Военная безопасность РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:23, реферат

Описание работы

Происходящие сегодня в мире кардинальные изменения в геополитической, социально-экономической, духовно-нравственной сферах сделали проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации особенно острой. Мир не стал более безопасным и потенциал военной силы по-прежнему рассматривается как наиболее действенный фактор мировой политики. Потенциальная военная опасность и реальные военные угрозы для России имеют чрезвычайно разнообразные формы. Последние годы ознаменовались изменением взглядов политического руководства страны.

Содержание

Введение 3
Глава I. Определение понятия «безопасность». Понятие военной безопасности 4
1.1 Содержание понятия «военная безопасность» и основные характеристики 4
1.2 Факторы, формирующие военную безопасность 6
1.3 Критерии состояния военной безопасности 9
Глава II. Основные угрозы военной безопасности РФ 13
2.1 Военная опасность и военные угрозы. Источники и характерные признаки 13
2.2 Факторы, влияющие на степень военной опасности и характер военных угроз для Российской Федерации 14
2.3 Существующие и прогнозируемые угрозы военной безопасности Российской Федерации 16
Глава Ш. Система военной безопасности Российской Федерации 21
3.1 Анализ состояния системы военной безопасности 21
3.2 Элементы системы военной безопасности и их назначение 25
Заключение 29
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

военная.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Противопоставление  ислама другим религиям, а также  одного исламского государства другому  становится порой главным козырем  для западных стран в создании неспокойной обстановки в регионе. Извлекая преимущества из религиозных противоречий, Запад проводит выгодную для себя и Израиля стратегическую линию на подогрев конфликта между разными течениями в исламе, между исламом и православием42. Деятельность Запада по освоению месторождений на постсоветском пространстве может в значительной мере затронуть интересы России. Китай сосредоточит основные усилия на претворении в жизнь долгосрочного стратегического курса, направленного на превращение страны к середине XXI века в мощную державу, способную оказывать решающее влияние на развитие военно-политической обстановки в мире. Поэтому Пекин заинтересован в сохранении на достаточно длительную перспективу стабильной военно-политической обстановки в регионе. Вместе с тем пекинские лидеры не только не исключают, но и прямо предусматривают возможность использования военной силы или угрозы ее применения для защиты национальных интересов КНР.

В ближайшей  перспективе сохранится и при  определенных условиях может усилиться  вероятность применения Китаем вооруженных сил для утверждения китайского суверенитета над островными территориями в Южно-Китайском (острова Парасельские и Спратли) и Восточно-Китайском (острова Сенкаку) морях43. В китайской политике в отношении России доминирующим является стремление к дальнейшему развитию политических, торгово-экономических и военных связей. Однако, несмотря на позитивное в целом развитие отношений, в них сохраняются и даже усиливаются негативные моменты, противоречащие национальным интересам России, а в перспективе способные создать угроз безопасности России. Фактически нынешнее китайское руководство продолжает проводить в отношении России сугубо прагматический курс, добиваясь односторонних выгод и преимуществ, в первую очередь в военно-политической области и в миграции граждан Китая на территорию России.

Пекин проявляет определенную заинтересованность в сохранении конфронтационных моментов и предпосылок для их обострения в отношениях между России и США, между Россией и Японией. Китайское руководство рассчитывает, таким образом, не допустить тесного сближения России и государств СНГ со странами региона, ослабить давление Запада на КНР, повысить значимость самого Китая в стратегическом балансе сил. Придавая особое значение военно-техническому сотрудничеству с Россией, китайцы, однако, не намерены связывать себя какими-либо долговременными обязательствами, тем более политического характера. В условиях сохраняющихся в странах Запада ограничений на военные поставки в КНР, в Пекине рассматривают Россию в качестве одного из наиболее доступных источников получения современных военных технологий при минимальных финансовых затратах.

Основные  усилия при этом концентрируются  на получении доступа к наиболее перспективным разработкам, в первую очередь в тех областях, в которых  КНР не в состоянии самостоятельно преодолеть отставание от мирового уровня. С этой целью предпринимаются меры по приобретению, в том числе зачастую и неофициальным путем, необходимого оборудования и технологий, а также к привлечению военно-технических специалистов из России к практической работе в интересах Китая. Развитие отношений с Китаем сопровождается расширением китайского присутствия в приграничных с КНР районах стран СНГ. Фактически на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Казахстане и Киргизии происходит процесс экономической и демографической экспансии Китая, который, при определенных условиях, может привести к возобновлению территориальных притязаний Китая к России и государствам - членам Содружества, а также к конфликтам на этнической почве44.

Непосредственная  угроза военной безопасности России на Востоке в настоящее время отсутствует, однако наличие комплекса неблагоприятных факторов обусловливает потенциальную возможность силового давления на Россию со стороны США, Японии и Китая. К таким факторам относятся: стремление китайского руководства к завоеванию лидирующего положения в регионе и мире и быстрый рост экономического и военного потенциалов страны; дальнейшее качественное наращивание боевых возможностей японских вооруженных сил, осуществляемое в соответствии с принятой в 1995 г. долгосрочной Программой национальной обороны, что при определенных обстоятельствах может привести к трансформации территориальных и других противоречий в военную угрозу со стороны Японии45. Корейский полуостров по-прежнему остается серьезным очагом напряженности на Востоке. США, Япония и Китай фактически не заинтересованы в образовании единого сильного корейского государства, которое может стать для них серьезнейшим экономическим конкурентом, а в перспективе – и мощной военно-политической силой. Таким образом, военно-политическая ситуация на Востоке, по сравнению с другими регионами, характеризуется меньшей вероятностью резкого обострения и развязывания здесь крупномасштабной войны.

Однако  при сохранении существующих источников напряженности нельзя исключать  появления здесь новых противоречий, непосредственно затрагивающих интересы безопасности России. Анализ угроз военной безопасности Российской Федерации будет неполным, если не упомянуть о таком долговременном факторе, негативно влияющем на развитие общественных отношений в России и в ряде сопредельных государств, как терроризм. В перспективе, в случае ослабления противодействия бандам террористов, существует опасность их объединения с целью дальнейшей дестабилизации ситуации в кризисных регионах46.

Терроризм в чистом виде, как это имело  место при нападении чеченских бандитов на Дагестан или во время воздушных атак на Нью-Йорк и Вашингтон, встречается не часто. Современный терроризм тесно связан с наркобизнесом, незаконной торговлей оружием, изготовлением и распространением фальшивых денег, с перемещением капитала, его отмыванием и даже с созданием легальных торговых фирм47.

Всесторонний  анализ данной проблемы и условий, в  которых она развивается, позволяет  сделать прогноз о дальнейшем усилении агрессивности, увеличении организационно-тактического потенциала и росте профессионального уровня международного терроризма за счет приобретения опыта проведения крупномасштабных и дерзких акций, совершенствования специальной подготовки террористов за счет активного использования наемничества, тесного смыкания политических террористических структур с преступными сообществами, а также использования ими принципиально новых форм политического противоборства48. Пропагандистским прикрытием подобных акций часто является широкое распространение лозунгов «национально-освободительной борьбы». 

 

Глава III. Система военной  безопасности Российской Федерации

военная вооруженный конфликт угроза 

3.1 Анализ состояния системы военной безопасности 

Российская  Федерация, как государство, в очередной  раз находится в стадии становления. Процесс создания единой вертикали государственной власти еще не завершен. Решения высших органов власти зачастую местными субъектами власти (законодательной, исполнительной) выполняются не полностью, а в отдельных случаях и вовсе игнорируются. Слабость государственной власти негативно сказывается на состоянии системы военной безопасности. В настоящее время открытость и доступность практически всех нормативных правовых актов, регулирующих различные стороны деятельности в области обеспечения военной безопасности, позволяет ознакомиться, а при необходимости и глубоко изучить их49. Существующие в настоящее время законы (нормативные правовые акты) можно условно разделить на два блока:

- законы, устанавливающие правовое положение  только государственных структур, принимающих участие в обеспечении военной безопасности (о ВС, МВД, ФСБ и т.д.);- законы (нормативные правовые акты) по изменению повседневной деятельности государства, его организаций, обществ и граждан в период введения иного режима функционирования (военного, чрезвычайного положений) на территории страны или в отдельных ее местностях50.

Анализ  существующих законов и нормативных  правовых актов показывает:

во-первых, практически все законы (нормативные  правовые акты) представляют собой  лишь собрания норм, устанавливающих правовое положение (статус) конкретных спецслужб. Они построены примерно по одной схеме: правовая основа деятельности данного органа, его задачи, круг полномочий (права и обязанности), правовое положение сотрудников (социальные гарантии и льготы), система контроля и надзора за деятельностью данного органа;

во-вторых, многие принятые к исполнению законы и нормативные правовые акты представляют собой лишь документы общего характера, а содержание позволяет иногда двойственно  их толковать. В них отсутствует порядок конкретных действий, алгоритм реализации, что приводит порой к затруднению в их реализации;

в-третьих, ряд действующих законов и  актов государственного масштаба являются документами, разработанными без возможного прогноза развития страны, складывающейся обстановки как вне, так и внутри государства, а порой даже отставшими по своему содержанию к моменту принятия;

в-четвертых, в документах различных ведомств положения, подходы к решению  и основные принципы носят противоречивый характер;

в-пятых, часть принятых к исполнению законов  и нормативных правовых актов  являются «мертворожденными», так как  отсутствует механизм их реализации;

в-шестых, ввиду частого нарушения последовательности разработки и принятия ряда законов  и нормативных правовых актов, происходит рассогласование в действиях государственных структур по вопросам обеспечения военной безопасности.

Данный  недостаток обусловлен отсутствием  окончательно сформулированных цели и  порядка разработки комплекса законодательных  актов по вопросу обеспечения военной безопасности, а также единого руководства со стороны государства в вопросах разработки, принятия и реализации нормативных правовых актов.

Всего за предыдущие четыре года было принято 68 законов, касающихся вопросов национальной безопасности. Опосредованное отношение к этому имели и многие другие законы. Подавляющее большинство из них было введено в действие. Однако целый ряд важнейших федеральных законов, которые были включены в Перечень первоочередных мер по правовому обеспечению реализации государственной политики Российской Федерации в области военного строительства, так и не были приняты. К их числу следует отнести, прежде всего, федеральные законы: «О гражданском контроле и управлении военной организацией», «О военной реформе», «О чрезвычайном положении», «Об альтернативной гражданской службе» и другие51. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда ряд уже принятых законов не согласован между собой. Так, например, до сих пор не устранены разногласия положений законов «О безопасности» и «Об обороне» по задачам и функциям Министерства обороны, других министерств и ведомств, а также задачам Вооруженных Сил и других войск по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

До сих  пор не определены функции Верховного Главнокомандующего по отношению к другим войскам, воинским формированиям и органам - в соответствии с законом «Об обороне» Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим только Вооруженными Силами. Недоработки в существующей нормативно-правовой базе не позволяют в полной мере в мирное время осуществлять стратегическое планирование. Однако основная часть уже принятых законов определяет в правовом отношении вопросы обеспечения военной безопасности преимущественно в аспекте внешних угроз. Вопросы обеспечения внутренней безопасности России регламентированы лишь частично. Не отработаны правовые механизмы привлечения Вооруженных Сил для разрешения внутренних вооруженных конфликтов, подобных чеченскому. Применение Вооруженных Сил обусловлено такой системой процедур (в том числе, связанных с вводом чрезвычайного положения), которая резко затрудняет быструю и эффективную реакцию на складывающуюся ситуацию. Особую тревогу вызывает отсутствие должного правового регулирования в духовной сфере, прежде всего в части касающейся морально-психологического обеспечения. В результате, в период военных действий по установлению конституционного порядка в Чечне в 1994-1996 гг., так называемые «независимые» средства массовой информации России, по сути дела, развязали информационную войну против российских Вооруженных Сил и органов правопорядка, выполняющих свой конституционных долг. Анализ деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению военной безопасности показывает, что:

- функционирование практически всех органов и организаций носит разобщенный характер, так как нет четко сформулированной концепции их совместной деятельности в системе военной безопасности; нередко при решении вопросов обеспечения военной безопасности отсутствует координация со стороны государства;

- часто  ведомственные интересы при решении  вопросов обеспечения военной  безопасности преобладают над  интересами совместно решаемой  задачи:

- несовершенство  законодательной и нормативной  базы, регламентирующих деятельность  органов и организаций, неблагоприятно сказывается на решении проблем военной безопасности;

- некомпетентность  слишком часто сменяемых руководителей,  отсутствие у них практических  навыков ведет к снижению эффективности  решения практических вопросов  обеспечения военной безопасности;

Информация о работе Военная безопасность РФ