Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:43, контрольная работа
Известно, что при жизни писателя повесть не была опубликована в печати и появилась спустя уже много лет после смерти писателя в 1987 г. Платонов работал над повестью с декабря 1929 по апрель 1930 г.
Повесть «Котлован»
Судьба повести. Известно, что при жизни писателя повесть не была опубликована в печати и появилась спустя уже много лет после смерти писателя в 1987 г. Платонов работал над повестью с декабря 1929 по апрель 1930 г.
Повесть Котлован является социальной притчей, философским гротеском, жёсткой сатирой на СССР времён первой «пятилетки». Произведение показывает жестокость и бессмысленность тоталитарного строя тогдашнего СССР. Роман описывает историю большевистской России времён индустриализации и коллективизации на языке той эпохи, жёстко и мрачно утончённые до гротескного сюрреализма реалии тех времён отображаются в мрачных тонах, утопия как тупик логически превращается в антиутопию.[2] Однако, несмотря на гротескность описания, иносказания в повести прослеживаются элементы реального быта в эпоху Сталина. [3] Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 году распространялась самиздатом
Читать повести и рассказы Платонова нелегко, даже очень трудно, потому что стиль его прозы намеренно, даже искусственно косноязычен, а косноязычие - не есть приоритет художественной литературы.
Именно так относилась критика к стилю языка, и в конце концов его произведения были запрещены и изъяты из печати на долгие годы.
Новая интерпретация повестей
и рассказов дала его
Еще одна оценка языка прозы
Платонова, высказанная С.
выражение».
Итак, язык повестей и рассказов Платонова - намеренно неправильный, но именно такой сдвинутый, неправильный язык был выражением страшной, сдвинутой реальности, в которой жил и Платонов, и вся страна с ее многомиллионным народом.
Повесть «Котлован», по мнению исследователей, - центральное произведение писателя, в котором приметы времени выявлены очень точно «неправильным» платоновским языком.
Сюжет. Сюжет построен нелогично, но и в этом нелогичном построении отражена эпоха строительства социализма. Начали рыть котлован для будущего многоэтажного дома, где все будут жить в уже придуманном и устроенном счастье.
Но рытье котлована - занятие
многотрудное, требующее человеческих
жертв. Котлован все
Конкретный сюжет переходит в
символику времени и
А что осталось? - Утрата смысла человеческого существования.
Герой-философ. В повести есть персонаж, который является доморощенным философом, задумывающимся над «веществом существования», пытающимся жить по совести, ищущим истину («без истины жить стыдно»). Именно с него и начинается повествование.
Вощева увольняют с работы, потому что он задумывается «среди общего темпа труда». Но задумываться вредно, потому что это мешает выполнять уже готовый план. Реплики, которыми обмениваются Вощев и администратор завода, очень точно передают воздух эпохи:
«- О чем ты думал, товарищ Вощев?
- О плане жизни.
- Завод работает по готовому плану треста.
- Я думал о плане общей жизни. Своей жизни я не боюсь, она
мне не загадка.
-Ну и что ж ты бы мог сделать?
- Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного
смысла улучшилась бы производительность.
- Счастье произойдет от
от смысла».
В этих репликах отражена одна тонко подмеченная Платоновым идея, которая последовательно реализовывалась в течение 70 лет советской власти: малооплачиваемый труд высасывал из человека все соки, но стимулировал идею строительства коммунистического будущего, при этом человек как личность с его мыслями и чувствами
растворялся в навязанной устремленности ко всеобщему счастью.
Особенности содержания. Все события, которые происходят в повести и составляют ее сюжет, не получают ни психологического обоснования, ни дальнейшего развития. Например, два работника котлована посылаются в колхоз для помощи в проведении сплошной коллективизации (коллективизация - еще одна важная примета времени), и буквально на следующей странице читатель узнает об их убийстве.
Не сообщаются ни причины, ни цели убийства. Важна реакция живых людей. Чиклин, самый ревностный строитель котлована, реагирует очень своеобразно: «Пускай хоть весь класс умрет - так я один за него останусь и сделаю всю его задачу на свете! Все равно
жить для самого себя я не знаю как!...» В этой реплике ощущается зомбированность миллионов людей идеями государственности.
В повести есть одна очень важная тема - тема детства, связанная с образом Насти. Образ Насти - символ и настоящего обездоленного детства с его естественной и страшной жестокостью, и символ будущего, замешанного на крови и костях. В образ Насти писатель вкладывает очень глубокий смысл: ради нее совершают свои поступки строители котлована, но какова цель этих поступков? Чиклин вспоминает о единственной радости в своей прошлой жизни - о поцелуе хозяйской дочери на бывшем кафельном заводе.
По какому-то наитию Чиклин
находит эту женщину в
«- Мама, а отчего ты умираешь - оттого, что буржуйка, или
от смерти?
- Мне стало скучно, я уморилась, - сказала мать.
- Потому что ты родилась давным-
- Как ты только умрешь, то я
никому не скажу, и никто
не узнает, была ты или нет.
Только я одна буду жить
и помнить тебя в своей голове.
Смерть женщины, «матери-буржуйки», - это смерть поэзии, того прекрасного, что было в прошлом, и завещание будущему (Насте) этой красоты. Чиклин, которому досталась эта девочка, прикоснувшись к губам умершей, вспомнил остатки нежности, которой не
было в настоящей жизни.
Судьба Насти. Очень странный ребенок эта Настя - одновременно по-детски нежный и деспотичный. Ее речь - это сплав идей и фразеологии нового времени. Она отказывается от своей «матери- буржуйки», пророчит скорейшее уничтожение классу, из которого она
вышла, но в то же время постоянно вспоминает свою мать, и эта память хоть как-то скрашивает ее жизнь. И странно, что самым близким существом для Насти оказывается медведь-молотобоец, сложный символ прошлого и настоящего, который олицетворяет для
нее и память, и мечты о будущем, о счастье трудового народа.
С рытьем котлована также связана надежда на будущее пролетарское счастье в общепролетарском доме. Однако дальше рытья котлована
в повести
дело не идет. Котлован роют и роют,
а строители новой жизни
Вообще, в повести много страниц,
при чтении которых «кровь
стынет в жилах», настолько откровенно
они обнажают правду о времени
«сплошной коллективизации» и
о времени строительства
Происходит постепенное «обесчеловечивание» жизни, символически показанное Платоновым в процессе рытья могилы для Насти. Сначала скашивается зеленая живая трава (убирается животворящее начало), потом лопаты врезаются в живой верхний (самый плодородный) слой почвы, затем уже долбят твердую мертвую глину и камень. «Гробовое
ложе Чиклин выдолбил в вечном камне и приготовил еще особую, в виде крышки, гранитную плиту, дабы на девочку не лег громадный вес могильного праха». Так он заботится о мертвом прахе девочки, а при ее жизни, когда она болела, «мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и беспрерывно думал о сплошной коллективизации».
Сцены коллективизации. Страшны сцены, в которых Платонов показывает процесс сплошной коллективизации. Писателем вводится такой условный персонаж, как медведь-молотобоец, действия которого ассоциируются со слепой стихийной силой, ничего не разбирающей в своей слепоте, зато хорошо чувствующей «классового врага».
«Из дома выскочил бедный
- Покушай, Миша! - подарил мужик блин молотобойцу.
Медведь обернул блином лапу и ударил через эту печеную прокладку
кулака по уху, так что мужик вякнул ртом и повалился...»
«Ликвидировали? - говорит из снега один из раскулаченных. -
Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что
в социализм придет один ваш главный человек».
Пророческие слова, написанные в 1929 г., сбылись во время сталинских репрессий.
Отправляют всех кулаков на плоту по реке в море и далее... в полную неизвестность. Впоследствии, спустя много лет, стала известна страшная судьба раскулаченных крестьян, их жен и детей. А пока «кулачество глядело с плота в одну сторону - на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего счастливого человека на ней». Опять пророческие слова: «навсегда заметить свою родину» - они уже не вернулись никогда. А Жачев, счастливый человек, на самом деле был инвалидом без обеих ног.
Счастливое «будущее» в «Котловане» маячит смертью маленького ребенка, похороненного в нем, как в могиле. Котлован - могила для будущих поколений.
Зачем нужен смысл жизни?
Нет верного человека, время убивает
в человеке и радость и
Информация о работе Анализ повести "Котлован" А.П. Платонова