Военная безопасность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:23, реферат

Описание работы

Происходящие сегодня в мире кардинальные изменения в геополитической, социально-экономической, духовно-нравственной сферах сделали проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации особенно острой. Мир не стал более безопасным и потенциал военной силы по-прежнему рассматривается как наиболее действенный фактор мировой политики. Потенциальная военная опасность и реальные военные угрозы для России имеют чрезвычайно разнообразные формы. Последние годы ознаменовались изменением взглядов политического руководства страны.

Содержание

Введение 3
Глава I. Определение понятия «безопасность». Понятие военной безопасности 4
1.1 Содержание понятия «военная безопасность» и основные характеристики 4
1.2 Факторы, формирующие военную безопасность 6
1.3 Критерии состояния военной безопасности 9
Глава II. Основные угрозы военной безопасности РФ 13
2.1 Военная опасность и военные угрозы. Источники и характерные признаки 13
2.2 Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации 14
2.3 Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации 16
Глава Ш. Система военной безопасности Российской Федерации 21
3.1 Анализ состояния системы военной безопасности 21
3.2 Элементы системы военной безопасности и их назначение 25
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

военная.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

- низкое  качество анализа и прогнозирования  развития событий как внутри  страны, так и на международной  арене, осуществляемое соответствующими  структурами, приводит к более  серьезным последствиям их развития, а зачастую - и появлению значительных человеческих жертв.

На состояние  военной безопасности страны негативно  влияет неустойчивость функционирования отечественной экономики, снижение научно-технического потенциала. Сегодня  экономические возможности военной  безопасности России ограничены по многим параметрам. Особенно опасно катастрофическое снижение уровня валового внутреннего продукта. Если, как это принято в международных экономических сопоставлениях, выразить отставание России показателем производства ВВП на душу населения в долларах не по обменному курсу, а по паритету покупательной способности рубля, то в 2000 году мы уступали США в 5 раз, Японии - в 4 раза, ФРГ - в 3,5 раза (28). Данное обстоятельство негативно сказывается на осуществлении мер по военному обеспечению безопасности страны и особенно на проведении военной реформы. Экономический фундамент системы военной безопасности страны подрывается и неопределенностью характера взаимоотношений владельцев предприятий различных форм собственности с элементами этой системы.

В критическом состоянии находится производственно-технологический потенциал оборонной промышленности. Отсутствие финансирования фактически блокирует создание оружия нового поколения. При существующем уровне финансирования, через 2-3 года могут быть утрачены современные технологии, потеряны высококвалифицированные специалисты. Предприятия оборонного промышленного комплекса в целом будут не способны производить вооружение и военную технику.

Таким образом, анализ состояния законодательной  базы и практических действий государственных органов и общественных организаций в вопросах обеспечения военной безопасности, сегодняшнего социально-политического и экономического состояния России показал, что в настоящее время необходим процесс глубокой перестройки системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, основанный на совершенствовании как законодательной базы Российской Федерации, так и практической деятельности органов государственной власти и общественных организаций. Анализ хода военного строительства показывает, что различные компоненты военной организации до последнего времени существовали и развивались автономно, без должной координации со стороны государства52.

Основными факторами, влияющими на боевую способность  и боевую готовность Вооруженных  Сил являются:

- оснащенность  вооружением, военной техникой  и их качественное состояние,  укомплектованность личным составом  и степень его обученности,  наличие и состояние запасов  материальных средств, а также  состояние мобилизационных ресурсов. Реальность вынуждает нас говорить о критическом состоянии обороноспособности Российского государства. Возможности страны и ее ВС по предотвращению и силовому пресечению военных угроз Российской Федерации продолжают неуклонно снижаться. Уровень поставок вооружения и военной техники из промышленности снизился до критической отметки. И хотя Вооруженные Силы обеспечены в количественном плане основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами в среднем на уровне 90%, доля современных образцов вооружения и военной техники в целом за Вооруженные Силы при этом составляет менее 30%. в то время как в современных армиях мира этот показатель - более 70%53.

Для нас  не секрет, что боевая и мобилизационная  готовность, подготовка войск (сил), военная  наука поддерживаются в основном за счет расходования оставшихся ресурсов Советских Вооруженных Сил, но это не может продолжаться бесконечно долго. Боевая готовность Вооруженных Сил в настоящее время поддерживается только за счет неприкосновенных запасов материальных средств. В мобилизационной готовности Вооруженных Сил сложилась тяжелая ситуация с подготовкой и накоплением в запасе военно-обученных специалистов, требуемых для укомплектования войск и сил флота по мобилизационному плану. Денежные средства из федерального бюджета на эти цели практически не выделяются, в результате чего планируемые учебно-сборовые мероприятия не проводятся уже более 8 лет.

Все это  приводит к тому, что качество укомплектованности развертываемых по мобилизационному плану  органов военного управления, соединений и воинских частей из года в год снижается и есть все основания полагать, что эта тенденция еще долго сохранится. Кроме того, кризисная демографическая обстановка в стране заметно усугубляет эту картину.

По оценкам  Совета Безопасности Российской Федерации, в настоящее время на приемлемом уровне обеспечивается только решение задач ядерного сдерживания и миротворческой деятельности. Боевые возможности сил общего назначения не отвечают характеру и уровню угроз национальной безопасности Российской Федерации. С определенным напряжением решается задача локализации вооруженных конфликтов даже низкой интенсивности54. В целом Вооруженные Силы по своей структуре, составу, численности и состоянию не соответствуют потребностям решения задач обеспечения военной безопасности государства. В первую очередь это относится к силам общего назначения. Такое состояние Вооруженных Сил обусловлено, прежде всего, уровнем финансово-экономического обеспечения. Существует ряд проблемных вопросов в практике совместного применения Вооруженных Сил и других войск (сил). Основными из них являются:

- несоответствие  нормативно-правовой базы обеспечения  совместного применения Вооруженных  Сил, других войск и органов  России; отсутствие единых (объединенных) систем управления и всестороннего обеспечения войск (сил) и органов России;

- отсутствие  интегрированной системы мониторинга  военно-политической, стратегической  и оперативной обстановки;

- несогласованность  ведомственных программно-уставных  документов по подготовке войск  (сил) и органов России к совместным действиям; отсутствие согласованного централизованного и децентрализованного планирования применения войск (сил) и органов России для решения совместных и самостоятельных (ведомственных) задач;

- разобщенность  инфраструктуры военной организации государства55.

В военной  сфере особую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. На данном этапе времени в Вооруженных  Силах России многие проблемы социально-правового  и бытового характера решаются зачастую неудовлетворительно, что негативно сказывается на морально-психологическом состоянии всех категорий военнослужащих56. 

3.2 Элементы системы военной безопасности и их назначение 

Система военной безопасности включает в  себя два аспекта: наличие соответствующих  структур и определенного процесса принятия и реализации решений в рассматриваемой области жизнедеятельности государства. Наличие структур обеспечения военной безопасности не решает всех проблем военной безопасности в стране. Они могут быть решены лишь при условии деятельности этих структур в рамках единой системы.

Законы  Российской Федерации определяют и  разграничивают полномочия органов  государственной власти в системе  безопасности, в том числе и  военной безопасности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О безопасности», Концепцией национальной безопасности, Военной доктриной Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «Об обороне» всю деятельность по решению задач обеспечения военной безопасности России организует, контролирует Президент Российской Федерации. Согласно Конституции РФ, Президент РФ принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. В случае угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию57. Федеральное Собрание осуществляет законодательное регулирование в сфере безопасности, рассматривает и утверждает оборонный бюджет, принимает решение об использовании Вооруженных Сил за пределами России в соответствии с ее международными обязательствами, об объявлении состояния войны, прекращении войны и заключении мира.

Государственная Дума Федерального собрания принимает федеральные законы о статусе и защите государственной границы, войне и мире, другие федеральные законы в области обороны, а также утверждает расходы на оборону при принятии закона о бюджете страны. Координирующая роль в системе военной безопасности отводится Совету Безопасности. Данный орган объединяет вокруг себя все структуры системы с целью анализа и оценки военно-политической обстановки, ее дальнейшего прогнозирования, выработки предложений и рекомендаций руководству страны как в вопросах решения возникающих опасностей для государства, так и направлений по поддержанию и совершенствованию элементов системы военной безопасности58. Основными направлениями деятельности Правительства РФ в области обеспечения военной безопасности являются:

- оснащение  Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, общее руководство оперативным оборудованием территории России в интересах обороны;- развитие системы двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами об отказе от силовой политики и исключении применения военной силы или угрозы ее применения;

- вхождение  России в коллективные структуры  безопасности либо установление  с такими структурами отношений сотрудничества;

- совершенствование  существующих и создание новых  эффективных международных механизмов  контроля за распространением  Оружия Массового Поражения и  средств его доставки;

- расширение  мер доверия в военной области,  в том числе включающих обмен информацией военного характера на взаимной основе;

- недопущение  нанесения ущерба военной безопасности  России вследствие нарушения  ранее достигнутых международных  договоренностей в области ограничения  и сокращения ядерных и обычных  вооружений;

- развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами в военной области59.

В современных  условиях особая роль в области военной  безопасности России отводится органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации и местного самоуправления. Именно они, во взаимодействии с органами военного управления, военными комиссариатами, в пределах своей территории призваны организовать и обеспечить выполнение законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. Непосредственно через них должны осуществляться воинский учет и подготовка граждан России к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и мобилизация, а также учет, мобилизационная подготовка и передача транспорта в состав Вооруженных Сил, то есть реальное выполнение плана с соблюдением установленных законами социально-правовых гарантий60. На эти же органы местной власти возлагаются задачи по планированию и претворению в жизнь мероприятий по гражданской и территориальной обороне. В своей деятельности они самым тесным образом опираются на руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает  споры о компетенции между  федеральными органами государственной  власти, между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами субъектов Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности61. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет надзор за деятельностью органов государственной власти и органами военного управления в области обеспечения военной безопасности и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Законодательные основы обеспечения военной безопасности страны составляют: Конституция РФ, Закон РФ «О безопасности», законы и другие нормативные правовые документы России, регулирующие отношения в области военной безопасности; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией. Наиболее детально вопросы, связанные с обеспечением военной безопасности страны, изложены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в Военной доктрине и в Законе «Об обороне».

Главная роль в системе обеспечения военной  безопасности отводится силовым  структурам государства и в первую очередь Вооруженным Силам. Именно они рассматриваются государством в качестве главного гаранта защиты суверенитета и территориальной целостности страны в условиях, когда все другие методы предотвращения войны исчерпаны. При этом необходимо не забывать и роль войск и воинских формирований других силовых структур России. Они обеспечивают военную безопасность внутри государства (борьба с незаконными вооруженными формированиями, представляющими угрозу государству)62.

 

      Заключение 

Россия, как евроазиатская держава - пример особой цивилизации. Вызовы ее безопасности имели место ранее и на Западе, и на Востоке, и на Юге. Нередко военная опасность возникала и внутри государства. Сейчас, как никогда ранее, военная безопасность России, ослабленной в экономическом и военном отношении, в значительной степени зависит от мудрости политиков. Требованиями к ним являются способность:

- проводить  всесторонний анализ потенциальных  военных опасностей и реальных угроз;- принимать решения, адекватные складывающейся обстановке с прогнозом на будущее.

При этом необходимо помнить об искусстве выбора союзников и нейтрализации врагов. На данном этапе развития нашего государства именно политика должна сыграть главную роль в обеспечении военной безопасности России. В мире не исчезли силы и факторы, действие которых может привести к военным столкновениям. Это наличие межгосударственных и других противоречий, ранее традиционно разрешаемых военной силой, агрессивный настрой некоторых существующих политиков мира, считающих, что основной формой разрешения любых конфликтов является применение вооруженной силы. В этой ситуации России, чтобы сохранить себя как суверенное государство, следует, во-первых, использовать все возможные мирные средства. Во-вторых, и это, наконец, стало ясно и нашей политической элите - содержать в постоянной готовности к использованию для сдерживания и отражения возможной агрессии силовые средства - Вооруженные Силы.

Информация о работе Военная безопасность РФ