Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:44, реферат
Проблема защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных ЧС признана на сегодняшний день одним из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности, составной частью оборонной функции государства.
Введение…………………………………………………………………….2
Предназначение, задачи и структура РСЧС……………………………...3
Определение…………………………………………………………4
Основные задачи…………………………………………………….5
Структура органов…………………………………………………..5
Состав сил и средств……………………………………………….10
Информационное обеспечение……………………………………13
Основные мероприятия……………………………………………16
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19
Содержание
Введение
Проблема защиты населения и территорий от природных, техногенных и военных ЧС признана на сегодняшний день одним из важнейших элементов обеспечения национальной безопасности, составной частью оборонной функции государства.
Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий (ЗН и Т) от ЧС природного и техногенного характера» на базе Российской системы предупреждения и действий в ЧС Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Ранее на базе местной противовоздушной обороны (МПВО) была создана «Гражданская оборона СССР (РФ)», которая действует в соответствии с «Положением о ГО СССР (РФ)» и Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Известно,
что решение задачи по защите населения
и территории от ЧС достигается осуществлением
комплекса различных
В настоящее
время идет процесс слияния этих
систем и недалек тот день, когда
будет создана единая государственная
система защиты населения и территорий
под общим названием «
Предназначение, задачи и структура РСЧС
Во
исполнение Федерального Закона “О защите
населения и территорий от ЧС природного
и техногенного характера” (от 21.12.1994
№68 ФЗ) и в целях совершенствования
РСЧС 30 декабря 2003 г. постановлением Правительства
РФ №794 утверждено “Положение о единой
Государственной системе
В этом новом Положении учтены:
Новое
Положение позволяет повысить эффективность
функционирования РСЧС при решении
вопросов по защите населения и территорий
от ЧС и обеспечению пожарной
безопасности.
Права граждан РФ в области защиты населения от ЧС
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения территорий от ЧС природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право:
• на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
• использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество;
• быть информированными о риске, которому они могут быть подвергнуты в определенных местах пребывания на территории страны и мерах необходимой безопасности;
• обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам ЗНиТ от ЧС;
• участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
• на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
• на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
• на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
• на пенсионное
обеспечение в случае потери трудоспособности
в связи с увечьем или
• на пенсионное
обеспечение по случаю потери кормильца,
погибшего или умершего вследствие увечья
или заболевания, полученного при выполнении
обязанностей по ЗНиТ от ЧС в порядке,
установленном для семей граждан, погибших
или умерших от увечья, полученного при
выполнении гражданского долга по спасению
человеческой жизни, охране собственности
и правопорядка.
Обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС
Граждане РФ обязаны:
области защиты от ЧС;
указанной области;
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территорий, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.
На
РСЧС в соответствии с Федеральным
законом №68-ФЗ были возложены
следующие основные
задачи и сформулированы принципы.
Основными
задачами РСЧС являются:
•разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее — организаций), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее — объекты) в ЧС;
• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС (далее — силы и средства);
• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
• подготовка населения к действиям при ЧС;
• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
• создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
• ликвидация чрезвычайных ситуаций;
• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
• международное
сотрудничество в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Структура
органов РСЧС состоит из функциональных
и территориальных подсистем и имеет пять
уровней, реагирующих на ЧС: федеральный,
межрегиональный, региональный, муниципальный
и объектовый
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Они могут состоять из региональных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных), муниципальных (городских, районных), объектовых и иных звеньев РСЧС, создаваемых в соответствующих структурных подразделениях данных министерств и ведомств. Если структурные подразделения не созданы, то на ряде уровней отдельные звенья подсистемы могут отсутствовать. Организация, состав сил и средств, порядок функционирования подсистем и звеньев определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями соответствующих ФОИВ по согласованию с МЧС России.
Положение
о функциональной подсистеме реагирования
и ликвидации последствий аварий с
ядерным оружием в Российской Федерации,
а также положения о других функциональных
подсистемах единой системы, создаваемых
федеральными органами исполнительной
власти в соответствии с решениями Правительства
Российской Федерации, утверждаются Правительством
Российской Федерации по представлениям
федеральных органов исполнительной власти,
согласованным с Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.
Территориальные
подсистемы РСЧС создаются органами
исполнительной власти в субъектах Российской
Федерации (республиках, краях, областях,
автономиях) для предупреждения и ликвидации
ЧС в пределах своих территорий и состоят
из окружных, городских, районных, объектовых
и иных звеньев РСЧС, соответствующих
административно-
Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы управления; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС); органы повседневного управления; а также подчиненные им силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности ФОИВ и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральным органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации);
на региональном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; на территории РФ организовано девять регионов: Северо – Западный (Санкт-Петербург), Центральный (Москва), Северо – Кавказский (Ростов), Приволжский (Самара), Уральский (Екатеринбург), Западно – Сибирский (Новосибирск), Восточно – Сибирский (Иркутск), Забайкальский (Чита), Дальневосточный (Хабаровск).