Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:37, реферат
XX век стал временем неслыханного в истории террора — государственного, политического, национального, религиозного. Тоталитарные тираны, политические авантюристы, религиозные фанатики, националисты-сепаратисты, безумные и полубезумные "исправители" грешного человечества и просто проходимцы стали виновниками гибели миллионов безвинных жертв. И сейчас мировое сообщество содрогается при сообщениях о все новых террористических актах.
3. Некоторые данные о терроризме.
Пик террористической активности за период с конца 70-х годов до середины 90-х приходится на 1987 год, когда во всем мире произошло свыше 600 террористических актов.
Беспрецедентный рост террористических актов приходится на последнее десятилетие XX - начало XXI в. Только в 1990 г. террористы осуществили свою деятельность в 73 странах, а в 1995 г. 440 террористов атаковали цели в 51 стране.
К началу 90-х гг. в мире действовали порядка 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За десять лет своей деятельности они совершили 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тыс. человек, пострадали более 11 тыс. человек. Только в 2000 г. в мире было совершено 423 террористических акта, что на 8% больше, чем в 1999-м. В 2001 г. возросло также число жертв террактов: 405 человек погибли и 791 получили ранение (в 1999 г. 233 и 706 человек соответственно). От рук террористов погибли известные политические и государственные деятели, такие, как Джон и Роберт Кеннеди, Альдо Моро, Индира и Раджив Ганди, Мартин Лютер Кинг и другие. Жертвами террора оказались тысячи простых граждан в разных странах мира, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Буденновске, Первомайске, Грозном, в ряде районов Дагестана.
Небывалая активность террористических организаций сегодня связана прежде всего с глобализацией. Она порождает не только позитивные интеграционные процессы, но и негативные явления - ресурсно-экологические проблемы, новые полюса бедности и нищеты в мире, протест тех, кто теряет в результате глобализации. Поэтому глобализация породила своего антипода — антиглобализм, который, возможно, уже в обозримой перспективе, прибегнет к тактике терроризма.
4.Влияние СМИ на терроризм
Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм - родной брат телевидения. Он не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый дом. Сегодня телевидение России - соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам - рассказывает о них и показывает результаты их деятельности.
Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один из феноменов СМИ - у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или «минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда - эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.
Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом (а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и юристов, в конце концов - всего общества, которое сейчас всё чаще становится коллективным заложником в руках террористов.
Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:
- Своего рода «возвеличивание» преступников и их действий (в зависимости от того какое место отводилось им в публикациях).
- Опасность вызвать к активной деятельности подражателей.
- Возможное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией переговоры.
- Взятие интервью у детей - жертв террористов.
- Постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения полиции, пытающейся разрешить инцидент.
- Ненужное травмирование родных и близких жертв.
Разумеется,
террористические организации существовали
и задолго до появления телевидения
и вообще средств массовой информации
- тогда количество людей, читавших
газеты, было вообще ничтожно. И в те времена
террористы учитывали демонстрационный
эффект: они стремились воздействовать
не столько на население в целом, сколько
на государство, точнее на его правящие
круги, которым они объявляли войну. Это
объясняется тем, что «старый» терроризм
носил классовый или псевдоклассовый,
довольно узкий политический характер:
достаточно вспомнить российских народовольцев
и эсеров. После первой мировой войны на
первый план вышли этнические мотивы терроризма.
II. Проявление терроризма.
1. Документы, предупреждающие терроризм в России.
Вступивший в силу в 1998 г. Федеральный закон, "О борьбе с терроризмом" впервые в историй нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе.
По Закону субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в Российской Федерации, являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Министерство обороны (МО) и Федеральная пограничная служба (ФПС), а субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (п. 3, 4 ст. 6 Закона).
Федеральная служба безопасности и ее территориальные органы осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также акций международного терроризма и проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.
На
МВД и его подразделения
Исполнительная власть, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, независимо от форм собственности, их должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
2. Первый теракт в Удмуртии.
Двадцать лет назад маленький Сарапул был чрезвычайно потрясен. 17 декабря 1981 года двое террористов захватили в заложники 10 "В" класс 12-й школы. Это событие заставило съехаться в неприметный провинциальный городок высшие чины КГБ и армии из Москвы и Свердловска, его держал на контроле Андропов, бывший тогда главой КГБ СССР. Но первое упоминание о случившемся разрешили лишь 10 лет спустя.
Сегодня в школе работает лишь один свидетель той драмы - классный руководитель того 10 "В" Тамара Николаевна Купцова. Прошли годы, а она помнит все подробности трагического дня.
Шел шестой урок первой смены, когда в школе появились двое военных. Они искали 10 "А" класс, где учился сын командира воинской части Уральского военного округа, расположенной в Сарапуле. Но двух десятых в школе уже не было. Военные зашли в 10 "В" и захотели поговорить с ребятами наедине. Учительница послушно вышла. Чуть позже уже директор школы Л. А. Лапин подошел к дверям класса, но они оказались заперты. На его требовательный стук раздался выстрел.
По тревоге подняли горком партии, воинскую часть, КГБ и милицию. Был оцеплен весь микрорайон вокруг школы. Все уже знали, что 28 школьников взяты в заложники двумя солдатами части, ушедшими с поста с автоматами. Казах Ахмет и русский Саня требовали предоставить им автобус до Ижевска, а потом самолет до США. Они были настроены так решительно, что на стук директора готовы были стрелять прямо по тоненькой школьной двери. Захваченные ребята умоляли не делать этого, тогда террористы пальнули в потолок. Жертв пока не было, но и переговоры, которые через школьный радиоузел начал вести капитан КГБ Орехов, шли туго. Солдаты не желали отпускать даже девочек. Более того, заметив, как с соседней крыши спортзала в окна старается заглянуть любопытный пацан, они согнали старшеклассников с парт, заставили их загородить мебелью окна и завесить их таблицами. Ребят посадили на пол у противоположной стены.
Школа опустела. В ней оставались учителя и офицерские чины. Родителей сюда не пустили, они собрались за школьным двором. Кто-то плакал, кому-то было плохо: родители боялись больше не увидеть своих детей.
Между тем у заложников началась какая-то своя жизнь. Их под конвоем с автоматом водили в туалет, они сами ходили за едой, но должны были возвращаться, чтобы не начали убивать их одноклассников. Молодые террористы рассказывали о себе. Они ответили даже на вопрос ребят, почему сбежали из части и не предатели ли они. С вечера в переговорах пошли какие-то подвижки. Первой около 18 часов выпустили Лену Макшакову: хорошая спортсменка, она должна была ехать на крупные соревнования. Около 22 часов выпустили всех девочек. Чтобы не заснуть, солдаты попросили гитару и просили ребят петь песни. Террористам уже принесли паспорта. Солдаты упорно отказывались поменять ребят-заложников на взрослых. Но переговоры не прекращались: уже привезли мать солдата Сани, их не переставали уговаривать и убеждать. К 4 утра из класса вышел последний школьник. И зашел спецназ.
18 декабря в 8.00 начался обычный учебный день.
Террористов судили в Свердловске. Инициатору захвата детей Ахмету дали 13 лет, его соучастнику 8 лет. Эти солдаты давно уже отсидели. Операция переговоров и захвата террористов в Сарапуле вошла в учебники для спецслужб. У ребят из 10 "В" своя жизнь, семьи и дети. Но они на встречах классом вспоминают тот день и ту ночь.
Нынешние школьники 12-й школы уже знают о событии 20-летней давности, правда, без подробностей. Зато они умеют быстро эвакуироваться из школы - с сентября прошло уже пять таких учений. Слово "террорист" никого не удивляет и не пугает.
3. Трагедия Беслана.
В Беслане до вечера продолжался подсчет жертв трагической развязки драмы с захватом заложников в городской школе №1. Ясно одно - теракта с такими страшными последствиями в России еще не было. В течение 05.09.2004 число погибших увеличивалось почти ежечасно: с утра говорили о 320 погибших, к вечеру уже о 353. Причем никто не решался сказать, когда эта страшная калькуляция завершится. Во-первых, разные представители власти - из оперативного штаба, МВД Северной Осетии, правительства республики, мэрии самого Беслана -приводили отличные друг от друга данные. Во-вторых, вплоть до вечера воскресенья морги и больницы Беслана продолжали осаждать родственники тех, кто был в здании школы 1 сентября, но чьих имен не оказалось ни в списках погибших, ни в списках раненых. По предварительным данным, таких пропавших без вести вчера оставалось около 160. Из погибших вчера удалось опознать только половину - около 180 человек. Кроме того, не было точных данных и о нескольких десятках пострадавших - тяжелораненых и детях, находившихся в состоянии тяжелого шока, их в суматохе первых часов после трагической развязки развозили по разным больницам без всякой регистрации. Однако и при этом медики и спасатели, побывавшие в здании школы вечером в пятницу, к любым «точным» цифрам относились вчера без доверия. Многие из них, судя по увиденному кошмару, не исключали, что окончательные данные погибших в школе №1 могут превысить и 400, и даже 500 человек. О пострадавших власти Северной Осетии говорили более определенно - всего после трагедии через руки медиков прошли 850 человек, из которых 435 оставались в больницах. Хотя и эти цифры считались предварительными и требующими уточнения. Впрочем, очевидно, что окончательные официальные данные на этот счет будут иметь какое-либо принципиальное значение уже только для следователей и органов соцобеспечения.
За три дня небольшой городок Беслан, о существовании которого и в России большинство населения не знало, и так вошел в современную мировую историю как самый страшный и бесчеловечный символ террора. В самом Беслане происшедшее меряют другими масштабами. Кроме представителей оперативного штаба и непосредственных руководителей республики (и то только при общении с журналистами) в городе никто не говорит ни о числе погибших и раненых, ни о значении последних событий для страны и уж, тем более, мирового сообщества. Все население Беслана - чуть более 30 тыс. человек, и по кавказскому обыкновению, так или иначе здесь абсолютно все друг друга знают или как минимум могут найти общих знакомых и родственников. Значит, у каждого есть кто-то близкий, кто был 1 сентября в школе №1. В те дни по улицам Беслана невозможно было пройти, даже издалека обходя больницу, морг и мэрию, у которых дежурят родственники еще не опознанных жертв трагедии, не услышав человеческих рыданий. Иногда - когда плач раздается сразу с нескольких сторон - кажется, что плачет весь город. По всему городу из-за стоящих почти на каждом углу патрулей машины почти не ездят. Дежурящие на улицах милиционеры и военные мрачны и недружелюбны, проверяя документы, внимательно вчитываются в каждую строчку, придирчиво изучают фотографии проверяемых. Половина магазинов, кафе и прочих общественных заведений закрыта, а те, у которых двери все же открыты, фактически не работают. Прилавки пусты, сотрудники мрачно молчат или вполголоса разговаривают между собой. Хотя, если вдруг заходит разговор с посторонними, эмоций и своих взглядов на происшедшее люди не скрывают и не изменяют даже традиционному кавказскому гостеприимству. С Аланом, примерно 40-летним жителем Беслана, корреспондент «Времени новостей» случайно разговорился на улице у городского рынка, спросив, где поблизости можно найти хоть какое-то действующее заведение общепита. Вместо ответа Алан сразу пригласил пообедать к себе домой, поставив только условие не называть фамилию и место его работы: «У меня там сосед погиб. В этой школе военруком работал, Александром Михайловым звали. А его дочь там учительницей начальных классов была, ее в ногу ранили, прооперировали. Жива, слава богу, осталась. Знаешь, я уверен, кто это сделал. А еще уверен, что это не скажут, скажут, что это арабы, китайцы, хоть эскимосы. Почему? А вот помнишь взрыв на рынке во Владикавказе? Выяснили ведь тогда, что это ингуши, поймали их, они сидят. Но людям сообщили, что это осетины сами и сделали, - знаешь зачем? Чтобы межнациональной розни не допустить - как будто она именно от этого возникнет. Единственный способ жить с ними в мире - это не встречаться с ними вообще. И вступиться за нас некому. Хотя теперь, наверное, многие поймут, что надо делать, - вот только высохнут слезы».