Защита прав несовершеннолетних: профилактика детского алкоголизма, предотвращение бытового насилия детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних. Согласно данным официальной статистики пёоследних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении

Содержание

Введение
1.Защита несовершеннолетних от бытового насилия.
2. Проблема детского алкоголизма.
2.1. Причины, по которым дети и подростки начинают пить
2.2. Борьба с детским алкоголизмом
Заключение

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВЫЙ 1..doc

— 93.00 Кб (Скачать)

                 Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим последствиям обычно относят физический вред здоровью, возникновение острых психических нарушений в ответ на любой вид агрессии, острейших переживаний страха, тревоги, гнева. Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми можно выделить:

1) нарушения  физического и психического развития  ребенка; 

2) различные соматические заболевания и психические расстройства;

3) психические  особенности детей, пострадавших  от насилия, выражаемые в эмоциональных  нарушениях;

4) социальные  последствия, выражаемые в девиантном  и преступном поведении. 

Дети, живущие  в ситуации насилия в семье, не являются просто пассивными наблюдателями, действует и так называемый эффект «бумеранга», при котором насилие в отношении детей трансформируется в насилие среди несовершеннолетних и молодежи, которые несут эту «эстафету». Как следствие применения насилия в отношении несовершеннолетних в семье выступает тот факт, что подросток не может позитивным путем удовлетворить свои потребности в безопасности, признании и самореализации. В результате эти потребности реализуется через совершение противоправных действий.

Личностные  изменения катализируют формирование антиобщественного образа жизни во взаимодействии с увеличивающимися деформациями основных сфер жизнедеятельности подростка и неуспехами профилактики. Жестокое обращение с детьми в семье становится причиной отрицательных изменений в учебно-трудовой сфере и влечет опасные формы криминогенной безнадзорности, усугубляющейся вовлечением несовершеннолетнего в криминогенные досуговые группы, которые, разрастаясь, приобретают тенденцию к увеличению степени антиобщественности своих проявлений. Указанные обстоятельства приводят к формированию устойчивых, а у каждого третьего подростка общественно опасных деформаций в образе жизни, следствием которых является становление несовершеннолетнего на преступный путь, чаще всего насильственного преступника.

В случае прямых и отдаленных последствий в конечном итоге от бытового насилия страдает сам несовершеннолетний, что предполагает развитие программ защиты детей, и, прежде всего, защиту их прав.

Под системой защиты несовершеннолетних и их прав в контексте бытового насилия следует понимать совокупность правовых, социальных, организационных и материально-технических мероприятий, позволяющих обеспечить криминологическую безопасность несовершеннолетнего в бытовом окружении и предотвратить формирование антиобщественного образа жизни.

Дети  в силу возраста, ограниченной дееспособности уязвимы и зависимы от мира взрослых. По этой причине у них есть особые права по сравнению со взрослыми, что закреплено в международно-правовых документах. На протяжении последних  десятилетий в мировой практике вырабатываются дополнительные механизмы, позволяющие обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка. Однако, несмотря на это сегодня невозможно констатировать тот факт, что права детей защищены надежно и не нарушаются.

В России на законодательном уровне действуют  многие положения международных  норм, регламентирующих работу системы  защиты детства, существует система  органов и правовых институтов, призванных обеспечить защиту прав детей: повышенная уголовная ответственность за совершение преступлений против несовершеннолетних, гражданско-правовые институты (например, лишение родительских прав, вопросы опекунства и попечительства) и другие. Новым механизмом обеспечения прав детей является институт уполномоченного по правам ребенка.

Бытовые насильственные преступления в отношении  несовершеннолетних отличаются высоким  уровнем латентности, причинами  которой являются:

1) сложность  адекватно оценить сложившуюся ситуацию в силу возраста;

2) изолированность  пространства совершения насильственных действий;

3) нежелание  потерпевших и очевидцев преступления  разглашать интимные стороны  жизни семьи и собственной  личной жизни, презрения окружающих;

4) материальная  зависимость от виновного лица;

5) неверие  потерпевших от домашнего насилия в способность правоохранительных органов обеспечить неотвратимость наказания;

6) низкий  уровень правосознания населения;

7) отсутствие  надлежащей правовой оценки выявленных  случаев бытового насилия. 

Преодоление данных факторов возможно посредством использования рекомендаций, касающихся выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних, основанных на симптомах изменения внешнего вида и поведения ребенка.

 Насильственные посягательства против несовершеннолетних в быту являются скрытой проблемой, поэтому для успешной профилактики таких преступлений необходимо отказаться от стандартного мышления, не воспринимающего явную предпочтительность для общества мер профилактики перед мерами уголовно-правовой борьбы с уже совершенными преступлениями. Необходимо отказаться от доминирующего в практике работы органов внутренних дел стремления отказаться от применения профилактических мер ради привлечения к уголовной ответственности. Собственно профилактические меры в первую очередь должны включать в себя социально-правовые, социально-педагогические, информационные и другие меры, не опирающиеся на уголовное принуждение. Для несовершеннолетнего милиция всегда должна быть органом, представляющим собой систему их реальной защиты, охраняющим законность от преступных посягательств.

Отечественная система профилактики значительно  отстает от зарубежной в отношении  разнообразия сил, используемых в направлении  ослабления семейной конфликтности  и предотвращения насильственных действий против домашнего окружения. В силу особой сложности внутрисемейных отношений с фактами семейного насилия может успешно справиться только опытный психолог и другие специалисты в этой области. Поэтому для успешного предупреждения насилия в семье необходимо создавать реабилитационные службы социально-психологической помощи семьям, в которых распространены конфликты, насилие.

  1. Проблема детского алкоголизма.
    1. Причины, по которым дети и подростки начинают пить
 

 Анализируя в целом современные зарубежные исследования по проблеме алкоголизации молодежи, можно отметить ряд характерных особенностей. Многие полученные в этих работах данные, с одной стороны, позволяют выявить динамику алкоголизации, оценить эффективность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подростками. Изучение причин алкоголизации зарубежные исследователи сосредоточили в основном на анализе влияния микросоциальной среды – родителей (матери и отца), друзей, товарищей – и изучении влияния традиций, обычаев. С другой стороны, психиатры и психологи зарубежных стран часто пытаются объяснить развитие алкоголизма в молодом возрасте преимущественно внутренними причинами (наследственность, особенности преморбидной личности). В защиту своих взглядов ими выдвигаются многочисленные теории происхождения алкоголизма: генетотрофическая, аллергическая, эндокринопатическая, психоаналитическая и другие, которые причину алкоголизма относят к различным биологическим сдвигам в организме или к подсознательным стремлениям человека ("потребность саморазрушения", оральная фиксация, латентный гомосексуализм). Социальный подход к алкоголизму как общественному пороку по существу подменяется новейшими вариантами фрейдизма, социальной экологии и т. п. Попытки некоторых западных ученых дать объективный анализ алкоголизма как социального явления не идут дальше реформаторских предложений. Чаще всего они не раскрывают социальной обусловленности алкоголизма, его зависимости от общественных отношений.

Анализ  употребления пива школьниками трех городов обнаруживает одну существенную деталь. Во всех трех возрастных группах среди мальчиков лидировали представители Инты, а среди девочек – Петербурга. Школьницы крупного города больше "эмансипированы" в вопросах алкоголизации, чем их сверстницы из менее урбанизированных регионов.

Важным  звеном в развитии алкоголизации школьников является приобщение их к алкогольным обычаям семьи и употребление спиртных напитков в группе сверстников. Во всех трех городах школьники примерно в равной степени начинают с возрастом приобщаться к алкоголизации в компании друзей. В отношении употребления спиртных напитков в семье картина противоположная. И у мальчиков, и у девочек наглядно прослеживается прямая зависимость частоты алкоголизации в семье от "уровня урбанизации" (с максимальными показателями во всех возрастных группах по Петербургу).

Тот факт, что дети из семей, соблюдающих "сухой  закон", по отношению к детям  из семей, не соблюдающих его, менее  осуждали пьянство и чаще встречали  затруднения в его квалификации, возможно, объясняется отсутствием  в их семьях "алкогольной практики". Наибольшая частота квалификации пьянства как нормального явления встречалась в семьях с преимущественным употреблением спиртных напитков по выходным дням, что, возможно, являлось следствием своеобразной адаптации детей к семейным выпивкам, еще не достигшим уровня асоциальности, как в семьях с ежедневным потреблением, где этот показатель наименьший. Дети из семей с ежедневным употреблением спиртных напитков, так же, как и дети из семей, соблюдающих "сухой закон", имели равные показатели безразличного отношения к проблеме пьянства. С возрастом изменялись оценки учащимися состояния опьянения окружающих. Частота случаев квалификации пьянства как нормального явления имела у мальчиков прямую корреляцию с увеличением возраста. Юноши в 16 лет с меньшим осуждением, чем девушки, относились к пьянству окружающих. В наибольшей степени затруднялись однозначно выразить свое отношение к пьянству дети 9 лет (в равной мере девочки и мальчики). Но, начиная с 13 лет, девочки определеннее мальчиков выражали свое отношение к пьянству окружающих: у них число неопределенных ответов было примерно в два раза меньше. Надо заметить, что девочки вообще более однозначно высказывались по всем предложенным вопросам, чем мальчики. Таким образом, алкогольные обычаи микросреды во многом определяют алкогольные установки детей, их оценки пьянства окружающих, отношение к возможности собственной алкоголизации и ее динамику. Они являются первым и наиболее важным звеном в развитии алкоголизации у подростков, основой "социальной толерантности" к пьянству.

Анализ  результатов исследований алкоголизации  молодежи показывает, что уровень  потребления спиртного выше в. среде  подростков, состоящих на учете в  милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. Задачей дальнейших социально-психологических исследований будет разработка системы методов вероятностного прогнозирования алкоголизации для тех или иных типов подростков группы риска.

На форуме Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи был проведен опрос, на тему «почему дети пьют?», в результате, голоса разделились следующим образом:

1)         делать нечего – 11,11 %

2)         родители пьют – 3,7 %

3)         это так классно – башню сносит конкретно - 29, 63%

4)         проблемы в семье – 14,81%

5)         влияние общей культуры общества – 40,74 %  

    1. Борьба  с детским алкоголизмом

Как остановить нашествие зеленого змия? Однозначного ответа на этот вопрос не даст, пожалуй, никто. Но и сидеть, сложа руки - все  равно, что копать могилки собственным  детям. Более 40 процентов из всех зафиксированных в прошлом году отравлений детей и подростков вызваны именно употреблением алкоголя. И спасти удается не всех.

В Советском  Союзе проблема детского алкоголизма  официально не существовала. А потому в отличие от взрослой, детская наркология в России начала формироваться только в 90-е годы.

Многие  правозащитники выступают против принудительного  обследования и лечения подростков, При этом не принимается во внимание тот факт, что в медицине существует понятие анозогнозии – то есть отрицания своей болезни. Даже взрослый человек, больной алкоголизмом, не может адекватно оценить свое состояние. Что же говорить о детях?

Помочь  им – задача и обязанность взрослых. Главное - убедить ребенка и его  родителей в необходимости лечения. В этом медикам помогают психологи и работники социальных служб.

   В России создаются наркодиспансеры, реабилитационные центры, чтобы оказывать помощь несовершеннолетним алкоголикам, для этого требуется не только помощь врача-нарколога, но и зачастую помощь психолога. Существует множество сайтов, посвященных непосредственно проблеме детского алкоголизма. На радио в прямом эфире и в Интернете в режиме on-line квалифицированные специалисты помогают принять правильное решение людям, которые вплотную столкнулись с этой проблемой, чьи дети нуждаются в помощи. Убрать психологическую зависимость от алкоголя намного трудней, чем физическую, особенно у детей.

Заключение

  Сложнейший  аспект семейной педагогики — сохранить  равновесие между жесткими и мягкими  мерами, положительными и отрицательными стимулами. Набалованный ребенок, каждое желание которого родители и родственники спешили выполнять, часто становится нравственным уродом. Он мучает окружающих и сам не способен обрести удовлетворенность и счастье в этом мире.

Информация о работе Защита прав несовершеннолетних: профилактика детского алкоголизма, предотвращение бытового насилия детей