Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа
Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др.
Введение …………………………………………………………………....... 3
1. Методология исследования национальной безопасности …….... 5
2. Характеристика среды безопасности современной России …… 12
3. Основные проблемы внутренней безопасности России ……….. 16
4. Основные направления деятельности государственных
органов власти по предупреждению и локализации
угроз внутренней безопасности России …………………………… 24
Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников ………………………………….. 29
Приложения ………………………………………………………………….. 30
Говоря о нормативно-правовом аспекте совершенствования федеративных отношений, необходимо прежде всего, в нормах Конституции Российской Федерации скорректировать юридическую формализацию основных принципов федеративного устройства, иными словами, более четко закрепить в конституционных нормах названные принципы федеративного устройства и связанные с ними правовые формы регулирования федеративных отношений, круг предметов ведения, определить основные принципы, формы и процедуру разграничения и реализации компетенции по предметам совместного ведения, установить основы публично-правовой ответственности Федерации и ее субъектов за ненадлежащее осуществление разделенной по вертикали государственной власти. Пока же основной пласт законодательства Российской Федерации и ее субъектов еще до конца не сформирован, необходимы экстренные меры, способные сломить неблагоприятные тенденции в региональном нормотворчестве, установить предел субъективизму в праве, разрушению единства правовой системы.
В заключение можно отметить, что действия по обеспечению национальной безопасности, в частности, безопасности основ конституционного строя Российской Федерации и защите интересов государства от угрозы правового сепаратизма, могут проводиться по двум основным направлениям:
1) противодействие уже реально
существующим угрозам,
2) превентивные меры по предотвращению и нейтрализации угроз.
Заключение
Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых – высокие требования к достоверности знания, выбору средств научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфические особенности характерны не только для изучения системы, но и для ее функционирования. Национальная безопасность имеет сложную структуру. Только научная методология может найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, применение которого позволяет достичь наиболее глубокого осмысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функциональных компонентов. Система "национальная безопасность" выступает как диалектическое единство взаимодействия жизненно важных интересов личности, общества и государства. Политика, как деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, выступает в данной системе в совокупности ее функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного.
Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.
Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства – обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.
Национальная безопасность как социальная система исследуется теоретическими методами, среди которых приоритетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Понимание сущности, видение структурных и функциональных компонентов общей системы "национальная безопасность" способствует методологической обоснованности исследований проблем национальной безопасности. Исторический аспект зарождения и развития системы национальной безопасности способствует выявлению ее общих закономерностей, а также специфики их преломлений в различных условиях.
Политический анализ, как метод исследования социальных систем, помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности реформирующейся России, правильно определить национальные цели и основные направления деятельности личности, общества и государства. Он позволяет видеть политику как конкретную деятельность субъектов обеспечения безопасности национальных целей, проследить зарождение и истинную роль государства в обеспечении национальной безопасности.
Особенностью отечественной
Список использованных ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Схема концепции национальной безопасности
Приложение 2
Субъекты Российской Федерации с признаками
этнополитической напряженности
№ пп |
Субъекты Федерации |
Национально-территориальные образования |
Доля русских менее 70% |
Высокая нагрузка вынужденными мигрантами |
Конфликтогенный потенциал (группа) |
Европейский Север | |||||
1. |
Карелия |
+ |
- |
+ |
2 |
2. |
Коми |
+ |
+ |
- |
2 |
Черноземный центр | |||||
3. |
Белгородская область |
- |
- |
+ |
1 |
4. |
Воронежская область |
- |
- |
+ |
1 |
5. |
Курская область |
- |
- |
+ |
1 |
Урало-Поволжье | |||||
6. |
Башкортостан |
+ |
+ |
+ |
3 |
7. |
Волгоградская область |
- |
- |
+ |
1 |
8. |
Калмыкия |
+ |
+ |
- |
3 |
9. |
Марий-Эл |
+ |
+ |
- |
3 |
10. |
Мордовия |
+ |
+ |
+ |
2 |
11. |
Оренбургская область |
- |
- |
+ |
1 |
12. |
Пензенская область |
- |
. |
+ |
1 |
13. |
Самарская область |
- |
- |
+ |
1 |
14. |
Саратовская область |
- |
- |
+ |
1 |
15. |
Татарстан |
+ |
+ |
+ |
4 (б) |
16. |
Удмуртия |
+ |
+ |
- |
2 |
17. |
Ульяновская область |
- |
- |
+ |
1 |
18. |
Чувашия |
+ |
+ |
- |
3 |
Северный Кавказ | |||||
19. |
Адыгея |
+ |
+ |
- |
3 |
20. |
Дагестан |
+ |
+ |
- |
4 (а) |
21. |
Ингушетия |
+ |
+ |
+ |
4 (б) |
22. |
Кабардино-Балкария |
+ |
+ |
+ |
4 (б) |
23. |
Карачаево-Черкесия |
+ |
+ |
+ |
4 (б) |
24. |
Краснодарский край |
- |
- |
+ |
3 |
25. |
Ростовская область |
- |
- |
+ |
1 |
26. |
Северная Осетия |
+ |
+ |
+ |
4 (а) |
27. |
Ставропольский край |
- |
- |
+ |
3 |
28. |
Чечня |
+ |
+ |
- |
4 (а) |
Сибирь и Дальний Восток | |||||
29. |
Агинский АО |
+ |
+ |
- |
3 |
30. |
Амурская область |
- |
- |
+ |
1 |
31. |
Бурятия |
+ |
+ |
- |
3 |
32. |
Приморский край |
- |
- |
+ |
1 |
33. |
Республика Алтай |
+ |
+ |
- |
3 |
34. |
Республика Саха |
+ |
+ |
- |
3 |
35. |
Тыва |
+ |
+ |
- |
4 (б) |
36. |
Усть-Ордынский АО |
+ |
+ |
- |
3 |
37. |
Хакасия |
+ |
- |
- |
3 |
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Какую Россию мы строим?" //Независимая газета. 2000.11 июля.
2 Там же
3 Независимая газета. 2000. 12 июля.
4 Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля.
5 Конституция Российской Федерации. Ст. 2. М., 1993; Закон Российской Федерации "О безопасности". М., 1992; Концепция национальной безопасности В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.
6 Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень "Дедалус". 1995. №124; Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб. статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 1994.
7 Дойл М. У. Пути войны и мира. Вашингтон, 1997. С. 15-16.
8 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.
9 Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000. С. 53-64.
10 Там же.
11 Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 262-263.
12 Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопасность Евразии 2000. №1. С. 14.
13 Государственная Дума, Федеральное Собрание Российской Федерации, Комитет по охране здоровья Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан 1990-1998 гг.
14 Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 299-304.
15 Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. //Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке". М. ЭДАСПАК, 2001. С. 301-302.
Информация о работе Современная концепция национальной безопасности РФ