Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:41, контрольная работа
Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии".
1. Инженерная психология
1.1. Теоретико-методологические основы инженерной психологии
Традиционно предмет инженерной
психологии определяется следующим
образом: "Инженерная психология - есть
научная дисциплина, изучающая объективные
закономерности процессов информационного
взаимодействия человека и техники
с целью использования их в
практике проектирования, создания и
эксплуатации систем "человек - машина"
(СЧМ). Процессы информационного взаимодействия
человека и техники являются предметом
инженерной психологии". Но в психологии
труда вообще предмет - это субъект
труда. И тогда можно было бы сказать,
то предмет инженерной психологии -
это система "человек как субъект
- сложная техника" (главное в
субъекте - это его спонтанность,
т.е. готовность к неординарным действиям
в сложных ситуациях и
В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.
Как отмечает Ю.К. Стрелков,
"изучение и рационализация труда
человека за пультом управления должны
проводиться вместе с изменением
фундаментального подхода: предметом
рассмотрения должны стать не только
процесс труда (деятельность, переработка
информации), но и профессия и
даже жизнь трудящегося как субъекта
деятельности (носителя потребностей,
мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)".
"…Нынешний период изучения труда
операторов отличается тем, что в
понимании его особенностей психологи
опираются не на конструкторов и
испытателей, а на самих операторов,
обслуживающих систему в
Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, "но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)". Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.
Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии:
1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования (все-таки уточнение предмета…); разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).
2. Психофизиологические
задачи: изучение характеристик
оператора; анализ
3. Системотехнические задачи:
разработка принципов
4. Эксплуатационные задачи:
профессиональная подготовка
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.
Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:
Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии - по А.А. Крылову:
1. Основная концепция
инженерной психологии. Согласно
этой концепции, на первом
Главная идея основной концепции - общность закономерностей процессов управления в живых и неживых системах (как в кибернетике). Все основные функции управления передаются человеку-оператору, а сама реализация этих функций - есть преобразование информации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разнообразием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выражается через ее разнообразие (по А.Д. Урсула).
Выделяются разные уровни
информационных отношений: 1) "натуральный"
обмен информацией (начиная с
простейших организмов: раздражимость
и возбудимость); 2) речевой уровень
(человеческое общение); 3) общение - как
взаимодействие с техникой, а через
них - с целыми техническими системами
и средой, в которой они функционируют
(это может рассматриваться
2. Концепции информационной
модели, информационного поиска
и эквивалента звена. Главная
идея данной концепции (по В.П.
"Эквивалентное звено
системы" (по Ю.Б. Садомову, Л.М.
Хохлову) - это не просто человек,
а целый комплекс, включающий
человека-оператора, средства
3. Концепции пропускной
способности и
Концепция последовательных
действий связана с построением
модели временных затрат при выполнении
конкретных действий и операций. Если
представить оператора как "совокупность
отдельных логически
4. Концепции количественной
оценки рабочего процесса и
надежности. Разными авторами предлагаются
конкретные способы
Например, выделяются следующие критерии оценки надежности человека-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; среднее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т.п. Все это рассчитывается в специальных формулах.
1.2. Специфика методов инженерной психологии
Традиционно выделяемые методы инженерной психологии:
1. Организационные методы,
обеспечивающие комплексный
2. Эмпирические способы получения нового знания:
3. Приемы обработки данных
(количественные и
4. Способы интерпретации данных - в контексте целостного, системного подхода.
Поскольку метод моделирования
является наиболее специфичным для
инженерной психологии, есть смысл
рассмотреть его более
Б.А. Смирнов выделяет следующие виды моделирования деятельности оператора:
1. Психологическое моделирование
- это замещение реальной
2. Математическое моделирование
- исследование деятельности с
помощью математических
3. Статистическое (имитационное)
моделирование - имитация деятельности
оператора при помощи ЭВМ (с
учетом воздействия и просчета
различных факторов, включая и
прогнозирование случайных
Информация о работе Теоретико-методологические основы инженерной психологии