Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:49, реферат
Пушкин утверждал, что появился на свет в Москве на Молчановке; пушкининсты обычно полагают, что в Немецкой слободе, где в храме Богоявления в Елохове была произведена запись о его рождении: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр». Точно известно, однако, что произошло это 26 мая 1799 г. в четверг, в праздник Вознесения. 8 июня младенец был окрещен.
Одесса, куда Пушкин
выехал в первых числах июля 1823 г., встретила
его пылью, устрицами, театрами и
салонами, сопоставимыми с
Между тем тогда,
в 1824 г., письмо об атеизме решило дело:
служебное поприще Пушкина было
признано властями завершенным, и он
был отправлен в принадлежавшее
его отцу село Михайловское Псковской
губернии.
Первое время
пребывания в Михайловском было омрачено
тяжелыми ссорами с отцом; в конце
концов Пушкин остался один. Друзья
выражали опасение, что он сойдет с
ума или покончит с собой: его
спасла поэзия, которая отныне заполняла
почти весь его досуг. И в центре
его размышлений о литературе
оказалась проблема романтизма; во
многом это объясняется нашумевшей
полемикой вокруг «Бахчисарайского
фонтана», напечатанного в марте
1824 г. с обширным предисловием Вяземского,
который описал современную русскую
литературную жизнь в категориях
борьбы романтизма и классицизма
и, конечно, безоговорочно принял сторону
первого. Возражая Вяземскому, Пушкин
заявил, что русский классицизм –
абстракция, почти не опирающаяся
на реальность: «Ты прав в отношении
романтической поэзии. Но старая <...>
классическая существует ли у нас? Это
еще вопрос». Пушкин рассматривал классицизм
и романтизм как категории, обобщающие
историю литературных жанров: «<...>
к роду классическому <...> должны
отнестись те стихотворения, коих формы
известны были грекам и римлянам, или
коих образцы они нам оставили;
след.<ственно>, сюда принадл.<ежат>:
эпопея, поэма дидактическая, трагедия,
комедия, ода, сатира, послание, ироида,
эклога, элегия, эпиграмма и баснь.
Какие же роды стихотворения должны
отнестись к поэзии ром.<антической>?
Те, которые не были известны древним,
и те, в коих прежние формы изменились
или заменены другими» («О поэзии классической
и романтической», 1825). Полагая, что
истинный классицизм в России дело
будущего, Пушкин со второй половины 1820-х
гг. все чаще обращается к античным
формам и одновременно с этим пытается
реанимировать такие вроде бы
давно признанные архаичными формы,
как торжественная ода и
Как бы то ни было,
пребывание в Михайловском дало Пушкину
возможность обрести самого себя:
как поэт, он заговорил теперь на
собственном языке, и этот язык уже
мало кому из современников приходило
в голову объяснять влиянием Жуковского
или Байрона.
В самом конце
декабря 1825 г. в продажу поступили
«Стихотворения Александра Пушкина»,
снискавшие шумный успех; Пушкин занял
первое место на российском Парнасе.
В Михайловском были закончены «Цыганы»,
создан основной текст «Бориса Годунова»,
«Граф Нулин», «Подражания Корану»,
написаны четвертая, пятая и шестая
главы «Евгения Онегина».
Роман в стихах
становился спутником жизни, своего
рода дневником, отражавшим не только
развитие героев, но и духовную эволюцию
автора. Основная тема романа – литература
и жизнь; восприятие действительности
через посредство литературного
текста осмыслялось в сложной
перспективе истории чувств, и
литературные произведения становились
элементами миропонимания и языком
общения. При этом, конечно, попытка
строить жизнь по аналогии с судьбами
литературных персонажей оценивалась
Пушкиным насмешливо: он давно, видимо,
еще в лицее понял, что подобные
попытки свойственны
Сходным образом
романтическая трагедия оказалось
опытом полемики с современной французской
историографией, которая, по точному
замечанию Б.М. Энгельгардта, была выведена
«на суд русской летописи». Важно
и другое: в трагедии «Борис Годунов»
Пушкин выступил как единомышленник
Карамзина, и в то самое время,
когда критика «вооруженною рукою»
(Вяземский) на «Историю государства
российского» уже приготовлялась в
кругу деятелей 14 декабря. В этой
трагедии мнение народное представало
как объект манипуляций; один из сторонников
Лжедимитрия произносил патетически:
«Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
// Не войском, нет, не польскою подмогой,
// А мнением – да, мнением народным».
Движущей события силой оказывается
провидение, Божий суд, от которого
не суждено было уйти ни Годунову, ни
Отрепьеву.
Освобождение
Пушкина из Михайловской ссылки оказалось
драматическим и почти
В ходе беседы с
царем Пушкин заговорил о конституционной
монархии; ответ царя запомнился поэту
надолго: «Думаешь ли ты, что будучи
конституционным монархом, - говорил
Николай, - я смог бы сокрушить голову
революционной гидре, которую вы
сами, сыны России, вынянчили на гибель
России? Считаешь ли ты, что обаяние
самодержавной власти, мне Богом
данной, не помогло удержать в повиновении
остальную гвардию и уличную
чернь, готовую к буйным поступкам,
грабежу и насилию? Толпа не посмела
бунтовать передо мною! Не посмела!
Ибо самодержавный царь был для
нее живым представителем всемогущества
Бога, представителем Бога на земле; ибо
она знала, что я понимал величие
своих обязанностей и не был человеком,
лишенным мужества и воли, человеком,
которого гнут бури и которому страшен
гром!» Пушкин слушал, понимая, что
в словах царя не было ни игры, ни самолюбования:
«Когда он это говорил, казалось, он вырастал
и становился огромным в сознании своего
достоинства и силы. Его лицо было сурово
и глаза сияли. Но это не было признаком
гнева – нет! Он не был гневен в эту минуту,
он как бы измерял свою силу, боролся с
сопротивлением и побеждал» (рассказ Пушкина
приводим в передаче Ю. Струтынского).
Николай принял
решение простить поэта и объявил
ему, что отныне сам будет его
цензором. Эта милость, как выяснилось
впоследствии, не только не оказалась
для Пушкина панацеей от цензурных
бедствий, но и изрядно затруднила
напечатание ряда произведений.
Московское общество
приняло поэта восторженно; публичные
чтения «Бориса Годунова» следовали
одно за другим. Одно из таких чтений
описал М.П.Погодин: «Первые явления
мы выслушали тихо и спокойно <...>.
Но чем дальше, тем ощущения усиливались.
Что было со мною, я и рассказать
не могу. Мне показалось, что родной
мой и любезный Нестор поднялся из
могилы и говорит устами Пимена:
мне послышался живой голос древнего
русского летописателя. А когда Пушкин
дошел до рассказа Пимена о посещении
Кириллова монастыря Иваном Грозным,
о молитве иноков: “Да ниспошлет
покой его душе, страдающей и бурной”,
– мы все просто как будто обеспамятели.
Кого бросало в жар, кого в озноб.
Волосы поднимались дыбом. <...> Кончилось
чтение. Мы смотрели друг на друга долго
и потом бросились к Пушкину.
Начались объятия, поднялся шум, раздался
смех, полились слезы, поздравления». Осень
1826 г. – пик пушкинского успеха.
Никогда ни до, ни после его прижизненная
слава не поднималась на столь
высокий уровень.
Очень скоро
завязался поначалу скрытый и, вероятно,
казавшийся Пушкину поначалу не слишком
существенным, конфликт с московским
обществом. В либеральном английском
клубе Пушкин провозглашал здравие
нового государя. Конечно, все пили,
но все и удивлялись: поведение
Пушкина в то время, когда свежа
еще была память о казни пятерых
заговорщиков и о следствии, которое
прямо или косвенно затронуло
значительную часть высшего общества,
было не то чтобы неадекватным (и
в Петербурге, и в Москве декабристам
сочувствовали весьма и весьма немногие),
но как-то не вязавшимся с репутацией
поэта, которого некоторое время
воспринимали как певца свободы,
т.е. через призму таких его произведений,
как «Вольность». «Кинжал» и некоторых
других. Поздней весной 1827 г., когда
Пушкин навсегда уехал из Москвы в
Петербург, его отношения с Москвой
были уже основательно испорчены. Любопытно,
что в своем «Путешествии из Москвы
в Петербург» (1833-1835) он будет сочувственно
писать именно о той ушедшей Москве
времен Екатерины, которую осмеял Грибоедов
в своей комедии: «Горе от ума»
есть уже картина обветшалая, печальный
анахронизм. Вы в Москве уже не найдете
ни Фамусова, который всякому, ты знаешь,
рад – и князю Петру Ильичу,
и французу из Бордо, и Загорецкому,
и Скалозубу, и Чацкому; ни Татьяны
Юрьевны, которая Балы дает нельзя богаче
// От Рожества и до поста, // А летом
праздники на даче. Хлестова – в
могиле; Репетилов – в деревне.
Бедная Москва!».
Конец 1820-х –
начало 1830-х гг. – переломная эпоха
в жизни Пушкина. В это время
ему суждено было испытать на себе
переменчивость вкусов читающей публики.
Уже «Полтава», экспериментальная
вещь, в которой Пушкин предпринял
не только опыт полемики с декабристской
традицией осмысления Петра I и его
реформ, но и попытался синтезировать
поэтику романтической поэмы
с высоким стилем традиционной оды
и эпопеи, не имела успеха. И неуспех
этот, как показали дальнейшие события,
не был случайностью: Пушкин все
меньше умел соответствовать ожиданиям
своих читателей. И читателей
этих становилось все меньше: последние
главы «Евгения Онегина» раскупались
с трудом, известность «Повестей Белкина»
ограничилась ироническими комментариями
журналистов, тираж «Истории пугачевского
бунта» вообще не был раскуплен, тираж
«Современника» в 1836 г. от номера к номеру
неуклонно снижался – от 2000 экземпляров
до 700, и не было оснований полагать, что,
останься Пушкин в живых после дуэли с
Дантесом, журнал ждала бы более счастливыя
судьба, чем «Литературную газету» Дельвига,
которую пришлось закрыть в июне 1831 г.
вследствие катастрофического падения
читательского интереса.
Информация о работе А.С.Пушкин: краткий очерк жизни и творчества