Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:35, реферат
Целью данной работы является рассмотрение политико-юридического учения о государстве, на основе труда Джона Локка: “Два трактата о государственном правлении”, позволяющее увидеть разницу и понять смысл слова «государство», о котором размышлял и в которое верил Локк.
Ратуя за режим законности, он настаивал на следующем положении: кто бы конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизированных указов».
Законы тогда способствуют достижению «главной и великой цели» государства, когда их все знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет и свободы».
3. Форма Государственной власти.
В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия) не исключая возможность промежуточных форм, но любую законную форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности.
Под монархией, сторонником которой он являлся, Локк понимал конституционную монархию. Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления. Согласно теории Локка, абсолютная монархия – один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.
Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Вообще же, когда кто-то изъят из-под власти законов, имеет привилегии, люди начинают думать, что они находятся по отношению к такому человеку в естественном состоянии, поскольку никто кроме них самих не может защитить их прав от возможных посягательств со стороны привилегированного. Отсюда – одно из основных положений теории Локка: “Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества”.
Локк отлично понимал,
что нет таких идеальных
Ссылки узурпаторов таким способом обеспечить порядок, спокойствие и мир в государстве Локк парировал указанием на то, что желаемое тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее состояние насилия и грабежа, выгодное единственно разбойникам и угнетателям.
В отношении правителей, которые осуществляют над своим народом деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность – «воззвать к небесам», применить силу против “ несправедливой и незаконной силы». По закону, «изначальному и превосходящему все людские законы», народ “обладает правом судить о том, судить о том, имеется ли у него достаточный повод обратиться к небесам».
Суверенитет народа, по Локку, в конечном счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным [5, c. 275-276].
Мысль, согласно которой
сами люди должны изменить существующий
общественный порядок, если при нем
личность не может получить надлежащего
воспитания и развития, имела большое
значение для оправдания буржуазной
революции. От Локка ведет свое начало
одно из направлений французского материализма,
а также теоретическое
Сменяемость форм в соответствии
с волей общества признавалась естественной.
Локк не высказался вполне определенно,
какую форму государства
4. Право.
От теории Локка можно начинать отсчет собственной истории юридического мировоззрения. “Естественное право” Локка формулировало новый политико-юридический идеал: идеал общества, в котором каждый человек с самого начала признается в качестве - труженика - собственника.
Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Первым из них Локк считал:
- право собственности – и любое посягательства на него (лишение части
собственности, повышение налогов) рассматривалось как проявление
деспотизма.
- свобода мнений – по Локку, неотъемлемое право человека. Он
полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью [7, c.74-76].
Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению, не безгранична, она лимитируется соображениями морали и порядка. Признание свободы совести Локк не распространяет на атеистов, магометан и католиков, он отставал в этом отношении от левеллеров.
Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты – принципы разделения власти и законности. Что – бы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь [8] .
Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на последующую политическую мысль и став одним из главных принципов буржуазной государственности.
Принципы законности заключаются в том что «ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» [7, c.55]. Он предполагает также четкую законодательную регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов. Силой закона по Локку, обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, т.е. как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы.
Наконец, в качестве чрезвычайной меры контроля Локк называет разрыв народом соглашения с правительством. Локк исходит из того, что, вверяя высшую, т.е. законодательную власть какому-то органу народ лишается суверенитета « и поэтому все еще остается у народа верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию».
Отсюда право народа на восстание для восстановления попранной правительством свободы. При этом восстание не должно быть актом меньшинства. Признание этого права не приведет, по мнению Локка, к разрушению гражданского общества, ибо народ в целом не склонен браться за оружие по пустякам, он верит в здравый смысл суверенного народа и объявляет его единственным судьей в вопросах о том, действует ли власть в соответствии с оказанным ей доверием.
Заключение
В заключение своей работы я хотела бы подвести некоторые итоги. Выдающееся место занял Джон Локк в истории политической мысли, которое определяется соответствием его платформы тем сдвигам, которые произошли в Англии в конце XVII века. Учение Локка о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии ранее буржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического знания и передовой научной мысли 17 в. Все эти достижения были не просто собраны, а углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.
Значительной составной частью рассуждений Локка об упорядочении общества являются идеи о разделении власти. Они изложены в работе “Два трактата об управлении государством”, где он различает власть “законодательную, исполнительную и федеративную”. Его обоснование разделения законодательной и исполнительной власти во многом повлияло на идеологов французской предреволюционной буржуазии. Поэтому власть правителя, полученная на основе” договора”, не может быть абсолютной. Она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона.
Таким образом, они стали пригодными для того, чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-правовой жизни следующего, столетия - столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и американской.
В духе «юридического мировоззрения» Локк полагал, что преследуемая цель может быть достигнута исключительно благодаря «правильной» организации государственной власти. В разделении властей он видел «метод ограничения каких-либо вымогательств» со стороны тех, кому люди доверили власть, «способ ограничить посягательства и предотвратить злоупотребления той властью, которую они передали в другие руки лишь ради своего блага». Этот способ сводился к тому, чтобы «уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в различные руки».
Разделение властей призвано было обеспечить правомерную деятельность государственной власти, направленную к охране прав граждан, ибо сосредоточение всей власти в руках одного лица или в одном органе, по мысли Локка, создает возможность игнорирования законов, ведет к установлению деспотизма.
В своих взглядах Локк исходит
из естественного состояния
Человека ограничивает естественный закон, который гласит, что никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе. Свобода человека, таким образом, не абсолютна.
“Это состояние свободы, но это не состояние произвола. Хотя человек в этом состоянии имеет неконтролируемую свободу делать с собой и своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо”.