Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:29, сочинение
Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения...
Название цикла Блоку предложил В. Брюсов. В него вошли лучшие стихотворения 1901 — 1902 годов, посвящённые Л.Д. Менделеевой. О композиции сборника поэт писал: «...“однострунность” души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующих книгах — понятиями...» Эта книга — наиболее яркое явление «младшего символизма» в русской литературе, но вместе с тем это лирика, вобравшая в себя мировые и русские поэтические традиции, опыт Тютчева, Фета, Полонского. В дневнике Блок записал, что стихи — это молитва, а поэт — это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», а вдохновение сродни вере. Три облика лирической героини отмечают исследователи этого цикла: космический — Душа Мира; религиозный — Царица Небесная; бытовой — нежная, но немного надменная девушка. Стихотворения раскрывают взаимоотношения с подругой, невестой, женой, в которой поэт увидел воплощение Вечной Женственности, христианский символ: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа». Появляются образы храмов, соборов, церковных врат.
В «Стихах о Прекрасной Даме», по словам Брюсова, «как бы совсем нет ничего реального», — переживания перенесены в идеальный мир. Жизнь «мучит» поэта, земля для него — «пустынна», он себя чувствует в «старинной келье», на таинственном «царственном пути»; впереди «огнистый столп», свои мечты он определяет как «сны раздумий небывалых», «как священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни!».
Стихи о «Прекрасной Даме» являются
первым шагом Александра Александровича
Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического
символизма к критическому реализму. Это
первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение.
Удивительно красиво, тепло и нежно написаны
эти произведения...
Стихи о «Прекрасной Даме» были написаны
в конце 19 века и начале 20 века, сложное,
смутное время; время
переоценки ценностей, пересмотра жизненных
принципов; время репрессий и революций,
протеста, унижений и
игнорирования человека, как личности.
Страдали все от крестьянина до дворянина.
Таким образом, люди
измученные безжалостной реальностью
искали отдушину, покоя в мистическом.
Огромное влияние на формирование мировоззрений
многих современников Блока оказала философия
Соловьева,
особенно тезис: «сама любовь мира открыта
через любовь к женщине…в любви – спасенье
наше…» , так же и наш
поэт, создавая свои маленькие произведения,
пытался укрыться от серой, грубой реальности,
искал спасенья в
райском, возможно даже утопическом, мире
своей бесконечной любви к \"Прекрасной
Даме\", в красоте ее,
\"Вечной Женственности». Поэт целиком
растворялся в омуте прекрасных грез,
поклонии этой небесной богине, он
отчетливо видел каждую черту её лица,
знал все о сотворенном его мыслью существе,
он был рабом своей мечты:
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой - слуга; порою - милый;
И вечно - раб.
Блок почему-то предчувствовал приход
этой удивительной девы, боялся что по
пути в реальность нежное создание
потеряет часть своей первозданной красоты:
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем
все на своем пути стихийным миром, Александр
Александрович
сам начинает искать свою \"Прекрасную
Даму\": мягкий, завораживающий голос
в суетливых магазинчиках, тихое
дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный
взгляд в толпе прохожих... Ищет бездушное,
бессловесное творенье
свое - находит еще более прекрасную, настоящую,
живую женщину, независимую и свободную,
как ветер легкую и
прозрачную... Душа его была переполнена
радостью, надеждой на счастье, он хотел
взять свою любимую под руку и
лететь к свободному будущему. Сила красоты
Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была
поистине «Прекрасная Дама»:
грациозна, воспитана. Она озаряла всех
не только светом добра сердца своего,
но и внешне была подобна золотому
лучику солнца в серой пыли настоящего:
русая коса аккуратно спускалась до пояса,
огромные сапфировые глаза
нередко будили искренние улыбки на усталых
лицах обычных людей.) была настолько велика
и светла, что он не
страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего
времени, о злые «кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки
«двенадцати» в том долгом и бездонном
пути к сияющей где-то вдали звездочке
высшего довольства:
И полны заветной дрожью
Долгожданных лет,
Мы помчимся к бездорожью
В несказанный свет.
Так поэт полюбил земную женщину, навсегда
похоронив где-то в недрах своей души образ
мечты своей. Вот что он
тогда ощущал:
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
Но тем не менее «Прекрасная Дама» была
все еще жива, она просто перевоплотилась,
как и чувства Блока. Они
стали еще более возвышенны и одновременно
ближе к действительности. Александр Александрович
все еще до конца
не верил в реальность существования Лидии
Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней,
божественной любовью,
дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то,
что она упорхнет, как бабочка, если услышит
шаги вблизи, и потому
очень долго просто любовался совершенством
её красоты:
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
В те моменты влюбленный точно знал, что
именно эта девушка и есть его «Величавая
Вечная Жена», та самая
половинка, которую ему посчастливилось
встретить в самом начале жизни:
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Это была действительно она. В январе 1903
года состоялось торжественное бракосочетание
Александра
Александровича Блока и Лидии Дмитриевной
Менделеевой.
С этой женщиной великий поэт прожил до
последнего дня своей жизни, и до последнего
вздоха он не переставал её
любить. С годами чувство это крепло, в
самые тяжелые минуты только мысль о любимой
помогала выжить и давала
силы вновь и вновь подниматься и идти
дальше к своей заветной цели, хоть немного
отвлечься от злой
несправедливости бытия:
…А там, наточив топоры,
Веселые красные люди,
Смеясь, разводили костры…
Со мною – весенняя дума,
Я знаю, что Ты не одна…
Или :
Скрипки стон неутомимый
Напевает мне: «Живи!»
Образ девушки любимой –
Повесть ласковой любви.
Именно это нежное чувство и освещало
весь жизненный путь поэта.
Блок смог гениально изобразить его в
своем цикле стихотворений о «Прекрасной
Даме». Каждое
из которых есть маленький шедевр, так
как было написано под влиянием эмоций,
мгновений, обрывков… Все эти
отдельные и слаженные фрагменты живы
,каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться
можно даже ощутить
ритм биения сердца его:
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны!
Поэт перелил бушующую музыку своих чувств
в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться
этим чудесным
созвучием в цикле «О прекрасной даме».
Этот цикл вдохновлён
Любовью Дмитриевной
« Стихи о Прекрасной Даме » - ранняя утренняя
заря , - писал Блок в марте 1908 года, - те
сны и туманы , с которыми борется душа
, чтобы получить право на жизнь. Одиночество
, мгла , тишина - закрытая книга бытия ,
которая пленяет недоступностью…Там
будущие- за семью печатями . В утренней
мгле сквозит уже чародейный , Единый Лик
, который посещал в видениях над полями
и городами , который посетил меня на исходе
жизни…».
В 1911 году , готовя к изданию первую книгу
« Собрания стихотворений » , Блок объяснил
, комментируя « Стихи о Прекрасной Даме
» : « Эта книга , в противоположности двум
следующим , написана в одиночестве ; здесь
деревенское преобладает над городским
; внимание направлено на знаки , которые
природа щедро давала слушавшим с верой
; такая « однострунность » души позволила
мне расположить все стихотворения первой
книги в строго хронологическом порядке
; здесь главы определяются годами , в следующим
книгах – понятиями ; но эти числа и снова
для меня одинаково живые и законченные
обзацы. Четвёртая глава (1901 год) (в издании
, о котором идёт речь , все стихи чётко
делились по годам :1898 ,1899 и т. д. - В.Ф.) имеет
первенствующее значения как для первой
книги , так и для всей трилогии…она же
есть тот «магический кристалл » , сквозь
который я различил впервые , хотя и « неясно
» всю « даль свободную романа… ».
Впервые цикл стихов о Прекрасной Даме
был опубликован в « Северных цветах »
за 1903 год , то есть в год женидьбы Блока
на Л.Д. Менделеевой. Обращаясь к редактору
журнала В. Брюсову, Блок замечал : « Посылаю
Вам стихи о Прекрасной Даме . Заглавие
ко всему отделу моих стихов в « Северных
цветах » я бы хотел поместить такое : «
О вечно-женственном ». В сущности это
и есть тема всех стихов…».
В конце декабря 1904 года Блок пишет огорчённое
письмо отцу , который резко отозвался
об этой первой книге поэта : « Мне странно
, что Вы находите мои стихи непонятными
и даже обвиняете меня в рекламе и эротизме…В
непонятности меня, конечно, обвиняют
почти все но на днях мне было очень отрадно
слышать ,что вся почти книга понятна,
до тон- кости часто ,а иногда и до слёз
, - совсем простыми , « неинтеллигент-
В принципиальном , длившемся не один год
споре с Андреем Белым , отстаивая свою
художественную индивидуальность и цельность
всего творчества ,Блок писал своему быв-
шему другу в августе 1907 года: « Считаю
, что стою на твёрдом пути и что написанное
мною служит органическим продолжением
первого - « Стихов о Прекрасной Даме ».И
вновь ему же , в октябре 1910 года : « Ведь
вся история моего внутреннего развития
« напророчена » в « Стихах о Прекрасной
Даме ».
В своих « Записных книжках », в записи
от 26 марта 1910 года Блок особенно подчеркивает
важность этого цикла и со стороны идейно
- этической : « Стихи о Прекрасной Даме
» - уже этика , уже общественность » ( Александр
Блок ). Записные книжки. М .1965. В записи
от 28 июня 1916 года появляются такие строки
: « Лучшими остаются « Стихи о Прекрасной
Даме » . Время не должно тронуть их ,как
бы я ни был слаб, как художник ». Время
и не « тронуло их » - в истории мировой
поэзии цикл стихов Блока « О Прекрасной
Даме » находится в ряду бессмертных лирических
созданий Петрарки , Данте , Шекспира.
М.А. Бекетова сообщает , что в последние
годы своей жизни Блок собирался издать
книгу « Стихов о Прекрасной Даме » по
образцу дантовской Vita Nuova.Каждому стихотворению
должны были предшествовать комментарии
в таком роде : « Сегодня я встретил свою
донну и написал такое - то стихотворение
». Слёзы такого замысла мы находим в наброске
предисловия к предлагавшемуся новому
изданию первой книги в 1918 году. Поэт пишет
,что , перерабатывая снова и снова свои
юношеские стихи , он заблудился в лесу
собственного прошло и вот ему пришло
в голову воспользоваться приёмом Данте
, который тот избрал , когда писал « Новую
жизнь ». Набросок заканчивается торжественными
словам : « Спрашивая помощи и тихих советов
у Той , о Которой написана книга , я хочу
чтобы мне удалось дописать таким простыми
словами , которые помогли бы понять единственно
нужное содержание другим. 1918 . День Успения
Божией Матери ». И в том же августе 1918
года в « Дневнике » Блок начинает свои
« дантовские » комментарии .Они состоят
из биографических заметок ( с весны 1897
года до зимы 1901 года ) и примечаний к 39
стихотворениям 1901 года . Замысел подробного
мистического истолкования оказался слишком
сложным , и автор больше к нему не возвращался
. же в этой весьма запутанной эзотерике
есть драгоценные признания и мистические
взлёты, позволяющие нам проникнуть в
тайну жизнь поэта.
В ранних стихотворениях Блока были нередки
такие слова:
« Кто-то ходит…кто-то плачет…», « Кто-то
зовёт… кто-то бежит…», « Кто-то крикнул…
кто-то бьётся…».
Кто-то , а кто , неизвестно . Будто приснилось
во сне. Вместо точных подлежащих - туманные.
А если и сказано кто, то невнятно: « Белый
смотрит в морозную даль…».
А иногда безличнее:
Прискакала ,а кто , неизвестно. Подлежащего
не было. Не то чтоб оно было спрятано ,
а его не было совсем .Поэт мыслит одними
сказуемыми , которые и стояли в начале
стиха. У него получалось такое:
А что блеснуло , метнулось , прильнуло
, это оставалось несказанным. Такие бесподлежащные
, бессубъектные строки отлично затуманивали
речь.
Подлежащее было предоставлено нашему
творчеству .Мы , читатели , должны были
воссоздать его сами. Это придавало повествованию
дремотную смутность , в и заключалась
тогда неосознанная задача поэтики Блока:
затуманить стихотворную речь.
Только таким сбивчивым и расплывчатым
язычком он мог повествовать о той тайне
, которая долгие годы была его единственной
темой. Этот язык был как бы создан для
тайн. Недаром самое слово таинственный
играет такую огромную роль в ранних стихотворениях
Блока. Он прилагает это слово ко многим
предметам и окрашивал им свои ранние
стихи. Таинственный сумрак , таинственный
мол , таинственное дело ,таинственные
соцветия -всюду были у него тайны и таинства.
И тайной тайн была для него та Таинственная
, которой он посвятил свою первую книгу
и которую величал в этой книге Вечной
Весной , Вечной Надеждой , Вечной Женой
, Вечно Юной , Недостижимой , Непостижимой
, Несравненной , Владычицей , Царевной
, Хранительницей ,Закатной Таинственной
, Девой. Таинственность была главное свойство.
Мы не знали , кто она ,г де она , какая она
, знали только ,что она таинственна. Лишите
этой таинственности , и она перестанет
быть.
образ вечно зыблется , клубится , двоится
, на каждой странице иной : не то она звезда
, не то женщина , не то икона , не то скала
, озарённая солнцем. Только та уклончивая,
сбивчивая , невнятная , дремотная речь
, которую Блок овладел с таким непревосходимым
искусством на двадцатом или двадцать
первом году своей жизни , могла быть применена
к этой теме. Только из недр такого зыбкого
, расплывчатого стиля мог возникнуть
этот зыбкий , расплывчатый миф. Если бы
Блоку не было дано говорить непонятно
, его тема иссякла бы на первой же странице.
Всякое отчётливое слово убило бы его
Прекрасную Даму. Но он всегда говорил
о ней так , будто он уже за чертой человеческой
речи , будто он пытается рассказать несказанное
, будто все слова его - только намеки на
какую-то неизреченную тайну.
было хаотично в этих дремотных стихах
,но с самого начала в них чётко и резко
выделились два слова ,два образа ,повторявшиеся
чуть не на каждой странице: свет и тьма
,-так что , в сущности ,всю первую книгу
Блока – « Стихи о Прекрасной Даме » , можно
было бы назвать « Книгой о Свете и Тьме
».
Первая же строка в этой книге говорила
о свете и тьме:
И если перелистать всю , в ней не найдёшь
ни человеческих лиц , ни вещей , а только
светлые и тёмные пятна , бегущие по ней
беспрестанно. Следить за этими светлыми
и тёмными пятнами было почти единственной
заботой поэта. Замечательно , что себя
самого он постоянно чувствовал во мраке:
И единственным огнём его ночи была та
, кого он называл Лучезарная.
, то есть в природе огневого и огненного
, было связано для него с образом , а , что
не она , было тьма. Стоило ему упомянуть
о ней , возникало видение огня : либо светильника
, либо горящего куста , либо зари , либо
маяка , либо пожара , либо звезды , либо
пламени.
И к звукам он прислушивался только к таким
, которые говорили о Ней ; все другие звуки
казались ему докучливым шумом , мешающим
слушать :
Но что ему до шумных народов! К людям он
относился в то время не то что враждебно,
но холодно. У него было стихотворение
о том ,что он еле следит за их суетными
мирскими делами – « средь видений , сновидений
, голосов миров иных ». Вся жизнь человечества
казалась ему « суетными мирскими делами
»,от которых чем дальше , тем лучше. « Я
к людям не выйду навстречу » , - говорил
он в январе 1903 года. А когда однажды ему
пришлось оторваться на миг от « видений
, сновидений » и взглянуть на суетливые
мирские дела , он увидел в них только бессмысленную
боль , которую и отразил в конце книги.
Святость его возлюбленной была для него
неприкасаемым догматом. Он так и назвал
святая.
« О ,святая , как ласковы свечи » , « В ризах
целомудрия , о , святая , где ты ? ».
образ часто являлся ему в окружении церковных
святынь и был связан с колокольным звоном
, хорами , соборами. Замечательно ,что
никогда он не чувствовал слишком близкой
к себе , а , напротив , ему неизменно казалось
,что она неблагосклонна и сурова ,ему
чудилась в ней какая – то надменная строгость.
Она была скорее зла ,чем добра. Она забыла
о , но он медлит , прислушивается , шепчет
: приди. Этим приди была охвачена вся его
первая книга.
Ждать стало его многолетней привычкой.
Вся его книга была книгой ожиданий , призывов
, гаданий , сомнений , томлений , предчувствий:
Только об этом он и пел – изо дня в день
шесть лет : с 1898 – го по 1904 – й , и посвятил
этой теме шестьсот восемьдесят семь стихотворений.
Шестьсот восемьдесят семь стихотворений
одной теме ! Этого , кажется , не было в
русской , ни в какой другой литературе.
Такая однострунность души !
В «Стихах и Прекрасной Даме» намечается оригинальное свойство блоковского восприятия мира – искренность переживаний. Поэт не боится упреков в откровенности поэтического представления интимного мира, утверждая, что лишь любовь является источником познания мира: «…Только влюбленный имеет право на звание человека». Чувство, убеждает поэт, упраздняет эгоизм, приближает личность к абсолютным категориям Красоты и Добра, раскрывает божественную сущность мироздания и ценность человеческой жизни.
В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт возрождает идеал средневекового рыцарства, утверждает мысль о подвиге во имя чувства. Эта готовность пожертвовать собой обличает Блока от таких поэтов-символистов, как Ф. Сологуб, И. Анненский, которые признавали в любви только реальность приносимых ею страданий. Лирический герой пересматривает традиции средневековой литературы. Тема подвига получает в поэзии Блока новой звучание: на смену мужественному служению идеалу приходят мотивы интуитивно-вдохновенного проникновения в чудо любви, ожидание и предощущения «тайного союза» с чувственной природой мироздания. Тем не менее ощущается, что Блок отдает явное предпочтение антиаскетизму. Прекрасная Дама уничтожает «страх сердечный», она поет «сладостно и нежно», навеки «ласковые сны».
“Страшный мир! Он для сердца тесен!” (По лирике А.А.Блока.)
Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия «вочеловечения».
Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности «Стихи о Прекрасной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являющего мир социальной несправедливости, мир социального зла.
Годы написания
второго цикла стихов совпадают по времени с моментом
увлечения А. Блоком стихами и идеалистической
философией В. Соловьева, которая во многом
основывалась на платоновской идее двоемирия:
обыденная жизнь — это всего лишь бедное
подобие “потустороннего”, “сверхчувственного”.
Центральный образ философии Соловьева
— Мировая душа, олицетворенное начало
вселенной, высшая сила, способная преобразить
мир. Мировой душой в поэзии Блока становится
символический образ “вечной женственности”,
Прекрасной Дамы, который становится божественным
предметом поклонения:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Приход Прекрасной Дамы связан с верой
в Бога, но тоже мистическим образом. “Она”
у Блока иногда отождествляется с Богородицей,
потому что именно Прекрасная Дама дала
жизнь Христу. Прекрасная Дама — образ
вечный, она соединяет вечным огнем прошлое
и будущее, она — высший идеал стремлений
художника.
Мир становится интересен для А. Блока
только с точки зрения поиска в нем внеземного.
Поэту ясно, что с жизнью на земле жизнь
души не кончается. Главное — уловить
в мире внеземные начала: “последний вздох,
и тайный, и бездонный, слова последние,
последний ясный взгляд”, “Яркий отблеск
неземной”. Воплощением же неземного
на земле, опять же становится женщина.
Все эти основные идеи переходят и на третий
уровень лирики А. Блока — уровень словарный.
Прекрасная Дама, Ты всегда пишутся с большой
буквы. Все стихотворения строятся на
некоторых опорных словах, которые приобретают
символическое значение. Слова “гореть,
огонь, пламя” символизируют движение,
развитие. Отсюда яркая метафора: жить
— гореть. Круг — символ совершенства
(“Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные
круги...”). Кроме того, круг — это и нимб
на иконе, а потому ему придается божественный
смысл. Особую символику приобретают цвета.
Алый — это цвет Прекрасной Дамы. Окруженная
мистическим ореолом, она постоянно пребывает
в алом сумраке. Противопоставление алого
и синего цветов становится для А. Блока
символом противопоставления хаоса и
космоса. Красное — непостижимое, движущееся,
даже иногда демоническое. Синее — небесное,
упорядоченное. Наиболее часто в стихах
встречается лазурный цвет. Лазурь символизирует
божественное, святое, но к концу цикла
этот цвет уже связывается и с земной женщиной,
а потом лазурное соединяется с белым
и становится символом небесного на земле.
Черный цвет — цвет таинственного мрака,
неизбежных сумерек, мрака в душе поэта.
«Вхожу я в
темные храмы…» – одно из самых
выразительных стихотворений
– О чем это
стихотворение? (о любви как высшей
ценности, о состоянии души влюбленного
человека)
– Каким настроением оно проникнуто? (уже
первая строка настраивает на что-то мистическое,
потустороннее)
– Докажите это, назвав тематическую группу
(темные храмы, красные лампады, в тени,
дрожу, сон, улыбки, сказки)
Составим таблицу, которую будем заполнять
в процессе анализа стихотворения.
Слайд №22
– Почему стихотворение не имеет названия?
– Как звучит стихотворение? (мелодично
и одновременно тревожно, торжественно
и восторженно; аллитерация РД создает
ощущение сильного, напористого чувства
в душе лирического героя; ассонанс у,
о, и: у – тоскливое настроение, о – торжественное,
и – распевность, мелодичность; чередование
мужской и женской рифмы заставляет текст
звучать разнообразно; состоит из четырех
катренов)
– Как построено стихотворение? (как монолог,
как исповедь лирического героя, взволнованного
той ситуацией, в которую он попадает)
– Как передается состояние лирического
героя? (Читая «вхожу я», ощущаешь трепет
души поэта, его волнение, слышишь стук
его сердца; «дрожу от скрипа дверей» -
это дрожь ожидания, предрекающая что-то
значительное, загадочное.)
– Какую роль играют глаголы? (через глаголы
раскрывается поэтический сюжет и выражается
действие лирического героя; в первой
строфе инверсия «вхожу я», «жду я» выдвигает
на первый план не героя, а его действия)
– Когда действия героя достигает кульминации?
(во второй строфе односоставные предложения
без подлежащего «дрожу от скрипа дверей»
показывает нарастание взволнованности
до предела)
– Как показано внутреннее состояние
лирического героя с помощью образной
детали – красных лампад? (красный – цвет
любви и тревоги; герой любит свой идеал,
но испытывает тревогу при его появлении)
– Меняется ли состояние лирического
героя при появлении Прекрасной Дамы?
(да, ее появление приносит в лирическую
душу героя успокоение; он видит вокруг
себя улыбки, слышит сказки, в его воображении
возникают сказочные сны)
– Как изображено пространство, где находится
лирический герой? (полумрак, горят свечи,
освещая лики святых, замкнутое пространство
говорит об интимности лирики)
– Почему герой стоит в тени у высокой
колонны? (не смеет выйти на свет, считая,
что в лучах божественного света должна
находиться только она)
– Как рисуется образ Прекрасной Дамы?
(образ о Ней, Величавая Вечная Жена, Святая,
отрадны Твои черты, Милая; «Там жду я прекрасной
дамы» вместо «Там жду я прекрасную даму»
говорит о том, что героиня неповторима,
поэт тем самым отделяет ее от обыденности;
неземная, возвышенная, она видится лирическому
герою таинственным идеалом, уводящим
его из реального мира)
– Проанализируйте третью строфу (в атмосфере
сказочности живет та, которой поклоняется
поэт, и является она ему только в сновидениях
мимолетным образом, будоражащим сознание)
– Почему Прекрасная Дама изображена
в храме? (она сравнима только с Богоматерью
и только в храме может прижиться ее душа)
–Учитель: Богоматерь – это воплощенная
гармония мира, которую человек носит
в сердце, это вера, светлая и чистая, помогающая
жить.
– Докажите, что в последней строфе восхищение
переполняет душу поэта (лексический повтор
усилительного «как» подчеркивает преклонение
героя перед совершенством; герою «не
слышны не вздохи ни речи» своей возлюбленной,
но, созерцая отрадные черты, которые дарят
радость и успокоение сердцу, возвышают
душу и дают вдохновение, он верит, что
она – Милая; вера в светлую женщину дает
силу для терпеливого ожидания любви)
– Почему инверсия, заданная Блоком в
начале стихотворения, снимается в конце?
(потому что внимание акцентируется уже
не на действии лирического героя, а на
его образе «Я верю»; таким образом, равноценными,
главными становятся сами лирические
образы «Я» и «Ты»)
– Объясните смысл тире в последнем предложении
(это тире обрушивает на слово «ты» огромное
ударение, подтверждающее неоспоримость
идеала поэта)
Учитель: стихотворение написано дольником,
так как дольники звучат более взволнованно,
в них легче акцентировать некоторые слова
и словосочетания, прерывается напевная
интонация, стихотворение звучит разнообразно.
– Что еще можно дополнить о средствах
художественной выразительности (множество
слов, имеющих яркую эмоциональную окраску,
возвышенная церковная лексика подчеркивают
исключительную торжественность и значимость
событий для поэта)
– Теперь посмотрим, что мы записали в
таблице
Слайд №23
Слайд №24
Учитель: Это стихотворение включает в
себя целую философию: здесь и судьба самого
поэта, и его символистские искания, и
взгляды на поэзию, и безупречное владение
техникой стиха. Мечта Блока о встрече
с Прекрасной Дамой сводилась к уходу
из реального мира, полного трясины, болота,
«черных зданий», «желтых фонарей», недостойных
людей, для которых истина в вине, а в обмане
слабых, беззащитных, в идеальный мир,
населенный чистыми созданиями, близкими
к идеалу. Нечасто встретишь в жизни такую
любовь и такую нежность, которая бы заставила
перенестись с земли на небо. И счастлив
тот, кто ее пережил и пронес через всю
жизнь. В этом и есть счастье. Ведь, любя,
человек знает, что живет не напрасно.
Домашнее задание: проанализировать любое
стихотворение Блока из сборника «Стихи
о Прекрасной Даме».
Стихотворение
пронизано таинственной, волшебной,
загадочной атмосферой. Она создается
с помощью цветовой гаммы, деталей
храма. Эту атмосферу также
Эмоциональная сила стихов усилена их
скрытой идеологической формой. Он обращается
к Прекрасной Даме на Ты. И в этом обращении
сочетание благоговения и любовной интимности.
Первую свою
книгу поэт создал под сильным
влиянием философских идей Владимира
Соловьева. В этом учении поэта привлекают
представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению
Вечной Женственности – красоты и гармонии.
Своему идеальному образу Блок дает имя
– Прекрасная Дама.
Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме»
пронизан искренним чувством любви. Но
что это за чувство? В чем его особенность?
Несмотря на то, что в основе цикла лежит
автобиографический факт – роман поэта
с его будущей женой Любовью Дмитриевной
Менделеевой, – необходимо отметить, что
лирический герой влюблен не в реальную,
а в идеальную женщину, в некий образ. К
этому странному чувству примешивается
и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную
Даму не как мужчина любит женщину, а как
человек любит и преклоняется перед чем-то
ему недоступным, прекрасным и великим.
Эту любовь можно назвать божественной.
В ней нет ни капельки пошлости и приземленности.
Через весь цикл стихов, представляющий
своеобразный «роман», проходит мотив
идеальной любви-стремления. Реализуется
этот мотив в постоянном ожидании героя
встречи с героиней и боязнью этой встречей
разрушить возвышенность чувства. Особенность
этого цикла в неразделённости двух планов
– личного, реального и космически-универсального
мифа, о путях земного воплощения Души
мира.
Одно из самых ярких стихотворений этого
цикла - «Вхожу я в тёмные храмы…». Оно
было написано в 1902 году. Мерность ритма,
певучая монотонность строк, даже если
не вдумываешься в слова, вызывают чувство
высокое, немного торжественное. Оно поддерживается
лексикой тоже высокого наполнения: храм,
обряд, лампады. Это стихотворение представляет
нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого
Блока, отгородившегося от «противоречий,
сомнений и угроз жизни». Этот мотив стремления
к свету, к правде, к преображению мира
станет одним из ведуших в творчестве
А. Блока.
По жанру произведение представляет собой
маленькую поэму, так как имеет сюжет:
герой находится в храме, ждет свою возлюбленную
и переживает сильные чувства, связанные
с этим ожиданием. Так реализуется главный
мотив цикла стихов – мотив ожидания.
Действительно, оно для лирического героя
кажется важнее, чем сама встреча.
Там я жду Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
Красные лампады усиливают момент трагичности.
Эта трагичность осознается героем и исходит
от того, что реальность не соотносится
с хрупкой мечтой, тем образом, который
живет в сердце поэта:
В тени высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Стихотворение – это сжатая мысль, поэтому
по одному слову мы угадываем о целой истории.
Так по фразе: «О, я привык к этим ризам
// Величавой Вечной жены!», становится
понятно, что не первый раз герой ждет
свою возлюбленную в этом храме. А перефраза
– «Высоко бегут по карнизам // Улыбки,
сказки и сны…» - рисует перед читателем
сам храм. Поэт имеет ввиду блики солнца,
которые пробиваются через высокие окна
под крышей. Этот свет становится символом
идеального стремления героя.
Степень переживания персонажа показана
в последнем четверостишии стихотворения:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Здесь говорится о том, что героиня еще
не пришла, но будет с минуты на минуту,
и любящее сердце уже предчувствует эту
скорую встречу.
В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…»
поражает не столько обилие тропов, сколько
цветопись, которую активно использует
автор. Так Блок использует для создания
особой атмосферы такие цвета: черный
(«темные храмы»), красный («красных лампад»),
золотой («озаренный… образ», «О, я привык
к этим ризам…», «Высоко бегут по карнизам»,
«свечи»). Как видно, преобладающий цвет
– золотой и все его оттенки (пламя свечи,
солнце, расшитые золотом одежды), а он,
как известно, является символом богатства
и процветания. Таким образом, подчеркивается
полнота чувства героя и счастье, которое
он нашел в любви. А красный и черный как
бы указывают на трагичность этого чувства.
Женский образ символичен, у неё множество
имён: Прекрасная Дама, Величавая Вечная
Жена, Святая, Она, Милая. Но несмотря на
всю её возвышенность, это реальная женщина,
как реален и герой.
Звучание стихов Блока вызывает очень
сильное эмоциональное и эстетическое
сопереживание. За гранью «отношений»
героев читаются ещё более глубокие поэтические
открытия. Юному Блоку оказалась подвластной
мудрость жизни, во всяком случае в той
её части, которая связана с состоянием
любви.
Информация о работе Анализ стихотворения Блока «О прекрасной даме»