Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:19, контрольная работа
Cергей Каледин начал свой литературный путь с признания и славы. Первая же его повесть – «Смиренное кладбище», опубликованная в 1987 году в журнале «Новый мир»,сразу принесла автору широкую известность. В этой повести на первом плане — описание среды и ее неписаных правил. Причем,
рассказывая ли о нравах кладбища или стройбата, Каледин обра
щает внимание не столько на отношения между начальством и
подчиненными — шире: между властью и народом — а на те жес
токие правила, которые «регулируют» жизнь фактически бесправ
ных людей.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1 Целостное рассмотрение художественного произведения........3
Глава 2 Проблема архетипа…………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 2 Проблема архетипа…………………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Cергей Каледин начал свой литературный путь с признания и славы. Первая же его повесть – «Смиренное кладбище», опубликованная в 1987 году в журнале «Новый мир»,сразу принесла автору широкую известность. В этой повести на первом плане — описание среды и ее неписаных правил. Причем,
рассказывая ли о нравах кладбища или стройбата, Каледин обра
щает внимание не столько на отношения между начальством и
подчиненными — шире: между властью и народом — а на те жес
токие правила, которые «регулируют» жизнь фактически бесправ
ных людей. Это правила стаи: с одной стороны, надо быть как все,
выживает тот, кто неразличим в массе, с другой стороны, каждый
за себя — и потому надо все время держать ухо востро, ждать под
воха от кого угодно, за услугу — платить, на агрессию отвечать
агрессией. Обречен тот, кто продемонстрирует слабость, — его
затопчут… А слабостью в данном случае оказывается все, что про
тиворечит принципу самосохранения, — сострадание к другому в
первую очередь. Начальство, как выясняется, подчиняется тем же
правилам выживания, без колебаний списывая свои «грехи» на
исполнителей, а то и жертв. В «Смиренном кладбище»,
центральный персонаж приспособился к обстоятель
ствам и сумел сохранить человеческое достоинство.
А потому изучение произведения Сергея Каледина мы считаем необходимым для нравственного воспитания учащихся, развития в детях гуманности, стремления к высшим ценностям, несмотря на любые преграды, воспитания доброты и честности, толерантности и равенства среди людей. Обращение же к архетипическому образу кладбища представит перед ребятами наиболее целостную картину о смене эпохального мировосприятия.
Глава 1 ЦЕЛОСТНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Художественное произведение – основной объект литературоведческого изучения, своего рода мельчайшая «единица» литературы. Более крупные образования в литературном процессе – направления, течения, художественные системы – строятся из отдельных произведений, представляют собой объединение частей. Литературное же произведение обладает целостностью и внутренней завершенностью, это самодостаточная единица литературного развития, способная к самостоятельной жизни. Литературное произведение как целое обладает законченным идейным и эстетическим смыслом, в отличие от своих составляющих – темы, идеи, сюжета, речи и т.п., которые получают смысл и вообще могут существовать лишь в системе целого.
Литературное произведение как явление искусства
Литературно-художественное произведение – это произведение искусства в узком смысле слова*, то есть одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в целом, художественное произведение есть выражение определенного эмоционально-мыслительного содержания, некоторого идейно-эмоционального комплекса в образной, эстетически значимой форме. Пользуясь терминологией М.М. Бахтина, можно сказать, что художественное произведение – это сказанное писателем, поэтом «слово о мире», акт реакции художественно одаренной личности на окружающую действительность.
Анализ – важнейший метод научного постижения литературного произведения. Но аналитическое расчленение целого на составляющие не может быть самоцелью. Художественное произведение есть система, во многом похожая на живой организм, а это значит, что она обладает свойством целостности, которая богаче, чем сумма составляющих систему элементов. Конечная цель научного рассмотрения литературно-художественного произведения – познание именно этой эстетической целостности. Только такое познание адекватно самой природе искусства, которое и по своей структуре, и по способу воздействия на читателя является целостным организмом. Таким образом, анализ в научном рассмотрении произведения предстает хотя и важным, но все же вспомогательным этапом работы, он подготавливает синтетическое, целостное осмысление художественного произведения.
Анализ литературного текста в школе.
Если спросить любого учителя, в чем видится ему главная трудность его работы, в чем основная проблема современного литературного образования, можно не сомневаться, что ответ будет один и тот же: дети не хотят читать.
Анализ интереса к чтению в начальной школе показывает достаточно высокий уровень. Однако на 2 ступени дети утрачивают интерес, неохотно читают программные произведения.
Думается, во многом потому, что в школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, объяснять. Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что заставить ученика прочитать хотя бы программные произведения становится проблемой.
Поэзии в таком случае может и вовсе не найтись места в школьных программах, еще и потому, что анализ текста, особенно текста поэтического, вызывает у школьников, а подчас и у учителей наибольшие трудности.
Однако в Федеральном компоненте государственного стандарта, принятого в 2004 году, обозначены следующие цели изучения литературы:
«овладение умениями и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы» (основная школа),
«совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний» (старшая школа, базовый уровень).
Таким образом, обучение анализу художественного текста - обязательное требование современного литературного обра зования.
Несомненно, что содержание в подлинном произведении искусст ва просто неотделимо от его формы. Не случайно Л.Толстой на просьбу пересказать кратко содержание одного из его романов ответил, что не может сократить его ни на одну фразу. Тем более это относится к произведению поэтическому.
«Стих как тело человека,- писал В.Белинский,- есть откровение, осуществление души – идеи… он является первоначальной, непосредственной формой поэтической мысли».
Анализ поэтического текста - последовательность аналитических действий, каждое из которых представляет собой очередной шаг к постижению глубины смысла и богатства формы.
Использую различные планы анализа (в зависимости от особенностей произведения, уровня подготовленности класса).
В основе многих методик анализа – исследования Л.В.Выготского, который в книге «Психология искусства» доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства.
Определяет основной психологический закон эстетического восприятия - возникновение противоречия, борьбу противоположных эмоций и пишет о Пушкине: «Его лирика обнаруживает везде один и тот же закон, закон раздвоения».
Любой анализ художественного произведения следует начинать с поиска этих двух полюсов, которые вызывают у нас противоположные эмоции. Это могут быть контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы, это может быть противостояние цветов палитры, точек пространства и времени, даже звуковых рядов.
Сопоставительный анализ - один из наиболее интересных и эф- фективных видов анализа, позволяющий именно в сравнении просле- дить и сделать наглядными особенности каждого текста, отдельно взятого. Его технология относительно проста и имеет свой общеизве- стный алгоритм. Это выявление образов, мотивов, художественных приемов, общих для анализируемых текстов, и определение того, что эти тексты различает. И, наконец, объяснение выявленных различий, помогающее интерпретации текстов.
Есть разные виды сопоставительного анализа:
сопоставление разных текстов одного автора,
аналогичных по тематике текстов разных художников слова,
обращение к черновым редакциям того или иного произведения.
Сопоставительный анализ при изучении лирики не так распространён в школьной практике, хотя известный опыт всё же есть. Он в основном не выходит за рамки историко-литературного компонента литературного образования и связан с пониманием формирования мировоззрения автора, отношения к нравственным ценностям, искусству, гражданской позиции. Это темы свободы, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве разных авторов. Это “сквозные” мотивы и образы в поэзии: море, родная земля, природа, возлюбленная, пророк, вдохновение.
Принцип сопоставительного анализа стихотворений в единстве содержания и формы, с учётом теоретико-литературной составляющей, актуален для современного изучения литературы, так как предполагает рациональный, опирающийся на предшествующий опыт подход к изучению художественных явлений и ведёт к формированию умения самостоятельно осваивать и оценивать их.
Еще одна очень важная особенность нашей психики, которая должна лечь в основу обучения анализу поэтического текста, - способность к ассоциативному мышлению. Психологическая наука знает разные виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности. Образы вымышлены, нереальны, но реальны вызванные ими эмоции, и чем ярче художественный образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на наше воображение, тем больше ассоциаций из разных сфер нашей собственной жизни он вызывает.
Заслуживает внимания такой подход, который ограничивается рассмотрением текста произведения "от первого слова до последнего". Этот подход позволяет выявить внутреннюю структуру произведения, природу его художественной организации, определенную - порой значительную - часть заключенной в тексте художественной информации. Конечно, такой подход представляет необходимый, но все же начальный этап изучения произведения. Он не даст нам сведений о социальном функционировании текста, не раскроет истории его интерпретаций, места в последующей эволюции поэта и огромного числа иных вопросов. Однако указанный "монографический" анализ текста составляет необходимый и первый шаг в его изучении. Кроме того, в иерархии научных проблем такой анализ занимает особое место - именно он, в первую очередь, отвечает на вопрос: почему данное произведение искусства есть произведение искусства. Если на других уровнях исследования литературовед решает задачи, общие с теми, которые привлекают историка культуры, политических учений, философии, быта и т. п., то здесь он вполне самобытен, изучая органические проблемы словесного искусства.
На данном этапе серьезное внимание необходимо уделить вопросам теории литературы, жанровым особенностям, метрике стиха.
Программа по литературе на 3 ступени настолько насыщенна материалом, что не приходится говорить о по дробном монографическом изучении творчества даже самых крупных, «знаковых» фигур и тем более о тщательном анализе текстов.
С другой стороны, сами эти тексты — как поэтические, так и прозаи- ческие — часто настолько сложны и многозначны, что без глубокого, «многоступенчатого» анализа не может быть и речи об их адекват ной, соответствующей авторскому замыслу интерпретации. Как раз решить это противоречие? Как успеть на крошечном пространстве времени, отведенном учебными планами, дать представление и о сложном, полном противоречий и трагических ситуаций литературном процессе, и о «жизни и судьбе» хотя бы самых известных художников слова России и русского зарубежья, и о закономерностях развития поэтического слова и образа, новых художественных открытиях и тенденциях?
Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес - задача любого учителя-предметника. Каждый решает её по-своему, но в любом случае это чаще всего обращение к интеллектуальной сфере, к деятельности так называемого левого полушария (технологии проблемного обучения, развития критического мышления, приобщение к поисковой или проектной деятельности и т.д.). Думается, не менее, а применительно к литературе даже более эффективно подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления - всего того, что в большей степени относится к правому полушарию, к сфере не интеллекта, а эмоций и воображения.