Стресс - как нежелательный результат ускорения деятельности. Основы психологии безопасности деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Психология безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы психологии в проблеме обеспечения безопасности человека……………………………………………………………4
1.1 Психология безопасности как отрасль психологической науки…………..4
1.2 Личность и проблемы её безопасности……………………………………..7
1.3 Основные факторы предрасположенности к несчастным случаям……….8
Глава 2. Деятельность и безопасность………………………………………..15
2.1 Психические процессы, управляющие трудовой деятельностью……….15
2.2 Мотивация как один из психологических факторов, влияющих на безопасность труда……………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

бжд-психология бжд.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра естествознания

 
 

Реферат по дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» 

Тема: «Стресс - как нежелательный результат ускорения деятельности. Основы психологии безопасности деятельности» 
 
 
 
 

Выполнила: Зиатдинова Г.

Группа  – 208

Проверил: к.х.н. Беилин И.Л. 
 
 
 
 
 
 

Казань 2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  основы психологии в проблеме обеспечения  безопасности человека……………………………………………………………4

    1. Психология безопасности как отрасль психологической науки…………..4
    2. Личность и проблемы её безопасности……………………………………..7
    3. Основные факторы предрасположенности к несчастным случаям……….8

Глава 2. Деятельность и безопасность………………………………………..15

2.1 Психические  процессы, управляющие трудовой  деятельностью……….15

2.2 Мотивация  как один из психологических  факторов, влияющих на безопасность  труда……………………………………………………………..18

Заключение………………………………………………………………………22

Список  литературы……………………………………………………………..24 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Смертность  от несчастных случаев в наше время  занимает третье место после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний. Учесть все несчастные случаи, происходящие в мире, то число людей, ежегодно страдающих от них, составит более 10 млн., причём около полумиллиона из них погибает. Основным общепризнанным методом охраны труда уже многие годы является использование системы безопасности. Она призвана решать две основные задачи: способствовать созданию машин и инструментов, при работе с которыми опасность снижается до минимума, и разрабатывать специальные средства защиты, охраняющие человека от опасности в процессе труда. Попутно уделяется внимание техническому обучению людей безопасным приёмам работы и использованию средств защиты, а также общим вопросам организации безопасной работы. Однако, согласно данным международной статистики, главным виновником несчастных случаев является, как правило, не техника, не организация труда, а сам работающий человек.

     В общем деле создания безопасных условий  труда значительную роль играют те науки, которые обеспечивают технический  прогресс, разрабатывают и создают безопасную технику. Однако эффективность технических мер предотвращения несчастных случаев во многом зависит и от самих трудящихся, от их поведения, субъективного отношения к труду и к требованиям безопасности. Психология безопасности труда призвана способствовать отработке безопасных приемов труда, вскрывать причины и вредные последствия неправильного поведения на рабочем месте. В то же время нельзя рассматривать этот процесс изолированно от всего процесса развития сознательности трудящихся, точно так же, как осознание объективных условий безопасности труда неотделимо от общего процесса развития производительных сил.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ В ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

     1.1 Психология безопасности  как отрасль психологической  науки

 

     Психологию  безопасности целесообразно рассматривать  не как раздел психологии труда, а  как некоторую отрасль психологической  науки, изучающую психологический  аспект безопасности в разнообразных  видах деятельности.

     Психология  безопасности – это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности.

     Задача  психологии труда — способствовать тому, чтобы трудовая деятельность становилась легче, безопаснее, доставляла больше радости, чтобы человеческие отношения на предприятии становились гармоничнее, а отношение к труду как можно более сознательным и активным.

     Психология  труда решает эту общую задачу специфически, а именно - путем изучения психических факторов. Под психическими факторами понимают психические явления, регулирующие поведение и деятельность человека: его внимание, ощущение, эмоциональную жизнь, мышление, волю и др. Эти явления хорошо известны из практики, и играют важную роль в формировании отношения к труду, в повышении эффективности трудовой деятельности. Внутри психологии труда самостоятельно исследуются проблемы безопасности труда. Психология безопасности труда — это применение психологических знаний в области охраны труда. Как для психологии труда вообще, так и для психологии безопасности труда в особенности характерна необходимость сотрудничества с другими науками, действующими в той же области. Охрана труда включает в себя такой комплексный круг проблем, где сочетаются проблемы профессиональной подготовки, техники, технологии производства, здравоохранения и техники безопасности. Применение знаний психологии может привести к успеху лишь тогда, когда они органически входят в единую систему мероприятий по охране труда. Учёные высказали мысль о целесообразности сознания единой науки о труде – эргономике, предназначенной для разностороннего изучения трудовой деятельности с позиций отдельных наук о труде и поисков комплексных путей её оптимизации по критериям этих наук.

     В процессе труда участвует человек, который обычно при посредстве соответствующих  орудий воздействует на предмет труда  в существующих условиях среды. Непосредственным источником повреждений – причинителем повреждений может явиться любой из компонентов труда: предмет труда, орудия труда, внешняя среда. Виновником может быть сам рабочий или неправильные действия рабочего, или техника.

     Процесс труда и взаимодействие его компонентов  обычно регулируются соответствующей  организацией. Фактор организации связывает не только человека с предметом труда, орудиями труда и средой, но и все эти компоненты между собой. Он определяет поведение человека, применение орудий и предметов труда, а также допустимые условия окружающей среды. Среди различных факторов производства принято выделять опасные производственные факторы, воздействие которых на рабочего приводит к травме, и вредные производственные факторы, воздействие которых на рабочего влечёт за собой профессиональное заболевание. Опасные производственные факторы можно подразделить также на явные, когда их опасность очевидна и для её устранения необходимы соответствующие меры, и потенциальные, которые могут стать объектом опасности лишь в результате ненормального поведения человека.

     Несчастный  случай – это внезапное непреднамеренное повреждение

человека, происшедшее в результате воздействия  опасного производственного фактора или собственного опасного поведения. Необходимым условием того, чтобы возник несчастный случай от опасного производственного фактора, является нахождение человека в опасной зоне. Вторым необходимым условием возникновения несчастного случая являются нарушения, появляющиеся именно в тот момент, когда человек находится в опасной зоне. Кроме них, требуется обычно ещё определённое стечение целого яда других обстоятельств.

     Несчастный  случай можно определить как событие, возникающее в результате некоторого нарушения трудового процесса и  стечения определённых обстоятельств, когда человек находится в опасной зоне.

     Ситуацию, в которой создаётся достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной, или аварийной. Если же нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, вызывающим гибель хотя бы одного человека, подобное событие иногда квалифицируется уже как катастрофа. Несчастный случай порой расценивают как следствие неадекватного поведения человека в опасной ситуации, как результат его неправильных реакций не такую ситуацию. Основная сложность поведения в связи с опасной ситуацией заключается в её своевременном обнаружении, диагностировании и выборе адекватного способа реагирования на неё. Жестокие же временные ограничения, которые обычно возникают в таких ситуациях, и большая цена ошибки делают опасную ситуацию эмоционально напряжённой.

     Для выявления отношения человека к различным задачам и ситуациям, возникающим в трудовой или любой другой деятельности, необходимо установить смысл, который он усматривает в этих задачах и ситуациях. Эмоции, возникающие в процессе деятельности, бесконечно разнообразны. Однако для процесса труда можно выделить две главные категории переживаний: эмоции, обусловленные успешным течением процесса деятельности, успешным достижением цели, и эмоции, связанные с трудностями, препятствиями, возникшими на пути к цели, порождённые различными опасностями для человека, угрозами его ценностями.

     Уровень тревоги, возникающей в опасной  ситуации, оказывается обусловлен как  тяжестью вытекающих из неё последствий, так и возможностью из реализации. Можно предположить, что осознание человеком высокой опасности решаемой задачи вызывает у него чрезмерно сильное волнение, которое приводит к дезорганизации деятельности и понижению его физических возможностей по решению подобной задачи.

     1.2 Личность и проблемы её безопасности

 

     Можно выделить четыре фактора, обусловливающих способность человека противодействовать опасности в труде:

     - чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств человека и проявляющийся в бессознательной регуляции;

     - фактор, определяющий индивидуальные особенности психического отражения и психических функций человека;

     - фактор, вытекающий из опыта человека, его навыков, знаний, умений;

     - фактор, характеризующий направленность человека, то есть его мотивы, интересы;

     В сфере производства система безопасности труда, решает ряд задач:

     - способствует обеспечению общей организации безопасности производства;

     - способствует разработке и использованию индивидуальных и стационарных средств защиты от опасных производственных факторов;

     - способствует организации обучения безопасной работе, выполнению правил по безопасному труду, контролирует готовность техники и людей к безопасной работе;

     - осуществляет воспитание и пропаганду безопасной работы;

     Итак, резюмируя воздействие системы безопасности труда на человека, можно заключить, что, с одной стороны - способствует повышению его профессиональных умений производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду и, с другой – обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты и таким путём дополнительно увеличивает его результирующую защищённость. Воздействие системы безопасности труда на производство проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении уровней их действия благодаря применению средств стационарной защиты. Исходя из существующих опасных факторов и указанных мер противодействия, им формируется результирующая производственная опасность. На базе взаимодействия всех трёх рассмотренных подструктур (человек, производство, система безопасности труда) складывается фактический уровень безопасности труда.

    1.3 Основные факторы предрасположенности к несчастным случаям

 

     Существуют  общие дифференцирующие показатели предрасположенности к опасности: эмоциональные свойства и качества темперамента; низкие качества внимания (его концентрации, распределения и переключения); малая наблюдательность (осмотрительность); недостаточная сенсомоторная координация; низкая выносливость; склонность к риску.

     Существует  мнение, что причины предрасположенности к несчастным случаям следует искать в том, как субъект воспринимают ситуацию и возникшую в ней задачу, в какой мере он устремлён к достижению цели и насколько реальным при этом он считает возникновение несчастного случая.

     Женщины реже создают опасные ситуации, а мужчины в таких ситуациях способны скорее избегать несчастных случаев. Из сказанного следует, что для обеспечения безопасности труда женщин следует в первую очередь стремиться к созданию нормальных условий труда и устранению, по возможности, причин, портящих настроение, вызывающих у них переживания тревоги и страха.

     Наиболее  распространённым производственным показателем  рабочих, с которым принято соотносить уровень травматизма, является стаж работы. Можно сделать вывод, что с повышением возраста рабочего его предрасположенность к несчастным случаям ни в производственных, ни в непроизводственных условиях не увеличивается. Наиболее опасным в отношении травматизма является возраст между 20 и 25 годами. Если предположить, что с увеличением возраста рабочего будет непрерывно расти и его профессиональный стаж, то с увеличением возраста и стажа успешность труда будет даже несколько повышаться. Фактически же травматизм падает за счёт роста профессионального стажа.

     Можно заключить, что в начале освоения профессии из-за малого стажа и обычно молодого возраста имеет место пик травматизма, тогда, как в дальнейшем, с ростом стажа, действует общая тенденция снижения количества несчастных случаев. Однако при профессиональном стаже примерно 5 лет, обнаруживается второй скачок числа несчастных случаев.

     Первый  пик оказывается обусловленным  недостатком знаний рабочего: он ещё не может точно определить, что опасно и что не опасно, где последствия ошибок невелики, а где это чревато несчастным случаем. Названные факторы авторы определяют как проявление неопытности рабочего. Второй пик возникает при наличии примерно пятилетнего профессионального стажа.

Информация о работе Стресс - как нежелательный результат ускорения деятельности. Основы психологии безопасности деятельности