Анализ стихотворения Блока о "Прекрасной Даме"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 02:09, доклад

Описание работы

«Стихи о Прекрасной Даме » - поэтический дневник Блока.
Из стихотворений , написанных в 1901 году и в 1902 году , он отобрал около половины , распределил в строго хронологическом порядке и разделил на шесть отделов. Поэт признавался , что « технически книга очень слаба » , и называл « бедное дитя моей юности ». Но он любил свои несовершенные стихи и в последние годы к ним возвращался : переделывал , исправлял , печатал в журналах , составлял новые сборники , из которых один « За гранью прошлых дней » вышел в свет за год до его смерти ( 1920 году). По свидетельству Вл. Пяста , умирающий Блок сказал матери : « Знаешь что? Я написал один первый том. Остальные – пустяки ».

Работа содержит 1 файл

Анализ стихотворения Блока о Прекрасной Даме.docx

— 46.29 Кб (Скачать)

Ольга Михайловна Соловьёва, рассказывает Белый, была очень встревожена  стихотворением 1901 года « Предчувствую Тебя ».В есть строка :

Но страшно мне : изменить облик Ты.

В первой книге Блока  она могла бы отыскать более тревожные  признания . Стихотворение 1902 года « Я – тварь дрожащая » заканчивается следующими строками :

                                                         Не знаешь Ты, какие цели 

                                                         Таишь в глубинах Роз Твоих,

                                                         Какие Ангелы слетели,

                                                         Кто у преддверия затих…

                                                         В Тебе таятся в ожидании

                                                         Великий свет и злая тьма  –

                                                         Разгадка всякого познания

                                                         И вред великого ума.

В ком « злая тьма » ? В Божественной Премудрости, во Владычице Вселенной ? Как в песнопения и молитвы могло ворваться такое кощунство? Или уже сбылось его предчувствие и Она « изменила свой облик »? Нет, поэт говорит не об изменении , а о подмене : другая вырастает перед ней, заслоняет принимает черты. И он это знает. В стихотворении « Будет день – и свершится великое » мы читаем :

                                                         Ты другая, немая, безликая ,

                                                         Притаилась, колдуешь в тиши.

« Лучезарному лику » противопоставлен « безликий призрак  »,  Владычице Вселенной- колдунья , волшебница. Первая сияет в лазури, вторая завивается в метели; вот он снова говорит о ней :

                                                         Ты в белой вьюге, в снежном  стоне 

                                                         Опять волшебницей всплыла.

Это он называет «  злою девой » , о ней восклицает : « Как ты лжива и как ты          бела ! » . Это она шепчет ему : « Не друг,  а враг ». Под враждующей силой изнемогает его душа. В стихотворении « Я гадаю над тобой » поэт признаётся :

                                                         Смотрю в глаза твои порою

                                                         И вижу пламень роковой 

« Превращение «» образа Прекрасной Дамы в Незнакомку , Снежную Маску, Фаину и т. д. стало банальным местом в литературе о Блоке. В 1918 году поэт в неизданном предисловии к первой книге протестует против такого « превратного истолкования ». « До сих пор , - пишет он , - я встречаюсь иногда с рассуждениями о « о превращении » образа Прекрасной Дамы образ следующих моих книг : Незнакомки ,Снежной Маски ,России и т. д. Как будто превращение одного образа в другой есть дело простое и естественное ! И главное ,как будто сущность ,обладающая самостоятельным бытием ,может превратиться в призрак ,в образ ,в идею ,в мечту !… ».

С сентября Любовь Дмитриевна возобновляет свои занятия на драматичеких курсах , Александр Александрович – посещает лекции в университете : он специализируется по русской литературе у профессора Шляпкина ,пишет рефераты и « подумывает » о кандидатском сочинении. « Новый путь » скупо помещает его короткие рецензии . « Новый путь » , - пишет он отцу , - меня не слишком жалует ,как я его ». А матери сообщает более откровенно : « Я вполне и окончательно чувствую ,наконец ,что « Новый путь » - дрянь. Бугаев подтвердил это вполне ».

После свадьбы Блока  Сергей Соловьёв подружился с графом Розвадовским ; Александру Александровичу это очень нравится. « Я ужасно радуюсь , - пишет он матери , - сближению Серёжи с Розвадовским… Он вышей степени одобрительно тяжеловесен. Он внесёт в кровь нашей священнической – немецкой мистики большую долю польской политико – религиозной породистости и долю религиозного либерализма. Для синтеза ( !!! ) – важно ». Иронический тон , « синтез » с тремя восклицательными знаками ,всё говорит о неуклонном отходе поэта от недавнего прошлого.

Цикл « Стихов о Прекрасной Даме » замкнут знаменательной датой 7 ноября 1902 года: в этот день Любовь Дмитриевна Менделеева стала невестой Блока. Стихи конца 1902 года и 1903 года ,быть может ,самые светлые и радостные во всей лирике поэта.

Религиозным экстазов проникнуто  стихотворение 8 ноября. Верный страж дождался прихода ,и ликующей Осанной звучит его молитва к Ней.

                                                         Я их хранил в пределе Иоанна ,

                                                         Недвижный страж , - хранил огонь лампод.

                                                         И вот – Она и к Ней  – моя Осанна – 

                                                         Венец трудов – превыше всех  наград. 

                                                         Я скрыл лицо ,и проходили годы.

                                                         Я пребывал в Служеньи много лет.

                                                         И вот зажглись лучом вечерним  своды.

                                                         Она дала мне Царственный Ответ.

более экстатично стихотворение ,сохранившееся в черновых тетрадях поэта ( 7 – 8 ноября 1902 года ). Оно начинается восклицаниями :

                                                         Осанна ! Ты входишь в терем !

                                                         Ты – голос, Ты – Слава  Царице !

                                                         Поем ,вопием и верим ,

                                                         Но нас гнетут багрянице.

Это – то состояние  блаженства ,когда слова теряют смысл ,когда существо человека потрясено, когда он « поёт и вопит » , ликуя ,благословляя и молясь. В другом стихотворении выражается суеверный страх перед неожиданным свершением надежд ,перед безмерным :

                                                         Что скажу я тебе – не  знаю.                                                   

                                                          Может быть от счастья умру.

                                                          Но огнём вечерним сгорая ,

                                                          Привлеку и тебя к костру.

Бесконечная любовь разрывает человеческое сердце ; ей не вместиться в этом мире ; самая радость становится  болью, и умиление перед красотой сгорает слезами ;

                                                          Что полюбил я в твоей красоте  лебединой

                                                          Вечно прекрасно, но сердце  несчастно.

                                                          Я не скрываю, что плачу,  когда покланяюсь.

     И последняя  строфа :

                                                                   Снова нахмурилось небо, и будет  ненастье,

                                                                   Сердцу влюблённому негде укрыться  от боли.

                                                                   Так и счастливому страшно, что кончится счастье,

                                                                   Так и свободный боится неволи.

         Божественная Любовь нисходит  в мир ; и он , - « владыка земной красоты » , в сердце совершается это таинство, - знает, что « разгадки для жизни нет » ,что сочетание неба и земли – задача непосильная для человеческой мудрости :

                                                                    И, многовластный, числю, как встарь,

                                                                    Ворожу и гадаю вновь, 

                                                                    Как с жизнью страстной, я,  мудрый царь,

                                                                    Сочетаю Тебя, Любовь.

         На этом сопоставлении человеческой  мудрости с благодатью Духа  построено известное стихотворение  о Царице и Царевне. Царица  « ищет смысла», читает Голубиную  книгу, в которой  « синие  загадки», « золотые да красные  заставки». А к Царевне прилетают  белые птицы, воркующие голуби. И мудрая Царица кланяется  « голубиной кротости» Царевны. 

                                                                  Ты сильна, царица, глубинностью,

                                                                  В твоей книге раззолочены  страницы.

                                                                  А Невеста одной невинностью 

                                                                  Твои числа замолит ,царица.

         Поэт отрекается от своего  « духовного веденья», ворожбы , гаданий, верит; что загадки жизни будут загаданы Невестой, кротостью и мудростью. 

          Притча о Царице и Царевне  характерна для благодатного  душевного состояния поэта в  это счастливое время. Прошлое  кажется ему « гордыней»- он  хочет быть чистым и смиренным: 

                                                                  Конец всеведущей гордыне.-

                                                                  Прошедший сумрак разлюбя,

                                                                  На веки преданный Свять  не,

                                                                  Во всём послушаюсь Тебя. 

                                                                  Зима пройдет, в певучей вьюге

                                                                  Уже звенит издалека.

                                                                  Сомкнулись царственные дуги,

                                                                  Душа блаженна, Ты близка.

          За несколько дней до свадьбы  поэт говорит о рыцарской верности  и обете служения. Он знает,  что перед ним не счастье , а трудный подвиг :

                                                                   На верном мы стоим пути ,

                                                                   Избегли плена не впервые.

                                                                   Веди меня. Чтоб пройти,

                                                                   Нам нужны силы неземные.

          Но, смиренно вручая Ей свою  жизнь, он не снимает себя  страшной ответственности ха  судьбу. Он – рыцарь и жених,  мистически с Ней обручённый. Торжественным языком Апокалипсиса  говорит он о своём долге :

                                                                   Я – меч заострённый с обоих сторон,

                                                                   Я правлю, Архангел, судьбой.

                                                                   В щите моём камень зелёный  зажжён.

Информация о работе Анализ стихотворения Блока о "Прекрасной Даме"