец. Придворные погибли в огне. Фенгу Гамлет отрубил голову. Так восторжествовал Гамлет над своими врагами.

В 1576 г. французский  писатель Бельфоре пересказал эту древнюю легенду в своих «Трагических повестях». В 80-х годах XVI века на Лондонской сцене была поставлена пьеса о Гамлете, написанная, вероятно, драматургом Томасом Кидом. Пьеса эта потеряна. В ней был выведен призрак отца Гамлета (это всё, что мы знаем об этой пьесе). Таковы были источники, пользуясь которыми Шекспир в 1601 г. создал своего «Гамлета».

Герой трагедии Гамлет – передовой человек своего времени. Он – студент Виттенбергского университета, который был в эпоху Шекспира передовым университетом. Прогрессивное мировоззрение Гамлета проявляется в его философских взглядах. В его рассуждениях чувствуются проблески стихийного материализма, преодоление религиозных иллюзий.

Гамлет стал одним из самых любимых образов  мировой литературы. Более того, он перестал быть персонажем старинной  трагедии и воспринимается как живой  человек, хорошо знакомый многим людям, из которых чуть ли не каждый имеет  о нем свое мнение.

2. Внутренняя драма  Гамлета

Хотя гибель человека трагична, все же трагедия имеет свое содержанием не смерть, а моральную, нравственную гибель человека, то, что привело его на роковой  путь, заканчивающийся гибелью.

В этом случае истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он, человек прекраснейших  душевных качеств, надломился. Когда  увидел ужасные стороны жизни - коварство, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ценность. Притворяясь безумным, он на самом деле находится на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди, - предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.[1]

Что послужило  причиной душевной трагедии Гамлета? Его  честность, ум, чувствительность, вера в идеалы. Будь он подобен Клавдию, Лаэрту, Полонию, он мог бы жить, как они, обманывая, притворяясь, приспособляясь к миру зла.

Но мириться он не мог, а как бороться, и главное, как победить, уничтожить зло, - он не знал. Причина трагедии Гамлета, таким  образом, коренится в благородстве его натуры.

Трагедия Гамлета  есть трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование датского принца было безмятежным: он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей, сам полюбил и пользовался взаимностью прелестной девушки, имел приятных друзей, с увлечением занимался науками, любил театр, писал стихи; впереди его ждало великое будущее - стать государем и править целым народом.[2] Но вдруг все началось рушиться. В рассвете лет умер отец. Не успел Гамлет пережить горе, как его постиг второй удар: мать, казалось, так любившего его отца, меньше чем через два месяца вышла замуж за брата покойного и разделила с ни трон. И третий удар: Гамлет узнал, что отца убил собственный брат, чтобы завладеть короной и женой.[3]

Удивительно ли, что Гамлет испытал глубочайшее  потрясение: ведь на его глазах рухнуло  все, что делало для него жизнь  ценной. Он никогда не был столь  наивен, чтобы думать, будто в  жизни не бывает несчастий. И все  же мысль его питалась во многом иллюзорными представлениями.

Потрясение, испытанное Гамлетом, пошатнули его веру в  человека, породили раздвоенность его  сознания.

Гамлет видит  две измены людей, связанных семейными  и кровными узами: его матери и  брата короля. Если уж люди, которые  должны быть ближе всего преступают законы родства, то чего же можно ожидать  от других? В этом корень резкого  изменения отношения Гамлета  к Офелии. Пример матери приводит его к печальному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет отрекается от Офелии еще потому, что любовь может отвлечь его от задачи мести.[4]

Гамлет готов  к действиям, но положение оказалось  более сложным, чем можно было бы представить. Непосредственная борьба против зла на некоторое время  становится невыполнимой задачей. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Понять ее смысл невозможно, если исходить только из индивидуальных данных Гамлета или иметь в виду его стремление отомстить за убийство отца. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что многократно терзает себя за бездействие, понимает, что словами делу не поможешь, но конкретно ничего не предпринимает.

3. Женские образы  в трагедии

Женские образы в трагедии «Гамлет» играют основополагающую роль.

В этой трагедии Шекспира горе, которое испытывает герой, вызвано поспешным браком его матери. Для неё специально предназначены строки, произносимые актером, игравшим королеву.

Предательству не жить в моей груди.

Второй супруг проклятие и стыд!

Второй –  для тех, кем первый был убит…

Тех, кто в  замужество вступает вновь,

Влечет одна корысть, а не любовь;

И мертвого я  умерщвлю опять,

Когда другому дам себя обнять.

Критики спорят, какие шестнадцать строк вставил  Гамлет в текст «Убийство Гонзаго». Вероятнее всего те, в которых  содержатся прямые упрёки матери. Но независимо от того насколько верно это предположение, Гамлет, после того как прозвучали приведенные здесь слова старинной  пьесы, спрашивает мать: «Сударыня, как  вам нравится эта пьеса?» - и слышит в ответ сдержанные, но достаточно значительные слова, соответствующие  нынешнему положению Гертруды: «Эта женщина слишком щедра на уверения, по-моему».

Информация о работе Гамлет