Жизнедеятельность цивилизаций (по А.Тойнби)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:45, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить концепцию цивилизации А. Тойнби.
Поставленные задачи:
-проанализировать специфическое понимание «цивилизации» в философском наследии А. Тойнби;
- определить классификацию цивилизаций;
- раскрыть особенности генезиса цивилизаций у А. Тойнби.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «цивилизации» А. Тойнби………………………………….………….5
Типология цивилизаций………………………………………………………….6
Признаки типологии цивилизаций………………………………………...….....8
Факторы, влияющие на процесс становления цивилизаций….………..……..10
Стадии развития цивилизаций………………...………………………….…….11
Заключение………….…………………………………...……………………….14
Выводы……….…………………………………………………………………..15
Список литературы…….…………………………………………………….…..17

Работа содержит 1 файл

БЖД Тойнби цивилизации.docx

— 82.87 Кб (Скачать)

             В результате анализа роли  фактора расы Тойнби приходит  к выводам: 1) расцвет общества  и достижение им высокого уровня  в культурном отношении «требует  творческих усилий более чем  одной рас» и 2) «расовое объяснение  человеческих поступков и достижений  либо некорректно, либо ложно». 
 
 

10

     Стадии  развития цивилизаций. 

     Подобно своим предшественникам, Тойнби признает циклическую схему развития цивилизаций: рождение, рост, расцвет, надлом и разложение. Но эта схема не является фатальной, гибель цивилизаций вероятна, но не неизбежна. Рождение цивилизации происходит при наличии двух специфических условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и наличие среды, которая не является ни слишком неблагоприятной, ни слишком благоприятной. Механизм зарождения цивилизаций в таких условиях представляет собой взаимодействие вызова и ответа на вызов: окружающая среда непрерывно бросает вызов обществу, и общество через творческое меньшинство успешно отвечает на вызов и находит решение проблемы.

     С точки зрения Тойнби, развитие цивилизаций есть постоянный процесс «вызовов-и-ответов». Движущей силой развития цивилизаций является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и философские концепции смысла жизни. Затем следует новый вызов и новый успешный ответ и т.д. В таких условиях покою места нет, общество постоянно находится в движении, которое и приводит его к цивилизации. В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова). 
 
 

     11

     "...Зарождению  цивилизации, - подводит итог Тойнби, - способствуют наиболее трудные  условия существования, имея в  виду как природную среду, так и человеческое окружение". Существует пять типов вызова: вызов сурового климата, вызов новых земель, вызов неожиданных ударов со стороны внешнего человеческого окружения, вызов постоянного внешнего давления и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю. Во всех этих случаях действует социальный закон, укладывающийся в формулу: "Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул".

     Далее следует стадия роста цивилизации, которая отличается социальным единством общества и подражание большинства творческому меньшинству. Цивилизация быстро продвигается вперед. На этой стадии развития цивилизационного процесса действует закон ухода и возврата. Для преодоления кризиса общество может отступить, чтобы накопить силы, внутренне преобразиться, чтобы ответить на новый вызов.

     Цивилизация справляется с внутренними кризисами, создавая империи и мировые религии. По мнению Тойнби, мировые религии играют объединяющую роль и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса. В сущности, их история происходит как бы за спиной истории цивилизаций. Растущая цивилизация отмечена духом солидарности.

     Рост  цивилизаций - дело рук творческих личностей или творческих меньшинств. "...Творческие личности при любых условиях составляют в обществе меньшинство, но именно это меньшинство и вдыхает в социальную систему новую жизнь.  
 

     12

     В каждой растущей цивилизации, даже в  периоды наиболее оживленного роста  ее, огромные массы народа так и  не выходят из состояния стагнации...". Рост цивилизации достигается в  том случае, когда меньшинство  или все общество в целом отвечает на вызов и при этом не просто отвечает, но одновременно порождает  другой вызов, требующий в свою очередь  нового ответа. Процесс роста не прекращается до тех пор, пока это  повторяющееся движение утраты равновесия и восстановления его, перегрузки и  нового нарушения сохраняет свою силу.

     Причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими «жизненного порыва», который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации.

     По  мнению Тойнби, цивилизации сами кончают с собой. Единственное спасение стать на путь преображения. Основной тезис Тойнби сводится к тому, что истории всех цивилизаций не могут быть построены в единый ряд, ведущий к современному состоянию. Вместо стеблевидной схемы история предстает в виде дерева и цивилизации подобны многочисленным ветвям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13

Заключение.

         Итак, базовой категорией научного анализа для Тойнби является категория цивилизации. Цивилизации, с точки зрения Тойнби, «в субъективных понятиях представляют умопостигаемые поля исследования, а в объективных понятиях они представляют собой основу пересечения полей активности отдельных индивидов, энергия которых и есть та жизненная сила, что творит историю общества.

          В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация.

           Концепция «вызова - ответа» представляет собой сердцевину учения Тойнби о генезисе цивилизаций. Обращаясь к многочисленным примерам, английский ученый показывает, что развитие цивилизаций есть бесконечный процесс «вызовов и ответов», который в принципе не может быть завершен. Если цивилизация не находит достойного ответа на вызовы, то она сходит с исторической сцены.

           Тойнби утверждает, что главной причиной распада цивилизационных систем является потеря ими «жизненного порыва», который влечет их от вызова к ответу, от дифференциации к интеграции, от сжатия к расширению. Утрата самодетерминации - главная причина гибели цивилизаций по Арнольду Тойнби. 
 
 
 
 
 
 
 

14

Выводы. 

            В данном реферате были представлены  основные положения теории цивилизаций  английского историка Арнольда  Тойнби. Его теория является циклической  в том смысле, что она не  рассматривает историю как единое  поступательное движение всех  народов к одной общей цели. Концепция Тойнби поражает грандиозностью  своего замысла - охватить всю  человеческую историю и описать  все появившиеся в ее ходе  цивилизации. Чрезвычайно богатая  деталями и верными наблюдениями, касающимися отдельных цивилизаций  и их сравнения, концепция завершается,  однако, превознесением мировых  религий и констатацией того, что история - это божественная  творческая сила в движении.

     Каждое  общество проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения; возникновения  и падения универсальных государств, вселенских церквей, героических эпох; контактов между цивилизациями  во времени и пространстве. Жизнеспособность цивилизации определяется возможностью последовательного освоения жизненной  среды и развитием духовного  начала во всех видах человеческой деятельности, переносом Вызовов  и Ответов из внешней среды  внутрь общества. И поскольку Вызовы и Ответы на них носят различный  характер, постольку цивилизации  оказываются непохожими одна на другую, но главный Ответ на Вызов Логоса определяет сущность единой человеческой цивилизации.

     Тойнби  полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие  определенные ассоциации в области  религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев - словом, в области культуры».  
 
 

     15

     Для Тойнби цивилизация - это достигшая  пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация. Шкала  критериев классификации цивилизаций  у Тойнби весьма подвижна, хотя два  из них остаются стабильными - это  религия и форма ее организации, а также «степень удаленности  от того места, где данное общество первоначально возникло».

     Жизнь цивилизации - это скорее непрерывное  поступательное движение по пути духовного  развития, на котором постоянно возникают  ловушки, способные надломить и  даже разрушить цивилизацию. Движение по этому пути - дело трудное, однако всегда есть шанс обойти все препятствия  и не упустить этот шанс - задача индивидуумов, составляющих данное общество. Именно человек ответственен за рост своего общества. «Пока есть жизнь, есть надежда, что с божьей помощью человек - хозяин своей судьбы, хотя бы отчасти, хотя бы в чем-то». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16

Список  литературы: 

1. Соколов  Э.В. Культурология. Очерки теорий  культуры. - М.: Интер-пракс, 1994.

2. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Единство,2002.

3. Борисов  О.С., Свечникова Н. О.,Толстикова И.И.,Филичева Н.В., Фомина Н.Н. Культурология: Учебное пособие. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. - 483 с.

4. Ивин А. Философия истории. - СПб:  СПбГУ ИТМО, 1999

5. Уколова В. Тойнби и постижение истории // Цивилизации. Выпуск 2. - M.: Наука, 1993.

6. http://www.countries.ru/library/culturologists/toinbitlc.htm 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

17

Информация о работе Жизнедеятельность цивилизаций (по А.Тойнби)