Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:31, контрольная работа
Детская литература в историческом времени представление о ребенке как о существе со своими особыми интересами и запросами - недавнего происхождения, оно получило распространение лишь в два-три последних столетия. Соответственно, детская литература как самостоятельный вид - явление сравнительно новое. Детская литература - художественная литература для детей и юношества, к которой относятся произведения, написанные для детей младшего и среднего возраста и подростков, а также произведения классической литературы в обработке и сокращении. В детской, как и во всей литературе, представлены три главных рода – эпос, лирика и драма.
Целевое назначение литературы можно рассматривать как решение задачи обеспечения процесса передачи, обращения в обществе комплекса знаний и представлений об окружающей действительности, зафиксированных в словесных, художественных образах и научных понятиях, способствующих воспитанию, развитию, обучению читателей и направленных на социализацию детей.
Введение стр.3
Гл.1 История детской литературы стр.4
1.1 Детская литература - своеобразная область общей литературы. стр.8
1.2 Целевое назначение детской литературы стр.11
Гл.2 Специфика детской литературы стр.13
Заключение стр.19
Список используемой литературы стр.20
Департамент образования и науки Краснодарского края
ГОУ СПО «Сочинский колледж поликультурного образования»
Контрольная работа
По предмету:
Детская литература и выразительное
чтение с практикумом
Содержание
Введение
Гл.1 История
детской литературы
1.1 Детская литература - своеобразная область общей литературы. стр.8
1.2 Целевое назначение
детской литературы
Гл.2
Специфика детской литературы
Заключение
Список используемой
литературы
Детской
литературой обычно называют все
произведения, которые читают дети.
Однако в таком случае правильнее
говорить о «круге детского чтения». В
его структуре выделяются три группы произведений.
В первую группу входят произведения,
прямо адресованные детям (например, сказки
Погорельского, Мамина-Сибиряка). Вторая
группа – произведения, написанные для
взрослых читателей, но нашедшие отклик
у детей (например, сказки Пушкина, Ершова).
Наконец, третью группу составляют произведения,
сочиненные самими детьми, – т. е. детское
литературное творчество. Круг детского
чтения меняется с каждой эпохой. Его состав
и широта зависят от множества факторов.
Изменяются общественные условия, а вместе
с ними происходят изменения социальных,
религиозных и семейных традиций детского
чтения. Кроме того, обновляются программы
воспитания и образования, издатели отбирают
те или иные произведения для массового
выпуска. В итоге круг чтения каждого человека
с малых лет складывается по-своему. Детская
литература - художественная литература
для детей и юношества, к которой относятся
произведения, написанные для детей младшего
и среднего возраста и подростков, а также
произведения классической литературы
в обработке и сокращении. В детской, как
и во всей литературе, представлены три
главных рода – эпос, лирика и драма. По
содержанию эпические произведения детской
литературы делятся на реалистические
и фантастические. К реалистическим относятся
разного рода рассказы о жизни детей и
взрослых («Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского,
«Кондуит и Швамбрания» Л. А. Кассиля и
т. д.), рассказы о природе, посвящённые
животным, охоте, рыбалке, лесу и т. д. (произведения
М. М. Пришвина, В. В. Бианки и др.),
для которых характерны подробные описания
природы и простые сюжеты, обычно связанные
с особенностями поведения разных животных. К
фантастическим произведениям относятся
в первую очередь сказки, как авторские
(Г. Х. Андерсена, С. Т. Аксакова, сказы
П. П.Бажова и др.), так и народные.
В чем и как проявляется специфика детского
произведения? На этот счет единого мнения
нет.По мысли Л. Кассиля, “специфика детской
книги--это учет возрастных возможностей
понимания читателя и в соответствии с
этим расчетливый выбор художественных
средств” Но все перечисленные признаки
стиля детского произведения так же необходимы
и в произведении для взрослых. Л. Кассилю
и. Мотяшову вторит А. Алексин: “... проблема
специфики детской книги -- это, на мой
взгляд, прежде всего проблема ее формы,
а не содержания”Итак, специфика не затрагивает
содержания литературного произведения?
Получается противоречие между содержанием
и формой. Содержание же, лишенное присущей
ему формы, теряет глубину и даже истинность.
Полагая в детском искусстве специфическим
лишь “как”, а не “что”, мы разрываем
по существу содержание и форму и легко
можем прийти к обоснованию иллюстративной
формы искусства.
История
детской литературы
Отечественная
история культуры детства не мыслится
без богатств детской литературы
– русской и переводной, без
древних и новых произведений
устного народного творчества.
Чем ближе к нашей эпохе, тем большую роль
играет народное искусство – в воспитании
и образовании детей, в развитии литературы
для них. Если в прежние эпохи творения
народного вымысла порой изымались из
круга культуры детства, то сегодня практически
любой писатель признает эти вымыслы неисчерпаемым
источником мудрости и художественности.
От первою образа ребенка в «Житии Бориса
и Глеба» и первой адаптированной учебной
статьи о грамматике до современных нам
художественных и популяризаторских книг
детская литература всегда была связана
с жизнью народа, общества, государства.
Не всегда важные исторические события
находили в литературе для детей прямое
отражение, но каждая эпоха запечатлевала
свой образ в нравственном духе, эстетическом
вкусе писателей, чьи произведения составили
золотой запас детства. В детской литературе
нашли выражение идеалы отечественной
культуры – гуманизм и демократизм, патриотизм
и гражданственность. Национальные художественные
традиции – это уважение к Слову, стремление
к поучительности без поучения, к познавательности
без схоластики, слияние книжности и народной
поэзии. Эти традиции и определили высоту
требований к книге для детей.
В переводах
и переложениях вошли в круг чтения
детей шедевры зарубежной литературы,
тем самым связав отечественную
культуру детства с мировой культурой.
Детская литератора – несомненная часть
общей литературы, но все же она представляет
собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский
утверждал, что детским писателем нельзя
сделаться – им надо родиться: «Это своего
рода призвание. Тут требуется не только
талант, но и своего рода гении...» Детская
книга должна отвечать всем требованиям,
которые предъявляются к книге для взрослых,
и, кроме того, учитывать детский взгляд
на мир как дополнительное художественное
требование.
Большое значение в культуре детства традиционно
придается литературе для самых маленьких.
Психическим особенностям возраста отвечают
и система жанров (в ней преобладают произведения
лирические и лиро-эпические), и общий
стиль малышовой литературы, заключающийся
в простоте и доступности текста для восприятия
детей, в четкости и ясности мысли, в насыщенности
слова и образа. Это литература, рассчитанная
на чтение вслух, тем самым ее художественные
особенности сближаются с традициями
устного народного творчества.
Создавать произведения для малышей труднее,
чем для читателей других возрастов, успех
здесь достигается филигранным мастерством
и уникальным, «детским» талантом писателя.
Произведение для малышей часто представляется
очень простым, чуть ли не примитивным,
но эта простота является результатом
сложнейшего взаимодействия художественных
приемов и средств. Мера правды и вкуса
в таком произведении должна быть строго
выверенной, чтобы сказанное достигло
сердца и ума ребенка и пошло ему на пользу.
О понятии «детская литература». Детской
литературой обычно называют все произведения,
которые читают дети. Однако в таком случае
правильнее говорить о «круге детского
чтения». В его структуре выделяются три
группы произведений. В первую группу
входят произведения, прямо адресованные
детям (например, сказки Погорельского,
Мамина-Сибиряка). Вторая группа – произведения,
написанные для взрослых читателей, но
нашедшие отклик у детей (например, сказки
Пушкина, Ершова). Наконец, третью группу
составляют произведения, сочиненные
самими детьми, – т. е. детское литературное
творчество.
Круг
детского чтения меняется с каждой эпохой.
Его состав и широта зависят от множества
факторов. Изменяются общественные условия,
а вместе с ними происходят изменения
социальных, религиозных и семейных традиций
детского чтения. Кроме того, обновляются
программы воспитания и образования, издатели
отбирают те или иные произведения для
массового выпуска. В итоге круг чтения
каждого человека с малых лет складывается
по-своему. Лицеист Пушкин, например, читал
античных авторов, французских просветителей,
русскую поэзию и прозу предшествующего
периода. А следующее юное поколение уже
читало произведения самого Пушкина, а
также Жуковского, Ершова, Гоголя... История
изменений в круге детского чтения - это
часть общего литературного процесса.
Строго говоря, только литература для
Детей может называться детской литературой.
Далеко не все писатели, пытавшиеся создать
произведения для детей, достигали заметного
успеха. Объяснение кроется не в уровне
писательского дарования, а в его особом
качестве. Например, Александр Блок написал
ряд стихотворений для детей, однако они
не оставили по-настоящему заметного следа
в детской литературе, а между тем многие
стихи Сергея Есенина легко перешли из
детских журналов в детские хрестоматии.
Литература для детей проходит свой путь
развития, согласованный с общим литературным
процессом, хотя и не с абсолютной точностью:
она то надолго отстает, то вдруг опережает
взрослую литературу. В истории литературы
для детей выделяются те же периоды и направления,
что и в общем литературном процессе –
средневековый Ренессанс, просветительский
классицизм, барокко, сентиментализм,
романтизм, реализм, модернизм и т. д. Вместе
с тем, это был именно свой путь развития,
цель которого – создание литературы,
отвечающей запросам именно детей. Долго
и трудно шел отбор специфических форм
и приемов. В результате любой читатель
легко может отличить, для кого создано
данное произведение, – для детей или
для взрослых.
Однако
интересы детей всегда выходили за
пределы произведений, им непосредственно
адресованных, поэтому круг их чтения
постоянно пополняется произведениями
из взрослой литературы. Вопросы о законах
и путях освоения детьми произведений
взрослой литературы еще мало исследованы.
Но вполне очевидно, что появление в круге
детского чтения взрослых книг (тем более
– книг адаптированных, то есть облегченных
и сокращенных) есть неизбежный процесс,
без него невозможно духовное «кровообращение»
в едином мире детей и взрослых. Вспомним
хотя бы, как раздвигает горизонты детской
жизни первое знакомство в повествованиях-пересказах
с Робинзоном Крузо, Дон Кихотом, Мюнхаузеном...
Видимо, секрет перехода взрослых произведений
к детям кроется в каком-то удачном соотношении
прямо выраженного смысла и подтекста.
Этот подтекст может быть не всегда и не
во всем понятен, но он предчувствуется
развивающимся детским сознанием.
В культурное сознание двадцатого столетия
вошло представление о самоценности детской
культуры. Творчество самих детей привлекает
психологов и педагогов, оно представляет
интерес и для многих поэтов: они нередко
черпают вдохновение в детских речениях,
словечках, фантазиях. Свободное обращение
со Словом, неудержимая выдумка, игра -
отличительные признаки художественной
словесности детей.
Чаще всего дети сочиняют короткие стишки
и сказки - веселые, грустные или страшные,
в их «произведениях» своеобразно отражаются
окружающая реальность и наивное детское
миропонимание.
Специфика детской литературы. Вопрос
о специфике не раз становился предметом
споров. Еще в средние века понимали, что
для детей нужно писать иначе, чем для
взрослых. Вместе с тем всегда находились
те, кто признавал только общие законы
искусства и делил книги просто на хорошие
и плохие. Одни воспринимали детскую литературу
как педагогику в картинках. Другие считали,
что отличие детской литературы кроется
лишь в тематике, говорили о доступности
содержания или об особом «детском языке»
и т.д.
Время
от времени по этому поводу разгорались
широкие дискуссии, в ходе которых
вырабатывались более объективные
требования к детской литературе.
Так, в начале 70-х годов в дискуссии
на страницах журнала «Детская литература»
исходной точкой зрения стала мысль о
детской литературе как особой форме общественного
сознания. Критики и литературоведы признали,
что существует свой путь художественного
отображения мира в произведениях, написанных
для детей.
В последние годы научно-критическое осмысление
феномена детской литературы идет через
привлечение данных других наук – не только
фольклористики, «взрослого» литературоведения,
но и психологии, социологии, культурологии.
Все большую популярность завоевывает
теория архетипов. Архетипы – это общие
для народа (или для всего человечества)
идейно-образные структуры, воспринимаемые
даже неискушенным сознанием. Архетипических
сказочных героев – Ивана-царевича, Золушку,
Змея и других – дети чувствуют особенно
тонко, поэтому сказка и является для них
первейшим по значимости жанром.
Обобщая исторический и современный опыт
развития детской литературы, можно признать
следующее: детская литература возникла
на пересечении художественного творчества
и учебно-воспитательной деятельности
и является областью искусства, функции
которого – доставлять ребенку эстетическое
наслаждение и способствовать формированию
его личности.
Детская литература своеобразная область общей литературы
Предметом детской литературы можно считать знания и представления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя. Детство является периодом, в который формируется личность и от которого зависит во многом дальнейшая судьба человека. В детстве складываются основы будущего. В то же время это - закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется его характер, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. Не случайно, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек приходит из своего детства». Некоторые называют детство страной, в которой живет особое племя - племя детей. И книга призвана сыграть свою роль в этой «стране», стать своего рода ориентиром для этого «племени».