Техногенные катастрофы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Жизнедеятельность человека направлена на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания. Развитие науки, техники и технологии вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилось вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Работа содержит 1 файл

техногенные катастрофы.docx

— 64.53 Кб (Скачать)

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился  за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

24 ноября 2003 года - пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда  большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь  распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар  унес жизни 44 человек, преимущественно  иностранных студентов, около 180 человек  попали в больницу с ожогами и  телесными повреждениями. Виновными  в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе  проректор по административно-хозяйственной  деятельности университета и главный  инженер университета, а также  инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.

14 февраля  2004 года - обрушение крыши аквапарка  "Трансвааль"

В результате обрушения крыши  спортивно-развлекательного комплекса  на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще  около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В  момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также  его неправильная эксплуатация. Прокуратура  столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка  Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

23 февраля  2006 года - обрушение кровли Басманного рынка

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте  "Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору  объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения  правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том  числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа  2009 года - авария на Саяно-Шушенской  ГЭС

Крупнейшая в России и  шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал  хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской  гидроэнергетики авария привела  к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала  имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали  уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

5 декабря  2009 года - пожар в клубе "Хромая  лошадь"

Крупнейший по числу жертв  пожар в истории постсоветской  России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе  мгновенно началась давка, по причине  которой выбраться из тесного  помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько  десятков человек получили ожоги  различной степени. В связи с  инцидентом был уволен ряд должностных  лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с  себя полномочия. В июне 2011 года испанские  правоохранительные органы выдали своим  российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной  в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли  два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей  сложности около 360 шахтеров оказались  заблокированными под землей, большинство  горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь  Волков, которому были предъявлены  обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи  с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

 

  1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера на территории Пермского края.

 

Основные усилия в работе территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края (далее - РСЧС) в 2010 г. были направлены на:

дальнейшее совершенствование  защиты населения и территории Пермского  края от чрезвычайных ситуаций (далее  – ЧС) природного и техногенного характера, а так же от террористической деятельности;

совершенствование навыков  и умений органов управления, сил  гражданской обороны (далее –  ГО) и РСЧС по экстренному реагированию на внезапно возникающие задачи;

повышение эффективности  пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

повышение оперативности  проведения аварийно-спасательных работ, снижение потерь и разрушений.

Статистические данные о  чрезвычайных ситуациях в 2010 г.

На территории Пермского  края в 2010 г. произошло 6 чрезвычайных ситуаций.

Анализ динамики чрезвычайных ситуаций в сравнении с предыдущими периодами для ЧС техногенного и природного характера отражен в табл. 1.

Опасности в  техносфере

В 2010 г. в Пермском крае произошло 6 ЧС техногенного характера, по сравнению  с 2009 годом (11 ЧС) их количество уменьшилось  почти в 2 раза, при этом погибло  – 10 чел. (в 2009 г. – 166 чел).

Анализ происшедших на территории края техногенных ЧС показывает, что они обусловлены авариями на транспорте: автомобильном, железнодорожном, воздушном, трубопроводном.

Основными причинами возникновения  ЧС являются технические неисправности  воздушных средств, нарушение правил дорожного движения, несанкционированные  врезки в нефтепроводы и др.

Материальный ущерб от ЧС составил 828,5 млн. руб.

ЧС, произошедшие в 2010 г.:

02.01.2010 г. Деревня Мало-Байдино Частинского муниципального района. Падение частного вертолета «Робинсон Р44-2». Пострадал 1 человек, погибших нет.

19.11.2010 г. Чусовской муниципальный  район. Падение военного самолета  Миг-31. Пострадал 1 человек, погибших  нет.

26.07.2010 г. Ст. Бобки Верещагинский муниципальный район. На 1280 км железнодорожного перегона Бородулино – Кузьма Свердловской ж/д произошел сход электровоза с пустыми грузовыми вагонами, в результате было повреждено 40 м железнодорожного полотна.

05.03.2010 г. Деревня Крылово,  автотрасса Болгары – Юго-Камск. В результате ДТП пострадали 7 человек, из них погибли 5 человек.

19.03.2010 г. Федеральная автодорога  Р-344 Пермь – Кудымкар, 18-й км. В  результате ДТП пострадали 5 человек  (в т. ч. 1 ребенок), погибли 5 человек.

06.12.2010 г. Осинский муниципальный район. В результате несанкционированной врезки на 45 км технологического участка Пермь-Уральское произошло повреждение магистрального нефтепровода «Пермь-Альметьевск» (ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы») с последующим истечением нефтепродукта. Пострадавших нет.

 

 

 

                          Таблица 1. Сравнительная характеристика техногенных ЧС, произошедших в период 2007 – 2010 годов.

Чрезвычайные ситуации по характеру и виду источников возникновения

Количество ЧС, ед.

Погибло, чел.

Пострадало, чел.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Крушения, аварии на ж/д транспорте

1

-

0

1

-

-

0

0

-

-

0

1

Аварии грузовых и пассажирских судов

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Авиационные катастрофы

-

2

2

2

-

91

2

0

-

92

4

1

Крупные автомобильные катастрофы

4

1

1

2

-

-

5

10

20

11

6

12

Аварии на магистральных  трубопроводах, внутрипромысловых нефтепроводах

1

2

3

1

-

-

0

0

-

-

0

0

Взрывы в производственных зданиях, на коммуникациях, технологическом  оборудовании промышленных объектов

1

1

-

-

12

1

-

-

7

8

-

-

Взрывы в жилых домах  и зданиях  общественного назначения

-

-

1

0

-

-

4

0

-

-

4

0

Информация о работе Техногенные катастрофы