В соответствии
с законодательством в РФ действуют
3 системы здравоохранения:
- Муниципальная;
К муниципальной
системе здравоохранения относятся
находящиеся в муниципальной
собственности лечебно-профилактические,
научно-исследовательские, аптечные,
образовательные учреждения, учреждения
судебно-медицинской экспертизы
и муниципальные органы управления
здравоохранением.
-Государственная;
К государственной
системе здравоохранения относятся
Министерство здравоохранения и
социального развития РФ, Министерства
здравоохранения республик, автономных
областей, автономных округов, краев,
областей в составе РФ, Российская
академия медицинских наук, а
также находящаяся в образовательные,
судебно государственной собственности
и подчиненные органам управления
государственной системы здравоохранения
лечебно-профилактические, научно-исследовательские
учреждения и некоторые федеральные
учреждения.
-Частная;
К частной
системе здравоохранениям относятся
частные медицинские организации
и лица, осуществляющие частную
медицинскую деятельность.
Это коммерческие
и некоммерческие организации,
имущество которых находится
в частной и иных, кроме государственной
и муниципальной, формах собственности.
Предпринимательская деятельность
по оказанию медицинской помощи,
осуществляемая лицами, имеющими
медицинское образование (без
образования юридического лица),
рассматривается как частная
медицинская практика.
В последнее
время частная система приобретает
все большую актуальность и
становится более популярной, потому
что только она может предоставить
гражданам самые последние виды
лечения, современные виды обследования
и диагностики, а так же уровень
сервиса и комфорта.
Деятельность
по охране здоровья граждан РФ координируется
Министерством здравоохранения и социального
развития РФ. Это федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий управление и проводящий
государственную политику в области охраны
здоровья населения. В него так же входят
территориальные органы, государственные
лечебно-профилактические, образовательные,
научно-исследовательские, санаторно-курортные
и реабилитационные учреждения, учреждения
судебно-медицинской экспертизы, государственной
санитарно-эпидемиологической службы
и т.д.
К основным
задачам Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
относятся:
• обеспечение
функционирования ведомственной системы
специального профессионального образования
в области здравоохранения;
• организация
оказания медицинской помощи населению;
• охрана здоровья
матери, отца и ребенка;
• профилактика
инвалидности и медицинская реабилитация
инвалидов;
• разработка в
пределах своей компетенции основ
государственной политики в области
здравоохранения, в том числе
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, разработка и реализация
федеральных целевых программ по
развитию здравоохранения, профилактике
заболеваний, оказанию медицинской
помощи, обеспечению населения лекарственными
средствами, медицинской техникой и
изделиями медицинского назначения;
•обеспечение
функционирования ведомственной системы
специального профессионального образования
в области здравоохранения;
• санитарно-гигиеническое
нормирование, координация и регулирование
вопросов охраны здоровья населения
в связи с воздействием на человека
неблагоприятных факторов среды
его обитания и условий жизнедеятельности;
Во главе
министерства здравоохранения и
социального развития РФ стоит
министр, назначаемый на должность
президентом России по представлению
Председателя Правительства. Министр
несет персональную ответственность
за выполнение возложенных на
Министерство РФ задач. Министр
здравоохранения имеет заместителей,
назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Правительством,
которые курируют наиболее значимые
отрасли здравоохранения. Приказы,
указания, постановления и инструкции
МЗ РФ по вопросам диагностики,
лечения, профилактики заболеваний
и фармацевтической деятельности, а также
по другим вопросам, отнесенным к его компетенции,
обязательны для всех учреждений, предприятий
и организаций независимо от их организационно-правовой
формы собственности.
Имеются департаменты
МЗ РФ, возглавляет его директор,
являющийся главным санитарным
врачом и первым заместителем
министра здравоохранения. В составе
департамента выделены должности
главных специалистов министерства
- главного хирурга, главного акушера-гинеколога
и т. д. Главным специалистом
назначается высококвалифицированный
врач, владеющий знаниями, как по
соответствующей, так и по смежным
специальностям и имеющий опыт
организационно-методической работы.
Основной задачей главного специалиста
является определение стратегии
развития службы и тактических
решений по ее реализации, направленных
на совершенствование медицинской
помощи населению.
В каждом
федеральном округе назначен
представитель министерства здравоохранения
с целью совершенствования координации
деятельности органов и учреждений
здравоохранения по обеспечению
граждан медицинской и лекарственной
помощью и реализации единой
государственной политики в области
охраны здоровья населения на
всей территории РФ.
Для научного
анализа проблем здравоохранения в МЗ
РФ образуется Ученый совет, возглавляемый
министром. В него могут входить высококвалифицированные
специалисты и ведущие ученые.
Так же
имеется коллегия министерства
здравоохранения, в состав которой
входит министр (председатель
коллегии), его заместители (по
должности), руководители ведущих
управлений и отделов, ряд руководящих
работников и специалистов органов
исполнительной власти субъектов
РФ, учреждений, предприятий и других
организаций здравоохранения, общественных
объединений. Коллегия является
совещательным органом и рассматривает
на своих заседаниях основные
вопросы, касающиеся развития
здравоохранения и деятельности
министерства здравоохранения, учреждений,
предприятий и других организаций
здравоохранения, подбора и расстановки
кадров, подготовки проектов важнейших
приказов, инструкций и указаний,
проверки их исполнения, заслушивает
доклады руководителей структурных
подразделений министерства, руководителей
органов здравоохранения всех
уровней, а также руководителей
учреждений, предприятий и других
организаций здравоохранения. Решения
коллегии проводятся в жизнь
приказами министра.
Системе
органов управления здравоохранением
свойственно двойное подчинение.
Так, министерство здравоохранения
республики, входящей в состав
Российской Федерации, по общим
вопросам подчинено соответствующему
правительству, а по вопросам здравоохранения
-Минздраву РФ. Территориальные органы
управления также, с одной стороны, подчинены
соответствующим административным органам
управления и являются их структурным
подразделением, но по отраслевым вопросам
подчиняются вышестоящим органам управления
здравоохранением.
3.Предложения
по ликвидации
основных проблем
в реформах
здравоохранения.
Безусловно,
я не являюсь экспертом в
области принятия реформ, какими
они должны быть, я тоже не
смогу сформулировать с точки
зрения юридической, но если
такие как я, пациенты, «потребители»
медицинского страхования и
просто человек, который прибегает
к медицинской помощи, если мы
недовольны, то это означает одно:
проблемы есть, а значит нужно
искать способ их решения.
На мой
взгляд, все реформы должны подвергаться
одному критерию: хорошо или плохо
больному и хорошо или плохо
врачу. Мы всегда идем от
системы, а это неправильно.
Наконец-то мы должны развернуть
всю систему здравоохранения
к пациенту. У нас пациент никогда
по-настоящему не был в центре
внимания системы. Хорошо для
пациента- значит, будет хорошая
реформа, плохо для пациента -
такая реформа не должна иметь
место.
К чему
нас призывает сегодня Всемирная
организация здравоохранения? Она
призывает сохранить общественный
характер здравоохранения. Это
основа всей системы здравоохранения,
и мы не должны ее разрушать.
Конечно, должны создаваться и
частные, дополнительные учреждения.
Пожалуйста, берите кредит в банке,
стройте свои больницы, создавайте
альтернативную систему, но это
не должно носить массовый
характер. Основу должна составлять
государственная система. При
этом государственный бюджет
на здравоохранение должен составлять
не менее 60%, около 30% - средства
обязательного медицинского страхования
и не более 10% - платные услуги.
Только тогда это будет нормально
функционирующий, живой организм.
Говорить о том, что платных
услуг не должно быть, - значит
закрывать глаза на объективную
реальность. Они существуют, нужно
просто упорядочить этот процесс.
Мы уже лишились всей службы
медицинской информации в стране.
Кафедры не знают, чему учить,
нет единой государственной системы
научно-медицинской информации в
здравоохранении. Обзоры рухнули,
новости медицины рухнули, экспресс-информация
рухнула. Это итог бездумной
приватизации. Нас спрашивают: если
мы приватизируем лечебные учреждения,
разве они не будут заниматься
тем же самым? Не будут. Потому
что другие виды деятельности
будут гораздо выгоднее. Основа
приватизации - это получение прибыли.
И если кому-то выгодно, то
он откроет там казино, а не
больницу. И такого рода примеры
известны.
1. Обязательно
в законодательном порядке должны
быть установлены национальные
приоритеты. Поскольку это задача
Госдумы, то при ней необходимо
создать специальные группы экспертов,
которые бы этим занимались.
2.Сейчас у
нас накоплены колоссальнейшие
проблемы в области здоровья
населения. Для их успешного
решения необходимо объединение
усилий различных министерств
и ведомств. Силами одного Минздрава
эти проблемы не решить. Хотя
темпы ухудшения показателей
здоровья замедлились и намечается
вроде бы положительная тенденция,
но еще неизвестно, сколько это
продлится.Что необходимо сделать
прежде всего? Нужна разработка
федеральной программы "Здоровье
для всех граждан России". К
сожалению, одна из немногих
стран Европейского региона, которая
не имеет такой программы, - это
наша страна. Во многих странах
мира такие программы есть
уже, и даже для отдельных
провинций.
3. Далее, необходимо
создание концепции реформирования
здравоохранения, основанной на
приоритетных проблемах. Без этого
дальше никуда не двинуться,
потому что территории должны
четко знать, что нужно развивать
в первую очередь, что во
вторую очередь, на каких направлениях
нужно сконцентрировать те минимальные
ресурсы, которые есть в территориях.
Концепция - это идея, это замысел.
Сегодня нам никто еще не
сказал, какую экономическую и
социальную систему мы создаем
в стране. Конечно, можно сказать,
раз мы не знаем, что создаем
в стране, давайте подождем и
с концепцией здравоохранения.
Такую позицию понять можно,
но оправдать нельзя. Как только
мы нарисуем себе ту систему
в виде концепции, к которой
мы должны стремиться, будет четко
видно, в том ли мы идем
направлении, или не в том.
Каждый шаг можно выверить, каждый
приказ можно проверить. Это
очень важно - провести сейчас
такую работу.
4.Необходимо
очень четко работать по федеральным
и отраслевым программам. Как
можно объединить усилия территорий
и регионов? Во-первых, Министерство
здравоохранения все-таки должно
иметь для этого деньги. Управление
не бывает безфинансовое. Фонд
имеет деньги на выравнивание
территорий, Минздрав этих средств
не имеет. Надо, чтобы Минздрав
имел хотя бы небольшие средства,
с одной стороны, для выравнивания
бюджета по территориям, а с
другой стороны, для того, чтобы
можно было реализовать отраслевые
программы.