Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:48, реферат
Психология безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы психологии в проблеме обеспечения безопасности человека……………………………………………………………4
1.1 Психология безопасности как отрасль психологической науки…………..4
1.2 Личность и проблемы её безопасности……………………………………..7
1.3 Основные факторы предрасположенности к несчастным случаям……….8
Глава 2. Деятельность и безопасность………………………………………..15
2.1 Психические процессы, управляющие трудовой деятельностью……….15
2.2 Мотивация как один из психологических факторов, влияющих на безопасность труда……………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..
Понятия — результаты основных мыслительных операции. Понятием является любое слово, которое обозначает не единственный конкретный предмет или явление, а определенную группу предметов, явлений или отношения между ними.
Всеобъемлющий характер мышления проявляется в его обзорности, широте, то есть в том, какое количество впечатлений органов чувств и знаний мы можем использовать в мыслительном процессе для обоснования своих выводов. Гибкость и критичность мышления заключается в способности при рассмотрении возможных способов решения задания управлять своим мышлением, сообразуясь с действительностью.
Эмоции. Эмоции играют важную роль в управлении трудовой деятельностью. Различают общее и специфическое эмоциональное отношение к труду.
Положительное эмоциональное отношение позволяет ему мобилизовать свои силы, мастерство, умение. Сознательное упорядочение эмоциональных процессов имеет большое значение, так как нарушения внимания и перебои в действиях часто приводят к несчастным случаям.
Воля. В трудовой деятельности важное значение имеет целенаправленность психических процессов. Сознательное управление восприятием, способность не ослаблять внимания при наличии отвлекающих факторов, преодоление отрицательного влияния воспоминании и мыслей.
Среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает самое важное место. Под мотивом будем понимать то объективное, ради чего совершается деятельность. Потребность является побудителем деятельности. Мотивы выступают как направляющая и контролирующая сила этой деятельности. В труде можно выделить пять основных мотивов:
Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода и социальная выгода. Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, но и материальные опасности, а также опасности социального порядка. Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более лёгкий способ выполнения задания, при котором требуется меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение
Мотив удовлетворённости проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Проявление мотива удовлетворённости будет зависеть от ценностных критериев, склонностей, интересов рабочего.
Чем боле опасным и значимым представляется субъекту данное событие, тем при меньших шансах оно расценивается им как «частое», «редкое». Мотивация к избеганию «духовной» опасности, возникшей по собственной вине, оказывается сильнее, чем к избеганию той же опасности, вызванной техническими причинами. Нарушители меньше бояться опасности, чем «осторожные», а, следовательно, и менее мотивированы к её избеганию. Ведущими фактором, определяющими результирующую мотивацию к использованию средств защиты, являются мотивы избежания физической опасности, а также сохранения при этом высокой производительности (заработка) и удобства. Избежание социального наказания оказалось самым слабым мотивом среди побудителей к использованию средств защиты.
«Риск – это действие( поступок), выполняемое в условиях выбора, когда существует опасность в случае неудачи оказаться в худшем положении, чем до выбора.
При первом подходе риск означает осуществление альтернативного выбора в ситуации неопределённости, где успех – неуспех зависит от случая, а неуспех проявляется в недостижении желаемого результата. При втором подходе риск расценивается как направленность ан особо привлекательную цель, достижение которой связано с физической опасностью.
Выбор варианта поведения в условиях опасности обычно определяется следующими соображениями:
- выигрышем, который может быть получен при данном выборе;
- опасностью;
- шансами на успех или избежание неудачи при сделанном выборе;
- степенью необходимости осуществления выбора, и в частности именно данного выбора.
Рискованное поведение определяется, с одной стороны, объективно действующими ситуативными факторами, а с другой – индивидуальными качествами субъекта. Виды проявления риска: как категория мотивированного (ситуативного) риска, когда люди рискуют ради достижения определённых выгод, и категория немотивированного (бескорыстного) риска. Если мотивированный риск является средством адаптации, приспособления субъекта к ситуации, то немотивированный риск направлен уже не на приспособление к опасности, а скорее, на противодействие ей, на устранение этой опасности. В склонности к мотивированному риску необходимо проявляется и склонность к немотивированному риску.
Готовность к риску отражает, в какой-то мере и мотивационный аспект личности. Готовность к риску оказывается, включающим в себя, наряду с индивидуальными качествами, также различные ситуативные факторы, вытекающие из реальных условий деятельности. Чем выше мотивация индивида к достижению цели, тем ниже готовность к риску. Кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но при высокой защитной тенденции к избеганию неудачи. Связь между готовностью к риску и несчастными случаями детерминируется предметной деятельностью, в частности, мотивацией субъекта к её успешности.
Способность человека к требуемым действиям в аварийных ситуациях
становится
уже универсально важным индивидуальным
качеством, определяющим его защищённость
от опасности и
Установка на защитное поведение в труде зависит от трёх факторов:
- степени предполагаемого риска; преобладающей мотивацией; опыта работы.
Установку на защитное поведение усиливают два обстоятельства:
- когда без риска удаётся получить желаемый результат; когда рискованное поведение ведёт к несчастному случаю.
Для трудовой и учебной деятельности наиболее существенным является результат. Для военной – достижение высокого результата с наименьшими затратами и потерями. В игровой же деятельности на первый план выходит сам процесс. В творческой – её процесс.
Таким образом, статистика несчастных случаев убедительно покрывает, что среди рабочих, не имеющих достаточного опыта, процент несчастных случаев несравненно выше.
Мотивация занимает самое важное место среди психологических факторов, влияющих на безопасность труда.
Таким образом, в работе были выяснены причины, обстоятельства и факторы, способствующие предрасположенности человека к несчастным случаям, способствующие росту числа несчастных случаев, которые возникают по причине расширения диапазона воздействия человека на окружающий его мир как по разнообразию, так и по интенсивности, так как с развитием техники, раскрыты основные подходы к проведению психологических анализов. Опасность растёт быстрее, чем человеческое противодействие ей. Важной причиной является цена ошибки человека, которая с развитием техники обходится ему гораздо дороже. Интенсивное использование её повышает возможность реализации этой опасности, проявляется адаптация человека к опасности. Безнаказанно нарушив правила и получив за счёт этого какие – то мелкие выгоды, повторяются подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил. Также были выяснены и субъективные причины: показная смелость, недисциплинированность, склонность к риску. Большое влияние оказывает отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и прочее. На несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие, как психологический климат в коллективе, принятая система стимуляции труда, условия жизни, вплоть до капризов моды.
Наличие повышенной предрасположенности человека к опасности ещё не является достаточным условием несчастного случая. Такая предрасположенность не может читаться также его необходимым условием. Несчастный случай, вызванный ошибкой рабочего, может рассматриваться как результат нарушения нормального процесса предметной деятельности.
Существует две категории ошибок, К первой категории можно отнести такие ошибки, когда человек, выполняя относительно безопасную работу, создаёт опасную ситуацию своими неправильными действиями. Ко второй категории можно отнести такие ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не смог вовремя отреагировать. В первом случае несчастные случаи связаны с не использованием индивидуальных ресурсов, а во втором – с их нехваткой.
Для своевременного предупреждения несчастных случаев необходимо выявлять конкретные психологические причины их возникновения, необходимо обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок.
Чем выше мотивация человека к достижению цели, тем ниже готовность к риску. Кто сильно мотивирован на успех и имеет высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, кто имеет высокую готовность к риску, но при высокой защитной тенденции к избеганию неудачи.
Следовательно, главной задачей безопасности в труде является создание положительного отношения, настроя к вопросам безопасности, и тогда почти все рассмотренные методы при различных причинах нарушений будут давать положительный эффект в любых опасных ситуациях. В целях предупреждения несчастных случаев необходимо вовремя выявлять конкретные психологические причины их возникновения.
1. Златин П.А., Соколянский В.В., Крекова М.М. Социология и психология труда, МГИУ, 2007 – 385 с.;
4. Носкова О.Г. Психология труда. Издательство: Academia, 2008 – 384 с.;
5. Огнев И.Н. Психологическая безопасность. Изд.: Феникс, 2007 г. 605 с.;
6. Сухов А.Н.Социальная психология безопасности. Academia, 2005, 256 с.;
7. Толочек В.А. Психология
труда. Изд.: ПИТЕР, 2005 – 480 с.