Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:30, реферат
Тема памяти и в искусстве и в размышлениях деятелей культуры осознается как тема большого эпического дыхания, как движущее начало развития культуры.
Введение
Каждый день жизни мы слышим о Великой Отечественной войне. О той, которая закончилась почти за сорок лет до нашего рождения. Что это - память о прошлом или «воспоминание» о будущем? Почему мы так часто слышим о войне? Потому, что представители старших поколений не могут забыть о ней. Не было у них события более трагического, чем начало войны, и не было у них события более торжественного, чем Победа. В День Победы им было немногим больше, чем нам сейчас. Все они - юноши, девушки, дети, старики, солдаты, мужики и бабы, простые люди и люди знаменитые - плакали от счастья и от разрывающей души тоски по тем, кто не дожил до этого дня.
Мог ли кто-нибудь тогда представить себе, что переживает самые главные годы своей жизни? Конечно, нет - считали, что все еще впереди, в будущем, которое так много обещает. Дожить бы только до него…
Сейчас у тех, кто участвовал в войне, за плечами целая жизнь, и четыре года - какими бы они там ни были - это все - таки четыре года, всего лишь четыре… Но почему - то вопреки такой очевидной арифметике кажется, что военные годы заняли по меньшей мере полжизни, что пережито было в ту пору, когда каждый день был бесконечно длинным и мог стать для тебя последним, куда больше, чем за всю остальную жизнь…
Война легла на плечи людей страшным грузом: непосильной работой, слезами матерей, у которых сыновья на фронте, вдовьей долей солдаток.
Да, тяжело вспоминать те годы, но надо. Непременно надо, потому как память о войне - святая память. Святая и нетленная! Будем помнить до конца наших дней о том, что совершил наш народ в той войне, не зря названной Отечественной, когда судьба Родины действительно находилась в наших руках, о войне, которая принесла мир нам и всему человечеству.
Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей, плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и литературных произведений.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Подвиг советского народа был также и подвигом советской литературы.
«Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины!» -- эти слова прозвучали на митинге в первый день войны и были оправданы делом и жизнью.
Великая Отечественная война - это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
С самого начала войны советские писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». В Наркомат Обороны, в политуправления Ленинградского, Киевского, Белорусского, Прибалтийского военных округов, не ожидая мобилизационных повесток, явились сотни писателей с требованием немедленной отправки на фронт. Общее число писателей-фронтовиков достигло более двух тысяч. Нельзя найти никакой исторической аналогии такому массовому участию писателей в непосредственной литературной боевой работе, которую развернули советские мастера слова в дни борьбы с гитлеризмом.
Более трехсот литераторов не вернулось с полей сражений, среди них -- Е. Петров, Ю. Крымов, А. Гайдар, В. Ставский, М. Джалиль... Фашизм занес руку и на будущее советской литературы, вырвав из ее рядов десятки молодых писателей, людей талантливых, ярких -- В. Кубанева, М. Кульчицкого, Н. Майорова, Г. Суворова, П. Когана, Н. Отраду, В. Шульчева и многих других.
И, что особенно важно, Великая Отечественная война, несмотря на безмерные жертвы, стала для советских людей школой духовного, нравственного роста. Отечественная война подняла на гребень все самое истинно прекрасное, что было воспитано в советском человеке.
Важность и действенность слова писателей во время войны засвидетельствована и тем, что произведения прозы, поэзии и драматургии заняли виднейшее место в газетах. Наряду с первостепенным политическим материалом, сводками Совинформбюро и другими сообщениями государственной важности, на страницах «Правды», «Известий», «Красной звезды», «Красного флота», «Комсомольской правды» мы видим не только песни, стихотворения, публицистические статьи, но и рассказы, повести, поэмы, пьесы.
Военными корреспондентами центральных и фронтовых газет, а также радио, Совинформбюро, ТАСС стали в те дни М. Шолохов, А. Фадеев. А. Платонов, К. Симонов, Б. Горбатов, В. Гроссман, Б. Полевой, Е. Петров, Л. Соболев. П. Павленко, И. Эренбург, С. Михалков, А. Жаров, А. Калинин и многие другие. Литература носила открыто агитационный характер, давая «народу чудовищный заряд ненависти к врагу».
При всей исключительности, неожиданности вставших перед нею задач советская литература военных лет закономерно развивала творческие принципы, которые определили ее путь в предшествующие годы. Идея мира была и остается главенствующей идеей советской литературы, утверждающей пафос мирного творческого труда как основу развития полноценной человеческой личности.
Этот благородный гуманистический пафос был вместе с тем пафосом действенного гуманизма, полного воли к жизни и готового к борьбе за нее. Неудивительно, что крылатыми для советских людей, вставших на битву с фашизмом, стали слова А. Твардовского:
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
(«Василий Теркин»)
В идейных, нравственных, психологических качествах, обнаруженных советскими людьми в дни войны, проявились черты, в несколько иных формах сложившиеся ранее в героике революции, гражданской войны и будней социалистического строительства. Большую роль в воспитании поколений, на долю которых выпало отстоять Родину от фашистских полчищ, сыграли традиции советской литературы и искусства предвоенных десятилетий, с их верой в человека, любовью к Родине, ясностью и величием жизненной цели. Идеал человека, за которого с самого своего возникновения боролась советская литература, противостоял всем своим существом фашистскому мракобесию. И противостоял активно. Герои советской литературы и их создатели -- мастера слова, начиная с Горького, чувствовали себя бойцами-антифашистами. Все это, как эстафету, приняли те, на чью долю выпало пройти через все испытания войны. Среди них -- люди, которые впоследствии пополнят поредевшие ряды писателей.
Преемственность героических традиций, которой была насыщена вся атмосфера суровых военных лет, явилась условием и мощного взлета литературы. Лучшие произведения советской поэзии, художественной публицистики, прозы и драматургии были верны суровой правде времени, в них мужественно звучала тема партии -- подлинного вдохновителя и руководителя масс, тема народа, -- героя, творца великой победы.
Наши писатели звали народ на защиту Родины. «Все наши мысли о ней,-- писал А. Толстой в статье «Родина»,-- весь наш гнев и ярость -- за ее поругание и вся наша готовность -- умереть за нее».
Испытания войны явились, таким образом, проверкой гражданской зрелости, прочности связи литературной работы с жизнью, с народом, жизнеспособности ее художественного метода.
На первый план выдвинулись жанры, способные наиболее быстро и непосредственно вмешиваться в жизнь,-- очерк, небольшой рассказ, художественно-публицистическая статья и, конечно же, лирическое стихотворение.
Советская литература стала подлинной художественной летописью Отечественной войны, вместе с тем она помогала народу сражаться, выражая величие его идеалов и целей, во имя которых советские люди шли на жертвы, не щадили ни своей крови, ни жизни.
В войне с фашизмом советский народ защищал не только завоевания социализма, но и цивилизацию человечества. Советская литература приняла достойное участие в осуществлении этой всемирно-исторической миссии. Она с честью и в поэзии, и в прозе, и в драматургии выдержала выпавшие на ее долю испытания.
Все годы Великой Отечественной войны писатели были там, где ковалась победа. Главным оружием писателей-фронтовиков было их слово.
Особое место занимают произведения, написанные в фашистском застенке. В них выразительно рассказано о несгибаемости воли и духа советского человека, которого не могут сломить ни плен, ни истязания, ни сама смерть. Писались вещи выстраданные, вмещавшие и информацию о войне, и жаркое чувство любви к Родине. Песни, стихи, публицистика, очерки, рассказы, повести были мобильными жанрами литературы, переместившейся на фронт.
Литература военных лет является монолитной в своем патриотическом одушевлении. И все же в положении отдельных национальных литератур, в их обстоятельствах участия в войне существовали различия, которые находили выражение в тематике, в господствующих жанрах, в характере литературной жизни. Не следует забывать, что при всей значимости личного опыта писателя его творческое развитие определяется народным опытом, основными раздумьями и переживаниями народа в целом. Русская литература наиболее полно выражала панораму времени, историю Войны в народном самосознании.
Годы войны стали вехой в национальном самосознании народов, выдвинутых историей в авангард борьбы за человечество, вехой в эволюции патриотизма советских людей, обнаружившего убедительную способность сливать национальное и социалистическое, интернациональное. Исторический опыт народов осознавался заново, ожили герои былого; национальные художественные традиции начали восприниматься стократно шире, масштабнее, а с ними вместе определились и новый подъем литератур, многообразие художественных исканий, стилевых направлений.
Общественная потребность отражения масштабности событий и привела к проникновению исторических мотивов и в литературу наших дней.
Советская многонациональная литература эпохи войны отличалась единством творческого воодушевления, общностью проблематики, вдохновенным участием всего народа в борьбе с фашизмом. Примечательно, что о подвиге 28 панфиловцев в своих книгах рассказали писатели большинства литератур. Но каждая, в силу традиций и исторической судьбы, шла своим путем, вносила свой вклад в общую сокровищницу духовного и нравственного опыта советского народа.
Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. открыла новую страницу в истории современной литературы.
«Толки о том, что тема войны исчерпана или вот - вот должна себя исчерпать, возникали не раз чуть ли не с первого послевоенного года. Но проходило какое - то время, и вдруг появлялся роман или повесть о Великой Отечественной войне. Война открывалась с неизвестной стороны, и мы опять в который уже раз убеждались, что рассказано было об этих незабываемых событиях народной жизни еще далеко не все, что источник, уже далеко не одно десятилетие питающий нашу литературу, не иссякает», - писал В. Кондратьев.
Большей частью подобного рода книги принадлежат перу писателей, хорошо нам известных, давно получивших признание, - К. Симонову и В. Быкову, Ю. Бондареву и Д. Гранину, В. Астафьеву и К. Воробьеву, К. Паустовскому и Л.Соболеву.
Ряды военных писателей уже не пополнялись, а, увы, убывали. Все реже и реже в когорте писателей военного поколения появлялись новые имена. И это закономерно, ничего с этим не сделаешь: самым молодым участникам войны не нынче завтра восемьдесят, о пережитом на фронте, кто хотел и мог, уже написали повести или романы.
Целью данного реферата является раскрытие темы человека на войне на основе анализа произведений Паустовского и Соболева.
Основная часть
Роман "Дым отечества", написан Константином Георгиевичем Паустовским в годы Великой Отечественной войны. Как многие советские литераторы, он ездил на фронт в качестве военного корреспондента. Места, упоминаемые в книге, - Одесса, Мариуполь, Средняя Азия, Подмосковье, Рязанщина и русский Север, Прибалтика и Западная Украина - были ему хорошо знакомы по его прежним путешествиям, скитаниям, служебным командировкам журналиста. Он родился в 1892 году в Москве, учился в киевской гимназии, в детстве бывал на Черниговщине, в Полесье, позже работал в Причерноморье и в прикаспийских районах, в Карелии и в Ленинграде, подолгу жил на воронежских, тамбовских, калужских землях, особенно долго - в Тарусе, где и похоронен в 1968 году.
Паустовский - свидетель двух революций, он современник двух мировых войн, унесших миллионы жертв.
К началу второй мировой войны он был зрелым, немало на своем веку повидавшим человеком, автором прозрачных по языку и легких для восприятия книг, покоряющих изобретательностью фантазии, заразительной устремленностью в будущее. Вслед за Горьким и Маяковским он считал себя одним из мастеровых молодого советского искусства, миссию писателя - "проводника по прекрасному" видел в создании "совершенно нового и высокого строя человеческих чувств и отношений". Он преклонялся перед творческой мощью бессмертного человеческого гения и верил в реальность "блистательной литературы, одного из краеугольных камней великолепного мира свободы, справедливости и культуры".
Будучи во время эвакуации в Алма-Ате, писатель приезжал в Барнаул для творческих встреч с А.Я.Таировым и коллективом возглавляемого им Московского камерного театра, для которого писал пьесу "Пока не остановится сердце" о борьбе советских людей с фашизмом.
Паустовский побывал также в Белокурихе, где жил на Шестой детской даче - там поселили испанских детей, эвакуированных из "Артека", - проездом дважды был в Бийске. "Барнаульские месяцы", как называл их сам Паустовский, а также время пребывания писателя в Белокурихе - зима 1942/43 гг. и ранняя весна - были заняты не только работой над пьесой. Создавались рассказы, шла работа над романом "Дым отечества", герои которого - советский писатель Лобачев и испанская поэтесса Мария Альварес - едут вслед за испанскими детьми в Алтайский край.
Информация о работе Деятели исскуств во Второй мировой войне