Драматургия А.П.Чехова

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:03, реферат

Описание работы

Существует множество взглядов на творчество А.П.Чехова. Насчитывается множество работ литературоведов, критиков, писателей и многих других. Все это свидетельствует о том, что работы А.П.Чехова очень неоднозначны, они наталкивают на размышления, на анализ, на осмысление, на формирование собственного мнения по проблеме. При жизни пьесы А.П.Чехова не имели огромного успеха, однако сейчас, в наши дни, они популярны не только в России, но и во всем мире! Такие постановки как «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» ставились в Лондоне и Нью-Йорке. Так в чем же своеобразие драматургии А.П.Чехова? Что заставляет людей на протяжении почти века ставить пьесы этого писателя и смотреть их вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое? Цель реферата – получить ответы на поставленные вопросы.

Содержание

1. Введение.

2. Биография и творчество А.П.Чехова.

3. Особенности драматургии А.П.Чехова.

4. А.П.Чехов и театр.

5. Заключение.

6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат имли.docx

— 45.87 Кб (Скачать)

 
Вот основные особенности драматургии  А.П. Чехова:

  1. Некоторые исследователи считают, что его пьесы «бездейственны», так как ключевые и важные события очень часто происходят вне сцены. Например, самоубийство Треплева, продажа вишневого сада и т.д. Другие же называют это явление в пьесах А.П.Чехова «подводным течением».
  2. В чеховских пьесах мы можем наблюдать достаточно ясную авторскую позицию по поставленной проблеме, что считалось раньше неуместным. А.П. Чехов делает это с помощью различных способов, в том числе ремарок. Теперь в пьесах автор – не просто комментатор, а равноправный рассказчик.
  3. В списке действующих лиц чеховской драмы отражаются так называемые «социальные маски» людей, и именно по - этому о людях почти всегда пишется их профессия и семейное положение.
  4. Сам А.П. Чехов считал, что его произведения предназначены исключительно для сцены, а не для домашнего чтения, вот что он говорил: «По моему мнению, пьесы можно печатать только в исключительных случаях. Если пьеса имела успех на сцене, если о ней говорят, то печатать ее следует, если же она, подобно моей, еще не шла на сцене и смирнехонько лежит в столе автора, то для журнала она не имеет никакой цены». И еще одна цитата А.П.Чехова по этому поводу: «Пьес не на сцене я вообще не понимаю и поэтому не люблю».
  5. А.П.Чехов стремился изобразить действие на сцене как можно реалистичнее, ближе к простой жизни. Однако эта особенность не являлась только заслугой А.П.Чехова. До него сблизить театральное действие с реальной жизнью пытались  Тургенев, Островский, Некрасов, Гоголь. 
  6. А.П. Чехов не питался винить в неудачах своих героев какую-либо несправедливость, он намекал на то, что во всем виноват весь уклад жизни, он критиковал людей за то, что они считают «все ненормальное - нормальным».
  7. А.П.Чехов показывает нам всю глубину внутреннего мира героев через их споры и беседы, которые, казалось бы, не имеют особого значения для содержания пьесы. Из этого вытекает еще одна особенность: герои все время погружены в свои внутренние мысли и переживания. Вот что поэтому поводу говорил К. С. Станиславский: «Он уточнил и углубил наши знания о жизни вещей, звуков, света на сцене, которые в театре, как и в жизни, имеют огромное влияние на человеческую душу. Сумерки, заход солнца, его восход, гроза, дождь, первые звуки утренних птиц, топот лошадей по мосту и стук уезжающего экипажа, бой часов, крик сверчка, набат нужны Чехову не для сценического эффекта, а для того, чтобы раскрыть нам жизнь человеческого духа».
  8. Анализируя характер тех средств художественной выразительности, которые драматург использует в своих пьесах, можно сделать вывод, что особенность состоит не в изобретении всех этих новых приемов, а в особом использовании их для создания той специфической условности, которая состоит в постоянной душевной погруженности его основных героев, постоянной сосредоточенности их вокруг жизненных вопросов, которые в соей совокупности и ведут нас к основной идеи произведения.
  9. А.П.Чехов так же стремится выразить характер героев с помощью их речи, делая ее четко типологической и соответствующей только этому герою.
  10. По мнению М. Горького, А.П.Чехов создал «новый вид драматического искусства». Этот «новый вид драматического искусства» Горький назвал «лирической комедией».  
    Впервые свой взгляд на чеховскую драматургию Горький высказал в письме к А.П.Чехову в ноябре 1898 года: «Дядя Ваня» – это совершенно новый вид драматического искусства, молот, которым Вы бьете по пустым башкам публики».
  11. Драматургия А.П.Чехова выражает общественный подъём того времени,  и в своих пьесах он не ставит в центр действия не  «героя – одиночку», а уже массу людей, стремящихся изменить свою жизнь к лучшему.
  12. А.П.Чехов отказался от принципа единодержавия героя. Но не означало, что все действующие лица стали равноценными. Нет единственно главного героя, но действие строится так, что все время какой-то один персонаж на миг всецело овладевает вниманием читателя и зрителя.

      У А.П.Чехова было очень много псевдонимов. Они придумывались для своеобразной игры с читателем, что бы заинтриговать его и позабавить. Вот некоторые из них: «А.П., А.П. Ч-в, Антоша, Антоша Ч., Антоша Чехонте, А-н Ч-те, А.Ч., А. Че-в. Г. Балдастов, Макар, Брат моего брата, Врач без пициентов, Грач, Дон Антонио, Дяденька, Кисляев, М. Ковров, Крапива, Лаэрт, Прозаический поэт, Рувер и Ревур, Улисс, Ц., Человек без селезенки, Шампанский, …въ, Z [4]» и многие другие. Но по настоянию А. С. Суворина свои «серьёзные» произведения в «Новом времени» А.П. Чехов начинает публиковать за полной фамилией, продолжая одновременно традицию литературного псевдонима в юмористической журналистике.

      «Рубеж в истории восприятия Чехова в России ознаменовала смерть писателя. Именно с 1904 года, когда нескончаемым потоком начинают следовать статьи, посвященные чеховскому наследию — их число уже в течение 1904–1905 годов по сравнению с публикациями последних прижизненных лет писателя увеличивается на порядок, — происходит качественный перелом в осознании сущности его творчества и той роли, которую оно сыграло в русской литературе. Именно тогда общим местом чеховедческой критики становятся рассуждения о революционирующей искусство роли писателя, о его произведениях как о важнейшей после Пушкина вехе развития на пути к новой литературе. Однако если мы посмотрим на библиографию подобных статей, докладов и рефератов, то явственно увидим, что среди авторов работ, исполненных безоглядного восхищения чеховским новаторством, почти не будет имен ведущих символистов и культурных деятелей символистского круга. Это не значит, что они не писали о А.П. Чехове. Писали, и много. Более того, именно они первыми заговорили о его пресловутом новаторстве и на протяжении 90-х — начала 900-х годов неоднократно предпринимали попытки вовлечь писателя в свой круг, приобщить его к собственным художественным начинаниям. Достаточно вспомнить ту готовность, с которой В. Брюсов публиковал А.П.Чехова в “Северных цветах” в надежде на дальнейшее сотрудничество, попытки А. Волынского сделать из него соратника в “борьбе за идеализм”  или настойчивые предложения С. Дягилева (а через него и Мережковских) в 1903 году взять на себя редактирование “Мира искусства”. Как известно, Чехов неизменно отвергал все подобные предложения и к укрепившейся на рубеже веков символистской эстетике относился более чем сдержанно. »[5].

                     А.П.Чехов и театр.

       Имя А.П. Чехова-драматурга неразрывно связано с Московским Художественным театром, который первый дал подлинную сценическую жизнь его пьесам. Правда, и до возникновения Художественного театра пьесы Чехова ставились на сценах Москвы, Петербурга и провинции. За исполнение ролей в них брались талантливейшие русские актеры. Так, пьеса «Иванов», написанная в 1887 году, с успехом шла в театре Корта с В. Н. Давыдовым в главной роли. Затем ее поставил Александрийский театр в Петербурге с тем же исполнителем заглавной роли; в роли Саши выступала М. Г. Савина (позднее она играла Анну Петровну). 

Применение  старых, укоренившихся приемов актерского творчества привело к искажению  идейно-художественного замысла  писателя, поэтому провал «Чайки»  на Александрийской сцене в 1896 году, несмотря на то, что в спектакле  участвовали крупнейшие актеры театра, был неизбежен.

        Режиссер Е. П. Карпов подошел к пьесе А.П.Чехова как опытный ремесленник, видя в «Чайке» такую же обычную любовно-бытовую драму. Актеры подгоняли чеховские образы под знакомые, привычные условно-театральные трафареты, не заботясь о своеобразии и верности психологического рисунка. Только Комиссаржевская выделялась на общем безрадостном фоне этого спектакля. Она создавала замечательно глубокий образ Нины Заречной, на многие годы оставшийся непревзойденным. «Чайка русской сцены», как назвали все современники. На сцене Московского Художественного театра «Чайка», а затем и все остальные пьесы Чехова впервые предстали перед зрителем, как новая страница в истории русского и мирового театрального искусства.

       Обращение молодого театра к творчеству А.П.Чехова было не случайным. Московский Художественный театр, созданный в годы революционного подъема, перед первой русской революцией, выступил выразителем мыслей и настроений передовой демократической интеллигенции, той самой интеллигенции, властителями дум которой были Чехов и Горький. Творчество Чехова было глубоко родственно коллективу Московского Художественного театра. Недаром на его сцене одна за другой идут все пьесы Чехова, а «Три сестры» и «Вишневый сад» он пишет специально для Художественного театра.

       Постановка пьес Чехова на сцене этого театра всякий раз являлась событием большого общественного значения. Протестуя против буржуазной действительности, А.П.Чехов одновременно предчувствовал надвигающуюся бурю, будил стремление к лучшему будущему, к прекрасной жизни, когда люди будут свободны и счастливы. Эта тоска но лучшей жизни и вера в то, что она непременно наступит, были проникновенно переданы в спектаклях Художественного театра.

       Единство идеологических основ творчества А.П.Чехова и Художественного театра находило свое отражение и в смелом новаторстве театра в области сценического искусства. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко объединяло с А.П.Чеховым сознание необходимости глубоких сценических реформ, направленных против пошлости и рутины процветавших в буржуазном театре тех лет. Борясь против ремесленничества, штампов, наигрыша и утрировки в актерском исполнении, стараясь максимально приблизить правду искусства к жизненной правде, Московский Художественный театр видел в А.П.Чехове верного союзника. Именно вследствие этого Художественный театр и сумел найти новый подход к драматургии Чехова, требовавшей для своего воплощения совершенно новых методов режиссур и актерской игры. Стремление правдиво показать со сцены подлинную жизнь со всеми ее противоречиями легло в основу поисков нового художественного метода, который был необходим для чеховских пьес.

        Драматургия А.П.Чехова помогла оформиться и определиться искусству Художественного театра. Каждая новая постановка пьес А.П. Чехова была ступенью к достижению художественной правды, которую театр поставил в основу своего искусства.

В этих поисках самое главное, что отличало Художественный театр, — это исключительно  тонкое психологическое исполнение, основанное на вскрытии внутреннего  «подтекста» каждой, даже самой маленькой  роли.

       Артисты Художественного театра жили на сцене, показывая филигранное мастерство в передаче самых тонких душевных движений. Самые глубокие, сильные чувства человека, в жизни обычно остающиеся скрытыми, в МХТ выявлялись тонким, но четким рисунком, делались понятными и близкими зрителю, вызывали в нем горячий, искренний отклик. Артисты Художественного театра в своей игре воплотили требования Чехова, который, добиваясь предельной правдивости актерского исполнения, писал: «Страдания выражать надо так, как они выражаются в жизни, т. е. не ногами и не руками, а тоном, взглядом; не жестикуляцией, а грацией».

       В стремлении воплотить на сцене драматургию Чехова Художественный театр не был одинок. Уже в 1902 году, то есть через пять лет после провала «Чайки», Александрийский театр возобновляет этот спектакль, а затем ставит «Дядю Ваню», «Вишневый сад», «Три сестры». Ставили А.П.Чехова и в крупнейших городах русской провинции. После спектаклей Московского Художественного театра все, обращавшиеся к Чехову, стремились идти по пути, проложенному МХТ, в поисках жизненной правды, как обязательного «зерна» чеховских постановок.  
 

                              Заключение. 

Во введении к данному реферату задавался  вопрос: «Так в чем же своеобразие  драматургии А.П.Чехова? Что заставляет людей на протяжении почти века ставить  пьесы этого писателя и смотреть их вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое?». Можно считать, что ответы на эти вопросы получены. Как уже говорилось ранее, споры и дискуссии по поводу его творчества не утихают до сих пор, но это не мешает чеховским постановкам собирать полные залы по всему миру! А.П.Чехов был удивительным человеком. Его даже можно сравнить с М.Ломоносовым, ведь А.П.Чехов, так же, как и М.Ломоносов преуспел во многих областях знаний. Он смог прекрасно совместить в себе профессию врача, журналиста  и писателя – драматурга. Л. Толстой назвал А.П.Чехова «Пушкиным в прозе», и это определение в еще большей степени справедливо по отношению к чеховским пьесам. Их надо читать не как сюжетный роман, с нетерпением ожидая развязки, а как хорошие стихи, вчитываясь в каждую строчку, в каждую реплику, проникаясь настроением произведения. Текст чеховских пьес настолько поэтичен, что - один из редких случаев в истории музыки - Рахманинов написал романс на слова Сони из «Дяди Вани» («Мы отдохнем…»). Зрителю всегда будут интересны чеховские образы и чеховские характеры. Творчество А.П.Чехова – это шедевр русской литературы  XIX, начала XX веков. 

                     Список литературы. 

[1] –  Паперный З.С. Чехов Антон Павлович \\ Большая советская энциклопедия – 3-е изд.- М., 1978 , Т.29

[2] – Нащокина М.В. Московский модерн. -2-е изд.- М., Жираф , 2005

[3] – Воспоминания Д. Городецкого \\ Биржевые ведомости, 1904

[4] – А.П. Чехов. Полное собрание сочинений в 30 томах \\ Т.18, М., Наука, 1982

[5] – В.Полонский. Чеховский след в драматургии русских символистов \\ Вопросы литературы, №6, 2007

1. Бердников  Г.П. Чехов – драматург. М., 1982

2. Ивлева  Т.Г. Автор в драматургии Чехова. Тверь, Твер. гос. ун-т.,2001

3. Паперный  З.С. «Вопреки всем правилам…»  пьесы и водевили Чехова, М.,1982

4. Строева М.Н. Режиссерские изыскания Станиславского 1897 – 1917. М., 1973

5. А.П.Чехов  в театре. М., Государственное издательство  изобразительного искусства, 1955

6. Wikipedia.org

7. ap.chekhov.ru

8. rus.tgim1.edusite.ru 

Информация о работе Драматургия А.П.Чехова