Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:28, реферат
Пушкин был реалистичен и верен исторической и художественной правде, он не способен был облекать свой общечеловеческий идеал в конкретные формы. Александр Сергеевич не принимал бывших социальных порядков, отталкивался от них, замечал при этом, что во время его жизни не существует условий для примирения различных слоев внутри страны и народов разных стран. Это произведение о России начала XIX века, о ее людях и судьбе, о быте и культуре, о духовных исканиях лучших людей.
В романе « Евгений Онегин» между Россией образованной и Россией простонародной, между Россией столичной и провинциальной пролегла пропасть.
Тема и идея произведения, особенности композиции.
II) Главные герои романа в стихах:
1) «Татьяна, русская душою…»
2) Черты и качества Тани Лариной, дарованные ей автором;
а) искренность;
б) нравственная бескомпромиссность;
в) духовный рост;
г) романтический взгляд на окружающий мир;
д) отсутствие сходства Татьяны с остальными членами семьи;
е) процесс становления ее личности.
3) « Евгений, добрый мой приятель…»
а) избалованность привычкой жизни;
б) традиционный герой, разочарованный в жизни;
в) жизнь в деревне;
г) вечные странствия;
д) благородство.
III) Заключение:
1) воздействие романа на читателя:
а) побуждение к размышлению о социальном устройстве общества;
б) размышление о внутреннем мире человека;
в) мое впечатление о романе.
IV)Библиография.
Но
расчеты Евгения не
оправдались. В финале,
застав Татьяну врасплох,
Онегин сделал невероятное,
столь поразившее его
открытие. Оказывается,
метаморфозы Татьяны
были только внешними,
внутренний мир претерпел
лишь малейшие, незначительные
изменения. Во многом
же героиня осталась
« прежней Таней», простой
девушкой, а такие женщины
на супружескую измену
не способны.
Именно это внезапное
прозрение Евгения и
придает финальной сцене
острый драматизм и
горькую безнадежность.
Убедившись, что его
страстные признания
не достигают цели,
что Татьяна окружена
«крещенским холодом»
и на лице ее можно увидеть
лишь «гнева след», Онегин
вновь уединяется в
своем «молчаливом кабинете»
и, отрешившись от света,
принимается за чтение.
И что же? Глаза его читали,
Он меж печальными строками
Другие строки. В них то он
Такое
чтение «духовными глазами
позволило Евгению,
человеку европейской
культуры, погрузиться
в ранее чуждый ему патриархально-
усадебный, народно -
поэтический мир, мир
старины и преданий,
столь близкий и родной
Татьяне, ощутить ее
укорененность в этом
мире:
То
были тайные преданья
Ни
с чем не связанные сны,
Иль письма девы молодой.
Можно сказать, что Онегин сумел приблизиться к разгадке тайны Татьяны, ее натуры, ее души. Он начинает постигать все то, что
Не в состоянии был постигнуть и понять в дни своего деревенского затворничества. Все меркнет перед непрестанной думой о Татьяне,
встреча с которой, как все ясней понимает герой, стала главнейшим
событием
в его судьбе, событием,
всю значимость которого
он не смог
оценить раньше. Любовь
к Тане – последнее,
что осталось у Онегина,
поэтому его последний визит к ней - акт отчаяния. Нарушая все
границы
приличия, Онегин является
в чужой дом в неурочное
время,
застав Татьяну врасплох
– в слезах, за чтением
письма, одетой по- домашнему,
и, потрясенный ее нежданно
знакомым обликом, молча
падает к ее ногам «в тоске бездумных сожалений».
Конечно же, глядя на Евгения, Татьяна все прекрасно понимает, чувствует его страдания («ей внятно все»): ведь она сама пережила нечто подобное, но точно так же, как и Онегин до сей минуты не подозревал о том, что в княгине живет «простая дева», «прежняя Таня»; Татьяна не могла знать, что произошло с Евгением после дуэли с Ленским, что понял Онегин во время странствий по России, что переживал в часы добровольного заточения в своем кабинете. Она считала, что разглядела Онегина раз и навсегда. Для нее он по- прежнему человек холодный, опустошенный и эгоистичный.
Только этим можно объяснить суровую отповедь Евгения.
Именно «зеркально отраженная» композиция этих сцен позволяет провести между ними и внутреннюю аналогию, а значит - лучше понять и оценить поведение пушкинской героини. Именно в бескорыстие и благородство страсти Евгения Онегина не может поверить Татьяна Ларина. Убежденная в том, что он стал « чувства мелкого рабом», она, кажется, не может допустить и мысли о способности Онегина измениться. А ведь с момента их разлуки прошло целых четыре года! Теперь избежать ошибки не удалось Тане. Предосудительное желание вытащить украшение (Таню) из- под стеклянного колпака не приводит к желаемому результату, а лишь заканчивается такой проповедью, которая доставляет мало удовольствия предприимчивому денди. Оскорбленная женщина упрекает его во всем, незаметно для себя переходит к исповеди, которая не может не поразить своей откровенностью и бесстрашной искренностью.
Татьяна признается, что успехи «в вихре света» тяготят ее, что она предпочла бы нынешней мишурной жизни прежнее неприметное существование в деревенской глуши. Мало того: она прямо говорит Евгению: поступила «неосторожно», решившись на брак без любви, что она по-прежнему любит его и горестно переживает упущенную возможность счастья. « Чего же боле?» Ведь такое признание предполагает высочайшую степень взаимного доверия и внутренней близости!
« Эта встреча,- пишет современный исследователь В.Е. Холуев,- предваряющая разлуку навсегда, отмечена своего рода равенством Онегина и Лариной в их общей скорби о несбывшемся и неповторимом; здесь угадываются покаяния, прощения, благодарности».
Прежний Евгений - такой, какого раньше знала Татьяна, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний, но не новый Онегин, которого Татьяна не знает. Ей кажется, что « счастье было так возможно, так близко»,- это неверно. Раньше счастье не было возможно, т.к. Евгений не умел любить. Возможность счастья только теперь настоящая, готовая к воплощению в жизнь с новым Онегиным, но, увы, поздно.
Татьяне остается только страдать. Прежний Евгений Онегин, равнодушный и эгоистичный, не понял бы и мучений. Теперь же он понимает все: ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот « минуту, злую для него», А.С. Пушкин оставляет своего героя. Да, именно своего героя. Евгений Онегин- это не поэтический портрет Пушкина, что и подчеркивает сам автор.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой- нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.
О цели и смысле жизни думают главные герои романа: Онегин, Ларина, Ленский, а вместе с ними и сам автор. Бездумно по течению жизни плывут лишь старые Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени и свидетельствовало о неблагополучии в русском обществе. Вместе с тем поэт понимал и трагическую вину своего героя: неумение стать выше условностей света, нежелание понять глубину чувства провинциальной девушки, поступиться своим покоем. Отсюда и сочувствие герою, и легкая ирония, в тоне которой часто видится повествование о нем. Во всяком случае, судьба героя трагична. Точно так же трагична и судьба Ленского. И он думал о высокой цели жизни, ведя долгие разговоры и споры об этом с Онегиным. Но он погиб слишком молодым, так и не избрав своего жизненного пути. Ленский со своей наивностью и чистотой как бы оказался чуждым окружающей действительности, она вытолкнула его из себя.
По-своему трагична и судьба Татьяны, предававшейся с юности романтическим мечтаниям. Она ближе других героев к народным основам жизни, к народной нравственности, но и она одинока, ее можно, как говорил Белинский, назвать исключеньем из мира нравственно увечных явлений. Действительность оказалась враждебной ей, и вместо счастья ей придется до конца дней своих выполнять долг, живя с уважаемым, но нелюбимым супругом.
Пушкин показывает на примере Татьяны, что человек, даже непохожий на других, может найти свое место в мире и в то же время сохранить свою душу и те черты, которые отличают его от других. Татьяна приняла законы общества, а оно приняло ее. Это и потрясло Онегина. Во всех поступках Татьяна оказалась верна своей натуре. В заключительной речи героиня показывает, что она сильнее и выше Онегина. В отличие от Тани Онегин не нашел того, в чем нуждался. При первой встрече оба героя были в поисках. Татьяна пишет письмо лишь потому, что она хочет быть похожей на героинь французских романов, а при второй встрече уже Евгений пишет ей, но совершенно по другой причине: он понимает, что Татьяна оказалась сильнее его. Отношения между героями меняются, как и они сами.
Оба героя: и Онегин, и Татьяна глубоко страдают. Пушкин подводит читателя к тому, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут.
С судьбой героев сопоставлена судьба самого автора: он испытывает полноту жизни, живет ее радостями, страдает ее горестями и бедами. Смысл жизни он видит в творчестве, в деятельности, в самозабвенном поэтичном труде. Какими бы тяжелыми сторонами ни оборачивалась действительность, он верит в лучшее, и потому последние грустные строки романа озаряются легкой улыбкой поэта. В судьбах, в исканиях героев романа Александр Сергеевич сумел отразить трагизм жизни в России начала XIX века.
Трагедия Онегина в отсутствии высокой цели, но он ищет эту цель, стремиться наполнить жизнь объемным содержанием. Пушкин видел незаурядные качества героя, но он видел и омут враждебных обстоятельств, губительно сказавшихся на его судьбе.
На всем протяжении своего существования наша русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Самые лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как предмет обожания, поклонения, любви, но, прежде всего, как личность, не менее значительную, нежели мужчина.
И первым, кому это удалось сделать, стал Пушкин. В.Г.Белинский считал создание образа Тани Лариной, истинно русской женщины, настоящим подвигом. Поэт ничуть не скрывал своих симпатий к героине. Меня, как и самого писателя, поражает и, конечно же, привлекает высота ее нравов, ее душевная простота в сочетании с глубиной внутреннего мира, естественность, отсутствие болезненных противоречий между решением и поступком. Сразу видно, что пред нами личность, значительный человек, а не «деревенская простушка».
Тем не менее ей не чужда природа,- наоборот: автор подчеркивает то, что между героиней и природой тесная, почти неразрывная, связь. Татьяна, русская душою, тонко чувствует красоту родной природы. Конечно же, сказалось и воспитание, и сильное влияние няни- крепостной крестьянки.
Таня именно из тех «однолюбок», для которых любовь может стать как великим счастьем, так и великим несчастьем. В Онегине она сердцем, а не умом, сразу же почувствовала родную душу. Несмотря ни на что, она смогла сберечь, пронести через многие года свое светлое, ясное чувство- любовь. Ее характер, ее внутренний мир не исказился, не деформировался, хотя длительное нахождение в низкой, очернительной среде не могло предполагать иного. Татьяна, как стойкий оловянный солдатик, смогла выстоять, пережить все тяготы и невзгоды, уготовленные ей судьбой, но самое главное: она смогла остаться настоящим человеком с большой буквы, который остался простым и естественным, не лишился своего достоинства. Тане ни к чему подражать кому-либо, она личность сама по себе, в этом сила ее обаяния, вот почему « и нос и плечи подымал, вошедший с нею генерал». Он гордился своей женой. Татьяна, как автор и Евгений, была так же холодна и равнодушна к светской жизни. Ей видна невооруженным глазом вся фальшь, вся подлость и все подхалимство этого общества. Как Онегину не мила его «постылая свобода», так и Таню тяготит вся эта мишура «постылой жизни». Пожалуй, самым главным в характере и поведении главной героини является ее нравственное чувство долга, ответственность перед своей совестью, которые берут верх над неимоверно глубоким и сильным чувством любви. Немногие люди могут быть несчастными, если принесут несчастье кому-нибудь, Таня же не могла жить с грузом на сердце, с камнем на душе, зная, что где-то страдает и мучается муж, который еще и «в сраженьях изувечен». Она никогда не пойдет на сделку со своей совестью. Благородным девицам нашего времени стоит многому поучиться у Тани Лариной, т.к. в наш век, когда технология не стоит на месте, качество жизни ухудшается в связи с безнравственностью каждого пятого человека, в том числе и девушек. Само же общество и сейчас не блещет хорошими человеческими качествами и манерами, поэтому чтобы избежать деградации личности, нужно вернуться к своим корням, начать все с самого начала. Но не следует и переусердствовать, нужно, чтобы было всего в меру: и добра, и упрямства, и откровенности. Не стоит подражать героям прочитанных книг во всем, нужно определиться с наиболее значимой для тебя и нужной чертой характера и попытаться ее себе привить. Некоторые забывают, что судьба того или иного героя в какой-то степени трагична, и повторять ее не стоит. Так и судьба Татьяны трагична: жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась своей возвышенной душой. Но, несомненно, есть в этом и плюсы, например, Таня не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.