Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:29, сочинение
Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения...
Стихотворение
производит огромное впечатление на
читателя своей силой повествования,
беззаветными чувствами отрока -
рыцаря Блока, обилием изобразительных
выразительных средств, раскрывающих
в полном объеме внутреннее состояние
лирического героя, показывающих обстановку,
окружающую поэта, и создающуу тот религиозный,
мистический колорит. В тексте
присутствует множество слов, имеющих
яркую эмоциональную окраску, возвышенной,
церковной лексике (храм, лампада, риза,
отрадно), они подчеркивают исключительную
торжественность и значимость событий
для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень
много значил для Блока, он боготворил
ее, но позже Муза Вечной Женственности
покинула творца, уступив место чистой,
самоотверженной и преданной любви к Родине.
Пожалуй,
ни у одного из писателей патриотическая
тема так полно не сомкнулась с
любовной, интимной лирикой, как у
Александра Блока. Нетрадиционным стал
блоковский образ родины-невесты, жены,
Прекрасной Дамы, Вечной Женственности.
Не как мать любит Россию Блок, а как возлюбленную.
Но ее облик постоянно меняется. Прекрасная
Дама оборачивается то Незнакомкой, то
проституткой, являя собой новые и новые
лики России. Сначала, как невеста или
жена, она напоминает небесную возлюбленную.
В стихах "Вхожу я в темные храмы..."
она одновременно и Прекрасная Дама, и
Святая.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд. —
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В то же время это еще и мечта, Вечная Жена,
сон.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
У Блока даже в щит воина, готовящегося
к битве, вместо нерукотворного Спаса
вписан образ "светлой жены". Но в
лирике поэта его возлюбленная — родина
— принимает и другие черты. Блок подсмотрел
в ней что-то буйное, хмельное, страстное,
что властно прорывается сквозь лик богоизбранной
невесты, благочестивой девы.
Там прикинешься ты богомольной,
Там старушкой прикинешься ты,
Глас молитвенный, звон колокольный,
За крестами — кресты да кресты...
Нет, родина Блока не смиренная кроткая
дева или богомольная старушка, а полная
сил и страсти женщина, наделенная "разбойной
красой". Значит, Россия предстает у
Блока не только поэтической, одухотворенной
и прекрасной, но и нищей - с серыми избами,
расхлябанными колеями, острожной тоской,
унылой песней ямщика. Здесь в этой контрастности
выступает острое противоречие между
идеалом и действительностью, которое
и порождает трагические предчувствия
поэта.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны
Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
Как новое пророчество о будущем, появляется
у Блока новый образ Возлюбленной — России:
"пьяная Русь", "разбойная краса",
"роковая, родная страна".
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Да, любовь несовместима с жалостью, она
же дает поэту твердую веру в Россию, в
то, что она выстоит, не погибнет, несмотря
на кровь и страдания. Пусть будет больше
одной слезой, но все равно все те же "лес
и поле, да плат узорный до бровей" —
у России. Кровавый отсвет от дней войны
и "дней свободы" не может затуманить
ее "прекрасные черты".
* * *
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд. -
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
25 октября 1902
Информация о работе Анализ стихотворения Блока «О прекрасной даме»