Терроризм и религоизный экстремизм в Кыргызстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи научного исследования. Цель курсовой работы заключается в изучении терроризма и религиозного экстремизма как социального явления, его проявления в современном мире. Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:
- исследовать историю, понятия терроризма, их сущность идейные истоки, религиозного экстремизма;
- рассмотреть экстремизм и терроризм в условиях глобализации;
-факторы, порождающие экстремизма и терроризма в Центральном Азии;
-появления религиозного экстремизма в Кыргызстане.

Содержание

Введение
Глава I Понятия и сущности религиозного экстремизма и терроризма.
1.1 Понятия и сущность экстремизма и терроризма
1.2 Современный терроризм религиозных экстремистов и проблемы противодействия.
Глава II Терроризм и религиозный экстремизм в Центральной Азии и КР.
2.1 Терроризм в Центральной Азии.
2.2 Религиозный экстремизм в Кыргызстане.
Заключение
Список использованный литературы

Работа содержит 1 файл

Актуальность темы исследования.docx

— 76.52 Кб (Скачать)

По сведениям  западных разведывательных служб, в  последние годы насчитывалось шесть  проповедников, в локальных масштабах  определяющих поведение некоторых  частей «исламской вселенной», но отказывающихся признать себя ее руководителями. Это  Омар Абдул Рахман, Мохаммед Хусейн Фадлалла, Рашид Ганнуши, ГульбеддинХекматиар, мулла Омар и Хасан аль-Тураби (этот суданский шейх по прозвищу «Черный  папа» в последние годы утратил  влияние и не может более претендовать на  звание харизматического лидера). Практически за каждым из них стоит  его организация. Однако их число  может колебаться в зависимости  от «преследований» или иных событий. В этом списке нет Усамы бен-Ладена, т.к. он не имеет духовного образования. Российский  ученый  Д.В.Ольшанский  справедливо отмечает, что  Усама бен Ладен представляет собой новый тип организатора и вдохновителя террора. Его стратегия напоминает действия государств - спонсоров терроризма, но У. бен Ладен имеет ряд существенных отличий. На государство можно оказать давление - Усама же не привязан к какой-либо территории, поэтому воздействовать на него крайне сложно. Он нигде - и  одновременно везде. Он слишком укоренился в сознании мусульман. Поэтому, жив он или мертв, его имя и образ еще долго будут влиять на приверженцев ислама. Не говоря уже о реальном влиянии созданных им структур, которое сохранится и без него.24

Главным фактом для современного мира стало  признание международного  характера  терроризма, явно выросшего из локальных  пеленок. Главной потребностью стала  потребность в скорейшем осмыслении этого феномена. Главным вопросом стал вопрос о возможностях устранения терроризма  из повседневной жизни. Однако, столь же внезапно оказалось, что при всем прискорбии признанного  факта, его очень трудно быстро и  однозначно осмыслить. Но еще сложнее  оказалось однозначно ответить на вопрос о возможности его устранения. Более того, оказалось, что ответ  на этот вопрос скорее отрицательный, чем положительный.25

Мы разделяем  мнение российского ученого Ю.И.Авдеева  о том, что современный религиозный  терроризм, его характер и основные тенденции развития настоятельно требуют  качественно нового подхода в  деле совершенствования противодействия  ему на национальном и международном  уровнях обеспечение безопасности стран и народов мира как в  русле улучшения  традиционных подходов к борьбе с терроризмом, так и  поиска и внедрения новых возможностей противодействия даннойглобальной угрозе (в том числе комплексного использования социально-экономических, информационно-пропагандистских мер профилактики данной угрозы; оптимизации религиозной политики государств и приведения ее в соответствие с международными стандартами обеспечения прав человека, свободы религии; углубленного научного исследования причин и условий формирования и распространения религиозного терроризма; сбалансированного учета существующих религиозных и этнических традиций с оправдавшими себя процессами прогрессивного развития человечества и др.26

Подводя итоги первой главы мы четко осознаем что современный религиозный экстремизм неотделим от терроризма, который является одним из крайних выражений экстремистской деятельности. В последние десятилетия религиозный экстремизм все чаще обращается к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей. А терроризм в свою очередь-это направленное действия на устрашение общество с помощью насилия и используя при этом религию ислам как источник идеологии. 

 

 

Глава II Терроризм и религиозный  экстремизм в Центральной Азии и  КР.

2.1 Терроризм в Центральной Азии.

В мире сложилась  ситуация, когда одним из приоритетных направлений политики высшего руководства  стран мира является борьба с терроризмом  и религиозным экстремизмом. Не являются исключениями в этом плане и страны Центральной Азии.

После распада  Советского Союза и образования  в центральноазиатском регионе  независимых государств возникла проблема идеологического вакуума у населения, среди которого все большее распространение  стали получать различные течения  религии. Особу тревогу вызывает усиление позиций радикальных исламских  и террористических организаций, рассматривающих  в качестве важного инструмента  реализации своих интересов акты устрашения и насилия.

С самого начала обретения государственного суверенитета республики Центральной  Азии столкнулись с такой важной проблемой, как обеспечение региональной и национальной безопасности. Пиком  проявления угроз терроризма и экстремизма  стали события связанные с  гражданской войной в Таджикистане в 1992-1997 годах и двукратным вторжением на территорию Кыргызстана и Узбекистана  в 1999-2000 гг. вооруженных формирований боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ).27

Геополитическое положение ЦАР обусловило влияние  на него зон политической нестабильности и конфликтов - Кавказа, Синцзян-Уйгурского автономного района Китая, Афганистана, Среднего и Ближнего Востока. Наибольшую угрозу для безопасности Центральной  Азии представляет ситуация в Афганистане, где талибы оказывают большую  организационную и материальную поддержку ИДУ, радикальной таджикской оппозиции и уйгурским сепаратистам.Терроризм  всегда был одним из наиболее опасных  явлений, используемых религиозными экстремистами, поскольку в результате проведения таких актов страдают невинные люди, в т.ч. женщины и дети, не имеющие  никакого отношения к устремлениям, преследуемым деструктивными элементами. В последнее время наметилась тенденция увеличения количества ярых последователей ислама, которые являются наиболее уязвимой прослойкой для идеологической обработки членами деструктивных  организаций и течений.

Все государства  ЦАР принимают меры, направленные на противодействие указанным явлениям. В Таджикистане в конце прошлого-начале текущего года была проведена крупная  операция по уничтожению боевиков в  Раштской долине. В результате этого  в стране, благодаря ликвидации незаконных бандформирований и их лидеров, несколько  повысился уровень безопасности от террористических угроз. Предпринимаемые официальным Душанбе меры по возвращению студентов из зарубежных теологических вузов, перерегистрация мечетей и запрет на их посещение лицами, не достигшими 18-летнего возраста, призваны оградить граждан страны от пагубного влияния радикальных исламистов. Однако говорить о достижении силовыми органами РТ необходимого уровня безопасности еще рано, поскольку границы Таджикистана с Афганистаном все еще остаются недостаточно оснащенными, а вооруженная таджикская оппозиция по-прежнему продолжает вынашивать намерения по реализации своих целей, в т.ч. с использованием актов насилия.28

Политика, проводимая властями Узбекистана по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, уже стала традиционно  жесткой с элементами нарушения  прав человека. С точки зрения ограждения общества от этих угроз такие меры являются оправданными, так как бороться с таким злом необходимо с применением  любых методов. Следует отметить то, что глубинные причины этих явлений кроются в политических, социально-экономических и межэтнических  проблемах, особенно характерных в  современных условиях наиболее густонаселенным  районам Ферганской долины. В силу географических, природно-климатических  и исторических особенностей Ферганская и Каратегинская долины, куда частично входят территории Узбекистана, Кыргызстана  и Таджикистана, имеют меньшие  исходные возможности для экономического, социального, а значит и политического  развития. В то же время они являются удобными районами для укрытия и скрытой деятельности террористических формирований и распространения среди местного населения их идеологии.

В Казахстане в связи с последними событиями (взрывы в Актобе и Астане, вооруженные  столкновения в Актюбинской области) также актуализировалась освещаемая проблема. Так уж сложилось, что в  Центральной Азии, в т.ч. Казахстане, главными проводниками идей террора  являются исламистские нетрадиционные течения и организации. В этой связи для минимизации их воздействия  на сознание жителей республики руководство  РК предприняло ряд мер по усилению работы, направленной на повышение  религиозного образования, а также  духовного развития казахстанского общества. Для этого в республике было создано специализированное ведомство  – Агентство по делам религий. В этих же целях осуществлен мониторинг более чем 10 тысяч интернет порталов, в результате чего судом города Астаны вынесены решения о признании  незаконной и прекращении распространения  на территории страны продукции 51 иностранного сайта за пропаганду экстремизма  и терроризма. Предпринимаемые Казахстаном  меры по борьбе с указанными негативными  проявлениями, а также проводимая руководством страны политика толерантного отношения ко всем конфессиям и национальностям, в целом, способствуют сохранению в  стране безопасной жизнедеятельности  общества.29

Центральная Азия, имеющая большое геополитическое  значение, обусловленное срединным  положением региона между Россией, Ближним Востоком, Южной Азией  и Китаем, в силу множества факторов, в большой степени подвержена угрозе международного терроризма. В  современных условиях весьма остро  стоит вопрос о принятии не только внутренних, но и консолидированных  мер в борьбе с терроризмом  и религиозным экстремизмом.

2.2 Религиозный экстремизм в  Кыргызстане.

Проблема  религиозного экстремизма сегодня  актуальна как никогда не только в Кыргызстане, но и в других странах  Центральной Азии. Его широкое  распространение угрожает национальной безопасности государств, расположенных  в этом регионе. В Кыргызстане  в список экстремистских и террористических групп, деятельность которых запрещена  на территории республики, внесены  восемь религиозных организаций, наиболее активной из них является партия «Хизбут-Тахрир».

«Хизбут-Тахрир» (Партия освобождения) – религиозно-политическая, крайне реакционная, подпольно действующая  организация. Существенное место в  ее политической программе занимают следующие положения: изменение  в странах центрально-азиатского региона существующего строя  путем совершения государственного переворота и создание исламского государства  в форме халифата.

Партия  «Хизбут-Тахрир» была основана в  начале 50-х годов XX столетия шейхом ТакитдиномНабахоний, в настоящее  время ее возглавляет Абу-Рашта, по национальности палестинец, проживающий  в Лондоне. Набахоний является автором  ряда книг, ставших впоследствии манифестом исламских экстремистов.

Структура «Хизбут-Тахрир» построена по принципу пирамиды. Каждая группа – халка  состоит из 5-6 человек и является отдельной самостоятельной ячейкой. Построение структуры по данному  принципу, по замыслу основоположников «Хизбут-Тахрир», сводит к минимуму возможность провала.

Ретроспективный обзор истории «Хизбут-Тахрир»  и анализ имеющихся материалов свидетельствует  о том, что в основе стратегии  лидеров и функционеров организации  лежит стремление к «очищению» мировоззрения  верующих от нововведений в исламе и заполнение при этом идеологического  вакуума выгодными для себя установками. Для этого применяется не только религиозное обучение, но и обсуждение политических событий, социально-экономических реформ в мусульманских странах и за их пределами.30

Деятельность  партии осуществляется на основе соблюдения требований строгой конспирации, включая  этап предварительной проверки кандидата. В изданиях «тахрировцев» пропагандируется политизированный ислам, призывающий  к гражданскому неповиновению, способствующий разжиганию религиозного фанатизма. Создание халифата на территории центрально-азиатских  государств, по замыслу лидеров «Хизбут-Тахрир», должно осуществиться в три этапа:

1) подпольная  работа – подбор, вербовка и  подпольное обучение молодых  людей в ряды организации; внедрение  в структуры власти;

2) заявить  о себе открыто – распространение  листовок, организация митингов, шествий,  публичных призывов и др.;

3) захват  власти путем организации переворота, свержение конституционного строя,  построение халифата на основе  шариата.

В настоящее  время деятельность «Хизбут-Тахрир»  на юге Кыргызстана развивается  на втором этапе, там имеют место  публичные высказывания, периодическое  распространение листовок.Активные действия сторонники партии «Хизбут-Тахрир»  начали предпринимать начиная с 1999 года. Их активизация была связана  с вторжением бандформирований Дж. Намангани на территорию Баткенской области Кыргызстана. Цель «Хизбут-Тахрир»  – создание так называемой «пятой колонны» на территории Кыргызстана, которая, в свою очередь, могла бы оказать  соответствующую поддержку бандформированиям  ИДУ в критический момент.31

«Хизбут-Тахрир»  и ее международные покровители  предпринимают меры по усилению на территории Кыргызстана подпольной агитационной работы в целях создания своего рода партии исламского возрождения  Кыргызстана и дестабилизации обстановки в республике. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что руководителями «Хизбут-Тахрир» ведется целенаправленная работа по пополнению своих рядов новыми единомышленниками на территории Кыргызстана.Правоохранительными органами Кыргызстана выявляются подпольные точки, распространяющие религиозную литературу экстремистского характера, такую как, например, журнал под названием «Аль-Ваъйи» на кыргызском, узбекском, таджикском и русском языках. Организация имеет свой сайт в Интернете, на котором публикует интернет-журнал «Аль-Мухторот».

Анализ  имеющихся материалов дает основание  полагать, что религиозно-экстремистская организация «Хизбут-Тахрир», создав в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях, частично в Чуйской области  и г. Бишкеке структурные образования, перешла к этапу открытых действий. По Нарынской, Иссык-Кульской, Таласской  областям и в отдельных районах  Чуйской области предпринимаются  меры по созданию первичных ячеек (так  называемые халки), для чего направляются активисты из южных регионов республики.

Среди верующих имеются сведения, что в Кыргызстане  более десяти лет активно занимаются пропагандой и вербовкой два  лидера «Хизбут-Тахрир» под псевдонимами Дильяр и Низамидин. Низамидин, узбек  по национальности, ответствен за южный  регион страны, а кыргызДильяр курирует северную часть страны. Также Дильяр является ответственным представителем «Хизбут-Тахрир» по странам Средней  Азии. В 2010 году в конце июня Дильяр выступил с докладом на международной  конференции организации «Хизбут-Тахрир»  в г. Бейрут, Ливан.

Информация о работе Терроризм и религоизный экстремизм в Кыргызстане