Агния Львовна Барто

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Слияние интереса писательского и педагогического позволило поэтессе сделать много открытий в детской поэзии. Барто явилась первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. До нее считалось, что детям младшего возраста совершенно недоступна сатира, что им годится только юмор с его добродушием и мягкой веселостью. Сатира же с ее сарказмом, насмешкой, острым осмеянием, обличением пороков недоступна ребенку. Поэзия Барто опровергла это мнение. Поэтесса понимает жизнь, и жизнь детских коллективов в особенности, как столкновение характеров, как борьбу. Конфликты в ее произведениях никогда не бывают надуманными, случайными. Они отражают жизненные коллизии, происходящие изо дня в день в школе, в семье, на улице. Ее первые сатирические стихотворения для детей - «Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка» - появились раньше аналогичных произведений Маршака («Кот и лодыри», «Мастер-ломастер», «Четыре конца» и др.).

Содержание

I. Теоретическая часть
1. Педагогическая ценность стихов А.Барто для воспитания и развития дошкольников.
2. Краткие биографические сведения.
3. Обзор циклов для маленьких.
4. Юмор и лирика в стихах.
II. Практическая часть
1. Выписать из «Программы обучения и воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе произведения А.Барто для чтения и заучивания наизусть.
2. Составить конспект занятия по знакомству с произведением А.Барто.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

А.Барто.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

Конец 20—30-х гг. — период расцвета дарования Барто. В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр “Игрушки” — по сегодняшний день самое известное произведение Барто.

В послевоенные годы Барто продолжает работать с прежней интенсивностью (всего она издала около 150 книг для детей). В целом позднее творчество Барто менее интересно, чем произведения 20—30-х гг.; новаторский характер ее поэзии постепенно утрачивается. В выступлении на 4-м Съезде советских писателей Барто предостерегает молодых поэтов от “мелкотемья” и опасности “сбиться на боковую тропинку только словесных поисков”. В то же время тематический спектр произведений самой Барто заметно трансформируется: она реже пишет чисто пропагандистские стихотворения (такие произведения, как правило, крайне слабые, были нередким явлением в ее раннем творчестве): идя навстречу требованиям времени, уделяет больше внимания изображению внутреннего мира ребенка — так возникает цикл “я расту” (1968), в котором прослеживается процесс взросления. В 1970 г. Барто, издает сборник “За цветами в зимний лес” (Ленинская премия 1972 г), состоящий преимущественно из лирических стихотворений. Целый ряд произведений Барто 1970-х гг. адресован подросткам. Подростковый возраст традиционно считался “непоэтическим”, и Барто в своих теоретических работах доказывала обратное, опираясь, впрочем, не на отвлеченные рассуждения, а на собственный поэтический опыт.

Важное место в послевоенной деятельности Барто. занимает проект “Найти человека”. В 1947 г. Барто опубликовала поэму “Звенигород”, идиллически изображающую жизнь детей в детском доме.

Значительный интерес представляет сборник “Переводы с детского” (1976), выход которого был приурочен к софийскому форуму писателей, посвященному роли художников слова в практическом осуществлении Хельсинкских соглашений. В этом сборнике собраны вольные переводы стихотворений, написанных детьми из разных стран: основная цель сборника — провозглашение гуманистических ценностей, важных для детей всего мира.

В 1976 г. Барто выпустила книгу “Записки детского поэта”, обобщающую многолетний творческий опыт поэтессы. Формулируя свое поэтическое кредо, Барто говорит о “современности, гражданственности и мастерстве”, как о “трех китах”, на которых должна стоять детская литература. Требование общественно значимой тематики для детской поэзии сочетается с характерным для 1970-х гг. протестом против излишне ранней социализации ребенка, приводящей к тому, что ребенок утрачивает свою “детскость”, теряет способность к эмоциональному восприятию мира (глава “В защиту деда Мороза”).

О том, как велико воздействие веселых стихов Агнии Барто на ее читателей, можно судить по такому, например, факту, приведенному в «Учительской газете» от 6 апреля 1976 года: «Мальчик перенес несколько операций. Предстояла еще одна. Врач сказал, хорошо бы вытерпеть ее без наркоза. И мальчик согласился при условии, что во время операции ему будут читать стихи Агнии Барто».

Творческое наследие Барто многообразно — от пропагандистских стихотворений, написанных к какому-либо советскому празднику, до проникновенных лирических зарисовок. Часто произведения Барто откровенно дидактичны: известно ее пристрастие к афористически выраженной морали, венчающей стихотворение: “Но, следуя за модой,//Себя не изуродуй”; “А если плата вам нужна,//Тогда поступку грош цена”; “Помни истину простую: / /Если девочки дружны. / /‚Пять девчонок про шестую’ // Так судачить не должны” и пр.

Во многих произведениях Барто детская психология изображена тонко и с мягким юмором. Таково стихотворение “Снегирь” (1938), герой которого, потрясенный красотой снегиря и старающийся стать “хорошим”, чтобы родители согласились купить ему птицу мучительно переживает эту необходимость (“И ответил я с тоской:!! — Я теперь всегда такой”). Став счастливым обладателем снегиря, герой с облегчением вздыхает: “Значит, снова можно драться. //Завтра утром во дворе”. В стихотворении “Я выросла” (1944) девочка, ставшая школьницей и утверждающая свою “взрослость”, все же сохраняет трогательную привязанность к старым игрушкам.

Все творчество Барто проникнуто убеждением в праве детства — как особого мира — на определенную независимость от мира взрослых. Поэзия Барто, всегда напрямую откликавшаяся на требования времени, неравноценна: отражая противоречия эпохи, она содержит и слабые, конъюнктурные произведения, и подлинные шедевры. Сохраняющие свое очарование по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Практическая часть

1. Выписать из «Программы обучения и воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе произведения А.Барто для чтения и заучивания наизусть.

"Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 г.) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет [8, c. 5-10].

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

• ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста) - с помощью любимых иг­рушек инсценировать стихотворе­ния А. Барто (из цикла «Игрушки»), «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);

• младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы) - «Мишка», «Слон», «Лошад­ка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»;

Для заучивания наизусть  - «Мишка», «Кораблик» ;

• средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа) - «Уеха­ли», «Я знаю, что надо придумать»,

Для заучивания наизусть  - «Я знаю, что надо придумать»;

• старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) - «Веревочка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Составить конспект занятия по знакомству с произведением А.Барто.

Анализ содержательного смысла и формирование познавательского интереса к стихам А. Барто на уроках с применением игрового педагогического компонента. Литературоведческий анализ стихотворений: жанры, эмоциональный компонент и домашнее задание ученикам.

Тема урока: исследование творчества А.Л. Барто

Оборудование:

- карточки формата А4 с фамилиями авторов и названиями изученных стихотворений;

- сборник стихотворений А. Барто для каждого учащегося.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня на уроке чтения нам потребуется быть особенно внимательными как настоящие исследователи-литературоведы. Поможет настроить внимание наша любимая игра «Муха».

Приведём краткое описание правил игры. На доске начерчено игровое поле: квадрат, разделённый на 6 одинаковых квадратов. В центре сидит воображаемая муха, она движется по одному шагу вниз, вверх, вправо и влево по игровому полю. Учитель задаёт путь мухи, а дети должны указать, где она оказалась. Цветной магнит показывает местоположение мухи. Игровое поле может быть открытым для обозрения, а может быть и скрыто.

2. Проверка домашнего задания

- Прекрасно, ваше внимание настроено, давайте подведём некоторые итоги работы по разделу «Поэтическая тетрадь».

- Произведения какого жанра в нём представлены?

- Стихотворения.

На доске закреплены в произвольном порядке карточки, на которых написаны фамилии авторов и названия произведений: С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина. Разлука, Гроза днём. Котёнок. Если. Кукушка.

- Прочитайте записи на доске. На какие две группы можно их разделить?

- Фамилии авторов и названия произведений. Дети формируют группы.

- Что теперь необходимо сделать для правильности оформления?

- Соотнести фамилию автора и название произведения. Дети выполняют работу. В случае возникновения разногласий обращаются к разделу учебника «Содержание».

- Задание выполнено правильно.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем исследовать произведения одного из этих авторов. Постарайтесь узнать его сами по отрывкам из произведений: «У Танюши дел немало. У Танюши много дел: Утром брату помогала, Он с утра конфеты ел…», «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс…».

- Агния Львовна Барто.

На доске остаётся карточка с записью фамилии автора, остальные снимаются.

- Мы проведём исследование - изучение творчества поэта. Исследователь - прежде всего внимательный и заинтересованный читатель, от которого не ускользнёт ни одно слово автора. Итак, давайте откроем книгу на странице 115 и начнём нашу работу.

4. Основной этап - процесс исследования.

- Материал для нашего исследования перед вами. Стихотворение «В театре».

Послушайте его.

- У многих из вас я заметила улыбку. А ведь её подарила нам Агния Львовна Барто.

- Как же ей это удалось? В чём секрет общения автора с читателем?

- Чтобы приоткрыть эту тайну поэзии мы будем перечитывать это стихотворение по частям, наблюдать за мыслью автора и делать выводы. Приступим к работе.

- Как называется стихотворение? Тот, кто его не читал, может подумать что оно о…. ( интересном спектакле и т.п.). А так ли это на самом деле? (Нет). Ожидания читателя и героя (совпадут или нет), проверим.

- Итак, прочитайте первое четверостишье.

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

- Сколько лет было нашей героине?

- Она моложе или старше вас?

- А что представляет собой балетный спектакль?

- Что же мы узнали о героине?

- Маленькая девочка первый раз в театре.

- Прочитаем следующий отрывок.

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

- В какое время года происходит действие? Докажите.

- Впервые появляется предмет - герой этого стихотворения? Что это такое?

- Номерок.

- Читаем следующий отрывок.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла,

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

- Сколько в нём предложений?

- Сколько восклицательных? Прочитайте их.

- Для чего автор их использует?

- Какие чувства переполняют девочку?

- Волнение, предвкушение радости.

- Трудно ли три помножить на три?

- Почему девочка не смогла бы это сделать?

- Какое слово повторяется в начале двух предложений?

- Для чего?

- Долго ждала. Мечтала побывать там.

- Продолжаем.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

- Что мечтает увидеть девочка?

- Почему не смеет дышать?

- Замерла от восторга, ждёт начала спектакля.

- При этом наш маленький герой не забыт. Прочитайте и о нём.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

- Отчего вздрогнули подружки.

- Какой глагол использован для названия действия оркестра?

- Грянул.

- Как это понять?

- Громко заиграл.

- В какой момент напряжение достигает предела?

- Вдруг вижу… Автор ставит тире - остановка, пауза.

- Что могла бы увидеть девочка?

- А тут неожиданно…

Нету номерка. (Улыбка читателя.)

Фея кружится на сцене -

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени -

Номерка не нахожу!

- Читатель видит два «спектакля». Один - на сцене

- Прочитайте об этом. Всего 1 строчка.

- А второй - что это?

- Поиск номерка. Прочитайте об этом. Уже 3 строки!

- Интересует ли девочку то, что происходит на сцене? Докажите.

- Я на сцену не гляжу (Как и читатель, он не смотрит балет, а ищет номерок)

Информация о работе Агния Львовна Барто