Анализ произведения Грибоедова "Горе от ума"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:03, реферат

Описание работы

Едва ли можно расценить как случайность тот факт, что к числу самых первых и величайших реалистических произведений в русской литературе принадлежат комедия А. С. Грибоедова (1795, по другим данным 1790—1829) «Горе от ума» (1824) и трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825). Необходимо поэтому с особым вниманием присмотреться к процессам, которые протекали в русской драматургии первой четверти XIX в. Конечно, основные тенденции в развитии драматургии зависели от общих закономерностей в движении литературы, но при этом обладали и своим специфическим качеством, обусловленным особым характером драматургического рода литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ А.С. ГРИБОЕДОВА 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

Курсак Грибоедов.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  темы исследования. Едва ли можно расценить как случайность тот факт, что к числу самых первых и величайших реалистических произведений в русской литературе принадлежат комедия А. С. Грибоедова (1795, по другим данным 1790—1829) «Горе от ума» (1824) и трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825). Необходимо поэтому с особым вниманием присмотреться к процессам, которые протекали в русской драматургии первой четверти XIX в. Конечно, основные тенденции в развитии драматургии зависели от общих закономерностей в движении литературы, но при этом обладали и своим специфическим качеством, обусловленным особым характером драматургического рода литературы.

     Одна  из существенных особенностей драматургии  — ее тесная связь с театром. Более того, в начале XIX в. театр во многом подчинил себе драматургию. Примечательно и то, что в первые десятилетия века почти все пьесы печатались в театральной типографии, причем список действующих лиц непременно сопровождался фамилиями актеров — первых исполнителей данных ролей. Литературная основа спектакля рассматривалась в ту пору как нечто не совсем полное, немыслимое без сценического воплощения.

     Цель  работы – анализ произведения Грибоедова "Горе от ума", проблематика жанра.

     Задачи:

    1. изучить биографию А.С. Грибоедова;
    2. проанализировать особенности жанра комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

        глава 1. биография а.с. грибоедова

 

     Грибоедов Александр Сергеевич [4(15) января 1790, по др. сведениям 1795, Москва — 30 января (11 февраля) 1829, Тегеран], русский писатель, дипломат.

     Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве, в старинной  дворянской семье.

     У Александра было прекрасное домашнее образование, он в 11 лет поступил в  Московский университет и в 1810 году окончил два факультета - юридический и словесности. Грибоедов отлично знал иностранные языки, в том числе и древние.

     В 1812 году он поступил добровольцем в  армию, но участия в боевых действиях  принять ему не пришлось.

     В 1817 году Александр Грибоедов был  зачислен в Коллегию иностранных дел, служить ему пришлось не в Москве, а в Петербурге. Там он знакомится с будущими декабристами - Одоевским, Рылеевым, Бестужевым. К этому периоду относятся и первые литературные опыты Грибоедова - комедии "Своя семья" (в соавторстве с Шаховским и Хмельницким), "Студент" (в соавторстве с Катениным).

     В 1818 году Грибоедов назначается секретарем русской миссии в Тегеране, а в 1822 году - еще и секретарем по дипломатической  части генерала А.П.Ермолова (командовавшего русскими войсками на Кавказе и бывшего одновременно чрезвычайным и полномочным послом в Тегеране).

     Переехав  в Тифлис (ныне - Тбилиси), Грибоедов  работает над своим главным произведением - комедией "Горе от ума" (вначале  названной "Горе уму"). Работа была завершена в 1824 году в Петербурге. Цензура запретила публиковать текст пьесы, лишь небольшие отрывки были изданы в 1825 году в альманахе "Русская Талия".

     Ознакомившись с комедией, А.С.Пушкин так отозвался  о ней: "О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу".

     В 1825 году Грибоедов возвратился на Кавказ, но вскоре был арестован и доставлен в Петербург в связи с восстанием декабристов. Однако причастность Грибоедова к заговору доказать не удалось и он возвратился в Тифлис.

     В апреле 1828 года он был назначен послом в Тегеран. По пути туда Грибоедов несколько месяцев пробыл в Грузии и женился на юной 16-летней княжне Нине Чавчавадзе. Но его счастье оказалось недолгим: 11 февраля 1829 года при разгроме русской миссии в Тегеране фанатиками-мусульманами Александр Грибоедов был убит.

     Его похоронили в Тифлисе в пантеоне Грузии - на горе Давида. На надгробной плите могилы Грибоедова его жена попросила высечь слова: "Ум и  дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?".   
 
 

 

ГЛАВА 2. особенности жанра комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

 

    

     Художественный  принцип, провозглашенный А.С. Грибоедовым: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно».

     И все же, как человек своего Времени Александр Сергеевич не мог не соответствовать тем канонам, согласно которым развивались литература и искусство.

     Грибоедову  довелось творить в эпоху Классицизма и Просвещения.

     Просветители  боролись против старых феодальных порядков, социальной несправедливости, в особенности  против старой идеологии. Разум и природа были основными критериями для просветителей. Была очень популярна идея «естественного человека». Ликвидацию феодальных отношений просветители рассматривали как возврат к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, человеческих качеств. Прежде всего, просветители стремились научить людей мыслить и поступать разумно и ответственно. Ведущие представители Просвещения могли придерживаться разных политических и религиозных убеждений, но их сближала Вера в разумные и естественные начала, в возможность улучшать человека и общество. Главными ценностями для просветителей были Природа и Цивилизация, Разум и Чувство.

     Большинство просветителей были деистами, т. е. считали, что Бог создал Вселенную и  людей, наделив их «естественными законами»  дальнейшего развития, и более не вмешивается в существование природы и человека. Их совершенствование или, напротив, ухудшение – результат деятельности общества. Но природные качества человека, прежде всего разум, позволяют правильно строить жизнь, следует лишь использовать заложенные в каждом способности. Для этого и необходимо воспитывать и просвещать людей.

     Литература  сближается с философией и публицистикой  и осознает свою главную задачу как  задачу воспитания.

     Жизнь шире этих узких рамок. Есть еще Любовь, что «движет Солнце и Светила», как писал Данте. Чацкий, будучи героем-гражданином, не исчерпывается этим, он – страстный, искренний, влюбленный – он живой.

     В классическом произведении действие развивалось  в силу внешних причин: крупных  переломных событий. В «Горе от ума» таким событием становится возвращение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия.

     В 1778 г. Бомарше была создана комедия  «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Герой комедии, Фигаро, буквально потряс Францию конца XVIII в. А.И. Герцен писал: «Чтобы верно оценить значение и влияние произведения Грибоедова в России, надо вспомнить то время во Франции, когда первое представление «Свадьбы Фигаро» имело там значение государственного переворота.

     Что роднит Фигаро и Чацкого? Оба пишут стихи; «пересмеять» умеют всех; слова, сказанные Лизой о Чацком, можно отнести и к Фигаро: «Кто так чувствителен, и весел, и остер».

     Многие реплики Фигаро звучали своеобразным пророчеством для Чацкого: «Обычай часто является злом»; «С умом, и вдруг – продвинуться? Шутить изволите … Раболепная посредственность – вот кто всего добивается»; «Время – честный человек …»; «Ум невозможно унизить, так ему отмщают тем, что гонят его»; «Я был беден – меня презирали. Я выказал не совсем заурядный ум – родилась ненависть»; «Случай распорядился мудрее, чем мы все, вместе взятые … И так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое».

     Вывод: героев объединяет неприятие делячества, приспособленчества, так называемого  «прислуживания»; оба сожалеют, что  ценится не ум, личные качества, а происхождение, положение в обществе и деньги.

     Но  у Фигаро нет такого противостояния с окружающими его людьми, у  него все проще: он счастлив в любви, ему многие помогают; он не касается так остро основ политического  устройства Франции. Он не противостоит обществу.

     На смену классицизму и сентиментализму в Россию в 20-е годы XIX века пришел Романтизм.

     Итак, Чайльд Гарольд и Чацкий. Ведь уже  в начале 1812 г. в печати появились  первые песни «Паломничества Чайльд Гарольда», и Грибоедов, отлично  знавший английский язык, прочитал их.

     И Чайльд Гарольду, и Чацкому стало  скучно в родном доме; они покидают его в поисках лучшей жизни. Оба  противостоят обществу. Но Чацкий не мрачный, разочарованный во всем скептик. Он и  страстный мечтатель, и обличитель зла, и борец за светлое будущее.

     Вслед за «Недорослью» Фонвизина шел Чацкий в своем обличении. Но зло у Фонвизина слишком явно, оно особенно не прячется в нарядные одежды, а добро слишком положительно. «Недоросль» - образец литературы классицизма эпохи Просвещения: зло невежественно, смешно и в то же время ужасно, а добро нравоучительно, и всегда побеждает разум.

     В комедии Грибоедова нравоучительный  момент сведен к минимуму. Здесь  никто не исправляется, даже Софья. При прощании Чацкий насмешливо советует Софье помириться с Молчалиным, и она, наверное, примет этот совет. И если это случится (а к этому ведет весь ход событий), то Софья из невинной притворщицы превратится в притворщицу по расчету и станет такой, как Наталья Дмитриевна Горич или графини Хрюмины.

     Особенности жанра. И зло в комедии не наказано. И даже будто и торжествует. И это зло не невежественно столь явно. Это сила, которая способна объединиться в нужный для них момент против инакомыслящим и угрожающим их господству.

     Грибоедов придает моральным оценкам социальную окраску и предельно обнажает социально-нравственные позиции сторон. Он подвергает критике фамусовское общество с точки зрения декабристской идеологии (Герцен говорит: «Чацкий – «декабрист в глубине души») и поднимает традиционный жанр комедии на новую высоту. 
Итак, Грибоедов обозначил жанр своего произведения – комедия.

     Но  каждый получил свой «мильон терзаний». Грибоедов создал комедию с обширной проблематикой. Он затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и важнейшие нравственные вопросы, современные в любую эпоху; осмысливает те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают его пьесу истинно великим художественным произведением. И все же он адресовал «Горе от ума» прежде всего своим современникам. Театр Грибоедов рассматривал не как увеселительное заведение, но как кафедру, трибуну, с которой мог произнести важнейшие мысли так, чтобы их услышала Россия, чтобы современное общество увидело свои пороки – мелочные, пошлые, комичные – и ужаснулось им, и посмеялось над ними. Поэтому Грибоедов стремился показать Москву прежде всего смешной. 
Комичен Скалозуб, это чисто фарсовый персонаж. Он смешон одинаково. 
Гораздо более сложен образ Фамусова: он глубже проработан психологически, он интересен автору как тип. И Грибоедов делает его смешным по-разному. Он просто комичен, когда лебезит перед бравым полковником, заигрывает с Лизой и тут же прикидывается святошей, читая нравоучения Софье. Но его рассуждения о службе («подписано, так с плеч долой»), его восхищение дядюшкой Максим Петровичем, его гнев на Чацкого и униженный страх перед судом «княгини Марьи Алексеевны» уже не только смешны. Они и страшны, страшны своей глубокой безнравственностью, беспринципностью. Страшны тем, что свойственны отнюдь не только Фамусову – это жизненные установки всего фамусовского мира, всего «века минувшего». Именно поэтому Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех – смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.

     Например, семейство Тугоуховских или Горичи. Мужчины находятся в страшной зависимости от женщин. Они добровольно отдали свою мужскую привилегию – быть главными – и вполне довольствуются жалкой ролью «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей». И они вполне довольны.

     Для Фамусова – мужчины, барина, государственного чиновника не из мелких – суд  какой-то Марьи Алексеевны страшнее Божьего суда, ибо ее слово определит  мнение света.

     Женская власть – вот, пожалуй, главная комическая тема всей пьесы. 
Комедия постоянно апеллирует к нашему здравому смыслу, поэтому мы и смеемся, читая «Горе от ума». Смешно то, что неестественно. 
Но ведь тоже общество, над которым мы только что смеялись, привело Чацкого на грань безумия. Дело в том, что автор свободно пользуется в рамках одной пьесы разными видами комического.

     От  действия к действию комизм «Горе  от ума» приобретает всё более  ощутимый оттенок сарказма, горькой  иронии. Все герои – не только Чацкий – шутят по ходу пьесы  всё меньше и меньше. Атмосфера  столь близкого когда-то герою дома становится душной и невыносимой. К финалу Чацкий уже не шутник, который высмеивает всех и вся. Потеряв эту способность герой просто перестаёт быть собой. «Слепец» - выкрикивает он в отчаянье. Ирония – это способ жизни и отношение к тому, что изменить не в твоей власти. Поэтому умение шутить, возможность в каждой ситуации увидеть нечто забавное, высмеять самые священные ритуалы жизни – это не просто особенность характера, это важнейшая черта сознания и мировоззрения. А единственный способ побороться с Чацким и, прежде всего, с его злым языком, ироничным и саркастичным, - сделать из него посмешище, отплатить ему той же монетой: теперь он – шут и паяц, хотя о том не подозревает. 
Чацкий по ходу пьесы меняется: переходит от достаточно безобидного смеха над неизменностью московских порядков и представлений к едкой и пламенной сатире, обличающей нравы тех, кто «сужденья черпают…» 
Роль Чацкого – страдательная, в этом нет сомненья. Драматический мотив всё более нарастает к финалу, а комический постепенно уступает своё главенство. И в этом состоит новаторство Грибоедова.

     И.А. Гончаров считал: «Литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснётся борьбы понятий, смены поколений…»

     Действительно, комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе. Произведения эти содержат некую высшую идею своего времени, но эта идея обладает свойством развития, устремлена в будущее.

Информация о работе Анализ произведения Грибоедова "Горе от ума"