Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:43, контрольная работа
Известно, что при жизни писателя повесть не была опубликована в печати и появилась спустя уже много лет после смерти писателя в 1987 г. Платонов работал над повестью с декабря 1929 по апрель 1930 г.
мировоззрение Платонова
Человек представляет из себя безусловно конечную смертную
физическую оболочку и в своей жизни неподотчетен иным высшим, кроме
собственного разума, совести и способной в некоторых состояниях чувствовать
и "впускать в себя" весь мир - души. В целом это сложно устроенный
биологический механизм, устройство которого мы не знаем и, возможно, до
конца узнать так и не сумеем. Но вместе с "механической" и "биологической"
природой, человек, как и все живое, способен руководствоваться в своем
поведении не только материальными ценностями. Начала зла и добра в нем
неразделимы, неотторжимы и неуничтожимы. Естественное стремление к радости и
наслаждению регулируется сознанием (или чувством, предчувствием) того, что
эта радость может быть сопряжена с горем для кого-то другого и в этом плане
увеличением зла - в том числе и лично для тебя. Таким образом любой человек
оказывается ответственным за все то зло, которое совершается в мире на его
глазах (или которое он в состоянии постичь сознанием), а решать, что ему
делать в этой ситуации должна его душа (разум при этом уже бессилен). Душа
должна прежде всего научиться со-переживать чужому горю. Для этого не нужно
ходить в церковь или предаваться какой-то специальной форме медитации,
достаточно только так увидеть мир, как нам предлагает (в любом из своих
произведений) писатель. Человеческая душа, по Платонову, должна уничтожить в
себе перегородки, отделяющие ее от душ других людей - а именно, в первую
очередь тех, кому она (поневоле, по незнанию, по ошибке или же сознательно,
умышленно) - причиняет боль. Человек не только обязан встать (поставить
себя) на место того, кто считает его своим врагом (и, в согласии с
евангельской заповедью, подставить другую щеку под его удар), но и - сам
должен попытаться пройти весь путь нисших перерождений, то есть испытать на
себе возможность жизни в форме низшего существа, что можно считать
определенным родом христианского кенозиса. Советские "записные" критики -
надо сказать, совершенно справедливо - усматривали в платоновских
произведениях
- юродство.
Информация о работе Анализ повести "Котлован" А.П. Платонова