Джон Локк: вехи жизни и творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:35, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение политико-юридического учения о государстве, на основе труда Джона Локка: “Два трактата о государственном правлении”, позволяющее увидеть разницу и понять смысл слова «государство», о котором размышлял и в которое верил Локк.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ-ЛОКК-СДАВАТЬ.docx

— 38.02 Кб (Скачать)

Введение

 

«Наша  доля,  – здесь, в э том   маленьком   местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы».

 

                                               Джон Локк.

 

  По прошествии трех с половиной столетий творчество выдающегося английского философа Дж. Локка (1632—1704) все еще живо интересует представителей многих отраслей знания. Издаются и переиздаются не только собственно философские произведения мыслителя, до сих пор изучаются его сочинения на политические темы, в особенности «Опыт о гражданском правлении» — второй из «Двух трактатов о правительстве», увидевших свет в 1690 г., вскоре, после государственного переворота 1688 г.

  Секрет живучести политического учения, созданного «сыном классового компромисса 1688 г.», как образно называл Локка Ф. Энгельс, прежде всего, состоит в основательности идеологического отображения в них становления нового политического строя, происходившего в период Английской буржуазной революции XV II в.

    «Трактаты» Локка были созданы за несколько лет до переворота 1688 г. и их значение выходит далеко за пределы заключительного эпизода революции.

  Сочинения Локка, выражали то универсальное, что свойственно буржуазной идеологии в целом, и потому остаются важным источником современного буржуазного сознания.

  Одним из первых английских мыслителей, Локк обосновал веротерпимость, исходя из потребностей не какой-либо одной секты, а всего общества. Широта взглядов мыслителя обеспечила его «Письмам о веротерпимости» мировую известность.

Локку принадлежит первая законченная концепция естественных прав

человека. Философ обосновывает естественно-правовую природу личной свободы и равенства всех людей.

    Впервые в истории английской буржуазной политической мысли Локк дает систематическое изложение либеральной концепции общественного договора. У Локка общественный договор — соглашение об объединении в политическое сообщество ради обеспечения естественных прав [3,c.6,45,74 и др.]. Абсолютист Гоббс же настаивал на приоритете государства над обществом.

   С именем Локка связана разработка первого развернутого учения о разделении властей, составившего один из краеугольных камней буржуазной доктрины государственного права. Мыслитель стремится решить чрезвычайно важную для буржуазии задачу — удержать государственную власть в границах, безопасных для развития общества, сконструировать политический механизм, где бы высшие органы власти лишались возможности сосредоточить в своих руках абсолютную власть и злоупотреблять принадлежащими им полномочиями в ущерб политической свободе, интересам и правам буржуазного индивида.

Локк оказал огромное влияние  на европейских мыслителей последующего поколения. На его работы опирались  идеологи Северных Штатов Америки, в  том числе Джордж Вашингтон и  автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон.

   Таким образом, в лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке.

 Целью данной работы является рассмотрение политико-юридического учения о государстве, на основе труда Джона Локка: “Два трактата о государственном правлении”, позволяющее увидеть разницу и понять смысл слова  «государство», о котором размышлял и в которое  верил Локк. 

 

 

 

    1. Джон Локк: вехи жизни и творчества.                    

Джон ЛОКК (1632г.-1704г.), английский философ-материалист крупнейший политический  мыслитель  Англии  XVII в. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества.

Родился в 1632 году в небольшом городке Рингтон (графство Сомерсетшир).  Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорд-канцлера Англии.

В своих исследованиях  опирался, прежде всего, на эмпирический метод познания. Заложил основы либерализма. Опыт воспитательной деятельности лег  в основу педагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате "Мысли о воспитании" (1693г.).

Вместе с Шефтсбери  он находился в эмиграции во Франции (где обстоятельно познакомился с  картезианской философией) и в  Голландии (где сблизился с Вильгельмом  Оранским, который в 1688 в результате "славной революции" стал английским монархом). Вернувшись в 1689 на Родину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственных должностей, но основное время уделял философскому творчеству. Основная работа по политико-правовой проблематике: "О государственном правлении".

Умер в доме леди Мешем, дочери кембриджского платоника  Ральфа Кедворта. Основное произведение - "Опыт о человеческом разумении" - начал писать в 1671г., опубликовал его лишь в 1689г. Кроме этого, им написаны "Послание о веротерпимости" (1689г.), "Два трактата о правлении" (1690г.), "Разумность христианства" (1695г.) и др.

Что касается социально-политические воззрения, то Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную, которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве.

В разделении властей он видел «метод ограничения каких-либо вымогательств» со стороны тех, кому люди доверили власть, «способ ограничить посягательства и предотвратить  злоупотребления той властью, которую  они передали в другие руки лишь ради своего блага». Этот способ сводился к тому, чтобы «уравновесить власть правительства, вложив отдельные части ее в различные руки» [4, с. 62, 65—66].

В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", Локк считал таковым состояние  свободы и равенства людей, живущих  своим трудом, их готовность следовать  разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей  приводит их к осознанию того, что  в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции  отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества.

Он полагал, что главное  естественное право людей - право  на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем  общественного договора создается  политическое общество, формирующее  правительство, ответственное перед  народом. Совместное существование  и взаимодействие частных лиц  в качестве собственников с подачи Локка названо "гражданским обществом", интересы которого призвано защищать "правовое государство", в котором  волю народа выражают народные представители (представительная демократия, депутаты).

Однако Локк имеет в  виду городскую коммуну, в которой  представлен союз мелких частных  собственников. В этом его отличие  от Гоббса. Локк признает, что политическая власть направлена на разрешение конфликтов по поводу собственности.

 

 

 

    1. Государство по Джону Локку.

Государство, по Локку, представляет собой, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот  объем полномочий, которые они  затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов  от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства  у Локка нет и речи. Право  на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек  не отчуждает никому и ни при каких  обстоятельствах. Эти неотчуждаемые  ценности - окончательные границы  власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Цель этого объединения  – общее благо.

Вопрос, считал ли сам Локк, как и многие другие представители школы естественного права, общественный договор историческим фактом или просто пользовались им как рационалистической схемой, методом обоснования определенной политической платформы, остается открытым. Второе решение остается более вероятным.

 На закон и законность  Локк возлагал очень большие  надежды. В установленном людьми  общем законе, признанном ими  и допущенном по их общему  согласию в качестве меры добра  и зла для разрешения всех  коллизий, он усматривал первый  конституирующий государство признак.  Закон в подлинном смысле - отнюдь  не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа.

Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному  существу поведение, соответствующее  его собственным интересам и  служащее общему благу.  Если такой  нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться  законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Свобода, по Локку – это  не анархия, что стремились внушить  Филмер и другие сторонки абсолютизма, и гарантия от произвола, она –  основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу человек, ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. У него нет больше средств  их защитить.

Информация о работе Джон Локк: вехи жизни и творчества