Еврипид. Электра

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:31, реферат

Описание работы

Электра – очень важный образ античной литературы. Это главный персонаж многих античных и современных драматургов. Данный мифологический сюжет сегодня не теряет своей актуальности, к нему обращаются многие современные деятели искусства и науки.
Так например, известный композитор Рихард Штраус, сотрудничая с поэтом Гуго фон Гофмансталем, пишет музыку для оперы «Электра». В психологии есть такой термин, как комплекс Электры, введенный З. Фрейдом, основателем фрейдизма. Известный философ-экзистенциалист и писатель Жан-Поль Сартр использует этот сюжет в своей драме «Мухи». Таким образом, влияние этого сюжета на современную культуру, как и влияние античной литературы в целом, очевидно.
Цель данной работы – рассмотреть образ Электры в трагедии Еврипида «Электра». Для этой цели важно будет ответить на вопрос об особенностях творчества Еврипида, а затем приступить непосредственно к изучению текста трагедии Еврипида «Электра» в переводе Иннокентия Анненского. Поэтому данная работа состоит из введения, 2 глав (первая посвящена общим особенностям трагедий Еврипида, вторая целиком посвящена трагедии «Электра») и заключения.

Содержание

Введение 2
Особенности творчества Еврипида. 3
«Электра» 5
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.11 Кб (Скачать)

Содержание                

 

Введение                                                                                                            2  

  1. Особенности творчества Еврипида.                                                3
  2. «Электра»                                                                                             5

Заключение                                                                                                   10

Список использованной литературы                                                       11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Электра – очень важный образ античной литературы. Это главный персонаж многих античных и современных драматургов. Данный мифологический сюжет сегодня не теряет своей актуальности, к нему обращаются многие современные деятели искусства и науки.

   Так например, известный композитор Рихард Штраус, сотрудничая с поэтом Гуго фон Гофмансталем, пишет музыку для оперы «Электра». В психологии есть такой термин, как комплекс Электры, введенный З. Фрейдом, основателем фрейдизма. Известный философ-экзистенциалист и писатель Жан-Поль Сартр использует этот сюжет в своей драме «Мухи». Таким образом, влияние этого сюжета на современную культуру, как и влияние античной литературы в целом, очевидно.

   Цель данной работы – рассмотреть образ Электры в трагедии Еврипида «Электра». Для этой цели важно будет ответить на вопрос об особенностях творчества Еврипида, а затем приступить непосредственно к изучению текста трагедии Еврипида «Электра» в переводе Иннокентия Анненского. Поэтому данная работа состоит из введения, 2 глав (первая посвящена общим особенностям трагедий Еврипида, вторая целиком посвящена трагедии «Электра») и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности творчества Еврипида

 

   Творчество Еврипида открыло новый этап в истории развития античной драмы. Аристотель в XXV главе своей "Поэтики" приводит слова, сказанные Софоклом, о том, что «сам он изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они есть»1. Это свидетельство может служить ключом к пониманию творчества Еврипида. Еврипид не получил должного признания при жизни, однако стал весьма популярным драматургом позже, во времена эллинизма и поздней античности. Поэтому на сегодняшний день сохранилось 19 драм Еврипида, а это больше, чем от Эсхила и Софокла вместе взятых.

   Значительное влияние  на Еврипида оказало новое  учение софистов. Из его биографии известно, что он учился у философов Протагора и Анаксагора, дружил с философами Архилаем и Продиком, а также был владельцем обширной библиотеки. Еврипида, как и софистов, интересовал прежде всего отдельный человек. Обязательное для трагедии столкновение человека с противоборствующими силами он изображал как борьбу человека с самим собой. Драмы Еврипида связаны со злободневными философскими и этическими проблемами. Его нередко называли философом на сцене. Еврипид – первый драматург, который ввел в драму любовную тему, ставшую в некоторых произведениях центральной. Это было очень смелое нововведение для его времени, и за это он не раз подвергался критике со стороны современников, как развращающий нравы своих соотечественников. Так, к примеру, известный отец комедии Аристофан не раз пародировал и высмеивал его трагедии. Воздействие софистической философии на творчество Еврипида проявилось также в отношении поэта к рабству. Во многих своих трагедиях он выводит на сцену раба, что также было новшеством. В ряде трагедий Еврипид развивает мысль о том, что рабство есть несправедливость и насилие, оно противоречит естественной природе людей.

   Еврипид – новатор, опередивший свое время, величайший гуманист. Герои Еврипида мучаются из-за неразделенной любви, страдают из-за собственного характера, борются с превратностями судьбы. Общественная жизнь уходит на второй план, главное для Еврипида – это человеческие переживания, противоречивый внутренний мир его героев, конфликт человека с самим собой. Только со временем героическая трагедия начнёт уступать место драме, которая посвящена проблемам индивидуума. Начало такой драме положил именно Еврипид.

   Творчество Еврипида  затрагивает самые различные  темы: «Сохранившиеся трагедии Еврипида дают достаточно полное представление о необычайной широте его творческого диапазона: от драматической публицистики, вызванной событиями Пелопоннесской войны, до трагедии неразделенной любви и оскорбленного чувства; от героико-патриотического пафоса до бытовой драмы, осложненной интригой и «узнаванием». Среди действующих лиц мы встречаем идеальных царей и низменных эгоистов-демагогов, добродетельных жен и страдающих матерей, романтических юношей-мечтателей и бессовестную старуху-сводню.»2

    Таким образом, можно сделать вывод, что Еврипид сделал весомый вклад в развитие античной литературы, затронул новые, ранее неизвестные для греческой трагедии проблемы, приблизил её к более бытовому уровню, поставил в центр внимания переживания отдельного индивида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Электра»

 

   В прологе пахарь рассказывает о событиях в доме Аганемнона, о судьбе его детей: сына Ореста и дочери Электры. После убийства Аганемнона Эгисф принимает трон и женится на овдовевшей Клитемнестре. Во избежание мести Эгисф пытается убить Ореста, но его спасают и уносят к Строфию, фокидскому царю. Эгисф назначает награду за голову Ореста и выдает Электру замуж за простого пахаря, чтобы унизить её и потому что дети от такого брака не смогут претендовать на власть. Пахарь считает для себя бесчестным быть мужем Электре только из-за случая.     

             

                     «О, избранный Эгисфом бедный муж

                     Царевнина не опорочил ложа:

                     Она чиста - Кипридою клянусь.

                     Да, я бы счел позором над  девицей,

                     Рожденною в чертоге, коль ее

                     Мне случай в жены отдал,  издеваться...»3

 

   Брат Электры Орест собирается отомстить Эгисфу за своего отца, но сначала хочет отыскать свою сестру. Он встречает девушку с кувшином воды и прячется. Эта девушка была Электра. Хор аргосских девушек приглашает Электру принять участие в празднике Геры, но она отказывается. Через некоторое время Орест  выходит из укрытия. Девушки в страхе разбегаются. Орест представляется Электре своим послом. Узнав, что её брат жив, Электра рассказывает о своей бедной жизни и браке. Появляется муж Электры и с радостью приглашает гостей в свой дом. Орест размышляет о несправедливости, с которой судьба делит людей на бедных и богатых, знатных и незнатных, и восхищается радушием бедного земледельца:

 

«Вот человек — ни власти у него,

Ни родичей прославленных, и в мире

Не прогремит молва  о нем, — меж тем

Найдется ли среди аргосцев лучший?»4

 

   Приведя гостей в дом, пахарь обнаруживает, что гостей нечем угостить. Смущенная Электра уговаривает его пойти и одолжить еды у соседа-старика.

Старик сам приносит Электре ягненка и другую еду и рассказывает, что он только что был на могиле Агамемнона и увидел там следы жертвоприношения. Он нашел на могиле и локон золотых волос. Старик просит Электру приложить локон к ее волосам. Можно было бы сравнить и след сандалий. Но Электра говорит, что волосы мужчины, занимающегося упражнениями в палестре, не могут быть такими нежными, как у девушки. На камне же следов не остается, да если б они и были, все же не могут быть одинакового размера ноги брата и сестры. Здесь критикуются драматургические приемы Эсхила. У Еврипида узнавание происходит иначе: старик узнает Ореста по шраму под бровью, полученному Орестом в детстве, когда он упал, гоняясь однажды вместе с сестрой за телкой. Узнав друг друга, брат и сестра решают мстить Клитемнестре и Эгисфу. Старик помогает им в подготовке покушения. На следующий день вестник приносит счастливую для Электры новость:

 

«О славные микенские  юницы!

Победы весть Орестовой  несу...

Там на земле лежит цареубийца

Эгисф, богам молитесь —  он убит.»5

 

   Орест убивает Эгисфа во время жертвоприношения в саду, за городом. Вестник подробно описывает это убийство. Электра ликует при этом известии. А хор поёт:

 

«О, радость! Цари былые

Опять над нами будут, любимые, царить...

Неправедный не встанет —  он правдою убит.

Ты ж, о флейта, звучи, солнцем  лейся, песнь...»6

 

   Позже Орест и Пилад приносят труп Эгисфа. Электра высказывает трупу Эгисфа всё, что держала в себе всё это время и должна была высказать живому Эгисфу:

 

«Услышь же, что еще живой  ты должен

Был выслушать.»7

 

   Далее Электра вспоминает про то, как обманом и убийством Эгисф стал царем, про то, как он обошёлся с ней и с её братом. Труп Эгисфа прячут, доходят новости о приближении Клитемнестры, матери Электры и Ореста. Электра соврала матери, что у неё уже десятый день, как родился ребенок, чтобы заманить к себе домой и отомстить ей.  Орест испытывает ужас, слыша о приближении матери. Он не знает, как поднимет на нее меч. Здесь ясно прослеживается внутреннее противоречие, характерное для творчества Еврипида, человеческая душа, терзаемая сомнениями, которой приходится выбирать из двух зол:

 

«Увы! Увы!

Она меня носила и кормила:

Как нож на грудь ее я  подниму?»8

 

    Электра призывает своего брата к мести. Она напоминает Оресту о том, как мать предала их отца:

 

«Стыдись впадать в уныние... И мать

Срази с такой же хитростью, с какою

Они с Эгисфом извели отца.»9

 

   Орест отвечает ей: 

 

«О, страшный путь, и ты, ужасный подвиг,

Богами мне указанный, тебя,

О, горький груз, подъемлю как невольник.»10

 

  На орхестру въезжает богатая колесница с Клитемнестрой. Она боится показаться на глаза гражданам Аргоса, так как знает, что ее ненавидят. По ее словам, она готова была бы простить Агамемнону совершенное им жертвоприношение Ифигения, если бы он вынужден был это сделать ради спасения родины или своего дома и других детей. Но Ифигения была принесена в жертву ради порочной Елены. Кроме того, при своем возвращении из Трои Агамемнон привез пленницу, Кассандру, и стал держать двух жен. Она убила мужа, обратившись к помощи его врагов, и думает, что тот заслужил смерть. Электра дает резкую отповедь матери, обвиняя ее в том, что она погубила самого знаменитого человека во всей Элладе. Предлогом было желание отомстить Агамемнону за смерть дочери.Но она, Электра, как никто другой, знает свою мать. Еще до жертвоприношения Ифигении, едва только Агамемнон покинул дворец, мать уже сидела перед зеркалом и укладывала свои белокурые локоны. Кроме того, она одна из всех гречанок радовалась успехам троянцев и огорчалась их неудачами. Из-за своей страсти к Эгисфу она вовсе не желала возвращения Агамемнона из-под Трои.

   Если убийство должно повлечь за собой возмездие и кару для убийцы, то нужно, чтобы дети Клитемнестры, мстя за смерть своего отца, предали ее смерти. Клитемнестра спокойно отвечает на обвинение Электры. Это спокойствие объясняется тем, что после выдачи дочери замуж за бедного земледельца и удаления ее из дворца Клитемнестре нечего опасаться Электры; мальчик, рожденный от такого брака, никак не может стать претендентом на царскую власть. Спор прекращается, и Электра приглашает мать войти в хижину. Вскоре из-за сцены раздается крик Клитемнестры, умоляющей о милосердии. Из хижины выходят забрызганный кровью Орест и Электра. Они рассказывают хору о том, как произошло само убийство. Клитемнестра умоляла о пощаде, она ползала на коленях перед сыном — и Орест даже уронил свой меч.

 

«Она, к лицу убийцы руки протянув,

Рыдала там: «О, сжалься надо мной, дитя».

И шею так в мольбе она

Мне обняла, что уронил и  меч убийца...»11

 

   Подняв его, он прячет лицо в складках своего плаща и погружает клинок в грудь матери. Электра говорит, что она вместе с братом поднимала его меч.В вышине появляются Кастор и Поллукс — божественные близнецы Диоскуры, братья Клитемнестры и Елены. Интересно их мнение о мести, осуществленной Орестом: Клитемнестра была достойна кары, но не от Ореста. Дальше близнецы Диоскуры высказываются об Аполлоне:

 

«Об Аполлоне, 
Как о царе своем, я умолчу, 
Иль преступить ума не может мудрый?» 12

 

   Теперь же Оресту нужно повиноваться судьбе и Зевсу. Он должен выдать Электру за Пилада. Сам он после убийства матери не может больше оставаться в Аргосе: его будут гнать страшные Керы.. Придя в Афины, он должен будет припасть к священному кумиру Паллады. Она защитит его от преследований Эриний. Орест будет оправдан судом Ареопага и поселится затем в Аркадии на берегу Алфея. Хор спрашивает Диоскуров, можно ли к ним обратиться со словом. Спрашивает об этом и Орест. Диоскуры разрешают хору и даже оскверненному убийством Оресту задать им вопрос:

 

«Вы боги и братьями были

Убитой жены...

Зачем же, зачем этот ужас?..»13

 

Кастор отвечает на вопрос Ореста и Электры:

 

«На общее дело одна вас  сковала

Обоих судьба,

Проклятие в роде сгубило...»14

 

   После этих слов Электра и Орест прощаются друг с другом, а Диоскуры отправляются на Сицилийское море; — спасать моряков от бури. В заключение Кастор говорит:

 

«Но тот, кто и правду, и долг свой хранил,

И жизнь не позорит, тот  мил нам:

Его и под грузом нужды  сбережем.

О смертный: обид и нарушенных клятв

Страшися. И свят и свободен,

Тебе говорю, как бессмертный  и бог.»15

Информация о работе Еврипид. Электра