Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:31, контрольная работа
Детская литература в историческом времени представление о ребенке как о существе со своими особыми интересами и запросами - недавнего происхождения, оно получило распространение лишь в два-три последних столетия. Соответственно, детская литература как самостоятельный вид - явление сравнительно новое. Детская литература - художественная литература для детей и юношества, к которой относятся произведения, написанные для детей младшего и среднего возраста и подростков, а также произведения классической литературы в обработке и сокращении. В детской, как и во всей литературе, представлены три главных рода – эпос, лирика и драма.
Целевое назначение литературы можно рассматривать как решение задачи обеспечения процесса передачи, обращения в обществе комплекса знаний и представлений об окружающей действительности, зафиксированных в словесных, художественных образах и научных понятиях, способствующих воспитанию, развитию, обучению читателей и направленных на социализацию детей.
Введение стр.3
Гл.1 История детской литературы стр.4
1.1 Детская литература - своеобразная область общей литературы. стр.8
1.2 Целевое назначение детской литературы стр.11
Гл.2 Специфика детской литературы стр.13
Заключение стр.19
Список используемой литературы стр.20
В чем и как проявляется специфика детского произведения? На этот счет единого мнения нет.По мысли Л. Кассиля, “специфика детской книги--это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств”5. Л. Кассиля поддерживает и даже повторяет И. Мотяшов: “Весь же вопрос так называемой возрастной специфики еще со времен Белинского сводится к стилю детских произведений; излагать должно “сообразно с детским восприятием, доступно, живо, образно, увлекательно, красочно, эмоционально, просто, ясно”6. Но все перечисленные признаки стиля детского произведения так же необходимы и в произведении для взрослых.
Л. Кассилю и И. Мотяшову вторит А. Алексин: “... проблема специфики детской книги -это, на мой взгляд, прежде всего проблема ее формы, а не содержания”7.
Итак, специфика не затрагивает содержания литературного произведения? Получается противоречие между содержанием и формой. Содержание же, лишенное присущей ему формы, теряет глубину и даже истинность. Полагая в детском искусстве специфическим лишь “как”, а не “что”, мы разрываем по существу содержание и форму и легко можем прийти к обоснованию иллюстративной формы искусства. Авторы же этой точки зрения стремятся убедить как раз в обратном.Коренным вопросом любого искусства всегда было и будет его отношение к действительности. Вопросы поэтики, “расчетливый выбор художественных средств” -- производные от коренного вопроса. На мой взгляд, специфика детского произведения кроется не только в форме, но прежде всего в содержании, в особом отражении действительности. Для детей “предметы те же, что и для взрослых” (В. Г. Белинский), но подход к явлениям действительности в силу особенностей детского миропонимания избирательный: что ближе детскому внутреннему миру--видится им крупным планом, что интересно взрослому, но менее близко душе ребенка, видится как бы на отдалении. Детский писатель изображает ту же действительность, что и “взрослый”, но на первый план выдвигает то, что ребенок видит крупно. Изменение угла зрения на действительность приводит к смещению акцентов в содержании произведения, возникает и необходимость в особых стилевых приемах. Детскому писателю мало знать эстетические представления детей, их психологию, особенности детского мировосприятия на различных возрастных этапах, мало обладать “памятью детства”. От него требуются высокое художественное мастерство и естественная способность во взрослом состоянии, глубоко познав мир, каждый раз видеть его под углом зрения ребенка, но при этом не оставаться в плену детского мировосприятия, а быть всегда впереди него, чтобы вести читателя за собой.
Специфичность детского произведения, его формы и содержания, проявляется прежде всего в жанровом своеобразии.На самом деле, все жанры, существующие во “взрослой” литературе, есть и в детской: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк и т. д. Но очевидно и различие между идентичными жанрами “взрослой” и детской литератур. Оно объясняется различием в жанрообразующих элементах, различием, которое обусловлено специфической ориентацией на читательское восприятие. Специфичны все жанрообразующие элементы произведения для детей.Для доказательства этого положения обратимся к сопоставительному анализу только одного жанрообразующего элемента -- пейзажа,-- намеренно опустив все остальные,-- в автобиографической повести для детей (“Кандаурские мальчишки” Г. Михасенко, “Грозовая степь” А. Соболева) и в повести для взрослых (“Детство Багрова -- внука” С. Аксакова, “Детство”, “Отрочество” Л. Толстого и “Повесть о детстве” Ф. Гладкова). Пейзаж в произведении для детей и в произведении для взрослых различен по объему, содержанию и характеру зарисовок.В “Детстве Багровавнука” пейзажи занимают большое место, потому что герой произведения живет главным образом в деревне и с детства приобщен к миру природы. Повесть написана от лица ребенка, но рассказ ведет взрослый человек воспроизводящий и анализирующий впечатления детства. В пейзажах Аксаков выступает певцом русской природы: неторопливо, обстоятельно, с перечислением подробностей ведет он описание дороги в Багрово и Чурасово в разные времена года, ледохода на Белой, пробуждения весны и т. д. Все содержание повести служит объяснением, почему Аксаковписатель стал великолепным пейзажистом. Пейзажи повести свидетельствуют о том, что произведение написано для взрослых в них выражено мировоззрение художника, зрелого человека, со сложившимися эстетическими взглядами, с философской концепцией мира и человека.
Итак, чем же "литература для детей" отличается от "литературы для взрослых", и существуют ли здесь принципиальные различия? Вопрос о специфике детской литературы всё ещё остаётся открытым. Далеко не все исследователи признают за этим явлением право на самостоятельное существование: детская литература появилась значительно позднее, чем литература вообще, и в известной мере опиралась на достижения последней. Тем не менее, нельзя не заметить тематических, стилистических и функциональных различий между произведениями, адресованными детям, и произведениями, рассчитанными на взрослого читателя. Эти различия проявляются тем более явственно, чем более юному читателю адресованы произведения, поэтому представляется уместным говорить о возрастной специфике детской литературы и выделять несколько групп на основании возраста читателя:
1)книги для самых
маленьких,
2) книги для детей 4-7 лет
3) литература для младших школьников,
4) произведения для подростков.
Первые
детские книги знакомят ребёнка с новыми
предметами окружающего мира и помогают
развитию речи. Они входят в жизнь ребёнка,
ещё не умеющего читать и только начинающего
говорить. Серия "Читаем с мамой",
например, рассчитана на детей от 1 года
и включает в себя картонные книжки с яркими
иллюстрациями, изображающими незнакомых
ребёнку животных. Такая картинка сопровождается
либо просто названием животного, которое
ребёнок постепенно запоминает, либо коротким
стихотворением, дающим представление
о том, кто изображён на картинке. Написание
подобных, на первый взгляд, предельно
простых стихов, требует от автора едва
ли не виртуозного владения словом, потому
что литература для самых маленьких должна
решить сразу несколько непростых задач.
Её специфика определяется тем, что она
имеет дело с человеком, почти ничего не
знающем об окружающем мире и ещё не способном
воспринимать сложную информацию. Поэтому
в небольшой объём - часто всего одно четверостишие
- нужно уместить максимум знаний, при
этом слова должны быть предельно конкретными,
простыми, предложения - короткими и правильными,
ведь слушая эти стихи, ребёнок учится
говорить. В то же время стихотворение
должно давать маленькому читателю яркий
образ, указывать на характерные черты
описываемого предмета или явления. Не
случайно лучшие детские стихи, услышанные
человеком в самом раннем возрасте, часто
остаются в памяти на всю жизнь и становятся
первым опытом общения с искусством слова
уже для его детей. В качестве примера
здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки
в клете, стихотворения А.Барто и К.Чуковского.
Ещё одна характерная черта литературы
для самых маленьких - преобладание стихотворных
произведений. Это не случайно: детское
сознание уже знакомо с ритмом и рифмой-
вспомним колыбельные и потешки, - а потому
легче воспринимает информацию именно
в таком виде. Кроме того, ритмически организованный
текст даёт маленькому читателю целостный,
законченный образ и апеллирует к его
синкретическому восприятию мира.
Особенности литературы для дошкольников
После
трёх лет круг чтения несколько меняется:
постепенно на второй план отходят самые
простые книжки с короткими стихотворениями,
их сменяют более сложные стихи на основе
игровых сюжетов, например "Карусель"
или "Цирк" С. Маршака. Круг тем естественно
расширяется вместе с кругозором маленького
читателя: ребёнок продолжает знакомиться
с новыми явлениями окружающего мира,
и книги помогают ему в этом. Особый интерес
у подрастающих читателей с их богатым
воображением вызывает всё необычное,
поэтому любимым жанром дошкольников
становятся стихотворные сказки: дети
"от двух до пяти" легко переносятся
в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую
игровую ситуацию. Лучшим образцом таких
книг до сих пор остаются сказки К.Чуковского:
в игровой форме, на языке, доступном и
понятном малышам, они рассказывают о
сложных категориях, о том, как устроен
мир, в котором предстоит жить маленькому
человеку. В это же время дошкольники,
как правило, знакомятся и с народными
сказками, сначала это сказки о животных
("Теремок", "Колобок", "Репка"
и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными
поворотами сюжета, с превращениями и
путешествиями и неизменным счастливым
концом, победой добра над злом. Таким
образом, литература для старших дошкольников
не только знакомит читателей с событиями
и явлениями окружающего мира, но и формирует
у них. первые этические представления.
Литература для младших школьников
Специфика литературы
для младших школьников определяется ростом
сознания и расширением круга интересов
читателей. Вчерашние дошкольники становятся
учениками, они ещё более активно осваивают
окружающий мир. Произведения для детей
семи-десяти лет насыщены новой информацией
более сложного порядка, в связи с этим
увеличивается их объём, усложняются сюжеты,
появляются новые темы. На смену стихотворным
сказкам приходят сказочные повести, рассказы
о природе, о школьной жизни. Их героями
обычно становятся сверстники читателей,
эти книги рассказывают о том мире, в котором
протекает жизнь маленького человека.
В то же время юный читатель интересуется
и тем, что происходит в большом мире, поэтому
ему адресованы всевозможные детские
энциклопедии, в занимательной форме преподносящие
новые знания. Вообще занимательность
остаётся главной чертой литературы для
детей младшего школьного возраста: они
недавно научились читать, чтение для
них - всё ещё труд, и сделать его интересным
- одна из задач автора. Отсюда динамичные
сюжеты, сюжеты-путешествия и сюжеты-приключения,
насыщенные событиями, а средством характеристики
героя зачастую является не описание,
а диалог. "Что толку в книжке, - говорит
десятилетняя Алиса из сказки Льюиса Кэрролла,
- если в ней нет ни картинок, ни разговоров?".
Но в это же время начинает формироваться
система ценностей маленького человека,
поэтому занимательность сочетается с
усилением дидактического элемента: произведение
строится так, чтобы привести читателя
к выводу о том, что можно и чего нельзя,
что хорошо и что плохо. В лучшем случае
эта "мораль" не формулируется впрямую,
а органически вытекает из сюжета произведения.
Не последнюю роль здесь играет юмор: отрицательные
персонажи изображаются в смешном и нелепом
виде.
Произведения для подростков
Главная
особенность подросткового
Итак, о специфике детской литературы можно
говорить на том основании, что она имеет
дело с формирующимся сознанием и сопровождает
читателя в период его интенсивного духовного
роста. Среди главных черт детской литературы
можно отметить информационную и эмоциональную
насыщенность, занимательность формы
и своеобразное сочетание дидактического
и художественного компонентов.
Отечественная
история культуры детства не мыслится
без богатств детской литературы
– русской и переводной, без
древних и новых произведений.
Чем ближе к нашей эпохе, тем большую роль
играет народное искусство – в воспитании
и образовании детей, в развитии литературы
для них. Если в прежние эпохи творения
народного вымысла порой изымались из
круга культуры детства, то сегодня практически
любой писатель признает эти вымыслы неисчерпаемым
источником мудрости и художественности. От
первою образа ребенка в «Житии Бориса
и Глеба» и первой адаптированной учебной
статьи о грамматике до современных нам
художественных и популяризаторских книг
детская литература всегда была связана
с жизнью народа, общества, государства.
Не всегда важные исторические события
находили в литературе для детей прямое
отражение, но каждая эпоха запечатлевала
свой образ в нравственном духе, эстетическом
вкусе писателей, чьи произведения составили
золотой запас детства. В детской литературе
нашли выражение идеалы отечественной
культуры – гуманизм и демократизм, патриотизм
и гражданственность. Национальные художественные
традиции – это уважение к Слову, стремление
к поучительности без поучения, к познавательности
без схоластики, слияние книжности и народной
поэзии. Эти традиции и определили высоту
требований к книге для детей.
Детская литература в историческом времени представление о ребенке как о существе со своими особыми интересами и запросами - недавнего происхождения, оно получило распространение лишь в два-три последних столетия. Соответственно, детская литература как самостоятельный вид - явление сравнительно новое. До середины 17 в. дети читали (те, кто умел читать, с грамотностью тогда было плохо), за редким исключением, примерно то же, что и родители. Однако и у тех, и у других всегда имелся иной источник знаний - фантастические, исторические и бытовые истории, существовавшие в устной традиции. Дети слушали их вместе со взрослыми, и никого не заботило, подходит ли рассказанное для ребенка; дети, как и взрослые, извлекали из услышанного то, что могли. Много лет не стихающий спор вокруг вопроса о том, существует ли специфика детской литературы и необходима ли она, решился в пользу признания специфики. Большинство писателей и критиков выступили “за”. Как ни парадоксально, самую крайнюю точку зрения на специфику выразил С. Михалков: “не лучше ли говорить об эстетике искусства, одинаково приложимой и к литературе для взрослых, и к детской литературе”1. Высказывание С. Михалкова категорически снимает разговор о специфике. Близка к С. Михалкову Л. Исарова, которая отрицает специфику детской литературы на том основании, что авторы лучших произведений для детей “не приноравливают свою манеру под детей”, а создают для них подлинно художественные произведения.