Современное состояние и негативные факторы среды обитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 23:20, контрольная работа

Описание работы

В процессе развития цивилизации перед человечеством возникло и стоит множество сложных проблем по его выживанию. Среди них проблемы изменения климата, деградации мировой экологической системы, катастроф техногенного, природного и социального характера.
Учёные считают, что если сохранятся современные темпы роста температуры на 0,3 С° за десять лет, то к 2025 году она поднимется на 1° С. Поскольку поверхность суши будет нагреваться быстрее океана, наибольшие изменения коснутся ландшафтов северных широт. Подъём же уровня моря будет равен примерно 6 мм в год и, следовательно, составит 15 см. Имеются и сценарии, по которым средняя температура будет увеличиваться лишь на 0,1 - 0,2° С за десять лет, так что общее потепление скажется меньше.
Тем не менее, даже сравнительно небольшой подъём уровня Мирового океана может поставить серьёзные проблемы перед многими приморскими (особенно низменными) странами. Последствия этого явления могут быть прямыми (затопление низменных территорий, увеличение размыва берегов) и косвенными (потери ресурсов пресной воды из-за подъёма грунтовых вод и проникновения солёной морской воды в водоносные горизонты). Особенно опасен подъём уровня Мирового океана для таких развивающихся стран, как Бангладеш, Египет, Гамбия, Индонезия, Мальдивская Республика, Мозамбик, Пакистан, Сенегал, Суринам и Таиланд. Например, в Бангладеш подъём уровня моря только на 1 м заставит сменить место жительства 10 % населения этой страны. В Египте подъём этого уровня только на 50 см приведёт к затоплению большей части дельты Нила и мест обитания 16 % его жителей. Ещё большую угрозу такой подъём представлял бы для Мальдивских островов, которые состоят из двадцати атоллов; 80 % их территории расположены ниже 1 м над уровнем моря. Из стран Европы подъём уровня океана был бы особенно опасен для Нидерландов.

Работа содержит 1 файл

пособие_БЖ.doc

— 742.50 Кб (Скачать)

Расширение территорий «второй  природы» требует всё больших  усилий по её поддержанию. Это одна из причин роста абсолютных и относительных  энергетических затрат, составляющих один из существенных лимитов в развитии человечества в рамках биосферы. Глобальное поддержание экологического баланса (как и регионально-локальное), очевидно, требует расчётов оптимального пространственно-объёмного и функционального соотношения «первой» и «второй» природы.

«Третья природа», или артеприродная среда, - весь искусственный мир, созданный человеком, вещественно энергетически не имеющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться. Это уже не «очеловеченная природа», а в корне преобразованное человеком вещество, либо входящее в них с трудом. К «третьей природе» можно отнести асфальт и бетон современных городов, внутреннее пространство мест жизни и работы, транспорта и предприятий сферы обслуживания (физико-химические характеристики, размерность, эстетика помещений и т.п.); технологическое оборудование; транспортные объекты; мебель и другие вещи («среда вещей», включая даже мелочи); всю синтетику. Особенное внимание следует обратить на культурно-архитектурную среду, с лёгкой руки Д. С. Лихачева утвердившейся в не совсем семантически корректном названии «экологии культуры».

Современного человека главным  образом окружает именно эта среда, а не природная - «первой» и «второй» природы, особенно «первой», создающей лишь фон и фундамент, на который накладывается весь комплекс антропогенных изменений. В одних случаях среда «второй» и «третьей» природы смягчает воздействие природной среды (например улучшает микроклимат), в других - заменяет своими элементами природную среду (информативность архитектуры, воздействие кондиционеров и т. п.), в-третьих, артеприродная среда оказывается резко ухудшенной, особенно по физико-химическим и информационным показателям (загрязнение всех видов, однообразие архитектуры и т. п.). Сравнение “ природного оптимума» с факторами воздействия «второй» и «третьей» природы позволяет определять направления управляющего воздействия, нацеленного на оптимизацию этих «природ».

Среда социальная - культурно-психологический (информационный, в том числе политический) климат, намеренно и/или непреднамеренно, сознательно и/или бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретённых ими средств материального, энергетического и информационного воздействия. Воздействие включает: экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном (жильём, пищей, одеждой, другими потребительскими товарами); гражданские свободы (совести, волеизъявления, передвижения, места проживания, равенства перед законом и т. п.); степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжёлым социальным кризисом, потерей работы, изменением её направленности, голодом, лишением свободы за убеждения, бандитским нападением, воровством, неизбежным хроническим или неожиданным заболеванием, распадом семьи, её незапланированным ростом или сокращением и т.д. и т.п.); моральные нормы общения, свободу самовыражения, в том числе трудовой деятельности (максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания); возможность свободного общения с лицами сходного этнического и культурного уровня, т. е. создания и вхождения в эталонную для человека социальную группу ( с общностью интересов, жизненных идеалов, поведения и т. п.); возможность пользоваться культурными и материальными ценностями (театрами, музеями, библиотеками, товарами и т. д.) или сознание обеспеченности такой возможности; доступность или сознание доступности общепризнанных мест отдыха (курортов и т. п.) или сезонной (временной) перемены типа жилища (вплоть до туристской палатки); обеспеченность социально-психологическим пространственным минимумом, позволяющим избежать нервно-психического стресса от перенаселения (оптимальная частота встреч с другими людьми, в том числе знакомьми и родными); комфорт сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т. п.).

Социальная среда интегрируется с природной, квазиприродной и артеприродной средами в общую совокупность окружающей человека среды. Все факторы каждой из рассматриваемых сред тесно взаимосвязаны между собой и составляют объективные и субъективные стороны «качества среды жизни». При этом объективное неотрывно от субъективного, эта глубокая связь может не осознаваться. Ни в коем случае нельзя думать, что какая-то из подсистем (природная среда, любая из двух её антропогенных модификаций и социальная среда) может заменить другую или быть безболезненно выброшена из общей системы окружающей человека среды. Подсистемы способны лишь усиливать или ослаблять действие друг друга, но не снимать этих воздействии. Так, природный климатический дискомфорт может быть ослаблен лучшей организацией «третьей природы» и социальным оптимумом, но это не означает, что среда жизни человека при этом станет идеальной.

Исследование человека в качестве системного образования требует  учёта ряда присущих ему свойств : Во-первых, как представитель своего вида человек имеет ряд генетических и фенотипических анатомо-физиологических особенностей адаптивного характера, что определяет степень воздействия природной среды на его организм (например, механически нельзя «поменять местами» негров и эскимосов как популяции);

Во-вторых, этолого-поведенчески человек также специфичен как в малых объединениях, так и в больших (например, в семье легко определить экономического главу по максимальному получаемому доходу, но психологический глава семьи может не совпадать с экономическим: для более значительных групп тип южанина и тип северянина достаточно известны);

В-третьих, желательный и практически  осуществляемый характер труда человека со всеми его нюансами (отраслевыми и хобби) отличается от чисто экономических его характеристик и резко различен в пределах всех других особенностей «человеческого целого»;

В-четвёртых, историко-эволюционно складывается этническая специфика человека (например, скандинавский этнос ясно отличается от германского или британского, не говоря уже о монгольском);

В-пятых, социальные совокупности четко, хотя и временно в историческом смысле, отличаются друг от друга (например, интеллигент, крестьянин и рабочий);

В-шестых, экономические устремления  людей различны в зависимости  от их принадлежности к той или другой социальной группировке, но тем не менее по своей сущности не совпадают с нею (производственная и социальная характеристики человека различны, степень экономической обеспеченности полностью не совпадает с социальным статусом и т. д.);

В-седьмых, «цели одного иерархического уровня организации антропосистемы могут не совпадать с целями другого иерархического уровня, т. е. имеются определённые противоречия между, например, индивидуальными социальными потребностями и потребностями семьи, а тем паче более крупных объединений (такая констатация нередко отрицалась для советского общества со ссылкой на гармоничность социалистической социальной системы, однако указанные противоречия в нашем обществе - непреложный факт).

Уяснение среды жизни человека и его как системы позволяет выделить классификацию потребностей (рациональных условий деятельности), которые объективно необходимы для нормального существования человека. В этой связи выделим пять групп потребностей (условия деятельности) человека: биологические,  этологоповеденческие (психологические), этнические, социальные, трудовые и экономические.

А. Биологические (анатомно-физиологические, физические, или естественные) условия деятельности человека:

  1. возможность физического существования человека, обеспечиваемая отсутствием стихийных бедствий, длительных голодовок, повальных моров, хронических болезней раннего возраста и т. п., повторяющихся чаще воспроизводственного цикла населения;
  2. тепловой, радиационный и магнитно-волновой комфорт (возможность

поддержания нормальной температуры тела, выработки гуморальных веществ, поддерживающих здоровье, и отсутствие генетических разрушений в первом и последующих поколениях под влиянием волновой среды);

3) состав воздуха, не приводящий к физиологическим, а тем более морфологическим или генетическим аномалиям, неприятным ощущениям и гибельным последствиям, особенно в ряду поколений (химический, ионный и т. д. состав воздуха);

4) питьевая вода, потребление которой не вызывает отрицательных эмоциональных, физиологических, паталого-морфологических, устойчивых эпидемиологических и генетических неблагоприятных последствий;

5) сбалансированная по калорийности, химико-элементному (макро- и микроэлементы), органико-вещественному (белки, жиры, углеводы) и национально-вкусовому составу пища (включает также тонизирующие и др. привычные налитки, приправы и. п.).

6) полноценный сон, другие виды отдыха (рекреации);

7) защищенность от паразитарных и вирусно-бактериальных заболеваний и геохимических эндемий, в том числе любых антропогенных загрязнений (ядохимикатами и т.д.), приводящих к массовым аномалиям (но тем не менее, при сохранении некоторого эпидемиологического «фона» для естественного отбора);

8) биологический информационно-пространственный комфорт - защищенность от «стресса присутствия» -переуплотнения человеческих популяций - и «стресса отсутствия - их сверхразреженности;

9) комфорт природный, главным образом биогенной среды ( в том числе информационный) - адекватное воздействие экосистем ( в основном растительности, отчасти животных) на организм человека ( через фитонциды и др. биогенные факторы), наличие микрофлоры симбионтов (например, кишечных) и т. п:

10) наличие подходящей субстрактной среды - благоприятных механических свойств земной поверхности, Бездействующих на человека через напряжение мышц, отсутствие пыли и т. д.:

II) определённое положение человека в пространстве и частота смен этого положения (высота нахождения над уровнем земли, соотношение человека с осями растительности, отношение к вертикали зданий и т. д.;

12) определённая степень подвижности и трудовых занятий как биологических факторов (профилактика гиподинамии и биологической дисинформативности);

13) определённый трудовой и жизненный «индивидуальный участок», (определяемый транспортной доступностью, влиянием транспорта на организм человека, подвижностью самого человека в данных условиях природной среды, жизненно-квартирными условиями, сменой первого и второго жилища, местными и национальными традициями и т. п. факторами);

14) продолжение рода как биологическое стремление к размножению:

15) сексуальная потребность, отличающаяся у человека от стремления к продолжению рода (степень «сексуальной сытости»);

16) выделительная потребность, биологически связанная с пространственным комфортом, так как речь идёт не об индивидуальном процессе выделения (в физиологическом смысле - кал, моча, пот, выделения с дыханием и т. д.) и восприятия его другими людьми, но о сопряжении всех выделений в некоторый «биологический климат» (местный и региональный).

Б. Этолого-поведенческие (психологические) условия деятельности человека:

1) вхождение в этологическую группу, в которой раскрываются поведенческие свойства особи (доминирование, подчинённость и т. д.)- потребность психолого-эмоционального контакта;

2) создание своей группы (в том числе семейной) - для доминирующих особей, вхождение в свою эталонную группу - для подчиненных особей;

  1. определённая плотность однозначных групп в коллективе.

В. Этнические условия  деятельности человека:

1) этническая самостоятельность: осознанность объективного существования своего этноса - эколого-социально-экономической совокупности, формирующейся на грани между «биологическим» и «социальным» человеком под влиянием природной, квазиприродной, артеприродной и социальной среды в их интеграции (наличие чувства объективности существования своего народа);

2) принадлежность к этнически самостоятельной группе (сознаваемая и неосознанная), материализующаяся через национальную одеяеду, быт, обычаи и другие знаки этнической включенности;

3) определённая численность этноса, дающая уверенность в устойчивости его существования;

4) пейзаж «родной природы», адекватный истории формирования и развития этноса - этнический «цветущий край» (часть природной среды и среды «второй» природы, запечатленная «этнической наследственностью»);

  1. соответствующая (запечатленная в «этнической памяти» с детства) среда «второй» и «третьей» природы (архитектура, культурные ландшафты, организация населенных мест и т. д., в целом «экология культуры»).

Г.Социальные (и социально-психологические) потребности человека:

1) гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести, волеизъявления, места проживания, равенства перед обществом и законом и т. д.);

2) конституционные или традиционно-общественные гарантии и общая степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжёлым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения или высказывания, бандитским нападением, воровством, неожиданным острым или хроническим заболеванием в условиях плохо организованного здравоохранения, инвалидностью, старостью, распадом семьи, ее незапланированным ростом и т. д.);

3) моральные нормы общения между людьми;

4) свобода познания и самовыражения, в том числе через уровень образования, изобразительное и другие виды искусства, максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания;

5) чувство нужности обществу (личной и эталонной для человека группы), а через него нужности самому себе;

6) возможность образования социальных групп различного иерархического уровня и свободного общения с лицами своего круга — своей этнической, социальной, трудовой, экономической группы и их половозрастных модификаций как непосредственно, так и через средства информации;

7) сознание своего пола и возраста, следование их общественным нормативам;

8) наличие или возможность образования семьи как социальной ячейки;

9) соответствие выработанных в ходе социализации стереотипов и идеалов реальным общественным нормам (совпадение индивидуальной картины мира с реальной действительностью) или терпимость общества к индивидуальным стереотипам, отличающимся от сложившихся общественных норм (если они не переходят в патологию);

Информация о работе Современное состояние и негативные факторы среды обитания