Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:58, реферат
Він народився в Генті, стародавньому місті Східної Фландрії, у сім'ї нотаріуса. Початкову освіту одержав у єзуїтському коллежі, що залишило помітний слід у його світогляді у вигляді "фламандського містицизму". Після його закінчення Метерлінк вивчав право в Парижу, однак заняття юриспруденцією не приносили задоволення, оскільки він мріяв про літературну творчість.
Во дворце Ночи первой оказывается Кошка, чтобы предупредить хозяйку о грозящей опасности — приходе Тильтиля и Митиль. Ночь не может запретить человеку распахнуть врата её тайн. Кошке и Ночи остается только надеяться, что человек не поймает настоящую Синюю Птицу, ту, что не боится дневного света. Появляются дети в сопровождении Пса, Хлеба и Сахара. Ночь пытается сначала обмануть, потом запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но Тильтиль поочередно открывает двери. Из-за одной выскальзывают несколько нестрашных Призраков, из-за другой, где находятся болезни, успевает выбежать Насморк, из-за третьей чуть не вырываются на свободу войны. Затем Тильтиль открывает дверь, за которой Ночь хранит лишние Звезды, свои любимые Ароматы, Блуждающие Огни, Светляков, Росу, Соловьиное Пение. Следующую, большую среднюю дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Спутники Тильтиля — все, кроме Пса, — в испуге прячутся. Тильтиль и Пес, борясь с собственным страхом, открывают дверь, за которой оказывается дивной красоты сад — сад мечты и ночного света, где среди звезд и планет без устали порхают волшебные синие птицы. Тильтиль зовет своих спутников, и, поймав каждый по нескольку синих птиц, они выходят из сада. Но вскоре пойманные птицы погибают — дети не сумели обнаружить ту единственную Синюю Птицу, что выносит свет дня.
Лес. Входит Кошка, здоровается с деревьями, разговаривает с ними. Натравливает их на детей. Деревьям есть за что не любить сына дровосека. И вот Тильтиль повержен наземь, а Пес еле освободился от пут Плюща, он пытается защитить хозяина. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их. Кошке удается скрыть свою причастность к бунту.
Дети ищут Синюю Птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются, и из них появляются целые снопы призрачных, волшебно прекрасных белых цветов. Птицы поют восторженные гимны Солнцу и Жизни. «Где же мертвые?.. — Мертвых нет…» — обмениваются репликами Тильтиль и Митиль.
В поисках Синей Птицы дети со своим эскортом оказываются в Садах Блаженств. Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но мальчик поворачивает алмаз, и становится видно, насколько Тучные Блаженства жалки и безобразны. Появляются домашние Блаженства, которых поражает, что Тильтиль не подозревает об их существовании. Это Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звезды. Они посылают самое быстроногое Блаженство Бегать По Росе Босиком известить о приходе детей Великие Радости, и вскоре появляются высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах, Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Понимать и самая чистая Радость Материнской Любви. Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть. Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что час ещё не настал, и обещая прийти когда-нибудь открыто и смело. Обнявшись на прощание, она расстается с Великими Радостями.
Тильтиль и Митиль в сопровождении Души Света оказываются в Лазоревом дворце Царства Будущего. К ним сбегаются Лазоревые Дети. Это дети, которые когда-нибудь родятся на Земле. Но на Землю нельзя прийти с пустыми руками, и каждый из детей собирается принести туда какое-нибудь свое изобретение: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, два преступления, летающую по воздуху машину без крыльев. Один из малышей — удивительный садовник, выращивающий необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой — Король Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость. Двое лазоревых детишек стоят, обнявшись. Это влюбленные. Они не могут наглядеться друг на друга и беспрерывно целуются и прощаются, потому что на Земле окажутся разделены столетиями. Здесь же Тильтиль и Митиль встречают своего братика, который вскоре должен появиться на свет. Занимается Заря — час, когда рождаются дети. Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Корабль, который везет их на Землю, проплывает и скрывается. Доносится далекое пение — это поют Матери, встречающие детей. Время в изумлении и гневе замечает Тильтиля, Митиль и Душу Света. Они спасаются от него, повернув алмаз. Под покрывалом Душа Света прячет Синюю Птицу.
У ограды с зеленой калиткой — Тильтиль не сразу узнает родной дом — дети расстаются со своими спутниками. Хлеб возвращает Тильтилю клетку для Синей Птицы, так и оставшуюся пустой. «Синяя Птица, по-видимому, или вовсе не существует, или меняет окраску, как только её сажают в клетку…» — говорит Душа Света. Души Предметов и Животных прощаются с детьми. Огонь чуть не обжигает их бурными ласками, Вода журчит прощальные речи, Сахар произносит фальшивые и слащавые слова. Пес порывисто бросается к детям, его ужасает мысль о том, что он не сможет больше говорить со своим обожаемым хозяином. Дети уговаривают Душу Света остаться с ними, но это не в её власти. Она может лишь пообещать им быть с ними «в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажженной лампе», в каждом их чистом и ясном помысле. Бьет восемь часов. Калитка приотворяется и тотчас же захлопывается за детьми.
Хижина дровосека
волшебно преобразилась — все здесь стало
новее, радостнее. Ликующий дневной свет
пробивается в щели запертых ставен. Тильтиль
и Митиль сладко спят в своих кроватках.
Мать Тиль приходит будить их. Дети начинают
рассказывать об увиденном во время путешествия,
и их речи пугают мать. Она посылает отца
за доктором. Но тут появляется Соседка
Берленго, очень похожая на фею Берилюну.
Тильтиль начинает объяснять ей, что не сумел
найти Синюю Птицу. Соседка догадывается,
что детям что-то пригрезилось, возможно,
когда они спали, на них падал лунный свет.
Сама же она рассказывает о своей внучке —
девочка нездорова, не встает, доктор говорит —
нервы… Мать уговаривает Тильтиля подарить
девочке горлицу, о которой та мечтает.
Тильтиль смотрит на горлицу, и та кажется
ему Синей Птицей. Он отдает клетку с птицей
соседке. Дети новыми глазами видят родной
дом и то, что в нем находится, — хлеб, воду,
огонь, кошку и пса. Раздается стук в дверь,
и входит Соседка Берленго с белокурой
необыкновенно красивой Девочкой. Девочка
прижимает к груди горлицу Тильтиля. Тильтилю
и Митиль соседская внучка кажется похожей
на Душу Света. Тильтиль хочет объяснить
Девочке, как кормить горлицу, но птица,
воспользовавшись моментом, улетает. Девочка
в отчаянии плачет, а Тильтиль обещает ей поймать
птицу. Затем он обращается к зрителям:
«Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас
её найдет, то пусть принесет нам — она
нужна нам для того, чтобы стать счастливыми
в будущем…»
Морис Метерлинк
1904
Краткое содержание пьесы
Время чтения: ~5 мин.
Старый северный лес под высоким звездным небом. Прислонясь к стволу старого дуплистого дуба, дряхлый священник застыл в мертвой неподвижности. Синие губы его полураскрыты, остановившиеся глаза уже не смотрят по эту, видимую сторону вечности. Исхудалые руки сложены на коленях. Справа от него на камнях, пнях и сухих листьях сидят шесть слепых стариков, а слева, лицом к ним — шесть слепых женщин. Три из них все время молятся и причитают. Четвертая — совсем старуха. Пятая, в тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая поразительно молода, её распущенные волосы струятся по плечам. И женщины, и старики одеты в широкие, мрачные, однообразные одежды. Все они, поставив руки на колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут. Высокие кладбищенские деревья — тисы, плакучие ивы, кипарисы — простирают над ними свою надежную сень. Темнота.
Слепые переговариваются между собой. Они обеспокоены долгим отсутствием священника. Самая старая слепая говорит, что священнику не по себе уже несколько дней, что он стал всего бояться после того, как умер доктор. Священник беспокоился, что зима может оказаться долгой и холодной. Его пугало море, он хотел взглянуть на прибрежные скалы. Юная слепая рассказывает, что перед уходом священник долго держал её за руки. Его била дрожь, словно от страха. Потом он поцеловал девушку и ушел.
«Уходя, он сказал «Покойной
ночи!» — вспоминает кто-то из слепых.
Они прислушиваются к рокоту моря.
Шум волн неприятен им. Слепые вспоминают,
что священник хотел показать
им островок, на котором находится их приют.
Именно поэтому он привел их поближе к
берегу моря. «Нельзя вечно дожидаться
солнца под сводами дортуара», — говорил
он Слепые пытаются определить время суток.
Некоторым из них кажется, что они чувствуют
лунный свет, ощущают присутствие звезд
Наименее чуткими оказываются слепорожденные
(«Я слышу только наше дыхание [...] Я никогда
не чувствовал их», — замечает один из
них). Слепым хочется вернуться в приют.
Слышится далекий бой часов — двенадцать
ударов, но полночь это или полдень, слепые
понять не могут. Ночные птицы злорадно
хлопают крыльями над их головами. Один
из слепых предлагает, если священник
не придет, возвращаться в приют, ориентируясь
по шуму протекающей невдалеке большой
реки. Другие собираются ждать, не трогаясь
с места. Слепые рассказывают друг другу,
откуда кто приехал на остров, юная слепая
вспоминает свою далекую родину, солнце,
горы, необыкновенные цветы. («У меня нет
воспоминаний», — говорит слепорожденный.)
Налетает ветер. Ворохами сыплются листья.
Слепым кажется, что кто-то касается их.
Их охватывает страх. Юная слепая ощущает
запах цветов. Это асфодели — символ царства
мертвых. Одному из слепых удается сорвать
несколько, и юная слепая вплетает их себе
в волосы. Слышится ветер и грохот волн
о прибрежные скалы. Сквозь этот шум слепые
улавливают звук чьих-то приближающихся
шагов Это приютская собака. Она тащит
одного из слепых к неподвижному священнику
и останавливается. Слепые понимают, что
среди них мертвец, но не сразу выясняют,
кто это. Женщины, плача, становятся на
колени и молятся за священника. Самая
старая слепая упрекает тех, кто жаловался
и не хотел идти вперед, в том, что это они
замучили священника. Собака не отходит
от трупа. Слепые берутся за руки. Вихрь
крутит сухие листья. Юная слепая различает
чьи-то далекие шаги. Крупными хлопьями
падает снег. Шаги приближаются. Ребенок
помешанной начинает плакать. Юная слепая
берет его на руки и поднимает, чтобы он
увидел, кто идет к ним. Шаги приближаются,
слышно, как под чьими-то ногами шуршат
листья, слышен шорох платья. Шаги останавливаются
рядом с группой слепых «Кто ты?» — задает
вопрос юная слепая. Ответа нет. «О, смилуйся
над нами!» — восклицает самая старая.
Снова молчание. Затем раздается отчаянный
крик ребенка.
|
Синій птах М. Метерлінка
- п'єса про сенс буття
П'єса "Синій птах" написана у період,
коли М. Метерлінк від символістського
"театру смерті" прийшов до іншого
бачення світу - романтичного. І увесь
сенс п'єси в тому, аби показати людству
філософський смисл буття, красу самого
життя і його велич.
Герої Метерлінка, маленькі діти лісника
Тільтіль і Мітіль, вирушають з волі феї
у подорож на пошуки Синього птаха, що
має дати здоров'я і щастя. Що ж змушує
їх іти на пошуки, хоча вони й не знають
точно, куди йти? Фея Бірюліна зуміла розбудити
в них і доброту, і прагнення пізнати світ.
Адже їм треба обов'язково навчитися бачити
те, що "не на виду". І тоді виявляється,
що увесь світ навколо, всі предмети мають
свою душу, своє ставлення до людей, як
і тварини й дерева. Відтак діти вирушають
на пошуки не самі, а в колі друзів і недругів.
Так само, як завжди простує життям кожна
людина. їхня подорож лежить Країною Спогадів
і Палацом Ночі, Садами Блаженств і Царством
Майбутнього. Діти дізнаються, що за померлих
слід молитися, бо "молитися - значить
згадувати". Таїнство смерті таке ж
величне, як і таїнство народження. І над
усім цим старий Час, якого неможливо вмовити
пустити когось на Землю раніше чи пізніше.
І кожен несе з собою якесь діяння - добре
чи зле. Саме в цьому й полягає сенс його
народження - принести щось світові. Де
не були діти, скрізь вони бачили птахів,
що здавалися синіми, але жоден не став
тим Синім Птахом. І тільки коли діти знову
повернулися додому, найбільш схожою виявилася
горлиця, що належала Тільтілю. Та й сама
подорож не випадково завершується у тій
самій хижці лісника, звідки вони вирушили.
Тільки тепер вона здається іншою, кращою,
бо іншими повернулися діти.
Значить головне - це готовність вирушити
у похід за істиною, бажання змін, прагнення
ідеалу. Саме в цьому, на думку Метерлінка,
і полягає сенс буття - зрозуміти, навіщо
ти прийшов у світ, який смисл у тому, що
ти живеш, що життя - вічне.
"Синій птах”
План
1) Добрий погляд
2) У пошуках людяності
3)До щастя – шляхом заперечень
4) Музика феєрії
1. Символізм – це містика, вміння робити наочними невидимі речі. М. Метерлінк розуміє, що без зміни способу бачення жодна перебудова свіжості неможлива. У драмі пошуки щастя героями розпочинається з лікування хвороби зору. Це здійснюється за допомогою озброєння персонажів чарівним алмазом, який робить видимими душі предметів, відкриває шлях в Минуле і Майбутнє. Спіймати Синього птаха, символ щастя, "доручається” дітям, Тільтілю і Мітіль, брату і сестрі, тобто таким істотам, які зберегли чистоту зору. Фея не може дати свій алмаз дорослим бо ті давно втратили здатність вірити в диво. Для них алмаз – просто коштовне каміння.