А. Барто

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Агния Львовна Барто начала свой путь, в литературе в 20-е годы. В поэзии А. Барто встает многообразная, полная радостных, а то и грустных настроений, боевая, трепетная, содержательная жизнь растущего человека буквально с момента появления его на свет. Вот стихотворения для самых маленьких: «Машенька», «Машенька растет», «Фонарик», «Игрушки». Каждая стихотворная «игрушка» Барто («Зайка», «Слон», «Деревянный бычок» и другие), как русские народные песенки-потешки, не только забавляет ребенка, но в то же время преподает ему первые уроки нравственности. Растет человек, а дружба его с поэзией Барто не кончается. Переступил он школу - его снова встречают стихи любимой поэтессы - «В школу», «Сережа учит уроки», «Лешенька, Лешенька», «Буква «Р», «Арифметика», «Что делать с Алексеем»… Так к каждому новому поколению Барто приходит заново, воспитывая и радуя, отдавая детям свой талант щедро, без остатка. Раскрыть внутренний мир советского ребенка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные - вот что отличает поэзию Барто.

Содержание

I. Теоретическая часть

1. Педагогическая ценность стихов А.Барто для воспитания и развития дошкольников.

2. Краткие биографические сведения.

3. Обзор циклов для маленьких.

4. Юмор и лирика в стихах.

II. Практическая часть

1. Выписать из «Программы обучения и воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе произведения А.Барто для чтения и заучивания наизусть.

2. Составить конспект занятия по знакомству с произведением А.Барто.

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

А.Барто.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     Плодотворным  оказалось сотрудничество Барто  с С.Я.Маршаком, редактировавшим  первые ее произведения. Маршак долго не принимал сатиричность стихов Барто, упрекая их в «излишней фльетонности». Маршак требовательно, подчас придирчиво критиковал произведения Барто. По свидетельству самой Барто, она однажды предложила Маршаку: «Давайте встретимся в следующий раз только тогда, когда вы примете все мое стихотворение в целом, а не отдельные куски или строчки». Маршак пришел к Барто в 1938 г.: стихотворением, понравившимся ему был “Снегирь”.

     Конец 20—30-х гг. — период расцвета дарования  Барто. В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр “Игрушки” — по сегодняшний день самое известное произведение Барто.

     В послевоенные годы Барто продолжает работать с прежней интенсивностью (всего она издала около 150 книг для  детей). В целом позднее творчество Барто менее интересно, чем произведения 20—30-х гг.; новаторский характер ее поэзии постепенно утрачивается. В выступлении на 4-м Съезде советских писателей Барто предостерегает молодых поэтов от “мелкотемья” и опасности “сбиться на боковую тропинку только словесных поисков”. В то же время тематический спектр произведений самой Барто заметно трансформируется: она реже пишет чисто пропагандистские стихотворения (такие произведения, как правило, крайне слабые, были нередким явлением в ее раннем творчестве): идя навстречу требованиям времени, уделяет больше внимания изображению внутреннего мира ребенка — так возникает цикл “я расту” (1968), в котором прослеживается процесс взросления. В 1970 г. Барто, издает сборник “За цветами в зимний лес” (Ленинская премия 1972 г), состоящий преимущественно из лирических стихотворений. Целый ряд произведений Барто 1970-х гг. адресован подросткам. Подростковый возраст традиционно считался “непоэтическим”, и Барто в своих теоретических работах доказывала обратное, опираясь, впрочем, не на отвлеченные рассуждения, а на собственный поэтический опыт.

     Важное  место в послевоенной деятельности Барто. занимает проект “Найти человека”. В 1947 г. Барто опубликовала поэму  “Звенигород”, идиллически изображающую жизнь детей в детском доме.

     Значительный  интерес представляет сборник “Переводы  с детского” (1976), выход которого был приурочен к софийскому форуму писателей, посвященному роли художников слова в практическом осуществлении Хельсинкских соглашений. В этом сборнике собраны вольные переводы стихотворений, написанных детьми из разных стран: основная цель сборника — провозглашение гуманистических ценностей, важных для детей всего мира.

     В 1976 г. Барто выпустила книгу “Записки детского поэта”, обобщающую многолетний  творческий опыт поэтессы. Формулируя свое поэтическое кредо, Барто говорит  о “современности, гражданственности и мастерстве”, как о “трех китах”, на которых должна стоять детская литература. Требование общественно значимой тематики для детской поэзии сочетается с характерным для 1970-х гг. протестом против излишне ранней социализации ребенка, приводящей к тому, что ребенок утрачивает свою “детскость”, теряет способность к эмоциональному восприятию мира (глава “В защиту деда Мороза”).

     О том, как велико воздействие веселых  стихов Агнии Барто на ее читателей, можно судить по такому, например, факту, приведенному в «Учительской газете» от 6 апреля 1976 года: «Мальчик перенес несколько операций. Предстояла еще одна. Врач сказал, хорошо бы вытерпеть ее без наркоза. И мальчик согласился при условии, что во время операции ему будут читать стихи Агнии Барто».

     Творческое  наследие Барто многообразно — от пропагандистских стихотворений, написанных к какому-либо советскому празднику, до проникновенных лирических зарисовок. Часто произведения Барто откровенно дидактичны: известно ее пристрастие  к афористически выраженной морали, венчающей стихотворение: “Но, следуя за модой,//Себя не изуродуй”; “А если плата вам нужна,//Тогда поступку грош цена”; “Помни истину простую: / /Если девочки дружны. / /‚Пять девчонок про шестую’ // Так судачить не должны” и пр.

     Во  многих произведениях Барто детская  психология изображена тонко и с  мягким юмором. Таково стихотворение  “Снегирь” (1938), герой которого, потрясенный  красотой снегиря и старающийся  стать “хорошим”, чтобы родители согласились купить ему птицу  мучительно переживает эту необходимость (“И ответил я с тоской:!! — Я теперь всегда такой”). Став счастливым обладателем снегиря, герой с облегчением вздыхает: “Значит, снова можно драться. //Завтра утром во дворе”. В стихотворении “Я выросла” (1944) девочка, ставшая школьницей и утверждающая свою “взрослость”, все же сохраняет трогательную привязанность к старым игрушкам.

     Все творчество Барто проникнуто убеждением в праве детства — как особого  мира — на определенную независимость  от мира взрослых. Поэзия Барто, всегда напрямую откликавшаяся на требования времени, неравноценна: отражая противоречия эпохи, она содержит и слабые, конъюнктурные произведения, и подлинные шедевры. Сохраняющие свое очарование по сей день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Практическая часть

     1. Выписать из «Программы обучения и воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе произведения А.Барто для чтения и заучивания наизусть.

     "Программа  воспитания и обучения в детском  саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание  М., 2005 г.) является государственным программным документом, который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет [8, c. 5-10].

     В программе на первый план выдвигается  развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

     Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

    • ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и  вторая группы раннего возраста) - с помощью любимых игрушек инсценировать стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»), «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);

     • младший  дошкольный возраст - от 2 до 4 лет  (первая и вторая младшие группы) - «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»;

    Для заучивания наизусть  - «Мишка», «Кораблик» ;

    • средний  возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа) - «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»,

     Для заучивания наизусть  - «Я знаю, что надо придумать»;

    • старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) - «Веревочка». 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     2. Составить конспект  занятия по знакомству с произведением А.Барто.

     Анализ  содержательного смысла и формирование познавательского интереса к стихам А. Барто на уроках с применением игрового педагогического компонента. Литературоведческий анализ стихотворений: жанры, эмоциональный компонент и домашнее задание ученикам.

     Тема  урока: исследование творчества А.Л. Барто

     Оборудование:

     - карточки формата А4 с фамилиями авторов и названиями изученных стихотворений;

     - сборник стихотворений А. Барто  для каждого учащегося.

     Ход урока

     1. Организационный  момент

     - Сегодня на уроке чтения нам  потребуется быть особенно внимательными  как настоящие исследователи-литературоведы. Поможет настроить внимание наша любимая игра «Муха».

     Приведём  краткое описание правил игры. На доске  начерчено игровое поле: квадрат, разделённый на 6 одинаковых квадратов. В центре сидит воображаемая муха, она движется по одному шагу вниз, вверх, вправо и влево по игровому полю. Учитель задаёт путь мухи, а дети должны указать, где она оказалась. Цветной магнит показывает местоположение мухи. Игровое поле может быть открытым для обозрения, а может быть и скрыто.

     2. Проверка домашнего  задания

     - Прекрасно, ваше внимание настроено,  давайте подведём некоторые итоги  работы по разделу «Поэтическая  тетрадь».

     - Произведения какого жанра в  нём представлены?

     - Стихотворения.

     На  доске закреплены в произвольном порядке карточки, на которых написаны фамилии авторов и названия произведений: С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Е. Благинина. Разлука, Гроза днём. Котёнок. Если. Кукушка.

     - Прочитайте записи на доске.  На какие две группы можно  их разделить?

     - Фамилии авторов и названия  произведений. Дети формируют группы.

     - Что теперь необходимо сделать  для правильности оформления?

     - Соотнести фамилию автора и  название произведения. Дети выполняют  работу. В случае возникновения  разногласий обращаются к разделу  учебника «Содержание».

     - Задание выполнено правильно.

     3. Сообщение темы  урока.

     - Сегодня мы будем исследовать  произведения одного из этих  авторов. Постарайтесь узнать  его сами по отрывкам из  произведений: «У Танюши дел немало. У Танюши много дел: Утром  брату помогала, Он с утра конфеты  ел…», «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс…».

     - Агния Львовна Барто.

     На  доске остаётся карточка с записью  фамилии автора, остальные снимаются.

     - Мы проведём исследование - изучение  творчества поэта. Исследователь  - прежде всего внимательный и заинтересованный читатель, от которого не ускользнёт ни одно слово автора. Итак, давайте откроем книгу на странице 115 и начнём нашу работу.

     4. Основной этап - процесс  исследования.

     - Материал для нашего исследования  перед вами. Стихотворение «В театре».

     Послушайте  его.

     - У многих из вас я заметила  улыбку. А ведь её подарила  нам Агния Львовна Барто.

     - Как же ей это удалось? В  чём секрет общения автора  с читателем?

     - Чтобы приоткрыть эту тайну  поэзии мы будем перечитывать  это стихотворение по частям, наблюдать за мыслью автора и делать выводы. Приступим к работе.

     - Как называется стихотворение?  Тот, кто его не читал, может  подумать что оно о…. ( интересном  спектакле и т.п.). А так ли  это на самом деле? (Нет). Ожидания  читателя и героя (совпадут или нет), проверим.

     - Итак, прочитайте первое четверостишье.

     Когда мне было

     Восемь  лет,

     Я пошла

     Смотреть  балет.

     - Сколько лет было нашей героине?

     - Она моложе или старше вас?

     - А что представляет собой балетный  спектакль?

     - Что же мы узнали о героине?

     - Маленькая девочка первый раз  в театре.

     - Прочитаем следующий отрывок.

     Мы  пошли с подругой Любой,

     Мы  в театре сняли шубы,

     Сняли тёплые платки.

     Нам в театре, в раздевалке,

     Дали  в руки номерки.

     - В какое время года происходит  действие? Докажите.

Информация о работе А. Барто