Детская литература - своеобразная область общей литературы. Специфика детской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Детская литература в историческом времени представление о ребенке как о существе со своими особыми интересами и запросами - недавнего происхождения, оно получило распространение лишь в два-три последних столетия. Соответственно, детская литература как самостоятельный вид - явление сравнительно новое. Детская литература - художественная литература для детей и юношества, к которой относятся произведения, написанные для детей младшего и среднего возраста и подростков, а также произведения классической литературы в обработке и сокращении. В детской, как и во всей литературе, представлены три главных рода – эпос, лирика и драма.
Целевое назначение литературы можно рассматривать как решение задачи обеспечения процесса передачи, обращения в обществе комплекса знаний и представлений об окружающей действительности, зафиксированных в словесных, художественных образах и научных понятиях, способствующих воспитанию, развитию, обучению читателей и направленных на социализацию детей.

Содержание

Введение стр.3
Гл.1 История детской литературы стр.4
1.1 Детская литература - своеобразная область общей литературы. стр.8
1.2 Целевое назначение детской литературы стр.11
Гл.2 Специфика детской литературы стр.13
Заключение стр.19
Список используемой литературы стр.20

Работа содержит 1 файл

Департамент образования и науки Краснодарского края.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

                     Департамент образования и науки Краснодарского края

          ГОУ СПО «Сочинский колледж  поликультурного образования»

                                          Краснодарского края 

                                      Контрольная работа

По предмету: Детская литература и выразительное чтение с практикумом                      Тема: «Детская литература - своеобразная область общей литературы. Специфика детской литературы».

    

                                                                 Выполнила студентка    курса

                                                                             Специальности 10ДО(3)

                                                                              Волненко Н. М

                                                                                            Ф И О студента

                                                                                                               Проверил (а)

                                                                            Ф И О преподавателя

                                                                           Дата проверки: «   »         20     г    

                                   Оценка:

                                     Подпись     

                                                    г. Сочи  2011 г.

                                           Содержание 

Введение                                                                                                        стр.3             

  Гл.1     История детской литературы                                                    стр.4

1.1 Детская литература - своеобразная область общей литературы.    стр.8

1.2  Целевое назначение детской литературы                                         стр.11

   Гл.2      Специфика детской литературы                                           стр.13

Заключение                                                                                                стр.19

Список используемой литературы                                                            стр.20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Введение

Детской литературой обычно называют все  произведения, которые читают дети. Однако в таком случае правильнее говорить о «круге детского чтения». В его структуре выделяются три группы произведений. В первую группу входят произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Погорельского, Мамина-Сибиряка). Вторая группа – произведения, написанные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей (например, сказки Пушкина, Ершова). Наконец, третью группу составляют произведения, сочиненные самими детьми, – т. е. детское литературное творчество. Круг детского чтения меняется с каждой эпохой. Его состав и широта зависят от множества факторов. Изменяются общественные условия, а вместе с ними происходят изменения социальных, религиозных и семейных традиций детского чтения. Кроме того, обновляются программы воспитания и образования, издатели отбирают те или иные произведения для массового выпуска. В итоге круг чтения каждого человека с малых лет складывается по-своему. Детская литература - художественная литература для детей и юношества, к которой относятся произведения, написанные для детей младшего и среднего возраста и подростков, а также произведения классической литературы в обработке и сокращении. В детской, как и во всей литературе, представлены три главных рода – эпос, лирика и драма. По содержанию эпические произведения детской литературы делятся на реалистические и фантастические. К реалистическим относятся разного рода рассказы о жизни детей и взрослых («Детство Тёмы» Н. Г. Гарина-Михайловского, «Кондуит и Швамбрания» Л. А. Кассиля и т. д.), рассказы о природе, посвящённые животным, охоте, рыбалке, лесу и т. д. (произведения М. М. Пришвина, В. В. Бианки и др.), для которых характерны подробные описания природы и простые сюжеты, обычно связанные с особенностями поведения разных животных. К фантастическим произведениям относятся в первую очередь сказки, как авторские (Г. Х. Андерсена, С. Т. Аксакова, сказы П. П.Бажова и др.), так и народные.  
В чем и как проявляется специфика детского произведения? На этот счет единого мнения нет.По мысли Л. Кассиля, “специфика детской книги--это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств” Но все перечисленные признаки стиля детского произведения так же необходимы и в произведении для взрослых. Л. Кассилю и. Мотяшову вторит А. Алексин: “... проблема специфики детской книги -- это, на мой взгляд, прежде всего проблема ее формы, а не содержания”Итак, специфика не затрагивает содержания литературного произведения? Получается противоречие между содержанием и формой. Содержание же, лишенное присущей ему формы, теряет глубину и даже истинность. Полагая в детском искусстве специфическим лишь “как”, а не “что”, мы разрываем по существу содержание и форму и легко можем прийти к обоснованию иллюстративной формы искусства.

                           История детской литературы  

Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы – русской и переводной, без  древних и новых произведений устного народного творчества.  
Чем ближе к нашей эпохе, тем большую роль играет народное искусство – в воспитании и образовании детей, в развитии литературы для них. Если в прежние эпохи творения народного вымысла порой изымались из круга культуры детства, то сегодня практически любой писатель признает эти вымыслы неисчерпаемым источником мудрости и художественности.  
От первою образа ребенка в «Житии Бориса и Глеба» и первой адаптированной учебной статьи о грамматике до современных нам художественных и популяризаторских книг детская литература всегда была связана с жизнью народа, общества, государства. Не всегда важные исторические события находили в литературе для детей прямое отражение, но каждая эпоха запечатлевала свой образ в нравственном духе, эстетическом вкусе писателей, чьи произведения составили золотой запас детства. В детской литературе нашли выражение идеалы отечественной культуры – гуманизм и демократизм, патриотизм и гражданственность. Национальные художественные традиции – это уважение к Слову, стремление к поучительности без поучения, к познавательности без схоластики, слияние книжности и народной поэзии. Эти традиции и определили высоту требований к книге для детей. 

В переводах  и переложениях вошли в круг чтения детей шедевры зарубежной литературы, тем самым связав отечественную  культуру детства с мировой культурой.  
Детская литератора – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении...» Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.  
Большое значение в культуре детства традиционно придается литературе для самых маленьких. Психическим особенностям возраста отвечают и система жанров (в ней преобладают произведения лирические и лиро-эпические), и общий стиль малышовой литературы, заключающийся в простоте и доступности текста для восприятия детей, в четкости и ясности мысли, в насыщенности слова и образа. Это литература, рассчитанная на чтение вслух, тем самым ее художественные особенности сближаются с традициями устного народного творчества.  
Создавать произведения для малышей труднее, чем для читателей других возрастов, успех здесь достигается филигранным мастерством и уникальным, «детским» талантом писателя. Произведение для малышей часто представляется очень простым, чуть ли не примитивным, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приемов и средств. Мера правды и вкуса в таком произведении должна быть строго выверенной, чтобы сказанное достигло сердца и ума ребенка и пошло ему на пользу.  
О понятии «детская литература». Детской литературой обычно называют все произведения, которые читают дети. Однако в таком случае правильнее говорить о «круге детского чтения». В его структуре выделяются три группы произведений. В первую группу входят произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Погорельского, Мамина-Сибиряка). Вторая группа – произведения, написанные для взрослых читателей, но нашедшие отклик у детей (например, сказки Пушкина, Ершова). Наконец, третью группу составляют произведения, сочиненные самими детьми, – т. е. детское литературное творчество. 

Круг  детского чтения меняется с каждой эпохой. Его состав и широта зависят от множества факторов. Изменяются общественные условия, а вместе с ними происходят изменения социальных, религиозных и семейных традиций детского чтения. Кроме того, обновляются программы воспитания и образования, издатели отбирают те или иные произведения для массового выпуска. В итоге круг чтения каждого человека с малых лет складывается по-своему. Лицеист Пушкин, например, читал античных авторов, французских просветителей, русскую поэзию и прозу предшествующего периода. А следующее юное поколение уже читало произведения самого Пушкина, а также Жуковского, Ершова, Гоголя... История изменений в круге детского чтения - это часть общего литературного процесса.  
Строго говоря, только литература для Детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, пытавшиеся создать произведения для детей, достигали заметного  
успеха. Объяснение кроется не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а между тем многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.  
Литература для детей проходит свой путь развития, согласованный с общим литературным процессом, хотя и не с абсолютной точностью: она то надолго отстает, то вдруг опережает взрослую литературу. В истории литературы для детей выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе – средневековый Ренессанс, просветительский классицизм, барокко, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и т. д. Вместе с тем, это был именно свой путь развития, цель которого – создание литературы, отвечающей запросам именно детей. Долго и трудно шел отбор специфических форм и приемов. В результате любой читатель легко может отличить, для кого создано данное произведение, – для детей или для взрослых. 

Однако  интересы детей всегда выходили за пределы произведений, им непосредственно  адресованных, поэтому круг их чтения постоянно пополняется произведениями из взрослой литературы. Вопросы о законах и путях освоения детьми произведений взрослой литературы еще мало исследованы. Но вполне очевидно, что появление в круге детского чтения взрослых книг (тем более – книг адаптированных, то есть облегченных и сокращенных) есть неизбежный процесс, без него невозможно духовное «кровообращение» в едином мире детей и взрослых. Вспомним хотя бы, как раздвигает горизонты детской жизни первое знакомство в повествованиях-пересказах с Робинзоном Крузо, Дон Кихотом, Мюнхаузеном... Видимо, секрет перехода взрослых произведений к детям кроется в каком-то удачном соотношении прямо выраженного смысла и подтекста. Этот подтекст может быть не всегда и не во всем понятен, но он предчувствуется развивающимся детским сознанием.  
В культурное сознание двадцатого столетия вошло представление о самоценности детской культуры. Творчество самих детей привлекает психологов и педагогов, оно представляет интерес и для многих поэтов: они нередко черпают вдохновение в детских речениях, словечках, фантазиях. Свободное обращение со Словом, неудержимая выдумка, игра - отличительные признаки художественной словесности детей.  
Чаще всего дети сочиняют короткие стишки и сказки - веселые, грустные или страшные, в их «произведениях» своеобразно отражаются окружающая реальность и наивное детское миропонимание.  
Специфика детской литературы. Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т.д. 

Время от времени по этому поводу разгорались  широкие дискуссии, в ходе которых  вырабатывались более объективные  требования к детской литературе. Так, в начале 70-х годов в дискуссии на страницах журнала «Детская литература» исходной точкой зрения стала мысль о детской литературе как особой форме общественного сознания. Критики и литературоведы признали, что существует свой путь художественного отображения мира в произведениях, написанных для детей.  
В последние годы научно-критическое осмысление феномена детской литературы идет через привлечение данных других наук – не только фольклористики, «взрослого» литературоведения, но и психологии, социологии, культурологии.  
Все большую популярность завоевывает теория архетипов. Архетипы – это общие для народа (или для всего человечества) идейно-образные структуры, воспринимаемые даже неискушенным сознанием. Архетипических сказочных героев – Ивана-царевича, Золушку, Змея и других – дети чувствуют особенно тонко, поэтому сказка и является для них первейшим по значимости жанром.  
Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы, можно признать следующее: детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого – доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствовать формированию его личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 

  Детская литература своеобразная область общей литературы

Предметом детской литературы можно считать знания и представления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя. Детство является периодом, в который формируется личность и от которого зависит во многом дальнейшая судьба человека. В детстве складываются основы будущего. В то же время это - закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется его характер, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. Не случайно, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек приходит из своего детства». Некоторые называют детство страной, в которой живет особое племя - племя детей. И книга призвана сыграть свою роль в этой «стране», стать своего рода ориентиром для этого «племени».

Информация о работе Детская литература - своеобразная область общей литературы. Специфика детской литературы