Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:49, реферат
Пушкин утверждал, что появился на свет в Москве на Молчановке; пушкининсты обычно полагают, что в Немецкой слободе, где в храме Богоявления в Елохове была произведена запись о его рождении: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр». Точно известно, однако, что произошло это 26 мая 1799 г. в четверг, в праздник Вознесения. 8 июня младенец был окрещен.
Пушкин утверждал,
что появился на свет в Москве на
Молчановке; пушкининсты обычно полагают,
что в Немецкой слободе, где в
храме Богоявления в Елохове
была произведена запись о его
рождении: «Во дворе коллежского
регистратора Ивана Васильевича
Скворцова у жильца его моэора
Сергия Львовича Пушкина родился
сын Александр». Точно известно,
однако, что произошло это 26 мая 1799
г. в четверг, в праздник Вознесения.
8 июня младенец был окрещен.
Вначале время
его жизни двигалось
Летом Пушкины
подолгу живут в подмосковном
Захарове; осенью и зимой гувернеры
и учителя настойчиво ограничивают
свободу. Это огорчает и раздражает:
Пушкину хочется читать совсем не
те книги, которые ему предписаны.
У него хорошая память, и он повторяет
наизусть стихи И.И.Дмитриева, на чтении
которых однажды присутствовал.
Начинает сочинять сам – пишет
басни и комедии и у него
появляется аудитория, впрочем, не всегда
благодарная: сестра Ольга, освиставшая,
согласно собственному ее позднейшему
признанию, комедию «Похитетель», написанную
в подражание Мольеру. Не оценил стихотворческие
опыты Пушкина и его гувернер
Русло: поэма «Толиада» была брошена
оскорбленным и самолюбивым автором
в огонь; после этого гувернеру
прибавили жалованье.
В 1811 г. Пушкина
собираются поместить в модный иезуитский
пансион; благодаря вмешательству
А.И.Тургенева, судьба его переменилась:
он был принят в Царскосельский лицей.
Распорядок дня: вставали в шесть
утра, одевались и в общей зале
читали молитву; с семи до девяти занятия
в классе, потом чай и прогулка
до десяти, с десяти до двенадцати класс,
после до часу прогулка, в час
обед; с двух до трех чистописание или
рисование, с трех до пяти класс, в
пять чай и прогулка, в шесть
повторение уроков, по средам и субботам
обучение танцам или фехтованию; в
половине девятого звонок к ужину, в
десять вечерняя молитва. Из Царского
Села воспитанников не выпустили
за шесть лет обучения ни разу, а
первые три или четыре года не выпускали
и из здания Лицея. Оставалось сочинять
стихи: поэзия давала ощущение внутренней
свободы.
Пушкин, Дельвиг,
Илличевский и Кюхельбекер были
лицейскими поэтами; дружба не исключала
соперничества и взаимных эпиграмм;
чаще других доставалось Кюхельбекеру.
Например, так: «Писатель! за свои грехи
// Ты с виду всех трезвее: // Вильгельм,
прочти свои стихи, // Чтоб мне заснуть
скорее!». Иногда вместо стихов проказничали:
в памяти лицеистов осталась импровизированная
пирушка с ромом и гогель-
Уже в первые
лицейские годы Пушкин хорошо знает
основные обстоятельства русской литературной
жизни и борьбы: противостояние Карамзина
и Шишкова, карамзинистов архаистам,
«Арзамаса» «Беседе любителей русского
слова» – одна из тем лицейской
лирики Пушкина, с самого начала избравшего
амплуа последователя Карамзина; 1815-м
годом датируется эпиграмма на «угрюмых»
и «глупых» его противников: «Угрюмых
тройка есть певцов – // Шихматов, Шаховской,
Шишков, // Уму есть тройка супостатов
– // Шишков наш, Шаховской, Шихматов, //
Но кто глупей из тройки злой? // Шишков,
Шихматов, Шаховской». При этом Пушкин-лицеист
не отделяет себя от традиции русской
лирики XVIII в.; на публичном экзамене
в 1815 г. Пушкин читал «Воспоминания
в Царском Селе», стоя в двух шагах
от Державина, который не мог скрыть
своего восхищения и заметил с
приличествующей случаю важностью:
«Вот кто заменит Державина». В
том же 1815 г. Пушкин познакомился с
Карамзиным, проводившем ежегодно летнее
время в Царском Селе, иногда бывал
у него. Карамзин не испытывал особого
интереса к стихам Пушкина – но
Жуковский и Вяземский уже
были убеждены в значительности дарования
нового поэта. Из письма Вяземского к
Батюшкову: «Что скажешь о сыне Сергея
Львовича? Чудо, и все тут. Его
воспоминания <т.е. «Воспоминания
в Царском Селе»> вскружили нам
голову с Жуковским. Какая сила, точность
в выражении, какая твердая и
мастерская кисть в картинах. Дай
Бог ему здоровья и учения, и
в нем будет прок и горе нам.
Задавит каналья!» Основные темы
лицейской лирики Пушкина до 1816 г.
– любовь, вино, дружба, поэзия, позволявшие
забывать о быстротекущем времени
жизни; в 1816 на первый план выступают
минорные интонации: Пушкин начинает подражать
унылым элегиям Жуковского и говорить
об одиночестве, меланхолии, предчувствии
смерти, утратах и неблагосклонной
судьбе.
Но не только
учеба, проказы, горничная Наташа и
стихи занимали воображение: еще
была платоническая любовь к Катерине
Павловне Бакуниной, фрейлине и сестре
одного из лицейских товарищей Пушкина:
«29 ноября 1815 г. Я щастлив был!.. нет,
я вчера не был щастлив, поутру
я мучился ожиданьем, с неописанным
волнением стоя под окошком смотрел
на снежную дорогу, ее не видно было!
Наконец я потерял надежду, вдруг
нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,
сладкая минута!».
Летом 1817 г. двери
лицея наконец распахнулись: учение
было закончено, и Пушкин оказался в
вихре большого света; впрочем, он с
удовольствием появлялся как
в аристократических салонах, так
и на нецеремонных офицерских пирушках.
В лицее он мечтал о военной
службе, но служить (точнее, числиться:
служба по обычаю того времени была
номинальной) пришлось в Коллегии иностранных
дел – и тем с большим
рвением предавался он радостям жизни.
В сентябре 1818 г. А.И.Тургенев сокрушенно
писал Вяземскому: «Праздная леность,
как грозный истребитель всего
прекрасного и всякого таланта,
парит над Пушкиным». Последний,
как казалось тогда многим, упивался
помянутой леностью, не обращал внимания
на мудрые советы и любил привлекать
к себе внимание в обществе. Известная
тогда трагическая актриса А.М.
В Петербурге продолжились
и некоторые лицейские сюжеты
– например, дружеские насмешки
над Кюхельбекером, которые последний
переносил отнюдь не всегда добродушно
и миролюбиво. Однажды Жуковский,
не явившийся на какой-то вечер, простодушно
объяснил свое отсутствие расстройством
желудка и визитом
Рассказы об
эпизодах такого рода весьма многочисленны.
Но не подлежит сомнению, что жизнь
Пушкина в первые годы после выхода
из лицея содержала иные измерения.
Он энергично включился в
Инзов не стремился
к роли строгого начальника и, едва
познакомившись с Пушкиным, разрешил
ему отправиться в поезду на Кавказ
и в Крым с генералом Н.Н.Раевским
и его близкими. Это путешествие
означало расширение опыта жизни, а
вместе с тем привело к изменению
литературной позиции: в Гурзуфе
Пушкин впервые прочел Байрона и
увлекся; плодами этого увлечения
стали поэмы «Кавказский
Служба в Кишиневе
под началом Инзова оказалась
необременительной: досуг скрашивали
частые ссоры с молдавскими
Но это будет
позднее, а пока друзья Пушкина хлопотали
о переводе его из Кишинева в Одессу
в распоряжение новороссийского
генерал-губернатора М.С. Воронцова.
Все складывалось, как поначалу казалось,
весьма благоприятно: либерально настроенный
и вместе с тем чуждый крайностей
Воронцов представлялся А.И. Тургеневу
и Вяземскому именно тем человеком,
который может оказать
Информация о работе А.С.Пушкин: краткий очерк жизни и творчества