Божественная комедия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 21:21, реферат

Описание работы

Анализ произведения "Божественная комедия" Данте Алигьери.
Поэма Данте столь своеобразна, что возвышается над всем, что было создано средними веками. Жизнь поэмы в последующих веках и ее современное понимание – это не только разъяснение ее загадок, но и самопознание тех, кто подходил к ней с призывом Данте: «Яви мне путь...»

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Строение «Божественной комедии» как отражение средневековых представлений……………………………………………………………………..3
Аллегории в «Божественной комедии»………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………..…..18

Работа содержит 1 файл

Божественная комедия_реферат_bez titula.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

    «Божественная комедия» проникнута политическими  тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги – источник всяческих зол. Темному настоящему он противопоставляет светлое прошлое, Флоренции буржуазной – Флоренцию феодальную, когда господствовала простота нравов, умеренность, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды), феодальную империю (ср. его трактат «О монархии»). Терцины «Чистилища», сопровождающие появление Сорделло (Ahi serva Italia), звучат, как настоящая осанна гибеллинизма. К папству как к принципу Данте относится с величайшим почтением, хотя отдельных представителей его, особенно тех, которые способствовали упрочению в Италии буржуазного строя, ненавидит. Его религия – католичество, хотя в нее вплетается уже личный элемент, чуждый старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, которые принимаются со всей страстью, тоже являются резким отклонением от классического католицизма. Его философия – богословие, его наука – схоластика, его поэзия – аллегория. Аскетические идеалы в Данте еще не умерли, и тяжким грехом почитает он свободную любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечет к предмету поклонения чистым платоническим порывом («Новая жизнь», любовь Данте к Беатриче). Это – великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не есть безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». И дух пытливости, стремление раздвинуть круг знаний и знакомство с миром, соединяемое с «добродетелью» (virtute е conoscenza), побуждающее к героическим дерзаниям, – провозглашается идеалом. Свое видение Данте строил из кусков реальной жизни. На конструкцию загробного мира пошли отдельные уголки Италии, которые размещены в нем четкими графическими контурами. И в поэме разбросано столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, что литература еще и сейчас продолжает черпать оттуда. Люди, которые мучаются в аду, несут покаяние в чистилище (причем объему и характеру греха соответствует объем и характер наказания), пребывают в блаженстве в раю, – все живые люди. В этих сотнях фигур нет и двух одинаковых. В этой огромной галерее исторических деятелей нет ни одного образа, который не был бы огранен безошибочной пластической интуицией поэта. Недаром Флоренция переживала полосу такого напряженного экономического и культурного подъема. То острое ощущение пейзажа и человека, которое показано в «Комедии» и которому мир учился у Данте, – было возможно только в социальной обстановке Флоренции, далеко опередившей остальную Европу. Отдельные эпизоды поэмы, такие, как Франческа и Паоло, Фарината в своей раскаленной могиле, Уголино с детьми, Капаней и Улисс, ни в чем не похожие на античные образы, Черный Херувим с тонкой дьявольской логикой, Сорделло на своем камне, по сей день производят сильное впечатление. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На  знаменитой фреске Доменико ди Микелино во флорентийском соборе Санта Мария дель Фиоре Данте, увенчанный лаврами, в алой тоге, стоит перед городскими воротами Флоренции. В левой руке – сияющая лучами раскрытая книга. В книге записана история его странствований по трем царствам потустороннего мира. Правой рукой он указывает флорентийцам на широко открытые ворота Ада. На фоне, вдали – гора Чистилища; над нею небесные сферы, исполненные музыкой светил. Чтобы создать эти миры, которые были едва намечены в немощных произведениях средневековой литературы – хождениях, легендах – миры, неясные даже для теологов, ронявших немногие скупые слова о том, что будет с душами, покинувшими земные пределы, необходима была фантазия, равной которой не знала Европа со времен Гомера. Поэма Данте столь своеобразна, что возвышается над всем, что было создано средними веками. Жизнь поэмы в последующих веках и ее современное понимание – это не только разъяснение ее загадок, но и самопознание тех, кто подходил к ней с призывом Данте: «Яви мне путь...» 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://orom.narod.ru/1.html
  2. Материал из Википедии – свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. ЖЗЛ: Жизнь Замечательных Людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова http://www.bibliotekar.ru/zhzl/4.htm
  4. Литературная энциклопедия http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-1472.htm

Информация о работе Божественная комедия