Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:45, реферат
Цель работы: изучить концепцию цивилизации А. Тойнби.
Поставленные задачи:
-проанализировать специфическое понимание «цивилизации» в философском наследии А. Тойнби;
- определить классификацию цивилизаций;
- раскрыть особенности генезиса цивилизаций у А. Тойнби.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «цивилизации» А. Тойнби………………………………….………….5
Типология цивилизаций………………………………………………………….6
Признаки типологии цивилизаций………………………………………...….....8
Факторы, влияющие на процесс становления цивилизаций….………..……..10
Стадии развития цивилизаций………………...………………………….…….11
Заключение………….…………………………………...……………………….14
Выводы……….…………………………………………………………………..15
Список литературы…….…………………………………………………….…..17
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ
Институт экономики управления и права
Жизнедеятельность цивилизаций (по А.Тойнби)
Реферат
Москва
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Понятие «цивилизации» А. Тойнби………………………………….………….5
Типология
цивилизаций…………………………………………………
Признаки
типологии цивилизаций………………………
Факторы, влияющие
на процесс становления
Стадии
развития цивилизаций………………...…………………………
Заключение………….…………………………………..
Выводы……….……………………………………………………
Список
литературы…….……………………………………………
2
Введение.
Концепция
Тойнби поражает грандиозностью своего
замысла – охватить всю человеческую
историю и описать все
Цивилизация - это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.
В представлении Тойнби, цивилизация это целостная общественная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Тойнби отмечает, что под цивилизацией понимается «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны». Именно эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации.
Цель работы: изучить концепцию цивилизации А. Тойнби.
Поставленные задачи:
-проанализировать специфическое понимание «цивилизации» в философском наследии А. Тойнби;
-
определить классификацию
-
раскрыть особенности генезиса
цивилизаций у А. Тойнби.
3
Понятие «цивилизации» А. Тойнби.
Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Другими словами цивилизация - это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности, т.е. изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру.
Под «цивилизацией» Тойнби имеет в виду не просто «область исторического исследования», а единую систему, или целое, части которого связаны друг с другом причинными связями. Поэтому, как во всякой такой системе, в его «цивилизации» части должны зависеть друг от друга и от целого, а целое — от частей. Он категорически утверждает вновь и вновь, что цивилизации суть целостности, чьи части все соответствуют друг другу и взаимно влияют друг на друга.
Одной
из характерных черт цивилизации
в процессе роста является то, что
все аспекты и стороны ее социальной
жизни координированы в единое социальное
целое, в котором элементы, экономики,
политики и культуры удерживаются в
тонком согласии друг с другом внутренней
гармонией растущего
Цивилизации
разделяются им на три поколения.
Первое поколение — примитивные, маленькие,
бесписьменные культуры. Их много, и возраст
их невелик. Они отличаются односторонней
специализацией, приспособлены к жизни
в конкретной географической среде; надстроечные
элементы — государственность, образование,
церковь, а тем более наука и искусство
— в них отсутствуют. Эти культуры размножаются,
подобно кроликам, и гибнут стихийно, если
не вливаются благодаря творческому акту
в более мощную цивилизацию второго поколения.
4
Творческий акт затруднен статичностью примитивных обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В таких обществах правит обычай, и инновации затруднены.
В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.
Цивилизации
третьего поколения формируются на
основе церквей: из первичной минойской
рождается вторичная эллинская, а из нее
— на основе возникшего в ее недрах христианства
— формируется третичная, западноевропейская.
Всего, согласно Тойнби, к середине XX в.
из трех десятков существовавших цивилизаций
сохранилось семь или восемь: христианская,
исламская, индуистская и др.
5
Типология цивилизаций.
Опираясь на последние достижения истории и археологии, Тойнби выделяет 21 цивилизационную систему. В это число он включает западную цивилизацию, православную (византийскую ортодоксальную), русскую православную, персидскую, арабскую (исламскую), индийскую, дальневосточную, античную (Греко-римскую), сирийскую, китайскую, японо-корейскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, египетскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, а также цивилизацию майя.
По мнению Тойнби, из всех выше перечисленных цивилизаций в настоящее время существует только восемь (западная, византийская ортодоксальная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская), причем семь из них уже вступили в период заката. Только относительно западной цивилизации Тойнби воздерживается от каких-либо оценок, хотя в некоторых местах своей книги он говорит о признаках, свидетельствующих о ее надломе. Помимо развившихся цивилизаций Тойнби называет также пять цивилизаций, остановившихся в своем развитии (спартанскую, оттоманскую, полинезийскую, эскимосскую и номадическую), а также четыре неразвившихся цивилизации, которые могут быть определены подобным образом в силу того, что они исчезли с исторической сцены в результате столкновения с более мощными цивилизациями.
Следует сказать, что в последнем томе
«Постижение истории», вышедшем в свет
в 1961 г., Тойнби отходит от выше изложенной
схемы типологизации цивилизаций и дает
несколько иную их дифференциацию. Он
говорит только о 13 развившихся цивилизациях,
в число которых он
6
включает среднеамериканскую (в нее входят, по его представлениям, цивилизация майя, мексиканская и
юкатанская), андскую,
шумеро-аккадскую (сюда, по мнению Тойнби
относится и вавилонская), египетскую,
эгейскую, цивилизации Инда, китайскую,
православную ортодоксальную, западную,
исламскую (арабскую). Все остальные цивилизации
рассматриваются Тойнби как спутники
какой-либо развившейся цивилизации.
7
Признаки типологии цивилизаций.
В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация. Дифференцируя цивилизационные системы по критерию религии, Тойнби выстраивает следующий ряд:
1) цивилизации, которые никак не связаны ни с последующими, ни с предыдущими;
2) общества, никак не связанные с предыдущими, но связанные с последующими;
3) цивилизации, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее, как он пишет, «интимной связью, чем сыновнее родство»;
4) цивилизации,
связанные через вселенскую
5) цивилизации, связанные с предшествующими через религию правящего меньшинства.
Дифференцируя цивилизации по территориальному признаку Тойнби выделяет следующие группы:
1) цивилизации,
прародина которых не
2) цивилизационные
системы, границы которых
3) цивилизации,
территория которых полностью
наследует территорию той
Тойнби особо подчеркивает, что цивилизации всегда оставляют заметный след в истории, в отличие от примитивных (патриархальных) обществ, которые не вносят существенного вклада в сокровищницу мировой культуры. Тойнби считает, что их ни в коем случае нельзя ставить на одну доску с первыми, ибо они по своим основным признакам несопоставимы. Во-первых, примитивные общества, по мысли Тойнби, обладают значительно более короткой жизнью.
8
Во-вторых, территория их всегда ограничена;
в-третьих, они все малочисленны. К тому
же знакомство с историей архаических
обществ показывает, что их развитие сплошь
и рядом прерывается насильственным путем.
Практически это происходит всегда, когда
они сталкиваются с цивилизациями, имеющими
более значительный технический и культурный
потенциал.
9
Факторы,
влияющие на процесс
становления цивилизаций.
Факторы влияния можно
Тойнби особо подчеркивает, что
представление о превосходство
одной расы над другой, в данном
случае белой над всеми
Информация о работе Жизнедеятельность цивилизаций (по А.Тойнби)