Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:23, реферат
Происходящие сегодня в мире кардинальные изменения в геополитической, социально-экономической, духовно-нравственной сферах сделали проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации особенно острой. Мир не стал более безопасным и потенциал военной силы по-прежнему рассматривается как наиболее действенный фактор мировой политики. Потенциальная военная опасность и реальные военные угрозы для России имеют чрезвычайно разнообразные формы. Последние годы ознаменовались изменением взглядов политического руководства страны.
Введение 3
Глава I. Определение понятия «безопасность». Понятие военной безопасности 4
1.1 Содержание понятия «военная безопасность» и основные характеристики 4
1.2 Факторы, формирующие военную безопасность 6
1.3 Критерии состояния военной безопасности 9
Глава II. Основные угрозы военной безопасности РФ 13
2.1 Военная опасность и военные угрозы. Источники и характерные признаки 13
2.2 Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации 14
2.3 Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации 16
Глава Ш. Система военной безопасности Российской Федерации 21
3.1 Анализ состояния системы военной безопасности 21
3.2 Элементы системы военной безопасности и их назначение 25
Заключение 29
Список литературы 31
- низкое
качество анализа и
На состояние
военной безопасности страны негативно
влияет неустойчивость функционирования
отечественной экономики, снижение
научно-технического потенциала. Сегодня
экономические возможности
В критическом
состоянии находится производственно-
Таким образом, анализ состояния законодательной базы и практических действий государственных органов и общественных организаций в вопросах обеспечения военной безопасности, сегодняшнего социально-политического и экономического состояния России показал, что в настоящее время необходим процесс глубокой перестройки системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, основанный на совершенствовании как законодательной базы Российской Федерации, так и практической деятельности органов государственной власти и общественных организаций. Анализ хода военного строительства показывает, что различные компоненты военной организации до последнего времени существовали и развивались автономно, без должной координации со стороны государства52.
Основными факторами, влияющими на боевую способность и боевую готовность Вооруженных Сил являются:
- оснащенность
вооружением, военной техникой
и их качественное состояние,
укомплектованность личным
Для нас не секрет, что боевая и мобилизационная готовность, подготовка войск (сил), военная наука поддерживаются в основном за счет расходования оставшихся ресурсов Советских Вооруженных Сил, но это не может продолжаться бесконечно долго. Боевая готовность Вооруженных Сил в настоящее время поддерживается только за счет неприкосновенных запасов материальных средств. В мобилизационной готовности Вооруженных Сил сложилась тяжелая ситуация с подготовкой и накоплением в запасе военно-обученных специалистов, требуемых для укомплектования войск и сил флота по мобилизационному плану. Денежные средства из федерального бюджета на эти цели практически не выделяются, в результате чего планируемые учебно-сборовые мероприятия не проводятся уже более 8 лет.
Все это приводит к тому, что качество укомплектованности развертываемых по мобилизационному плану органов военного управления, соединений и воинских частей из года в год снижается и есть все основания полагать, что эта тенденция еще долго сохранится. Кроме того, кризисная демографическая обстановка в стране заметно усугубляет эту картину.
По оценкам
Совета Безопасности Российской Федерации,
в настоящее время на приемлемом уровне
обеспечивается только решение задач
ядерного сдерживания и миротворческой
- несоответствие
нормативно-правовой базы
- отсутствие
интегрированной системы
- несогласованность
ведомственных программно-
- разобщенность
инфраструктуры военной
В военной
сфере особую роль играет человеческий
фактор, общественный статус военнослужащего.
На данном этапе времени в Вооруженных
Силах России многие проблемы социально-правового
и бытового характера решаются зачастую
неудовлетворительно, что негативно сказывается
на морально-психологическом состоянии
всех категорий военнослужащих56.
3.2
Элементы системы военной безопасности
и их назначение
Система военной безопасности включает в себя два аспекта: наличие соответствующих структур и определенного процесса принятия и реализации решений в рассматриваемой области жизнедеятельности государства. Наличие структур обеспечения военной безопасности не решает всех проблем военной безопасности в стране. Они могут быть решены лишь при условии деятельности этих структур в рамках единой системы.
Законы
Российской Федерации определяют и
разграничивают полномочия органов
государственной власти в системе
безопасности, в том числе и
военной безопасности. В соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
Законом Российской Федерации «О безопасности»,
Концепцией национальной безопасности,
Военной доктриной Российской Федерации,
Федеральным Законом Российской Федерации
«Об обороне» всю деятельность по решению
задач обеспечения военной безопасности
России организует, контролирует Президент Российской
Государственная
Дума Федерального собрания принимает
федеральные законы о статусе и защите
государственной границы, войне и мире,
другие федеральные законы в области обороны,
а также утверждает расходы на оборону
при принятии закона о бюджете страны.
Координирующая роль в системе военной
безопасности отводится Совету Безопасности.
Данный орган объединяет вокруг себя все
структуры системы с целью анализа и оценки
военно-политической обстановки, ее дальнейшего
прогнозирования, выработки предложений
и рекомендаций руководству страны как
в вопросах решения возникающих опасностей
для государства, так и направлений по
поддержанию и совершенствованию элементов
системы военной
- оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, общее руководство оперативным оборудованием территории России в интересах обороны;- развитие системы двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами об отказе от силовой политики и исключении применения военной силы или угрозы ее применения;
- вхождение
России в коллективные
- совершенствование
существующих и создание новых
эффективных международных
- расширение
мер доверия в военной области,
- недопущение
нанесения ущерба военной
- развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами в военной области59.
В современных условиях особая роль в области военной безопасности России отводится органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Именно они, во взаимодействии с органами военного управления, военными комиссариатами, в пределах своей территории призваны организовать и обеспечить выполнение законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. Непосредственно через них должны осуществляться воинский учет и подготовка граждан России к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и мобилизация, а также учет, мобилизационная подготовка и передача транспорта в состав Вооруженных Сил, то есть реальное выполнение плана с соблюдением установленных законами социально-правовых гарантий60. На эти же органы местной власти возлагаются задачи по планированию и претворению в жизнь мероприятий по гражданской и территориальной обороне. В своей деятельности они самым тесным образом опираются на руководителей предприятий, учреждений и организаций.
Конституционный
Суд Российской Федерации разрешает
споры о компетенции между
федеральными органами государственной
власти, между федеральными органами
государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, между высшими органами субъектов
Российской Федерации в области обеспечения
военной безопасности61. Верховный Суд
Российской Федерации осуществляет надзор
за деятельностью органов государственной
власти и органами военного управления
в области обеспечения военной безопасности
и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Законодательные основы обеспечения военной
безопасности страны составляют: Конституция
РФ, Закон РФ «О безопасности», законы
и другие нормативные правовые документы
России, регулирующие отношения в области
военной безопасности; международные
договоры и соглашения, заключенные или
признанные Россией. Наиболее детально
вопросы, связанные с обеспечением военной
безопасности страны, изложены в Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, в Военной доктрине и в Законе «Об
Главная роль в системе обеспечения военной безопасности отводится силовым структурам государства и в первую очередь Вооруженным Силам. Именно они рассматриваются государством в качестве главного гаранта защиты суверенитета и территориальной целостности страны в условиях, когда все другие методы предотвращения войны исчерпаны. При этом необходимо не забывать и роль войск и воинских формирований других силовых структур России. Они обеспечивают военную безопасность внутри государства (борьба с незаконными вооруженными формированиями, представляющими угрозу государству)62.
Заключение
Россия, как евроазиатская держава - пример особой цивилизации. Вызовы ее безопасности имели место ранее и на Западе, и на Востоке, и на Юге. Нередко военная опасность возникала и внутри государства. Сейчас, как никогда ранее, военная безопасность России, ослабленной в экономическом и военном отношении, в значительной степени зависит от мудрости политиков. Требованиями к ним являются способность:
- проводить
всесторонний анализ
При этом необходимо помнить об искусстве выбора союзников и нейтрализации врагов. На данном этапе развития нашего государства именно политика должна сыграть главную роль в обеспечении военной безопасности России. В мире не исчезли силы и факторы, действие которых может привести к военным столкновениям. Это наличие межгосударственных и других противоречий, ранее традиционно разрешаемых военной силой, агрессивный настрой некоторых существующих политиков мира, считающих, что основной формой разрешения любых конфликтов является применение вооруженной силы. В этой ситуации России, чтобы сохранить себя как суверенное государство, следует, во-первых, использовать все возможные мирные средства. Во-вторых, и это, наконец, стало ясно и нашей политической элите - содержать в постоянной готовности к использованию для сдерживания и отражения возможной агрессии силовые средства - Вооруженные Силы.