Деятели исскуств во Второй мировой войне

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:30, реферат

Описание работы

Тема памяти и в искусстве и в размышлениях деятелей культуры осознается как тема большого эпического дыхания, как движущее начало развития культуры.

Работа содержит 1 файл

Деятели исскуств во время второй мировой воны.rtf

— 174.62 Кб (Скачать)

Паустовский обладал редкостным даром находить драгоценные крупицы поэзии в самых, казалось бы, безнадежно прозаических предметах. Изменчивую, подвижную физиономию любого края нашей древней "земли людей" - от окрестностей "Южной Пальмиры" до предгорий снежного Алтая - он умел запечатлеть так ярко и точно, что его словесные картины, как было сказано о нем одним из его друзей, впору было заключить в раму и повесить на стену.

Однако в первые тяжкие месяцы фашистского "блицкрига" его прежнее восприятие родной природы резко меняется; израненная, поруганная врагом, искореженная и обгоревшая, она вянет и меркнет у него на глазах.

Паустовский с самого начала стал писать о том, как эта военная реальность настигает мирных людей в их обыденной, "гражданской" жизни, срывая с насиженных мест, докатываясь даже туда, где еще и репродуктор - в новинку и самолет - невиданный "серебряный гусь". Она может сломать привычный бытовой уклад, непоправимо покалечить судьбы.

"Дым отечества" входит в число произведений, чья судьба полна превратностей и даже тайн. Это относится и к другим романам Паустовского; среди них были потерянные, были сожженные автором или годами выдерживаемые в ящике письменного стола, словно виноградное вино в погребке. Овладевая трудным для себя крупным жанром, писатель не всегда был уверен в успехе и сам, как иной раз его герои, полагался порой на волю всемогущего случая. Но скорее всего он просто был дальновидней иных своих критиков и понимал, что с годами из "спорного" многое станет бесспорным.

Белокуриха давно уже не "маленький курорт", а город, но можно и сегодня увидеть окрестности Шестой дачи такими, какими их видел и изобразил в романе "Дым отечества" Паустовский.

Но не только природа интересовала писателя. Непростые судьбы людей, с которыми он встречался на Алтае, естественно и закономерно вписались в "алтайские страницы" его творчества. По свидетельству старожилов Белокурихи, существовал реальный прототип образа сторожа Крынкина из романа "Дым отечества" и рассказа "Правая рука". Встречи на Алтае дали материал и для других рассказов писателя - "Спор в вагоне", "Приказ по военной школе".

В "Повести о жизни" Константина Георгиевича Паустовского есть один замечательный осенний пейзаж; его невольно воспринимаешь как печальное эхо сразу двух злополучных дат-перевертышей: 1914 - 1941. Этот пейзаж похож и на предупреждение и на запоздалое заклятие неминучей беды:

"Великолепная осень стояла в те дни над Москвой. Деревья роняли золоченую листву на стволы орудий. Орудия и зарядные ящики стояли серыми шеренгами вдоль московских бульваров, дожидаясь отправки на фронт.

Прозрачное, небывало густое и синее небо - дорога перелетных стай - простиралось над городом в сиянии тускнеющего солнца. И все сыпалась и сыпалась листва, заваливала крыши, тротуары, мостовые, шуршала под метлами дворников, под ногами прохожих, как бы стараясь напомнить людям, что вокруг них все еще существует забытая ими земля, что, может быть, ради этой земли, ради слабого блеска сентябрьской паутины, ради ясности сухих и прохладных горизонтов, ради затишливых вод, вздрагивающих от упавшего с деревьев кусочка коры, ради запаха желтеющей ракиты, ради всей этой шелестящей, необыкновенно прекрасной России, ради ее деревень, ее изб, курящихся молочным дымом соломы, синеватых речных туманов, ее прошлого и будущего - ради всего этого все честные люди всего мира огромным совместным усилием остановят эту войну".

Одним из интереснейших и наиболее значительных произведений о войне, на мой взгляд, являются произведения Леонида Соболева. Мне нравится, как пишет о войне Соболев. Ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на войне.

В периоды исторических потрясений, как известно, резко увеличивается потребность общества в публицистике -- прямом, открытом, страстном слове журналиста, писателя, отличающемся особой социально-политической направленностью, агитационностью, острой проблемностью. В это время публицистичностью пронизываются все жанры прозы, поэзии, драматургии. Но ведущую роль в литературной жизни общества в такие периоды, особенно на первых порах, играет собственно публицистика, предназначенная для публикации в периодике и характеризующаяся политической злободневностью, оперативностью в освещении событий, силой эмоционального и идеологического воздействия на читателя.

В период Великой Отечественной войны к ее мобильным жанрам обращались почти все писатели. На страницах газет и журналов печатались корреспонденции, статьи, очерки, памфлеты, рассказы А. Толстого, А. Фадеева, И. Эренбурга, Н. Тихонова, М, Шолохова, А. Твардовского, Л. Соболева, Вс. Вишневского, К. Симонова, К. Паустовского.

Многие писатели стали работниками армейской и фронтовой печати, военными корреспондентами, командирами, политработниками. Стремление выразить чувства и мысли, владевшие каждым из них, обусловило открытый лиризм статей А. Толстого, страстную патетику Б. Горбатова, публицистический накал выступлений И. Эренбурга, философские раздумья Л. Леонова.

А. Толстой стал летописцем войны. Его публицистика явилась ее хроникой, отразившей этапы борьбы и подвига советского народа, весь комплекс проблем, обусловленных войной. Более других А. Толстой обращался к истории народа, истокам его восхождения через века («Откуда пошла русская земля», «Стыд хуже смерти», «Родина»). Мысль об ответственности советских людей не только перед будущим, но и перед прошлым становится сквозной в его статьях, воссоздающих исторические картины войн и походов, традиции воинской доблести русского народа, его культуры и нравственности. Взывает писатель и к духу славянского единства во имя борьбы с фашизмом («Весь славянский мир должен объединиться для разгрома фашизма»). Одновременно А. Толстой анализирует программу нацистской партии, причины популярности Гитлера и состояние духа германского общества («Фашисты ответят за свои злодеяния», «Кто такой Гитлер и чего он добивается?», «Я призываю к ненависти»), чтобы развенчать перед миром фашизм. Статьи А. Толстого проникнуты страстной любовью к русскому народу.

Также самостоятельную художественную ценность приобрели в эти годы писательские записи, дневники, заметки, зарисовки. Характер и содержание военных дневников определялись необходимостью сохранить для истории наблюдения очевидцев, взгляд на события их участников. Таковы «Дневники военных лет» Вс. Вишневского, «Ленинград в дни блокады» А. Фадеева, «Ленинградский дневник» В. Инбер, «Родина и чужбина» А. Твардовского, вышедший с подзаголовком «Страницы записной книжки», серия зарисовок Н. Тихонова «В те дни», К. Федина «Свидание с Ленинградом» и др.

Дневники были формой очерковой литературы, в которой достоверность изображения, опора автора на факты соединялись с его страстной заинтересованностью.

Будучи свободным, чаще всего хроникальным повествованием, включающим в себя репортаж о событиях, характеристики военной, бытовой или психологической ситуации, дневники военных лет запечатлели наблюдения и размышления участников исторических событий. «Дневники военных лет» Вс. Вишневского покоряют достоверностью исторических свидетельств и масштабностью обобщений, являясь и наблюдениями над жизнью блокадного Ленинграда, и раздумьями о настоящем и будущем, и анализом противоречий времени, состояния литературы. Позицию Вс. Вишневского определяет вера в «невероятную выносливость нашего народа», его «доброту, откровенность, простоту», в которых писатель видел залог победы. Та же высокая гордость за людей, вы стоявших первую блокадную зиму, заставляет А. Фадеева писать: «Мне кажется, есть на свете вещи, которые в силах вынести только русский человек».

В романах конца войны интерес к личностному началу в человеке усиливается, становясь преобладающим в произведениях Шолохова и Фадеева. На первый план выдвигались в герое качества народности, патриотизма, сознательности независимо от социального положения, профессии, национальности. «Социалистическая социальность» стала природой характера советского человека, созданного литературой в военные годы. Человек в ней выступал прежде всегда его слитности с обществом, а не только как индивидуальность.

Нравственный климат общества, определяющийся борьбой за жизнь и независимость социалистического государства, не мог не повлиять на литературу. Общественно-исторические события, воздействуя на способы познания действительности, вызывали концентрацию таких признаков, которые до сих пор в них не были ведущими,-- эпичность, героичность, лиризм.

Природа эпичности в прозе Отечественной войны была обусловлена слитностью жизни и борьбы отдельного человека с жизнью и борьбой всего народа. События в рассказах и повестях военных лет предстают как живое протекание истории. И социальная активность героев ее творящих, соответствовала тенденции исторического развития. Эпичность была связана с характером героического.

Общие тенденции советской литературы военных лет в изображении мужества и героики советского человека, так или иначе, сказались в каждом значительном произведении большой и малой формы.

Война осмысляется в прозе как школа мужества и страданий, школа любви и ненависти, как величайшее испытание человечности, которое с честью выдержали советские люди.

Тяготение к достоверности в сочетании с широкой обобщенностью изображения составляет силу героических повестей и рассказов военных лет. Писатели в войну искали форму, которая создавала бы впечатление невыдуманности, доподлинности изображаемого. Иллюзия жизненной достоверности нередко создавалась тем, что рассказ велся от имени участников событий, голос автора сливался с голосами героев. Писатели, прежде всего, стремились быть верными «психологии фактов».

В целом социально-психологическая проза явилась новым этапом в постижении человека и войны, прежде всего потому, что в центре ее оказалась личность -- цельная, мыслящая, творческая; события были воссозданы в их достоверности, точности, суровой правде. Однако, отказавшись от романтически обобщенного взгляда на происходящее, углубившись в анализ событий и душ, она ограничивала широту философского осмысления действительности. Романы, появившиеся в конце войны, должны были восполнить эту утрату.

Таковы наиболее значительные произведения исторической прозы периода Отечественной войны. В них в полной мере проявились гражданственность и высокая идейность нашей литературы: книги о прошлом крепили патриотические силы, звали к защите исторических завоеваний народа, к победе. Крупных успехов достигли писатели в воплощении волевых, героических народных характеров. Именно такими изображены ведущие персонажи всех упомянутых выше произведений.

 

 

Заключение

 

На современном этапе наша литература, идя испытанным путем обогащения художественных форм, благодаря новаторскому развитию наиболее плодотворных традиций, значительно расширила масштабы как традиций, так и новаторства. Если сравнительно недавно в понятие «традиции» включалось главным образом классическое наследие прошлых эпох, то в настоящее время уже существуют и оказывают свое воздействие и традиции самого социалистического реализма.

Традиции эти возникли и укрепились не стихийно, а в результате напряженных поисков. Не случайно слово «поиск» приобрело такую популярность. И характерно, что сами писатели связывают художественные искания с поисками истины, а истина в словоупотреблении Шолохова, Бондарева и других писателей является не просто синонимом правды, а ее высшим выражением.

Закономерно, что одновременно с необычайно возросшим вниманием к художественному своеобразию, оригинальности и совершенству произведения в последнее время так властно звучит требование достоверности. И литература охотно откликается на это требование, погружаясь в исследование жизни, обращаясь к свидетельствам участников привлекших внимание писателей событий. Достаточно указать на популярность, которой пользуются мемуары о Великой Отечественной войне. Ни один писатель, пытающийся показать величие подвига советского народа, спасшего ценой огромных жертв Родину, цивилизацию человечества, не может не оценить по достоинству значения свидетельств, размышлений, выводов, которыми так богаты эти произведения, хотя большая часть их авторов не преследовала литературных целей, а стремилась правдиво рассказать о том, что выпало на их долю и долю страны в грозные военные годы. Но эти правдивые свидетельства, не преломленные через призму жанровых и стилевых канонов романа, повести, драмы, стимулировали поиски новых форм и играют огромную роль в обогащении современной художественной мысли, в воспитании читателя.

Также художественная мысль нередко является памятью - память народа и память самого художника.

Если Время синтезирует в художественном произведении историю и современность, то память - это и прошлое и эстафета в будщее.

Особенно мощно и проникновенно мотив памяти зазвучал в произведениях о Великой Отечественной войне. Зазвучал как утверждение величия подвига в защиту Отечества и как завет грядущим поколениям. И чем дальше отодвигаются события тех героических лет, тем ощутимее становится всечеловеческое значение свершенного советским народом подвига и все более возрастает роль памяти о нем.

Память, даже самая горькая, поднимает человека над Временем, несет в себе залог бессмертия.

Тема памяти и в искусстве и в размышлениях деятелей культуры осознается как тема большого эпического дыхания, как движущее начало развития культуры.

Каждому русскому человеку особенно дорого Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей литературе. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и помнить о тех, почти совсем девчонках из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», которые смело смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину. Разве им, таким хрупким, нежным, носить мужские сапоги или держать в руках автоматы? Конечно, нет.

Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас выпадают на долю стариков. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие - Великую Отечественную войну.

О цене победы, которую наш народ оплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, думаешь сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения советской литературы.

 

 

 

Список литературы

 

История русской советской литературы. Издательство «Просвещение», Москва - 1983 г., с испр.

История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева. Издательство "Высшая школа", Москва - 1970 г.

Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г.

Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985 г.

Информация о работе Деятели исскуств во Второй мировой войне