Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:34, курсовая работа
Цель разработки этого документа – дать основные направления действий личного состава пожарно-спасательных подразделений авиапредприятия и взаимодействующих организаций в условиях возможного послеаварийного пожара на ВС, эксплуатируемых в данном аэропорту. Оперативный план по тушению пожаров разрабатывает начальник подразделений пожарной охраны предприятий ГА, утверждает или согласовывает с начальником гарнизона пожарной охраны данного региона, а так же с ГУПС МЧС и утверждается начальником авиапредприятия ГА.
Примерная схема тушения пожара СУ рисунок 3.
Рисунок 3. Схема тушения пожара силовой установки
1 – АА –
40 лафетный ствол и рукавная
линия. 2 – АА – 60 1 ствол тушения,
1 ствол охлаждение. 3 – АА –
60 1 ствол тушение. 1 ствол охлаждение.
4 – пути эвакуации пассажиров.
5 – зона горения
В
зависимости от характера неисправности
и предполагаемого места
По тушению пожара и созданию условий для спасания людей:
По спасанию людей из ВС.
Руководитель
группы – сменный начальник аэропорта.
Состав группы: вся аварийно-спасательная
команда аэропорта в составе 25
пожарных, прибывающих на двух автомобилях
ГДЗС, одетых в боевую одежду и имеющих
аппараты защиты органов дыхания.
По видам пожара на ВС. Организация проникновения на борт воздушного судна. Эвакуация пассажиров. Привлечение сил и средств для тушения пожара на ВС. Пополнение огнетушащими составами и заправка водой аэродромных пожарных автомобилей.
По прибытии на место авиационного происшествия руководитель стартового пожарно-спасательного расчета в зависимости от складывающейся обстановки проводит разведку и оценивает обстановку, исходя из чего проделывается следующая работа:
Истекающее горящее внизу (на бетоне или грунте) авиатопливо тушат пеной низкой кратности, подаваемой из стволов СВП от автомобиля АА-60(7310)-160.01. Подается не менее трех стволов для одновременного тушения разлитого авиатоплива и истекающей струи.
При пожарах шасси или силовых установок эвакуация пассажиров осуществляется экипажем аварийного ВС и личным составом пожарно-спасательного расчета, не занятым на тушении пожара и охлаждении конструкций ВС. Эвакуируемые люди должны размещаться на расстоянии не менее 100 м от горящего ВС.
5.
В случае пожара внутри
6.
В случае горения разлитого
авиатоплива тушение проводят, используя
стационарные лафетные стволы
пожарных автомобилей с
Начальник ВПО, получив сообщение об аварийной обстановке, немедленно кратчайшим путем следует к месту авиационного происшествия во главе ВПО. По прибытии на место авиационного происшествия начальник ВПО проводит разведку и оценивает обстановку, принимает на себя руководство тушением возможного пожара и работами по спасанию людей. В дополнение к работам, проводимым личным составом стартового пожарно-спасательного расчета, организует в случае необходимости следующие работы:
Диспетчер пожарной связи, получив сообщение об аварийной ситуации, действует согласно инструкции.
Начальник
пожарно–спасательной команды, получив
сообщение об аварийной ситуации,
прибывает на место авиационного
происшествия кратчайшим путем и
исходя из сложившейся обстановки руководит
действиями личного состава пожарно-
В условиях открытых наружных пожаров, на участках с высоким уровнем тепловой радиации, с наличием высокотоксичных веществ и дыма в салонах ВС, при явной угрозе взрыва, обрушения. Действия личного состава на каждом боевом участке, водителям пожарных автомобилей.
Боевое развертывание. Расстанавливать пожарные автомобили необходимо с учетом возможности их быстрой перестановки на новое место при изменении обстановки на пожаре. Прокладывать рукавные линии следует по наиболее удобным и безопасным путям. На транспортных магистралях должны быть приняты меры к остановке транспорта или обозначению объездных путей. При боевом развертывании запрещается:
При угрозе взрыва горящего объекта боевое развертывание необходимо производить быстро, прокладывать рукава короткими перебежками, используя укрытия, принимать меры для защиты личного состава от поражения взрывной волной, осколками и обломками конструкций.
Тушение пожара, проведение аварийно-спасательных работ. Личный состав должен использовать теплоотражательцые и теплозащитные костюмы, а при работе внутри фюзеляжей ВС — изолирующие противогазы. Надо знать и реально оценивать преимущества и недостатки своего защитного снаряжения, чтобы не создалось ложное чувство полной безопасности. При работе необходимо проявлять осторожность, постоянно следить за состоянием конструкций, имея в виду возможность их обрушения, не следует избирать позиции для тушения пожара под двигателями и плоскостями ВС, где, кроме обрушения, существует опасность попадания на людей истекающего топлива и расплавленного металла.
Наземные пожары на ВС могут сопровождаться взрывами крыльевых кессонных и мягких топливных баков. Взрывы паров топлива крыльевых кессонных баков имеют выраженный направленный характер, зависящий от угла наклона крыла, и сопровождаются разлетом обломков конструкций крыла до 70 м и выбросом горящего топлива в радиусе до 30 м. Взрывы мягких крыльевых топливных баков сопровождаются выбросом горящего топлива в основном под крыло, существенного разлета обломков частей конструкций не происходит.
Для обеспечения безопасности в этих условиях необходимо:
Пожарам и взрывам на ВС могут быть также подвержены топливопроводы, электропроводы, кислородные и гидравлические системы, что может привести к более интенсивному развитию пожара и сопровождаться локальными взрывами систем, поэтому личный состав, участвующий в тушении пожара, должен знать места опасных зон на ВС и принимать все возможные меры предосторожности.
Если
пожар произошел при
При тушении магниевых сплавов 4—6%-ным водным раствором пенообразователя возможно образование хлопков (разрывов расплавленного магния), сопровождающихся разбрызгиванием расплавленного металла на расстояние до 8 м. В целях безопасности в таких ситуациях личный состав должен быть одет в теплоотражательные костюмы, лицо должно быть защищено панорамной маской или щитком.
При тушении шасси ВС необходимо помнить, что нагревание колес и пневматиков представляет потенциальную угрозу разрыва пневматиков, поэтому приближаться к ним для тушения следует только спереди или сзади, подход сбоку в этих случаях опасен. Кроме того, важно учитывать, что разрыв пневматиков может наступить вследствие быстрого охлаждения какой-либо одной части колеса. Во избежание этого водный раствор пенообразователя рекоменду ется подавать тонкораспыленными струями с короткими импульсами продолжительностью 5—10 с через каждые 25—30 с.
При тушении пожара в салонах самолета входить туда должны не менее 2 человек в средствах защиты. У входа обязательно выставляется пост безопасности из 1—2 чел. для оказания экстренной помощи пожарным, работающим внутри ВС. Для снижения опасности ожогов и травм при работе внутри фюзеляжа следует создавать на путях движения водяные завесы из тонко распыленных струй с помощью стволов-распылителей или стволов-пробойников.
При вентиляции салонов ВС для удаления дыма или токсичных газов следует установить тщательный контроль с целью предупреждения повторного воспламенения тлеющих материалов. Выходы, используемые для вентиляции, должны быть открытыми с подветренной стороны.
Для подачи огнетушащего состава на высоко расположенные части ВС необходимо использовать ручные пожарные лестницы, автоподъемники, стремянки, верхние площадки пожарных автомобилей. При этом следует обязательно использовать страховочные приспособления, исключающие падение. При необходимости сбрасывания с высоты предметов или при разборке конструкции надо предупредить людей, работающих внизу, или оградить место падения конструкций указателями. Необходимо следить, чтобы сбрасываемые конструкции не попадали на электропровода, балконы, крыши зданий и пожарную технику.
При тушении наземных резервуаров нефтепродуктов следует расстанавливать автомобили и производить боевое развертывание с учетом возможного разлива нефтепродуктов от разрыва и деформации емкостей. Запрещается устанавливать пожарные автомобили в местах рек, ручьев и канав, расположенных по течению ниже аварийных резервуаров. Сборку пеноподъемников необходимо производить за обвалованием резервуаров. Весь личный состав, работающий на пожаре, должен знать сигналы оповещения об опасности и порядок выхода из опасной зоны. В процессе подготовки пенной атаки в обваловании должно находиться минимальное число людей, в основном ствольщики. Без крайней необходимости не следует допускать пребывание людей на кровлях аварийных и соседних с ними резервуаров. Личный состав, работающий за обвалованием и участвующий в пенной атаке, должен быть одет в теплоотражательные (теплозащитные) костюмы.
Смену ствольщиков, находящихся за обвалованием, необходимо производить поочередно с тем, чтобы как можно меньше людей находилось в опасной зоне.
Работа личного состава в помещениях с газами и парами жидкостей, поражающих кожные покровы, допускается только в специальных герметизированных защитных костюмах и изолирующих противогазах. Для снижения концентрации газов и паров следует орошать помещения распыленной водой. При наличии на горящем объекте неорганических кислот или других веществ, могущих вызвать ожоги, следует обеспечить работающий личный состав резиновыми сапогами, рукавицами и фартуками.