Современная концепция национальной безопасности РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др.

Содержание

Введение …………………………………………………………………....... 3

1. Методология исследования национальной безопасности …….... 5

2. Характеристика среды безопасности современной России …… 12

3. Основные проблемы внутренней безопасности России ……….. 16

4. Основные направления деятельности государственных
органов власти по предупреждению и локализации
угроз внутренней безопасности России …………………………… 24

Заключение ………………………………………………………………….. 28

Список использованных источников ………………………………….. 29

Приложения ………………………………………………………………….. 30

Работа содержит 1 файл

Современная концепция национальной безопасности РФ.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Этих простых сторон у любого сложного явления много, они образуют сложную структуру, в основе их изучения лежат различные формализации и математические методы. Когда все эти простые стороны в совокупности эквивалентны исходному процессу, то это означает, что данный процесс поддается изучению и прогнозированию с помощью средств формального анализа. В большинстве случаев это не так, и тогда изучение и прогноз данного процесса осуществляется, в конечном счете, с помощью специалистов, имеющих гуманитарную ориентацию. В какой мере при изучении общественно-политического процесса существенны его "простые" стороны, которые могут быть изучены формальными средствами, зависит от характера этого процесса. В какой мере эксперты при анализе общественно-политического процесса, при его прогнозе, при принятии решений используют результаты исследования формальными методами его "простых" сторон, зависит от общего развития науки и культуры, от образованности и культуры экспертов, от развития фундаментальной науки, математического моделирования, информатики и имеющихся в ней инструментов, от того, в какой мере средства формального анализа уже проникли в считающиеся гуманитарными сферы деятельности, наконец, от общественного мнения, от отношения к науке.

Другими словами, рациональным при  изучении сложных комплексных общественно-политических процессов, характеризующих национальную безопасность, является сочетание (адекватное рассматриваемым проблемам) средств гуманитарного и формального анализа. Средства формального анализа выступают при этом как инструменты анализа и прогноза. Здесь необходимо отметить, что неправильное использование инструментов в любой сфере деятельности приносит не пользу, а вред, и тем больший, чем мощнее инструмент. Неквалифицированное использование средств формального анализа в таком вопросе, как национальная безопасность, способно поставить государство на грань катастрофы. Использование этих средств вовсе не облегчает жизнь принимающим решение, как об этом иногда думают, а существенно усложняет ее, требуя от них другого, на порядок более высокого уровня образованности, культуры, владения различными инструментами, способности понимать и интерпретировать результаты исследования с применением средств формального анализа.

 

2. Характеристика среды безопасности современной России

 

С окончанием "холодной войны" среда безопасности не изменилась в лучшую сторону. Эпоха революций в политике, экономике, технологии продолжается и сегодня. Успех демократии по всему миру, рост новых глобальных торговых отношений, расширение сети глобальных коммуникаций, прорывы в информационных технологиях существенно повлияли на внешнюю и внутреннюю среду безопасности всех без исключения стран, привели к трансформации угроз национальной безопасности. Старые страхи, вызываемые угрозами "холодной войны", сменились новыми страхами перед лицом новых угроз: угрозой международной преступности и международного терроризма, опасностью распространения оружия массового поражения, опасностью национальной ненависти, опасностью агрессии со стороны государств, поддерживающих терроризм. С точки зрения национальной безопасности, XXI в. представляется более неопределенным, чем период "холодной войны".

В период "холодной войны" сохранение суверенитета государства, его конституционного строя, территориальной целостности были главными интересами государственного уровня стран-членов НАТО и Варшавского Договора. Силы, ведущие идеологическую борьбу, стремились к уничтожению самого образа жизни противоборствующих сторон. Поэтому проникновение буржуазной идеологии, с одной стороны, или коммунистической идеологии, с другой стороны, в общественное сознание считалось основной угрозой национальной безопасности, а сохранение идеологических догм государства – основополагающим национальным интересом. В качестве вспомогательных рассматривались интересы, способствовавшие укреплению обороноспособности государства и снижению уязвимости от внешней военной угрозы. На основе таких представлений была выстроена биполярная система международной безопасности, наложившая отпечаток на всю систему международных отношений в XX в.

С окончанием "холодной войны" угроза образу жизни исчезла для большинства  государств Европы и Центральной Азии. Сегодня уже нет значительной угрозы сохранения того или иного устройства государства со стороны приверженцев либерально-демократических или коммунистических идей. Очевидно, в XXI в. будет преобладать мышление либерализма, которое уже сегодня оказывает сильное влияние на восприятие национальных интересов, ценностей и характера угроз им. И в России на рубеже веков безопасность личности приобрела первоочередное значение. Безопасность государства признается в качестве инструмента, обеспечивающего безопасность личности и общества Либерализм все больше становится доминирующей идеологией, определяющей отношения между личностью и государством5.

Либеральные философско-мировоззренческие  взгляды на проблему национальной безопасности оказывают непосредственное влияние на саму среду безопасности, в которой развивается личность, общество и государство. Они повлияли и на разработку новых концепций национальной безопасности в конце XX в. в новых независимых государствах Европы и Азии. В частности, ученые стран, недавно входивших в СССР, заговорили об "общечеловеческой" или "общей" безопасности, чтобы подчеркнуть расширение парадигмы национальной безопасности6. Новое понимание национальной безопасности в Российской Федерации, например, предполагает, что государство должно заниматься проблемами личности: материальным благосостоянием, качеством окружающей среды и правами человека, что личность является главной ценностью государства и общества.

Изменились подходы к определению  и оценке угроз национальной безопасности. Если традиционное понятие национальной безопасности было связано с отсутствием военной угрозы или способностью защитить нацию от внешней агрессии, то сегодня рассматриваются угрозы экологических катастроф, массовых перемещений беженцев, нарушения прав национальных меньшинств наряду с угрозами пограничных споров или распространения оружия массового поражения. Список анализируемых органами обеспечения национальной безопасности угроз стал длиннее по сравнению с эпохой идеологизированных государственных ценностей.

Однако с официальным окончанием "холодной войны" старое мышление как отдельных политических деятелей, так и целых социальных общностей автоматически не изменилось. По-прежнему еще остаются приверженцы добиваться национальной безопасности путем достижения односторонних преимуществ за счет своих оппонентов. Сторонники концепций политического реализма и неореализма считают, что мир в XXI в. будет жить по принципу Т.Гоббса "война всех против всех". Американские политологи Генри Киссинджер и Кеннет Уолтс и сегодня делят мир на антагонистические блоки и по-прежнему уделяют главное внимание балансу военной силы между этими блоками"7. Такое мышление свойственно и некоторым отечественным ученым, которые считают целесообразным создание подобного блока между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Такая точка зрения представляется ошибочной.

В современной Европе и Центральной  Азии угроза военного конфликта, несомненно, сохраняется, однако причины вооруженных столкновений сегодня совсем другие: это этнические, религиозные и националистические конфликты; слабость институтов государственной власти; массовая миграция; террористические акции, пограничные споры; распространение обычного оружия среди населения отдельных стран; ухудшение экологии и др. Многие из этих проблем существовали десятилетиями, но они обострились после распада Советского Союза и породили множество пограничных споров, которые не разрешены и по сей день. Границы новых государств, бывших республик СССР, образовавшихся после распада Советского Союза, и сегодня не имеют четкой определенности. Это порождает явные и скрытые противоречия между государствами СНГ. Коммунистическая пропаганда отрицала существование в СССР "национального" вопроса. Пропаганда использовала термин "советский народ". Боясь репрессий, этнические меньшинства не осмеливались говорить и бороться за свои права, а Советское правительство ограничивало перемещение народов, нарушало права человека. Сегодня этнические конфликты представляют серьезную угрозу национальной безопасности. Примерами могут служить войны в бывшей Югославии, Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе, Чечне и Афганистане. Конфликты порождают региональные проблемы безопасности, так как беженцы и боевики противоборствующих сторон часто переходят на территорию соседних государств, где проживают представители этнических групп, участвующих в конфликте. Это, в свою очередь, порождает проблемы безопасности для правительств, не вовлеченных в изначальный конфликт государств.

Многие молодые независимые  государства пришли к либеральной демократии со слабыми институтами государственной власти. Как известно, слабость государственной власти создает множество проблем безопасности личности и обществу даже в отсутствие этнической напряженности. Примером может служить Албания, где слабая государственная власть, судебная система и неразвитая экономика привели к анархии и жертвам в стране. Это вызвало серьезную озабоченность правительств других государств. Волна албанских беженцев, хлынувшая в Италию, продемонстрировала, что массовая миграция является еще одной из современных проблем безопасности. Развитие ситуации с миграцией значительно влияет на стабильность и безопасность в Европе.

Россия ощутила на себе "груз" вынужденных мигрантов – беженцев, вынужденных переселенцев, экологических мигрантов и жертв стихийных бедствий – в конце 80-х годов XX в. Широкий поток мигрантов, охвативший почти все регионы России, не иссякает и сегодня. Межнациональные конфликты, финансовая и политическая нестабильность в стране не способствуют его снижению. Государство же не ведет должного учета и статистики миграционных потоков и не контролирует этот процесс.

Мигранты хаотично размещаются  практически по всей территории России и пока трудно прогнозировать влияние  их на национальную безопасность. С  одной стороны, мигранты фактически возмещают эмиграционный отток населения из северных и восточных экономических районов; с другой стороны, происходит скрытое заселение российских территорий населением сопредельных стран. Примером может служить расселение эстонцев в Печерском районе Ленинградской области, заселение Приморского и Хабаровского краев гражданами КНР.

В XXI в. старая угроза безопасности в виде пограничных конфликтов с распадом Советского Союза и Югославии приобрела новое звучание. Сегодня предметом спора государств являются многочисленные сухопутные и морские границы. Легко предвидеть, что некоторые такие пограничные разногласия в XXI в. приведут к вооруженным конфликтам. Территориальные споры чаще всего возникают тогда, когда границы между государствами четко не определены. Примером может служить вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией, споры между Россией и Украиной по поводу бывшей Крымской области СССР.

Сегодня неурегулированность территориальных  проблем с Японией остается причиной вероятного кризисного развития российско-японских отношений. Ослабление внешнеполитических позиций России, дальнейшее усугубление экономического кризиса могут подтолкнуть Японию к активным притязания на острова Курильской гряды. Остаются территориальные проблемы в отношениях России с Прибалтийскими государствами, неопределенность морских границ в Балтийском и Каспийском морях. Неурегулированность советско-китайской границы в течение многих лет была причиной неспокойной обстановки на Дальнем Востоке. Эта проблема осталась в наследство и бывшим советским республикам.

Нарастает опасность распространения  огнестрельного оружия среди гражданского населения. С окончанием "холодной войны" продавцы огромных арсеналов оружия более не связаны политическими ограничениями в торговле "смертью". Неразбериха внутри молодых независимых государств, стремление получить большие прибыли на любых внешнеторговых сделках способствует появлению на местных, региональных и международных рынках различного оружия.

Опасность, вызванная ухудшением экологии, более чем приведенные выше иные угрозы и опасности, может служить примером изменения нашего представления о национальной безопасности. До недавнего времени ухудшение экологии по чьему-то умыслу не рассматривалось в качестве угрозы национальной безопасности. В странах, где остро ощущалась, скажем, нехватка воды, это было проблемой истощения природных ресурсов.

Здоровая среда обитания человека сегодня повсеместно рассматривается в качестве величайшей национальной ценности. Однако эта ценность сегодня находится под угрозой в результате трансграничных загрязнений. В будущем эти разногласия могут приобрести еще большую остроту: экологические вопросы все чаще приводят к росту напряженности и усугубляют противоречия государств и по другим спорным вопросам

В странах Европы некоторые экологические  проблемы приводят не только к возникновению напряженности, но и к ситуации близкой к конфликтной, из-за проблем совместного использования водных ресурсов, утилизации опасных отходов и производства ядерной энергии.

Серьезную угрозу безопасности отдельных  граждан, социальных общностей и государств представляют терроризм и организованная преступность. Сегодня к терроризму прибегают религиозные, этнические, националистические группы. Организованная преступность в некоторых странах (например, в России) подкупает государственные структуры обеспечения

Среди новых угроз и опасностей для россиян следует отметить, во-первых, слабость государственной власти, пассивность многих государственных органов и недостаточную межведомственную координацию и согласованность их действий; во-вторых, криминализация общества и "сращивание" государственных структур с криминальным миром; в-третьих, неразвитость свободного рынка, незавершенность модернизации предприятий, неразвитость российского сельского хозяйства, фермерства, нерешенность в законодательном плане вопроса о земле. В-четвертых, ухудшение демографической ситуации. В-пятых, ухудшение состояния вооруженных сил. И, наконец, в-шестых, экологические катастрофы во многих регионах страны и региональный сепаратизм.

Среду безопасности любой страны в  значительной мере определяют философско-мировоззренческие взгляды политической элиты на национальную безопасность. Сегодня эти взгляды четко не выражены ни в Концепции национальной безопасности Российской Федерации8, ни в практической политике обеспечения национальной безопасности. Различные политические партии не нашли общего понимания национальных интересов России. Государственные органы заняты разработкой множества "концепций", "политик" и "стратегий" безопасности – военной, экономической, экологической, образовательной, ядерной, общественной, информационной и т.д. Однако все эти "политики" и "стратегии" не опираются на единый концептуальный документ обеспечения безопасности. В существующей Концепции национальной безопасности не отражены главные ориентиры для этих "политик" и "стратегий" – национальные цели и национальные ценности Российской Федерации в XXI в. Отсутствие целеполагания обрекает на провал любую политику. Ибо сама политика – это не что иное, как достижение поставленной цели. Национальные цели и национальные ценности, определенные концептуально, предотвращают ведомственный подход в политике. Сегодня к политике обеспечения национальной безопасности неоправданно относят отраслевые проблемы и заботы.

Информация о работе Современная концепция национальной безопасности РФ