Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:03, реферат
Едва ли можно расценить как случайность тот факт, что к числу самых первых и величайших реалистических произведений в русской литературе принадлежат комедия А. С. Грибоедова (1795, по другим данным 1790—1829) «Горе от ума» (1824) и трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825). Необходимо поэтому с особым вниманием присмотреться к процессам, которые протекали в русской драматургии первой четверти XIX в. Конечно, основные тенденции в развитии драматургии зависели от общих закономерностей в движении литературы, но при этом обладали и своим специфическим качеством, обусловленным особым характером драматургического рода литературы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БИОГРАФИЯ А.С. ГРИБОЕДОВА 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. Едва ли можно расценить как случайность тот факт, что к числу самых первых и величайших реалистических произведений в русской литературе принадлежат комедия А. С. Грибоедова (1795, по другим данным 1790—1829) «Горе от ума» (1824) и трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825). Необходимо поэтому с особым вниманием присмотреться к процессам, которые протекали в русской драматургии первой четверти XIX в. Конечно, основные тенденции в развитии драматургии зависели от общих закономерностей в движении литературы, но при этом обладали и своим специфическим качеством, обусловленным особым характером драматургического рода литературы.
Одна из существенных особенностей драматургии — ее тесная связь с театром. Более того, в начале XIX в. театр во многом подчинил себе драматургию. Примечательно и то, что в первые десятилетия века почти все пьесы печатались в театральной типографии, причем список действующих лиц непременно сопровождался фамилиями актеров — первых исполнителей данных ролей. Литературная основа спектакля рассматривалась в ту пору как нечто не совсем полное, немыслимое без сценического воплощения.
Цель работы – анализ произведения Грибоедова "Горе от ума", проблематика жанра.
Задачи:
Грибоедов Александр Сергеевич [4(15) января 1790, по др. сведениям 1795, Москва — 30 января (11 февраля) 1829, Тегеран], русский писатель, дипломат.
Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве, в старинной дворянской семье.
У Александра было прекрасное домашнее образование, он в 11 лет поступил в Московский университет и в 1810 году окончил два факультета - юридический и словесности. Грибоедов отлично знал иностранные языки, в том числе и древние.
В 1812 году он поступил добровольцем в армию, но участия в боевых действиях принять ему не пришлось.
В 1817 году Александр Грибоедов был зачислен в Коллегию иностранных дел, служить ему пришлось не в Москве, а в Петербурге. Там он знакомится с будущими декабристами - Одоевским, Рылеевым, Бестужевым. К этому периоду относятся и первые литературные опыты Грибоедова - комедии "Своя семья" (в соавторстве с Шаховским и Хмельницким), "Студент" (в соавторстве с Катениным).
В
1818 году Грибоедов назначается
Переехав
в Тифлис (ныне - Тбилиси), Грибоедов
работает над своим главным
Ознакомившись с комедией, А.С.Пушкин так отозвался о ней: "О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу".
В 1825 году Грибоедов возвратился на Кавказ, но вскоре был арестован и доставлен в Петербург в связи с восстанием декабристов. Однако причастность Грибоедова к заговору доказать не удалось и он возвратился в Тифлис.
В апреле 1828 года он был назначен послом в Тегеран. По пути туда Грибоедов несколько месяцев пробыл в Грузии и женился на юной 16-летней княжне Нине Чавчавадзе. Но его счастье оказалось недолгим: 11 февраля 1829 года при разгроме русской миссии в Тегеране фанатиками-мусульманами Александр Грибоедов был убит.
Его
похоронили в Тифлисе в пантеоне
Грузии - на горе Давида. На надгробной
плите могилы Грибоедова его жена
попросила высечь слова: "Ум и
дела твои бессмертны в памяти русской,
но для чего пережила тебя любовь моя?".
Художественный принцип, провозглашенный А.С. Грибоедовым: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно».
И все же, как человек своего Времени Александр Сергеевич не мог не соответствовать тем канонам, согласно которым развивались литература и искусство.
Грибоедову довелось творить в эпоху Классицизма и Просвещения.
Просветители боролись против старых феодальных порядков, социальной несправедливости, в особенности против старой идеологии. Разум и природа были основными критериями для просветителей. Была очень популярна идея «естественного человека». Ликвидацию феодальных отношений просветители рассматривали как возврат к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, человеческих качеств. Прежде всего, просветители стремились научить людей мыслить и поступать разумно и ответственно. Ведущие представители Просвещения могли придерживаться разных политических и религиозных убеждений, но их сближала Вера в разумные и естественные начала, в возможность улучшать человека и общество. Главными ценностями для просветителей были Природа и Цивилизация, Разум и Чувство.
Большинство просветителей были деистами, т. е. считали, что Бог создал Вселенную и людей, наделив их «естественными законами» дальнейшего развития, и более не вмешивается в существование природы и человека. Их совершенствование или, напротив, ухудшение – результат деятельности общества. Но природные качества человека, прежде всего разум, позволяют правильно строить жизнь, следует лишь использовать заложенные в каждом способности. Для этого и необходимо воспитывать и просвещать людей.
Литература сближается с философией и публицистикой и осознает свою главную задачу как задачу воспитания.
Жизнь шире этих узких рамок. Есть еще Любовь, что «движет Солнце и Светила», как писал Данте. Чацкий, будучи героем-гражданином, не исчерпывается этим, он – страстный, искренний, влюбленный – он живой.
В классическом произведении действие развивалось в силу внешних причин: крупных переломных событий. В «Горе от ума» таким событием становится возвращение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия.
В 1778 г. Бомарше была создана комедия «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Герой комедии, Фигаро, буквально потряс Францию конца XVIII в. А.И. Герцен писал: «Чтобы верно оценить значение и влияние произведения Грибоедова в России, надо вспомнить то время во Франции, когда первое представление «Свадьбы Фигаро» имело там значение государственного переворота.
Что роднит Фигаро и Чацкого? Оба пишут стихи; «пересмеять» умеют всех; слова, сказанные Лизой о Чацком, можно отнести и к Фигаро: «Кто так чувствителен, и весел, и остер».
Многие реплики Фигаро звучали своеобразным пророчеством для Чацкого: «Обычай часто является злом»; «С умом, и вдруг – продвинуться? Шутить изволите … Раболепная посредственность – вот кто всего добивается»; «Время – честный человек …»; «Ум невозможно унизить, так ему отмщают тем, что гонят его»; «Я был беден – меня презирали. Я выказал не совсем заурядный ум – родилась ненависть»; «Случай распорядился мудрее, чем мы все, вместе взятые … И так всегда в жизни: мы-то стараемся, строим планы, готовимся к одному, а судьба преподносит нам совсем другое».
Вывод: героев объединяет неприятие делячества, приспособленчества, так называемого «прислуживания»; оба сожалеют, что ценится не ум, личные качества, а происхождение, положение в обществе и деньги.
Но у Фигаро нет такого противостояния с окружающими его людьми, у него все проще: он счастлив в любви, ему многие помогают; он не касается так остро основ политического устройства Франции. Он не противостоит обществу.
На смену классицизму и сентиментализму в Россию в 20-е годы XIX века пришел Романтизм.
Итак, Чайльд Гарольд и Чацкий. Ведь уже в начале 1812 г. в печати появились первые песни «Паломничества Чайльд Гарольда», и Грибоедов, отлично знавший английский язык, прочитал их.
И Чайльд Гарольду, и Чацкому стало скучно в родном доме; они покидают его в поисках лучшей жизни. Оба противостоят обществу. Но Чацкий не мрачный, разочарованный во всем скептик. Он и страстный мечтатель, и обличитель зла, и борец за светлое будущее.
Вслед за «Недорослью» Фонвизина шел Чацкий в своем обличении. Но зло у Фонвизина слишком явно, оно особенно не прячется в нарядные одежды, а добро слишком положительно. «Недоросль» - образец литературы классицизма эпохи Просвещения: зло невежественно, смешно и в то же время ужасно, а добро нравоучительно, и всегда побеждает разум.
В комедии Грибоедова нравоучительный момент сведен к минимуму. Здесь никто не исправляется, даже Софья. При прощании Чацкий насмешливо советует Софье помириться с Молчалиным, и она, наверное, примет этот совет. И если это случится (а к этому ведет весь ход событий), то Софья из невинной притворщицы превратится в притворщицу по расчету и станет такой, как Наталья Дмитриевна Горич или графини Хрюмины.
Особенности жанра. И зло в комедии не наказано. И даже будто и торжествует. И это зло не невежественно столь явно. Это сила, которая способна объединиться в нужный для них момент против инакомыслящим и угрожающим их господству.
Грибоедов
придает моральным оценкам социальную
окраску и предельно обнажает социально-нравственные
позиции сторон. Он подвергает критике
фамусовское общество с точки зрения декабристской
идеологии (Герцен говорит: «Чацкий –
«декабрист в глубине души») и поднимает
традиционный жанр комедии на новую высоту.
Итак, Грибоедов обозначил жанр своего
произведения – комедия.
Но
каждый получил свой «мильон терзаний».
Грибоедов создал комедию с обширной проблематикой.
Он затрагивает не только злободневные
общественные проблемы, но и важнейшие
нравственные вопросы, современные в любую
эпоху; осмысливает те социальные и нравственно-психологические
конфликты, которые делают его пьесу истинно
великим художественным произведением.
И все же он адресовал «Горе от ума» прежде
всего своим современникам. Театр Грибоедов
рассматривал не как увеселительное заведение,
но как кафедру, трибуну, с которой мог
произнести важнейшие мысли так, чтобы
их услышала Россия, чтобы современное
общество увидело свои пороки – мелочные,
пошлые, комичные – и ужаснулось им, и
посмеялось над ними. Поэтому Грибоедов
стремился показать Москву прежде всего
смешной.
Комичен Скалозуб, это чисто фарсовый
персонаж. Он смешон одинаково.
Гораздо более сложен образ Фамусова:
он глубже проработан психологически,
он интересен автору как тип. И Грибоедов
делает его смешным по-разному. Он просто
комичен, когда лебезит перед бравым полковником,
заигрывает с Лизой и тут же прикидывается
святошей, читая нравоучения Софье. Но
его рассуждения о службе («подписано,
так с плеч долой»), его восхищение дядюшкой
Максим Петровичем, его гнев на Чацкого
и униженный страх перед судом «княгини
Марьи Алексеевны» уже не только смешны.
Они и страшны, страшны своей глубокой
безнравственностью, беспринципностью.
Страшны тем, что свойственны отнюдь не
только Фамусову – это жизненные установки
всего фамусовского мира, всего «века
минувшего». Именно поэтому Грибоедову
было важно, чтобы его герои прежде всего
вызывали смех – смех зрителей над теми
недостатками и пороками, которые свойственны
им самим.
Например, семейство Тугоуховских или Горичи. Мужчины находятся в страшной зависимости от женщин. Они добровольно отдали свою мужскую привилегию – быть главными – и вполне довольствуются жалкой ролью «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей». И они вполне довольны.
Для Фамусова – мужчины, барина, государственного чиновника не из мелких – суд какой-то Марьи Алексеевны страшнее Божьего суда, ибо ее слово определит мнение света.
Женская
власть – вот, пожалуй, главная комическая
тема всей пьесы.
Комедия постоянно апеллирует к нашему
здравому смыслу, поэтому мы и смеемся,
читая «Горе от ума». Смешно то, что неестественно.
Но ведь тоже общество, над которым мы
только что смеялись, привело Чацкого
на грань безумия. Дело в том, что автор
свободно пользуется в рамках одной пьесы
разными видами комического.
От
действия к действию комизм «Горе
от ума» приобретает всё более
ощутимый оттенок сарказма, горькой
иронии. Все герои – не только
Чацкий – шутят по ходу пьесы
всё меньше и меньше. Атмосфера
столь близкого когда-то герою дома
становится душной и невыносимой. К финалу
Чацкий уже не шутник, который высмеивает
всех и вся. Потеряв эту способность герой
просто перестаёт быть собой. «Слепец»
- выкрикивает он в отчаянье. Ирония –
это способ жизни и отношение к тому, что
изменить не в твоей власти. Поэтому умение
шутить, возможность в каждой ситуации
увидеть нечто забавное, высмеять самые
священные ритуалы жизни – это не просто
особенность характера, это важнейшая
черта сознания и мировоззрения. А единственный
способ побороться с Чацким и, прежде всего,
с его злым языком, ироничным и саркастичным,
- сделать из него посмешище, отплатить
ему той же монетой: теперь он – шут и паяц,
хотя о том не подозревает.
Чацкий по ходу пьесы меняется: переходит
от достаточно безобидного смеха над неизменностью
московских порядков и представлений
к едкой и пламенной сатире, обличающей
нравы тех, кто «сужденья черпают…»
Роль Чацкого – страдательная, в этом
нет сомненья. Драматический мотив всё
более нарастает к финалу, а комический
постепенно уступает своё главенство.
И в этом состоит новаторство Грибоедова.
И.А. Гончаров считал: «Литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснётся борьбы понятий, смены поколений…»
Действительно, комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы набирают силу от эпохи к эпохе. Произведения эти содержат некую высшую идею своего времени, но эта идея обладает свойством развития, устремлена в будущее.
Информация о работе Анализ произведения Грибоедова "Горе от ума"