Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:35, реферат
Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к Дому – одновременно и хозяйству, и помещению, и его насельникам – в соответствии с многовековой традицией, которая не укладывается в схематические представления современных нам систем, идей или концепций. Дом вести – государю, то есть одновременно и гражданину (иконное значение слова государь), и хозяину, и господину. Взаимообратим
Надежда на полную свободу
оказывается иллюзорной. Диалектика
общественного развития постоянно
переосмысляла отношение
На основе поисков общего словесного корня, возникают термины, разводящие по сторонам ипостасии семейной, социальной и государственно важной жизни: муж и мужик и мужчина, жена и женка и женщина. Да и сама эта жизнь на изломе средневековья представляет столь же зыбко, неопределенно, в разных своих проявлениях: живот, житие или собственно жизнь – в непонятных сплетениях смысла, как бы еще прорастая из общего корня – рода, семьи, дома.
Так глава 24 гласит:
« В домашнем хозяйстве и всюду,
всякому человеку, хозяину и хозяйке,
или сыну и дочери, или слугам,
мужчинам и женщинам, и всякому
мастеровому человеку, старому и
малому, и ученикам любое дело начать
и рукодельничать: или аду и
питье готовить, или печь что и
разные припасы делать и всякое рукоделье
и ремесло, и приготовясь, отчистясь
от всякой грязи и руки начисто вымыв,
прежде всего – святым образом поклониться
трижды в землю, а если болен – только
до пояса, а кто может – «Достойно есть»
произнести, так, благословясь у старшего,
и молитву Исусову проговорить, да, перекрестясь,
и молвит: «Господи, благослови, Отче!»
– с тем и начать всякое дело, тогда ему
божья милость поспешествует, ангелы незримо
помогают, а бесы исчезнут, и дело такое
Богу в честь, а душе на пользу.
А есть и пить с
благодарностью – будет сладко,
что впрок сделано, то мило, делать
же с молитвой и с доброй беседой
или в молчании, а если во время
дела какого раздастся слово праздное
и непристойное, или с ропотом,
или со смехом, или с кощунством
грязные и блудливые речи и
песни бесовские да игра, - от такого
дела и от такой беседы божья милость
отступит, ангелы отойдут в скорби,
и возрадуются бесы, видя, что
волю их исполняют безумные христиане.
И приступят тут лукавые, влагая
в помысел всякую злобу, вражду и
ненависть, и подвигнуть мысли на
блуд и на гнев и на всякое кощунство
и сквернословие, и на всякое прочие
зло, - и вот уже дело, еда и
питье, не спорится, и каждое ремесло
и всякое рукоделие не по-божески
свершается, Богу во гневе, ибо не благословенное
людям не нужно, не мило, да и не прочно
оно, а еда и питье не вкусны
и не сладки, только дьяволу да слугам
его и угодно, и радостно, А
кто еду и питье и какое
еще рукоделье не чисто исполнит,
и в ремесле каком что украдет,
подмешает, подменит или соврет и
притом побожится ложно: не настолько
сделано или не в столько стало,
а он врет, - так те все дела не
угодны Богу, и тогда запишут их
беседы, и за это все взыщется
с человека в день Страшного суда.
И хозяин обманул, и людям навредил,
да и впредь никто ему не поверит.
А если что сотворил не по правде
или приврал и выклянчил, или
выторговал обманом, - благословен подобный
доход, не надежен, и милостыня с
него неприятна Богу. От праведных
же трудов и от чистых доходов и
себе надежно, и Богу достойно дать,
и такая милостыня Богу приятна.
А сам человек Богу угоден и
людьми почтен, всякий ему во всем доверяет:
и в этом мире добрыми делами Богу
он угодит, и в будущей жизни
во веки царствует».
Памятник классической
литературы – Домосторой – каждое
новое поколение читателей воспринимает
по-своему. Сегодня мы уже не видим в Домострое
однозначное отрицательных характеристик,
но – в зависимости от установки – полярно
оцениваем положительные его черты.
Для одних это
– возвращение к принципам
«мещанской морали», которые оказываются
необходимыми в известные моменты:
«Не кради, не бей жену, не пей, соседей
не обманывай, не хватайся за оглоблю
при каждом вопросе, не сморкайся
в скатерть, когда тебя в гости
позовут и т. д.». В сущности, весь
набор порядочности человеческой и есть
мещанская мораль. Она не руководствуется
стремлением передать человечество –
ну, и что же, разве только то хорошо, что
ведет на баррикады? В ней заложены человеческие
вечные ценности, и самое главное – здравый
смысл.
Другие воспринимают
традиции Домостроя глубже и основательнее.
В трудах русских философов представлено
объяснение многих особенностей русского
мировоззрения – на фоне проблем,
затронутых в Домострое. Не говоря уж
о славянофилах, даже рьяные западники,
как это ни парадоксально, упрекая своих
современников во многих пороках и слабостях,
по существу, сожалели о тех временах,
когда у их соотечественников были «домашний
очаг», «привычки и правила», «симпатия
и любовь», - а теперь «все протекает, все
уходит, не оставляя следа ни вне, ни внутри
нас. В своих домах мы как будто на постое,
в семье имеем вид чужестранцев…»
Прежние представления
о чужом и своем оказались
разрушенными. Мир и Дом поменялись
местами, и Дом опрокинут в
Мир, обеднив его. Утрачивая Дом,
человек становился бездомным изгоем,
опустошенным бродягой. «Гулящие люди»
бродят по свету, и Мир предстает
неуютным, связи разорваны, и нет
ни родства, ни природы – Рода, о
котором во всех его ипостасиях так
тоскуют писатели 20 века, от Пришвина до
Распутина.
«Прошлое всегда
продолжает жить и действовать», - замечает
Бердяев, поскольку – «история дана
нам не извне, а изнутри» – она
в нас самих. «Пафос злобной ненависти
к прошлой культуре», - продолжает
философ, - объясняется незнанием
этой культуры, но знать ее необходимо
как историю своего же духа, ведь
«человек менял одежды и идеи, но сам изменялся
мало», «до сих пор родовая мораль определяет
нравственные оценки, до сих пор призрачные
чувства владеют людьми. Мораль племени
еще сильна». Русская философия этична
и продолжает этим традиционный тип русской
рефлексии, для которой идеал важнее идеи.
От века даны твердыни
и устои жизни: семья, живым, личным
отношением связывающая наше настоящее
с прошлым и будущим; отечество,
расширяющее и наполняющее нашу
душу содержанием душу содержанием
души народной с ее славными преданиями
и упованиями; наконец, церковь, окончательно
избавляющая на от всякой тесноты, связывая
и личную, и национальную жизнь
с тем, что вечно и безусловно.
Итак, о
чем же думать? Живи
жизнью целого, раздвинь во все стороны
границы своего маленького я,
1. Чаадаев П.Я.
Статьи и письма. – Москва, 1989
год – с.41.
«принимай к сердцу»
дело других и дело всех, будь добрым
семьянином, ревностным патриотом, преданным
сыном церкви, и ты узнаешь на
деле добрый смысл жизни, и не нужно
будет его искать и придумывать
ему определение. В таком взгляде
есть начало правды, но только начало,
остановиться на нем невозможно –
дело вовсе не так просто, как
кажется.
Задание № 3:
Он знал и ощущал
страхи и ужасы существования: чтобы
иметь вообще возможность жить, он
вынужден был заслонить себя от них
блестящим порождением грез. Как
ба мог иначе такой болезненно
чувственный, такой неистовый в
своих желаниях, такой из ряда вон
склонный к страданию народ вынести
существование, если бы оно не было
представлено ему в его богах
озаренным в столь
/ Ф. Ницше /
В данном высказывании,
немецкого философа Фридриха Ницше,
речь идет об Античной культуре. В греческой
религии и искусстве он увидел
два противоположных и
Сын Зевса и Латоны Аполлон – бог Света и Солнца, покровитель искусств и непревзойденный игрок на арфе, бог гармонии и меры, бог, возвещающий истину и грядещее. Дионис – сын Зевса и фиванки Семелы – божество буйных сил природы, бог экстаза, опьянения и вина. Аполлона чтили знаменитыми Пифийскими играми, где арфисты и кифареды состязались в музыкальном искусстве (победитель получал венок из лавра – священного дерева Аполлона). В честь Диониса устраивались исступленно-буйные оргии, освобождение человека от обычных запретов. Они получили название «вакханалии», от прозвища Диониса – «Вакх».