Автор: o*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 11:32, реферат
Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имея. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина достижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то таким писателем прежде всего следовало бы назвать Дениса Ивановича Фонвизина.
Последние три года жизни Фонвизин был тяжело болен. В течение 1791 года он перенес четыре апоплексических удара. Наблюдая репрессии, обрушившиеся на его соратников-просветителей, одинокий, затравленный цензурой и к тому же испытывающий материальные затруднения из-за нечестности арендаторов его имений, Фонвизин пребывает в состоянии душевного надлома. Последние его сочинения пронизаны мотивами религиозного раскаяния. К наиболее значительным среди них следует отнести "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (1791).
В этом автобиографическом повествовании, задуманном в четырех книгах, Фонвизин следует примеру Ж.-Ж. Руссо с его знаменитой "Исповедью". "Испытание моей совести" - так определит содержание своей повести автор. Год за годом, начиная с воспоминаний раннего детства и проникновенных рассказов о своих родителях, Фонвизин обозревает прожитое. Первые уроки чтения церковных книг, учеба в университетской гимназии, служба у Елагина, первые литературные дебюты. Повествование обрывается на событиях 1769 года, отмеченного шумным успехом комедии "Бригадир". Исповедальность тяжело больного человека накладывает печать на все сочинение, диктуя известную выборочность сообщаемых фактов и своеобразную оценочность наиболее важных, по его мнению, моментов его нравственной жизни.
Фонвизин не оставлял перо до самых последних дней жизни. Им была еще написана трехактная комедия "Выбор гувернера". О чтении этой комедии в доме Державина 30 ноября 1792 года, за день до смерти великого сатирика, сохранились известия в мемуарах И. И. Дмитриева (Дмитриев И. И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866, с. 58-59).
Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество было пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения крепостническим злоупотреблениям звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которой был Д. И. Фонвизин.