Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 02:09, доклад
«Стихи о Прекрасной Даме » - поэтический дневник Блока.
Из стихотворений , написанных в 1901 году и в 1902 году , он отобрал около половины , распределил в строго хронологическом порядке и разделил на шесть отделов. Поэт признавался , что « технически книга очень слаба » , и называл « бедное дитя моей юности ». Но он любил свои несовершенные стихи и в последние годы к ним возвращался : переделывал , исправлял , печатал в журналах , составлял новые сборники , из которых один « За гранью прошлых дней » вышел в свет за год до его смерти ( 1920 году). По свидетельству Вл. Пяста , умирающий Блок сказал матери : « Знаешь что? Я написал один первый том. Остальные – пустяки ».
«Стихи о Прекрасной Даме » - поэтический дневник Блока.
Из стихотворений , написанных в 1901 году и в 1902 году , он отобрал около половины , распределил в строго хронологическом порядке и разделил на шесть отделов. Поэт признавался , что « технически книга очень слаба » , и называл « бедное дитя моей юности ». Но он любил свои несовершенные стихи и в последние годы к ним возвращался : переделывал , исправлял , печатал в журналах , составлял новые сборники , из которых один « За гранью прошлых дней » вышел в свет за год до его смерти ( 1920 году). По свидетельству Вл. Пяста , умирающий Блок сказал матери : « Знаешь что? Я написал один первый том. Остальные – пустяки ».
Этот цикл вдохновлён
Любовью Дмитриевной
« Стихи о Прекрасной
Даме » - ранняя утренняя заря , - писал
Блок в марте 1908 года, - те сны и туманы
, с которыми борется душа , чтобы получить
право на жизнь. Одиночество , мгла , тишина
- закрытая книга бытия , которая пленяет
недоступностью…Там будущие- за семью
печатями . В утренней мгле сквозит уже
чародейный , Единый Лик , который посещал
в видениях над полями и городами , который
посетил меня на исходе жизни…».
В 1911 году , готовя к
изданию первую книгу « Собрания стихотворений
» , Блок объяснил , комментируя « Стихи
о Прекрасной Даме » : « Эта книга , в противоположности
двум следующим , написана в одиночестве
; здесь деревенское преобладает над городским
; внимание направлено на знаки , которые
природа щедро давала слушавшим с верой
; такая « однострунность » души позволила
мне расположить все стихотворения первой
книги в строго хронологическом порядке
; здесь главы определяются годами , в следующим
книгах – понятиями ; но эти числа и снова
для меня одинаково живые и законченные
обзацы. Четвёртая глава (1901 год) (в издании
, о котором идёт речь , все стихи чётко
делились по годам :1898 ,1899 и т. д. - В.Ф.) имеет
первенствующее значения как для первой
книги , так и для всей трилогии…она же
есть тот «магический кристалл » , сквозь
который я различил впервые , хотя и « неясно
» всю « даль свободную романа… ».
Впервые цикл стихов
о Прекрасной Даме был опубликован
в « Северных цветах » за 1903 год
, то есть в год женидьбы Блока на Л.Д. Менделеевой.
Обращаясь к редактору журнала
В. Брюсову, Блок замечал : « Посылаю Вам
стихи о Прекрасной Даме . Заглавие ко
всему отделу моих стихов в « Северных
цветах » я бы хотел поместить такое : «
О вечно-женственном ». В сущности это
и есть тема всех стихов…».
В конце декабря 1904 года Блок
пишет огорчённое письмо отцу
, который резко отозвался
об этой первой книге поэта : « Мне странно
, что Вы находите мои стихи непонятными
и даже обвиняете меня в рекламе и эротизме…В
непонятности меня, конечно, обвиняют
почти все но на днях мне было очень отрадно
слышать ,что вся почти книга понятна,
до тон- кости часто ,а иногда и до слёз
, - совсем простыми , « неинтеллигентными
» людьми .Не выхваляя ни своих форм
и ничего вообще от меня исходящего ,я
могу с уверенностью сказать ,что плохо
ли , хорошо ли ,- написал стихи о вечном
и вполне несомненном ,что рано или поздно
должно быть воспринято всеми ( не стихи
, а эта вечная сущность ) ».
В принципиальном , длившемся
не один год споре с Андреем Белым , отстаивая
свою художественную индивидуальность
и цельность всего творчества ,Блок писал
своему быв- шему другу в августе 1907 года:
« Считаю , что стою на твёрдом пути и что
написанное мною служит органическим
продолжением первого - « Стихов о Прекрасной
Даме ».И вновь ему же , в октябре 1910 года
: « Ведь вся история моего внутреннего
развития
« напророчена » в « Стихах о Прекрасной
Даме ».
В своих « Записных книжках
», в записи от 26 марта 1910 года
Блок особенно
подчеркивает важность этого
цикла и со стороны идейно -
этической : « Стихи о Прекрасной Даме
» - уже этика , уже общественность » ( Александр
Блок ). Записные книжки. М .1965. В записи
от 28 июня 1916 года появляются такие строки
: « Лучшими остаются « Стихи о Прекрасной
Даме » . Время не должно тронуть их ,как
бы я ни был слаб, как художник ». Время
и не « тронуло их » - в истории мировой
поэзии цикл стихов Блока « О Прекрасной
Даме » находится в ряду бессмертных лирических
созданий Петрарки , Данте , Шекспира.
М.А. Бекетова сообщает , что в последние годы своей жизни Блок собирался издать
книгу « Стихов о Прекрасной Даме » по образцу дантовской Vita Nuova.Каждому стихотворению должны были предшествовать комментарии в таком роде : « Сегодня я встретил свою донну и написал такое - то стихотворение ». Слёзы такого замысла мы находим в наброске предисловия к предлагавшемуся новому изданию первой книги в 1918 году. Поэт пишет ,что , перерабатывая снова и снова свои юношеские стихи , он заблудился в лесу собственного прошло и вот ему пришло в голову воспользоваться приёмом Данте , который тот избрал , когда писал « Новую жизнь ». Набросок заканчивается торжественными словам : « Спрашивая помощи и тихих советов у Той , о Которой написана книга , я хочу чтобы мне удалось дописать таким простыми словами , которые помогли бы понять единственно нужное содержание другим. 1918 . День Успения Божией Матери ». И в том же августе 1918 года в « Дневнике » Блок начинает свои « дантовские » комментарии .Они состоят из биографических заметок ( с весны 1897 года до зимы 1901 года ) и примечаний к 39 стихотворениям 1901 года . Замысел подробного мистического истолкования оказался слишком сложным , и автор больше к нему не возвращался . же в этой весьма запутанной эзотерике есть драгоценные признания и мистические взлёты, позволяющие нам проникнуть в тайну жизнь поэта.
В ранних стихотворениях Блока были нередки такие слова:
« Кто-то ходит…кто-то плачет…», « Кто-то зовёт… кто-то бежит…», « Кто-то крикнул… кто-то бьётся…».
Кто-то , а кто , неизвестно . Будто приснилось во сне. Вместо точных подлежащих - туманные.
А если и сказано кто, то невнятно: « Белый смотрит в морозную даль…».
А иногда безличнее:
Прискакала ,а кто , неизвестно. Подлежащего не было. Не то чтоб оно было спрятано , а его не было совсем .Поэт мыслит одними сказуемыми , которые и стояли в начале стиха. У него получалось такое:
А что блеснуло , метнулось , прильнуло , это оставалось несказанным. Такие бесподлежащные , бессубъектные строки отлично затуманивали речь.
Подлежащее было
предоставлено нашему творчеству .Мы
, читатели , должны были воссоздать его
сами. Это придавало повествованию дремотную
смутность , в и заключалась тогда неосознанная
задача поэтики Блока: затуманить стихотворную
речь.
Только таким сбивчивым
и расплывчатым язычком он мог
повествовать о той тайне , которая
долгие годы была его единственной темой.
Этот язык был как бы создан для тайн. Недаром
самое слово таинственный играет такую
огромную роль в ранних стихотворениях
Блока. Он прилагает это слово ко многим
предметам и окрашивал им свои ранние
стихи. Таинственный сумрак , таинственный
мол , таинственное дело ,таинственные
соцветия -всюду были у него тайны и таинства.
И тайной тайн была для него та Таинственная , которой он посвятил свою первую книгу и которую величал в этой книге Вечной Весной , Вечной Надеждой , Вечной Женой , Вечно Юной , Недостижимой , Непостижимой , Несравненной , Владычицей , Царевной , Хранительницей ,Закатной Таинственной , Девой. Таинственность была главное свойство. Мы не знали , кто она ,г де она , какая она , знали только ,что она таинственна. Лишите этой таинственности , и она перестанет быть.
образ вечно зыблется , клубится , двоится , на каждой странице иной : не то она звезда , не то женщина , не то икона , не то скала , озарённая солнцем. Только та уклончивая, сбивчивая , невнятная , дремотная речь , которую Блок овладел с таким непревосходимым искусством на двадцатом или двадцать первом году своей жизни , могла быть применена к этой теме. Только из недр такого зыбкого , расплывчатого стиля мог возникнуть этот зыбкий , расплывчатый миф. Если бы Блоку не было дано говорить непонятно , его тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчётливое слово убило бы его Прекрасную Даму. Но он всегда говорил о ней так , будто он уже за чертой человеческой речи , будто он пытается рассказать несказанное , будто все слова его - только намеки на какую-то неизреченную тайну.
было хаотично в этих дремотных стихах ,но с самого начала в них чётко и резко выделились два слова ,два образа ,повторявшиеся чуть не на каждой странице: свет и тьма ,-так что , в сущности ,всю первую книгу Блока – « Стихи о Прекрасной Даме » , можно было бы назвать « Книгой о Свете и Тьме ».
Первая же строка в этой книге говорила о свете и тьме:
И если перелистать всю , в ней не найдёшь ни человеческих лиц , ни вещей , а только светлые и тёмные пятна , бегущие по ней беспрестанно. Следить за этими светлыми и тёмными пятнами было почти единственной заботой поэта. Замечательно , что себя самого он постоянно чувствовал во мраке:
И единственным огнём его ночи была та , кого он называл Лучезарная.
, то есть в природе огневого и огненного , было связано для него с образом , а , что не она , было тьма. Стоило ему упомянуть о ней , возникало видение огня : либо светильника , либо горящего куста , либо зари , либо маяка , либо пожара , либо звезды , либо пламени.
И к звукам он прислушивался только к таким , которые говорили о Ней ; все другие звуки казались ему докучливым шумом , мешающим слушать :
Но что ему до шумных народов! К людям он относился в то время не то что враждебно, но холодно. У него было стихотворение о том ,что он еле следит за их суетными мирскими делами – « средь видений , сновидений , голосов миров иных ». Вся жизнь человечества казалась ему « суетными мирскими делами »,от которых чем дальше , тем лучше. « Я к людям не выйду навстречу » , - говорил он в январе 1903 года. А когда однажды ему пришлось оторваться на миг от « видений , сновидений » и взглянуть на суетливые мирские дела , он увидел в них только бессмысленную боль , которую и отразил в конце книги.
Святость его возлюбленной была для него неприкасаемым догматом. Он так и назвал святая.
« О ,святая , как ласковы свечи » , « В ризах целомудрия , о , святая , где ты ? ».
образ часто являлся ему в окружении церковных святынь и был связан с колокольным звоном , хорами , соборами. Замечательно ,что никогда он не чувствовал слишком близкой к себе , а , напротив , ему неизменно казалось ,что она неблагосклонна и сурова ,ему чудилась в ней какая – то надменная строгость. Она была скорее зла ,чем добра. Она забыла о , но он медлит , прислушивается , шепчет : приди. Этим приди была охвачена вся его первая книга.
Информация о работе Анализ стихотворения Блока о "Прекрасной Даме"