Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:45, реферат
Цель работы: изучить концепцию цивилизации А. Тойнби.
Поставленные задачи:
-проанализировать специфическое понимание «цивилизации» в философском наследии А. Тойнби;
- определить классификацию цивилизаций;
- раскрыть особенности генезиса цивилизаций у А. Тойнби.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «цивилизации» А. Тойнби………………………………….………….5
Типология цивилизаций………………………………………………………….6
Признаки типологии цивилизаций………………………………………...….....8
Факторы, влияющие на процесс становления цивилизаций….………..……..10
Стадии развития цивилизаций………………...………………………….…….11
Заключение………….…………………………………...……………………….14
Выводы……….…………………………………………………………………..15
Список литературы…….…………………………………………………….…..17
В результате анализа роли
фактора расы Тойнби приходит
к выводам: 1) расцвет общества
и достижение им высокого
10
Стадии
развития цивилизаций.
Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы.
С
точки зрения Тойнби, развитие
цивилизаций есть постоянный процесс
«вызовов-и-ответов». Движущей силой
развития цивилизаций является «творческое
меньшинство», носитель мистического
«жизненного порыва», которое, удачно
отвечая на различные исторические «вызовы»,
увлекает за собой «инертное большинство».
Своеобразие этих «вызовов» и «ответов»
определяет специфику каждой цивилизации,
иерархию её социальных ценностей и философские
концепции смысла жизни. Затем следует
новый вызов и новый успешный ответ и т.д.
В таких условиях покою места нет, общество
постоянно находится в движении, которое
и приводит его к цивилизации. В случае,
если цивилизация не находит адекватного
ответа вызову, она обречена на гибель
(как, впрочем, и в случае отсутствия вызова).
11
"...Зарождению цивилизации, - подводит итог Тойнби, - способствуют наиболее трудные условия существования, имея в виду как природную среду, так и человеческое окружение". Существует пять типов вызова: вызов сурового климата, вызов новых земель, вызов неожиданных ударов со стороны внешнего человеческого окружения, вызов постоянного внешнего давления и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю. Во всех этих случаях действует социальный закон, укладывающийся в формулу: "Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул".
Далее следует стадия роста цивилизации, которая отличается социальным единством общества и подражание большинства творческому меньшинству. Цивилизация быстро продвигается вперед. На этой стадии развития цивилизационного процесса действует закон ухода и возврата. Для преодоления кризиса общество может отступить, чтобы накопить силы, внутренне преобразиться, чтобы ответить на новый вызов.
Цивилизация справляется с внутренними кризисами, создавая империи и мировые религии. По мнению Тойнби, мировые религии играют объединяющую роль и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. В сущности, их история происходит как бы за спиной истории цивилизаций. Растущая цивилизация отмечена духом солидарности.
Рост
цивилизаций - дело рук творческих личностей
или творческих меньшинств. "...Творческие
личности при любых условиях составляют
в обществе меньшинство, но именно это
меньшинство и вдыхает в социальную систему
новую жизнь.
12
В каждой растущей цивилизации, даже в периоды наиболее оживленного роста ее, огромные массы народа так и не выходят из состояния стагнации...". Рост цивилизации достигается в том случае, когда меньшинство или все общество в целом отвечает на вызов и при этом не просто отвечает, но одновременно порождает другой вызов, требующий в свою очередь нового ответа. Процесс роста не прекращается до тех пор, пока это повторяющееся движение утраты равновесия и восстановления его, перегрузки и нового нарушения сохраняет свою силу.
Причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими «жизненного порыва», который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации.
По
мнению Тойнби, цивилизации сами кончают с собой.
Единственное спасение стать на путь преображения.
Основной тезис Тойнби сводится к тому, что
истории всех цивилизаций не могут быть построены
в единый ряд, ведущий к современному состоянию.
Вместо стеблевидной схемы история предстает
в виде дерева и цивилизации подобны многочисленным
ветвям.
13
Заключение.
Итак, базовой категорией научного анализа для Тойнби является категория цивилизации. Цивилизации, с точки зрения Тойнби, «в субъективных понятиях представляют умопостигаемые поля исследования, а в объективных понятиях они представляют собой основу пересечения полей активности отдельных индивидов, энергия которых и есть та жизненная сила, что творит историю общества.
В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация.
Концепция «вызова - ответа» представляет собой сердцевину учения Тойнби о генезисе цивилизаций. Обращаясь к многочисленным примерам, английский ученый показывает, что развитие цивилизаций есть бесконечный процесс «вызовов и ответов», который в принципе не может быть завершен. Если цивилизация не находит достойного ответа на вызовы, то она сходит с исторической сцены.
Тойнби утверждает, что главной причиной
распада цивилизационных систем является
потеря ими «жизненного порыва», который
влечет их от вызова к ответу, от дифференциации
к интеграции, от сжатия к расширению.
Утрата самодетерминации - главная причина
гибели цивилизаций по Арнольду Тойнби.
14
Выводы.
В данном реферате были
Каждое
общество проходит стадии генезиса, роста,
надлома и разложения; возникновения
и падения универсальных
Тойнби
полагал, что цивилизации есть определенные
типы человеческих сообществ, «вызывающие
определенные ассоциации в области
религии, архитектуры, живописи, нравов,
обычаев - словом, в области культуры».
15
Для
Тойнби цивилизация - это достигшая
пределов самоидентификации культура,
в пределе это может быть человеческая
или глобальная цивилизация. Шкала
критериев классификации
Жизнь
цивилизации - это скорее непрерывное
поступательное движение по пути духовного
развития, на котором постоянно возникают
ловушки, способные надломить и
даже разрушить цивилизацию. Движение
по этому пути - дело трудное, однако
всегда есть шанс обойти все препятствия
и не упустить этот шанс - задача индивидуумов,
составляющих данное общество. Именно
человек ответственен за рост своего
общества. «Пока есть жизнь, есть надежда,
что с божьей помощью человек
- хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти,
хотя бы в чем-то».
16
Список
литературы:
1. Соколов
Э.В. Культурология. Очерки
2. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство,2002.
3. Борисов О.С., Свечникова Н. О.,Толстикова И.И.,Филичева Н.В., Фомина Н.Н. Культурология: Учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. - 483 с.
6. http://www.countries.ru/
17
Информация о работе Жизнедеятельность цивилизаций (по А.Тойнби)