Жизнедеятельность цивилизаций (по А.Тойнби)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:45, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить концепцию цивилизации А. Тойнби.
Поставленные задачи:
-проанализировать специфическое понимание «цивилизации» в философском наследии А. Тойнби;
- определить классификацию цивилизаций;
- раскрыть особенности генезиса цивилизаций у А. Тойнби.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «цивилизации» А. Тойнби………………………………….………….5
Типология цивилизаций………………………………………………………….6
Признаки типологии цивилизаций………………………………………...….....8
Факторы, влияющие на процесс становления цивилизаций….………..……..10
Стадии развития цивилизаций………………...………………………….…….11
Заключение………….…………………………………...……………………….14
Выводы……….…………………………………………………………………..15
Список литературы…….…………………………………………………….…..17

Работа содержит 1 файл

БЖД Тойнби цивилизации.docx

— 82.87 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ 

Институт  экономики управления и права

Кафедра экономики социально - культурной сферы

 
 

Жизнедеятельность цивилизаций (по А.Тойнби)

Реферат 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    Исполнитель: Телкова Е.М.

                                                                                     студентка группы 04114о

                                                                                     Преподаватель: Васин А.Я

                                                                                     Профессор, 

                                                                                     доктор технических наук 
 
 
 
 

Москва

2011 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие «цивилизации» А. Тойнби………………………………….………….5

Типология цивилизаций………………………………………………………….6

Признаки  типологии цивилизаций………………………………………...….....8

Факторы, влияющие на процесс становления цивилизаций….………..……..10

Стадии  развития цивилизаций………………...………………………….…….11

Заключение………….…………………………………...……………………….14

Выводы……….…………………………………………………………………..15

Список  литературы…….…………………………………………………….…..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение.

     Концепция Тойнби поражает грандиозностью своего замысла – охватить всю человеческую историю и описать все появившиеся  в ее ходе цивилизации. Чрезвычайно  богатая деталями и верными наблюдениями, касающимися отдельных цивилизаций  и их сравнения, концепция завершается, однако, превознесением мировых религий  и констатацией того, что история  – это божественная творческая сила в движении.

     Цивилизация - это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.

     В представлении Тойнби, цивилизация это целостная общественная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.           Тойнби отмечает, что под цивилизацией понимается «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны». Именно эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации.

     Цель  работы: изучить концепцию цивилизации А. Тойнби.

     Поставленные  задачи:

     -проанализировать специфическое понимание «цивилизации» в философском наследии А. Тойнби;

     - определить классификацию цивилизаций;

     - раскрыть особенности генезиса  цивилизаций у А. Тойнби. 
 
 
 
 
 

     3

Понятие «цивилизации» А. Тойнби.

             Согласно Тойнби, цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Другими словами цивилизация - это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности, т.е. изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру.

     Под «цивилизацией» Тойнби имеет в виду не просто «область исторического исследования», а единую систему, или целое, части  которого связаны друг с другом причинными связями. Поэтому, как во всякой такой  системе, в его «цивилизации»  части должны зависеть друг от друга  и от целого, а целое — от частей. Он категорически утверждает вновь  и вновь, что цивилизации суть целостности, чьи части все соответствуют  друг другу и взаимно влияют друг на друга.

     Одной из характерных черт цивилизации  в процессе роста является то, что  все аспекты и стороны ее социальной жизни координированы в единое социальное целое, в котором элементы, экономики, политики и культуры удерживаются в  тонком согласии друг с другом внутренней гармонией растущего социального  организма.

     Цивилизации разделяются им на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, и возраст их невелик. Они отличаются односторонней специализацией, приспособлены к жизни в конкретной географической среде; надстроечные элементы — государственность, образование, церковь, а тем более наука и искусство — в них отсутствуют. Эти культуры размножаются, подобно кроликам, и гибнут стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения. 
 
 

     4

     Творческий  акт затруднен статичностью примитивных  обществ: в них социальная связь (подражание), регулирующая единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее  поколение. В таких обществах  правит обычай, и инновации затруднены.

     В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей.

     Цивилизации третьего поколения формируются на основе церквей: из первичной минойской рождается вторичная эллинская, а из нее — на основе возникшего в ее недрах христианства — формируется третичная, западноевропейская. Всего, согласно Тойнби, к середине XX в. из трех десятков существовавших цивилизаций сохранилось семь или восемь: христианская, исламская, индуистская и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5

Типология цивилизаций.

            Опираясь на последние достижения истории и археологии, Тойнби выделяет 21 цивилизационную систему. В это число он включает западную цивилизацию, православную (византийскую ортодоксальную), русскую православную, персидскую, арабскую (исламскую), индийскую, дальневосточную, античную (Греко-римскую), сирийскую, китайскую, японо-корейскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, египетскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, а также цивилизацию майя.

            По мнению Тойнби, из всех выше перечисленных цивилизаций в настоящее время существует только восемь (западная, византийская ортодоксальная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская), причем семь из них уже вступили в период заката. Только относительно западной цивилизации Тойнби воздерживается от каких-либо оценок, хотя в некоторых местах своей книги он говорит о признаках, свидетельствующих о ее надломе. Помимо развившихся цивилизаций Тойнби называет также пять цивилизаций, остановившихся в своем развитии (спартанскую, оттоманскую, полинезийскую, эскимосскую и номадическую), а также четыре неразвившихся цивилизации, которые могут быть определены подобным образом в силу того, что они исчезли с исторической сцены в результате столкновения с более мощными цивилизациями.

             Следует сказать, что в последнем томе «Постижение истории», вышедшем в свет в 1961 г., Тойнби отходит от выше изложенной схемы типологизации цивилизаций и дает несколько иную их дифференциацию. Он говорит только о 13 развившихся цивилизациях, в число которых он  

                   6

включает среднеамериканскую (в нее входят, по его представлениям, цивилизация майя, мексиканская и 

юкатанская), андскую, шумеро-аккадскую (сюда, по мнению Тойнби относится и вавилонская), египетскую, эгейскую, цивилизации Инда, китайскую, православную ортодоксальную, западную, исламскую (арабскую). Все остальные цивилизации рассматриваются Тойнби как спутники какой-либо развившейся цивилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7

Признаки  типологии цивилизаций.

             В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие, как он пишет, «универсальной церкви» и степень удаленности от того места, где зародилась та или иная цивилизация. Дифференцируя цивилизационные системы по критерию религии, Тойнби выстраивает следующий ряд:

1) цивилизации,  которые никак не связаны ни  с последующими, ни с предыдущими;

2) общества, никак  не связанные с предыдущими, но связанные с последующими;

3) цивилизации,  связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее, как он пишет, «интимной связью, чем сыновнее родство»;

4) цивилизации,  связанные через вселенскую церковь  с предшествующими обществами  сыновними узами, и, наконец, 

5) цивилизации,  связанные с предшествующими через религию правящего меньшинства.

               Дифференцируя цивилизации по территориальному признаку Тойнби выделяет следующие группы:

1) цивилизации,  прародина которых не совпадает  полностью с территорией предшествующего  «отеческого» общества;

2) цивилизационные  системы, границы которых частично  совпадают с границами общества-предшественника; 

3) цивилизации,  территория которых полностью  наследует территорию той цивилизации,  которая возникла в весьма  отдаленном прошлом.

               Тойнби особо подчеркивает, что цивилизации всегда оставляют заметный след в истории, в отличие от примитивных (патриархальных) обществ, которые не вносят существенного вклада в сокровищницу мировой культуры. Тойнби считает, что их ни в коем случае нельзя ставить на одну доску с первыми, ибо они по своим основным признакам несопоставимы. Во-первых, примитивные общества, по мысли Тойнби, обладают значительно более короткой жизнью.

8

               Во-вторых, территория их всегда ограничена; в-третьих, они все малочисленны. К тому же знакомство с историей архаических обществ показывает, что их развитие сплошь и рядом прерывается насильственным путем. Практически это происходит всегда, когда они сталкиваются с цивилизациями, имеющими более значительный технический и культурный потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9

Факторы, влияющие на процесс  становления цивилизаций. 

           Факторы влияния можно разделить  на две группы, к первой из  которых, считает Тойнби, следует  отнести «силу инерции и обычая».  Данные обстоятельства могут  задержать развитие цивилизации  на весьма продолжительный срок, иногда даже на несколько столетий. Во вторую группу детерминант  развития цивилизаций Тойнби  включает фактор расы. Под расой  английский ученый понимает ярко  выраженные психические и духовные  качества, ставшие массовым явлением, которые можно обнаружить в  отдельных обществах. Качества, присущие  расе, не являются врожденными,  а вырабатываются в процессе  исторической практики и в  силу этого факта не относятся  к числу тех черт, которые передаются  по наследству.

             Тойнби особо подчеркивает, что  представление о превосходство  одной расы над другой, в данном  случае белой над всеми остальными, в значительной степени обусловлено  религиозными причинами. Подобные  представления возникли в результате  колонизаторской политики выходцев  из Европы, которые, опираясь на  расовые предрассудки, обосновывали  свое право на господство в  завоеванных странах. По мысли  Тойнби, в формировании расизма  белых огромную роль сыграл  протестантизм, создавший предпосылки  для всех настоящих и будущих  расовых конфликтов.

Информация о работе Жизнедеятельность цивилизаций (по А.Тойнби)