Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:03, реферат
Существует множество взглядов на творчество А.П.Чехова. Насчитывается множество работ литературоведов, критиков, писателей и многих других. Все это свидетельствует о том, что работы А.П.Чехова очень неоднозначны, они наталкивают на размышления, на анализ, на осмысление, на формирование собственного мнения по проблеме. При жизни пьесы А.П.Чехова не имели огромного успеха, однако сейчас, в наши дни, они популярны не только в России, но и во всем мире! Такие постановки как «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» ставились в Лондоне и Нью-Йорке. Так в чем же своеобразие драматургии А.П.Чехова? Что заставляет людей на протяжении почти века ставить пьесы этого писателя и смотреть их вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое? Цель реферата – получить ответы на поставленные вопросы.
1. Введение.
2. Биография и творчество А.П.Чехова.
3. Особенности драматургии А.П.Чехова.
4. А.П.Чехов и театр.
5. Заключение.
6. Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Отделение Связей с общественностью
Кафедра
связей с общественностью
(реферат по курсу «История мировой литературы
и искусства»)
Выполнил студент
I курса 1201 группы
А.О. Ларина
Научный руководитель,
кандидат филологических наук,
доцент
Е.Ю. Сафронова
____________________
Работа защищена
______________2010 г.
Оценка ____________
Содержание.
1. Введение.
2. Биография и творчество А.П.Чехова.
3. Особенности драматургии А.П.Чехова.
4. А.П.Чехов и театр.
5. Заключение.
6. Список
литературы.
Введение.
А.П. Чехов писал свои произведения на рубеже
XIX и XX веков. Это было особое время -
время перемен в жизни русского народа.
В своих произведениях А.П.Чехов как нельзя
лучше отразил все аспекты старой и, только
устанавливающейся, новой жизни страны.
Именно поэтому пьесы А.П.Чехова имеют
огромную популярность и успех, ведь они
освещают чувства и переживания людей,
показывают реальную жизнь со всеми радостями,
новшествами и проблемами. Автор переносит
действительность того времени на
образы в своих произведениях. Существует
множество взглядов на творчество А.П.Чехова.
Насчитывается множество работ литературоведов,
критиков, писателей и многих других. Все
это свидетельствует о том, что работы
А.П.Чехова очень неоднозначны, они наталкивают
на размышления, на анализ, на осмысление,
на формирование собственного мнения
по проблеме. При жизни пьесы А.П.Чехова
не имели огромного успеха, однако сейчас,
в наши дни, они популярны не только в России,
но и во всем мире! Такие постановки как
«Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» ставились
в Лондоне и Нью-Йорке. Так в чем же своеобразие
драматургии А.П.Чехова? Что заставляет
людей на протяжении почти века ставить
пьесы этого писателя и смотреть их вновь
и вновь, каждый раз открывая для себя
что-то новое? Цель реферата – получить
ответы на поставленные вопросы.
Биография А.П.Чехова.
«Чехов Антон Павлович родился 17(29).1.1860, Таганрог; умер 2(15).7.1904, Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, русский писатель. Отец — купец третьей гильдии, владелец бакалейной лавки. В 1868 А.П.Чехов поступил в таганрогскую гимназию; с детства помогал отцу в лавке. В 1876 разорившийся отец уехал в Москву, за ним последовала семья. Оставшись один, А.П.Чехов продолжал учиться, зарабатывал на жизнь репетиторством. В 1879 окончил гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его в 1884 и получив звание уездного врача, А.П.Чехов некоторое время занимался врачебной практикой.
С конца 70-х гг. началась литературная деятельность А.П.Чехова. Работая в различных юмористических журналах («Осколки» и др.), А.П.Чехов подписывался псевдонимами — Антоша, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др., чаще всего — Антоша Чехонте. Подготовленный к печати в 1882 сборник «Шалопаи и благодушные» (затем озаглавленный «Шалость») не вышел в свет, очевидно по цензурным причинам. Первая книга рассказов А.П.Чехова — «Сказки Мельпомены» (1884), за ней последовали «Пёстрые рассказы» (1886).
В марте 1886 Д. В. Григорович обратился к А.П.Чехову с письмом, в котором говорил о его «настоящем таланте» и призывал «бросить срочную работу...», поберечь ....впечатления для труда обдуманного» (см. «Слово», сб. 2, М., 1914, с. 199—200). Письмо это явилось одним из толчков, ускоривших переход А.П.Чехова от «мелкой» работы к «труду обдуманному». Переход этот, связанный с преодолением чисто юмористических рамок, вторжением в «область серьёза», совершается в 1885—87. Появляются рассказы и повести «Степь», «Именины» (оба — 1888), «Припадок», «Скучная история» (оба — 1889). В эти годы выходят сборники «В сумерках» (1887, отмечены в 1888 половиной Пушкинской премии), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890).
В 1890 Ч. предпринял поездку на остров Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании (очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин», 1893—94, отд. изд. 1895; рассказы «В ссылке», 1892; «Убийство», 1895; как общий итог — повесть «Палата № 6», 1892). Исполненная духом протеста против мрачной, «тюремной» действительности, «Палата № 6» явилась высшей точкой в развитии критического реализма А.П.Чехова конца 80 — начала 90-х гг. В. И. Ленин так передал своё впечатление от произведения: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6» (цит. по кн.: Воспоминания родных о В. И. Ленине, 1955, с. 36).
Во 2-й половине 80-х гг. А.П.Чехов много работал для театра: пьеса «Иванов» (1887—89), одноактная пьеса «Свадьба» (1889, опубл. 1890), пьеса «Леший» (1889, опубликована 1890; переделана затем в пьесу «Дядя Ваня»), ряд водевилей («Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др.).
В 1890—1900-е гг. А.П.Чехов совершил несколько поездок за границу. В 1892 он купил имение Мелихово, в 13 верстах от станции Лопасня (ныне г. Чехов). Он помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892—93), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).
Примерно с 1893 началась новая полоса в творчестве А.П.Чехова. В 1894 он написал рассказ «Студент», где утверждается мысль о том, что «...правда и красота ... продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» (Полн. собр. соч. и писем, т. 8, 1947, с. 348). Произв. этого периода увенчиваются пьесой «Чайка» (1896). Однако после провала пьесы на сцене Александринского театра на смену произведений лирической окрашенности приходят иные произведения. Повесть «Мужики» (1897) и рассказы 1897 отмечены последовательным стремлением писателя раскрыть правду жизни во всей её неприкрашенности, даже жёсткости, показать страшную её изнанку.
В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — начала 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) А.П.Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.
Высшего расцвета в 1890—1900-е годы достигло мастерство А.П.Чехова -драматурга. После «Чайки» он в 1896 создал пьесу «Дядя Ваня» (опубликована в 1897), в 1900—01 — «Три сестры» (отмечена Грибоедовской премией), в 1903—04 — «Вишнёвый сад». Все 4 пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 МХТ (триумфальная премьера «Чайки» — 17 дек. 1898).
В 1898 после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья (туберкулёз) А.П.Чехов перебрался из Мелихова в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном. Позиция А.П.Чехова во время процесса Дрейфуса и разрыв с реакционной газетой А. С. Суворина «Новое время», сочувственное отношение к студенческим волнениям — всё это отражало стремительный идейный рост А.П.Чехова, его повышенный интерес к общественной жизни. Избранный почётным академиком в 1900, он вместе с В. Г. Короленко в 1902 отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания Горького почётным академиком[1]».
«Летом 1904 Чехов выехал на курорт в Германию из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться. Писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в г. Баденвейлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ich sterbe». Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», покойно выпил всё до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда.
Похоронен на Новодевичьем кладбище
в Москве рядом
с могилой отца Павла Егоровича. Памятник
на могиле А. П. Чехова выполнен в 1907-1908
годах в стиле модерн по проекту художника
Л.М. Браиловского[2]».
Особенности драматургии А.П.Чехова.
Первая пьеса А.П.Чехова называлась «Платонов», она очень большая по размеру и походит на его прозу. Далее была написана пьеса «Иванов», в которой затрагивается проблема отсутствия веры. Как уже говорилось ранее, современники в большинстве своем не понимали его пьес, так как они не соответствовали уже сложившимся с то время канонам и правилам драматургии. Спустя время, уже после смерти самого А.П.Чехова, его произведения станут «визитной карточкой» русской драматургии во всем мире. Но пока это время не наступило, в адрес А.П.Чехова лилось много критики, и он умело отбывался от многочисленных нападок, вот что он говорил: «Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни[3]. Хотя, в то же время он сам иногда говорит о своих пьесах как о «странных».
С
пьесы «Чайка» в творчестве А.П.
Чехова начинают появляться «новаторские
черты». Это можно заметить в том, что появляются
образы-символы, прозаическая речь приобретает
особую стихотворную форму, казалось бы,
ничего не значащие бытовые реплики наполняются
глубоким смыслом. Окончив эту пьесу, Чехов
признавался в письме Суворину, что написал
ее «вопреки всем правилам драматического
искусства».
Сюжет «Чайки» - это переплетение судеб,
чувств, из которого трудно выбраться.
Учитель Медведенко любит Машу, Маша влюблена
в Треплева, которой столь же безнадежно
влюблен в Нину, она — в Тригорина, который
после короткого романа с ней возвращается
к Аркадиной. Все эти новаторские черты
«Чайки» были поняты не сразу, и на первом
представлении в Александринском театре
в Петербурге (1896) пьеса провалилась. Лишь
МХАТу удалось дать жизнь чеховской «Чайке».
Ее премьера на сцене этого театра стала
триумфом Чехова-драматурга (1898).
Пьесы
«Дядя Ваня» и «Три сестры»
можно назвать «трагедиями
В «Трех сестрах» (тоже «трагедия неизменности»), в отличие от «Дяди Вани», более ярко прослеживается надежда на более счастливую и лучшую жизнь. В дом сестер Прозоровых из Москвы приезжает полковник Вершинин. Как раз Москва для сестер и есть символ светлого будущего. Однако жизнь сестер с каждым днем становится труднее. В семье появляется Наташа, ставшая женой брата сестер, Андрея. Постепенно она забирает власть в дом и заводит свои порядки. Гибнет на дуэли поручик Тузенбах, за которого после долгих раздумий согласилась выйти замуж Ирина. Покидает город военная батарея – поэтому должны разлучиться полюбившие друг друга Вершинин и Маша. Но все же в последних монологах сестер слышится не только горе, но и упрямая и страстная вера: «жизнь наша еще не кончена», и скоро станет ясно, «зачем мы живем, зачем страдаем…».
Чеховские пьесы часто называют «драмами настроения». Как писал К.С. Станиславский: «Их прелесть в том, что не передается словами, а скрыто под ними или в паузах, или во взглядах актеров, в излучении их внутреннего чувства».
Так же среди драматического наследия
Чехова его одноактные пьесы, которые
часто называют водевилем или пьесами-шутками.
Водевиль чеховской поры утратил свои
традиционные формы. В эти годы он делится
в основном на две разновидности. Одна
из них – миниатюрная комедия - шутка,
чаще всего переводная. В подавляющем
большинстве случаев это был любовный
водевиль, ни в какой мере не затрагивающий
ни вопросов морали, ни тем более вопросов
общественной жизни. Другим распространенным
типом водевиля была комическая сценка,
в отличие от комедии-шутки лишенная динамического
действия, статичная, чаще всего не имеющая
ни внутреннего логического начала, ни
завершения. А.П.Чехов не продолжает традиции
этого водевиля, а разрушает их, выдвигает
свое представление о водевильном жанре.
Прежде всего драматург пытается сделать
водевильную тематику возможно более
широкой. Так, после провала «
Дачного мужа» И.Л.Щеглова он пишет: « Я
такого мнения, что если милый Жан будет
продолжать в духе «Дачного мужа», то его
карьера как драматурга не пойдет дальше
капитанского чина. Нельзя жевать все
в один и тот же тип, один и тот же город,
один и тот же турнюр. Ведь на Руси кроме
турнюров и дачных мужей есть много еще
кое-чего смешного». Глубокое новаторство
А.П.Чехова - водевилиста состояло в том,
что он стремился решительно порвать с
традиционными представлениями о водевильном
жанре в духе бездумной комедии-шутки.
Настаивая на широких возможностях водевиля,
Чехов не только разрушал традиционное
представление о нем как о специфическом
жанре легкой комедии. Он шел значительно
дальше, стремясь вывести водевиль за
обязательные рамки комедии в собственном
смысле этого слова. Так, в письме 14 октября
1888 года он пишет: « Между большой пьесой
и одноактной разница только количественная.
Напишите и вы потихоньку водевиль…»