Драматургия А.П.Чехова

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:03, реферат

Описание работы

Существует множество взглядов на творчество А.П.Чехова. Насчитывается множество работ литературоведов, критиков, писателей и многих других. Все это свидетельствует о том, что работы А.П.Чехова очень неоднозначны, они наталкивают на размышления, на анализ, на осмысление, на формирование собственного мнения по проблеме. При жизни пьесы А.П.Чехова не имели огромного успеха, однако сейчас, в наши дни, они популярны не только в России, но и во всем мире! Такие постановки как «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» ставились в Лондоне и Нью-Йорке. Так в чем же своеобразие драматургии А.П.Чехова? Что заставляет людей на протяжении почти века ставить пьесы этого писателя и смотреть их вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое? Цель реферата – получить ответы на поставленные вопросы.

Содержание

1. Введение.

2. Биография и творчество А.П.Чехова.

3. Особенности драматургии А.П.Чехова.

4. А.П.Чехов и театр.

5. Заключение.

6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат имли.docx

— 45.87 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Отделение Связей с общественностью

Кафедра связей с общественностью 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Драматургия А.П.Чехова.

         (реферат по курсу «История мировой литературы и искусства») 
 

                    Выполнил  студент

                    I курса 1201 группы

                    А.О. Ларина

                    Научный руководитель,

                    кандидат  филологических наук,

                    доцент

                      Е.Ю. Сафронова

                    ____________________

                      Работа защищена 

                    ______________2010 г.

                      Оценка ____________ 
                     
                     

                                                 Барнаул 2010

                      

                          Содержание. 

1. Введение.

2. Биография и творчество А.П.Чехова.

3. Особенности драматургии А.П.Чехова.

4. А.П.Чехов и театр.

5. Заключение.

6. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Введение.

     А.П. Чехов писал свои произведения на рубеже XIX и XX веков. Это было особое время -  время перемен в жизни русского народа. В своих произведениях А.П.Чехов как нельзя лучше отразил все аспекты старой и, только устанавливающейся, новой жизни страны. Именно поэтому пьесы А.П.Чехова имеют огромную популярность и успех, ведь они освещают чувства и переживания людей, показывают реальную жизнь со всеми радостями, новшествами и проблемами. Автор переносит действительность того времени на  образы в своих произведениях. Существует множество взглядов на творчество А.П.Чехова. Насчитывается множество работ литературоведов, критиков, писателей и многих других. Все это свидетельствует о том, что работы А.П.Чехова очень неоднозначны, они наталкивают на размышления, на анализ, на осмысление, на формирование собственного мнения по проблеме. При жизни пьесы А.П.Чехова не имели огромного успеха, однако сейчас, в наши дни, они популярны не только в России, но и во всем мире! Такие постановки как «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» ставились в Лондоне и Нью-Йорке. Так в чем же своеобразие драматургии А.П.Чехова? Что заставляет людей на протяжении почти века ставить пьесы этого писателя и смотреть их вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое? Цель реферата – получить ответы на поставленные вопросы.  

                  Биография А.П.Чехова. 

     «Чехов Антон Павлович родился 17(29).1.1860, Таганрог; умер 2(15).7.1904, Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, русский писатель. Отец — купец третьей гильдии, владелец бакалейной лавки. В 1868 А.П.Чехов поступил в таганрогскую гимназию; с детства помогал отцу в лавке. В 1876 разорившийся отец уехал в Москву, за ним последовала семья. Оставшись один, А.П.Чехов продолжал учиться, зарабатывал на жизнь репетиторством. В 1879 окончил гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его в 1884 и получив звание уездного врача, А.П.Чехов некоторое время занимался врачебной практикой.

   С конца 70-х гг. началась литературная деятельность А.П.Чехова. Работая в различных юмористических журналах («Осколки» и др.), А.П.Чехов подписывался псевдонимами — Антоша, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др., чаще всего — Антоша Чехонте. Подготовленный к печати в 1882 сборник «Шалопаи и благодушные» (затем озаглавленный «Шалость») не вышел в свет, очевидно по цензурным причинам. Первая книга рассказов А.П.Чехова — «Сказки Мельпомены» (1884), за ней последовали «Пёстрые рассказы» (1886).

   В марте 1886 Д. В. Григорович обратился к А.П.Чехову с письмом, в котором говорил о его «настоящем таланте» и призывал «бросить срочную работу...», поберечь ....впечатления для труда обдуманного» (см. «Слово», сб. 2, М., 1914, с. 199—200). Письмо это явилось одним из толчков, ускоривших переход А.П.Чехова от «мелкой» работы к «труду обдуманному». Переход этот, связанный с преодолением чисто юмористических рамок, вторжением в «область серьёза», совершается в 1885—87. Появляются рассказы и повести «Степь», «Именины» (оба — 1888), «Припадок», «Скучная история» (оба — 1889). В эти годы выходят сборники «В сумерках» (1887, отмечены в 1888 половиной Пушкинской премии), «Невинные речи» (1887), «Рассказы» (1888), «Хмурые люди» (1890).

   В 1890 Ч. предпринял поездку на остров Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании (очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин», 1893—94, отд. изд. 1895; рассказы «В ссылке», 1892; «Убийство», 1895; как общий итог — повесть «Палата № 6», 1892). Исполненная духом протеста против мрачной, «тюремной» действительности, «Палата № 6» явилась высшей точкой в развитии критического реализма А.П.Чехова конца 80 — начала 90-х гг. В. И. Ленин так передал своё впечатление от произведения: «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6» (цит. по кн.: Воспоминания родных о В. И. Ленине, 1955, с. 36).

   Во 2-й половине 80-х гг. А.П.Чехов много работал для театра: пьеса «Иванов» (1887—89), одноактная пьеса «Свадьба» (1889, опубл. 1890), пьеса «Леший» (1889, опубликована 1890; переделана затем в пьесу «Дядя Ваня»), ряд водевилей («Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др.).

   В 1890—1900-е гг. А.П.Чехов совершил несколько поездок за границу. В 1892 он купил имение Мелихово, в 13 верстах от станции Лопасня (ныне г. Чехов). Он помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892—93), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).

   Примерно  с 1893 началась новая полоса в творчестве А.П.Чехова. В 1894 он написал рассказ «Студент», где утверждается мысль о том, что «...правда и красота ... продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле» (Полн. собр. соч. и писем, т. 8, 1947, с. 348). Произв. этого периода увенчиваются пьесой «Чайка» (1896). Однако после провала пьесы на сцене Александринского театра на смену произведений лирической окрашенности приходят иные произведения. Повесть «Мужики» (1897) и рассказы 1897 отмечены последовательным стремлением писателя раскрыть правду жизни во всей её неприкрашенности, даже жёсткости, показать страшную её изнанку.

   В трилогии «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898), в рассказах и повестях конца 1890 — начала 1900-х гг., в последнем рассказе «Невеста» (1903) А.П.Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.

   Высшего расцвета в 1890—1900-е годы достигло мастерство А.П.Чехова -драматурга. После «Чайки» он в 1896 создал пьесу «Дядя Ваня» (опубликована в 1897), в 1900—01 — «Три сестры» (отмечена Грибоедовской премией), в 1903—04 — «Вишнёвый сад». Все 4 пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 МХТ (триумфальная премьера «Чайки» — 17 дек. 1898).

   В 1898 после смерти отца, а также  в связи с ухудшением здоровья (туберкулёз) А.П.Чехов перебрался из Мелихова в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном. Позиция А.П.Чехова во время процесса Дрейфуса и разрыв с реакционной газетой А. С. Суворина «Новое время», сочувственное отношение к студенческим волнениям — всё это отражало стремительный идейный рост А.П.Чехова, его повышенный интерес к общественной жизни. Избранный почётным академиком в 1900, он вместе с В. Г. Короленко в 1902 отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания Горького почётным академиком[1]».

   «Летом 1904 Чехов выехал на курорт в Германию из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться. Писатель скончался 2 (15) июля 1904 года в г. Баденвейлере, Германия. Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. После он велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ich sterbe». Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», покойно выпил всё до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда.

     Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой отца Павла Егоровича. Памятник на могиле А. П. Чехова выполнен в 1907-1908 годах в стиле модерн по проекту художника Л.М. Браиловского[2]». 

        Особенности драматургии А.П.Чехова. 

      Первая  пьеса А.П.Чехова называлась «Платонов», она очень большая по размеру  и походит на его прозу. Далее была написана пьеса «Иванов», в которой затрагивается проблема отсутствия веры. Как уже говорилось ранее, современники в большинстве своем не понимали его пьес, так как они не соответствовали уже сложившимся с то время канонам и правилам драматургии. Спустя время, уже после смерти самого А.П.Чехова, его произведения станут «визитной карточкой» русской драматургии во всем мире. Но пока это время не наступило, в адрес А.П.Чехова лилось много критики, и он умело отбывался от многочисленных нападок, вот что он говорил: «Требуют, чтобы были герой, героиня сценически эффектны. Но ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни[3]. Хотя, в то же время он сам иногда говорит о своих пьесах как о «странных».

      С пьесы «Чайка» в творчестве А.П. Чехова начинают появляться «новаторские черты». Это можно заметить в том, что появляются образы-символы, прозаическая речь приобретает особую стихотворную форму, казалось бы, ничего не значащие бытовые реплики наполняются глубоким смыслом. Окончив эту пьесу, Чехов признавался в письме Суворину, что написал ее «вопреки всем правилам драматического искусства».  
Сюжет «Чайки» - это переплетение судеб, чувств, из которого трудно выбраться.  
Учитель Медведенко любит Машу, Маша влюблена в Треплева, которой столь же безнадежно влюблен в Нину, она — в Тригорина, который после короткого романа с ней возвращается к Аркадиной. Все эти новаторские черты «Чайки» были поняты не сразу, и на первом представлении в Александринском театре в Петербурге (1896) пьеса провалилась. Лишь МХАТу удалось дать жизнь чеховской «Чайке». Ее премьера на сцене этого театра стала триумфом Чехова-драматурга (1898).
 

      Пьесы «Дядя Ваня» и «Три сестры»  можно назвать «трагедиями неизменности». В них показывается жизнь как что-то монотонное и неизменное, и даже события, происходящие в этой жизни, не изменят ее суть. В драме «Дядя Ваня», конфликт нарастает между жителями усадьбы профессора Серебрякова. Вскрываются тайные чувства, когда управляющий имением Войницкий начинает обвинять своего кумира – бездарного и самовлюбленного Серебрякова. После формального, неискреннего перемирия, может показаться, что все будет как прежде. Но в реальности уже что-то потеряно в жизни этих людей. Утратила надежду на любовь доктора Астрова племянница Войницкого Соня. Однако в последнем монологе Соня все-таки говорит с надеждой: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах».

        В «Трех сестрах» (тоже «трагедия неизменности»), в отличие от «Дяди Вани», более ярко прослеживается надежда на более счастливую и лучшую жизнь. В дом сестер Прозоровых из Москвы приезжает полковник Вершинин. Как раз Москва для сестер и есть символ светлого будущего. Однако жизнь сестер с каждым днем становится труднее. В семье появляется Наташа, ставшая женой брата сестер, Андрея. Постепенно она забирает власть в дом и заводит свои порядки. Гибнет на дуэли поручик Тузенбах, за которого после долгих раздумий согласилась выйти замуж Ирина. Покидает город военная батарея – поэтому должны разлучиться полюбившие друг друга Вершинин и Маша. Но все же в последних монологах сестер слышится не только горе, но и упрямая и страстная вера: «жизнь наша еще не кончена», и скоро станет ясно, «зачем мы живем, зачем страдаем…».

         Чеховские пьесы часто называют «драмами настроения». Как писал К.С. Станиславский: «Их прелесть в том, что не передается словами, а скрыто под ними или в паузах, или во взглядах актеров, в излучении их внутреннего чувства».

         Так же среди драматического наследия Чехова его одноактные пьесы, которые часто называют водевилем или пьесами-шутками. Водевиль чеховской поры утратил свои традиционные формы. В эти годы он делится в основном на две разновидности. Одна из них – миниатюрная комедия - шутка, чаще всего переводная. В подавляющем большинстве случаев это был любовный водевиль, ни в какой мере не затрагивающий ни вопросов морали, ни тем более вопросов общественной жизни. Другим распространенным типом водевиля была комическая сценка, в отличие от комедии-шутки лишенная динамического действия, статичная, чаще всего не имеющая ни внутреннего логического начала, ни завершения. А.П.Чехов не продолжает традиции этого водевиля, а разрушает их, выдвигает свое представление о водевильном жанре. Прежде всего драматург пытается сделать водевильную тематику возможно более широкой. Так, после провала « 
Дачного мужа» И.Л.Щеглова он пишет: « Я такого мнения, что если милый Жан будет продолжать в духе «Дачного мужа», то его карьера как драматурга не пойдет дальше капитанского чина. Нельзя жевать все в один и тот же тип, один и тот же город, один и тот же турнюр. Ведь на Руси кроме турнюров и дачных мужей есть много еще кое-чего смешного». Глубокое новаторство А.П.Чехова - водевилиста состояло в том, что он стремился решительно порвать с традиционными представлениями о водевильном жанре в духе бездумной комедии-шутки. Настаивая на широких возможностях водевиля, 
Чехов не только разрушал традиционное представление о нем как о специфическом жанре легкой комедии. Он шел значительно дальше, стремясь вывести водевиль за обязательные рамки комедии в собственном смысле этого слова. Так, в письме 14 октября 1888 года он пишет: « Между большой пьесой и одноактной разница только количественная. Напишите и вы потихоньку водевиль…»  

Информация о работе Драматургия А.П.Чехова