Школа позиционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Основные идеи изложены в книге Майкла Портера «Конкурентная стратегия», которая была опубликована в 1980 году.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Вопрос 1………………………………………………………………………… 5
Задание 2…………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………… 14
Список использованных источников………………………………………….. 16

Работа содержит 1 файл

Стратегич..doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине  
«Стратегическое планирование»

Вариант №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: ,

                         

 

Студент группы: ,

                          

 

Научный руководитель: ______

(ученая степень, ученое звание, И.О. Фамилия руководителя)

   
   

Дата сдачи:_______________

 

Оценка:__________________

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………… 3

Вопрос 1………………………………………………………………………… 5

Задание 2…………………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………… 14

Список использованных источников………………………………………….. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Существуют два противоположных  взгляда на понимание стратегии: 1) стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели и он базируется на условии, что все изменения в среде предсказуемы, детерминированы и поддаются полному контролю и управлению; 2) стратегия дает ответ на вопрос: каким способом, с помощью каких действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся среды и конкурентного окружения? Именно такое понимание стратегии используется в стратегическом планировании.

Стратегическое планирование как логический аналитический процесс определения будущего положения фирмы в зависимости от внешних условий деятельности было разработано фирмами, которые стремились повернуть вспять процесс замедления роста и морального устаревания техники и технологий. Задачи стратегии — это постоянный поиск стратегически важных и определяющих будущий успех фирмы направлений и возможностей; последовательное избавление от направлений и возможностей, несовместимых со стратегическим успехом. Основа стратегии — непрерывный рост и углубление специализации производства, организация управления и структуры по функциональному принципу, эффективный контроль всех видов деятельности, техническая компетентность кадров и знание экономики и организации своего предприятия, безусловное выполнение планов и указаний сверху, четкость и организованность действий.

В процессе развития стратегической мысли сформировался ряд направлений (школ). Выделяют десять основных школ, занимающихся формированием стратегии.

  1. Школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления
  2. Школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс
  3. Школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс
  4. Школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения
  5. Когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс
  6. Школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс
  7. Школа власти: формирование стратегии как процесс ведения переговоров
  8. Школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс
  9. Школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс

10. Школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации

Возникновение школ стратегий  во многом связано с различными этапами  развития стратегического управления. Одни пережили пору расцвета и находятся в упадке, другие только «набирают обороты», третьи «пробиваются на поверхность» в виде тоненьких, но важных «ручейков» публикаций и сообщений о практическом применении предлагаемых концепций.

В данной работе будут  рассмотрены две школы стратегии: это когнитивная школа и школа обучения.

В практическом задании  будут проанализированы стратегии социально-экономического развития Свердловской области и муниципального образования г.Нижний Тагил до 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Школы стратегического планирования. Раскройте основные характеристики, сильные и слабые стороны школы позиционирования и школы предпринимательства. Проведите сравнительный анализ полученных результатов.

Школа позиционирования. Основные идеи изложены в книге Майкла Портера «Конкурентная стратегия», которая была опубликована в 1980 году. В своей книге Портер утверждает, что для каждой отрасли имеется ограниченное число стратегий. Стратегии, в свою очередь, формируются исходя из аналитических расчетов, посредством занятия определенной позиции по отношению к остальным участникам рынка. 
Однако, по мнению Минтцберга, истоки основанной на военной концепции идеи, что стратегия зависит от занятия верной позиции, можно проследить вплоть до трудов Сунь Цзы, написанных в четвертом веке до н.э. И действительно многие выводы Школы Позиционирования звучат как "военные правила". "Если вы попали в такую-то ситуацию, вам надлежит занять следующую позицию". В области управления классические консультационные продукты такого рода во множестве появлялись в 60-х и 70-х годах (Бостонская матрица и пр.). Некоторые даже предписывали занимать позицию без учета окружающих обстоятельств. Так, завоевание доли рынка любой ценой или следование по "кривой опыта" так быстро, как это только возможно, считаются верным подходом в любых обстоятельствах. Работы Майкла Портера по конкурентной стратегии начала и середины 80-х дали новую жизнь идеям школы. Портер поставил перед собой задачу описать, какие стратегии лучше всего работают в каких обстоятельствах. В модели Портера моделирование и планирование уступили место детальному анализу, особенно конкурентному и отраслевому. Хотя разработка стратегии остается сознательным, контролируемым процессом, конкретная для данной компании, уникальная стратегия Школы Модели уступает место общим стратегиям, таким как лидерство по издержкам, фокусирование или дифференциация, которые компаниям следует использовать. Задачей разработчика стратегии становится, используя анализ, выбрать лучшую из возможных для его организации (по отношению к конкурентам и отрасли, в которой его компания работает), чтобы менеджеры могли ее внедрить. Это то, что Минтцберг называет "детерминизм в одеждах волюнтаризма". 
Минтцберг указывает на ряд проблем. Потребность в больших объемах информации, необходимой для эффективного использования этой модели, делает ее подходящей только для традиционных, зрелых отраслей, потому что только эти отрасли достаточно стабильны, чтобы предоставить необходимый объем исторической информации. Как и две предыдущих школы она также грешит разделением процессов мышления и активной деятельности, и потому оставляет мало возможности для обучения. "Ее призыв - не выйти в поле и научиться, а остаться дома и посчитать. Она также ограничивает выбор стратегии списком рецептов, "набором позиций", из которых нужно выбрать. Стратегия существует как формула, а не "уникальный взгляд". В ней есть потенциал для развития творчества и дополнения интуиции конкретными данными, но чаще она ведет к разработке множества подражательных стратегий. По мнению Минтцберга, ошибка в том, что анализ подменяет стратегию, вместо того, чтобы выполнять свою главную функцию – поддерживать процесс разработки стратегии. 
Все три перечисленные выше школы Генри Минтцберг назвал предписывающими. В описании Предписывающих Школ Г. Минтцберг ясно дает понять, что, хотя эти три школы являются самыми крупными, он о них очень невысокого мнения. Частично причиной является его собственная нелюбовь к тем, кто предпочитает теоретический идеал тому, что происходит на практике. А частично, его разочарование, что их успех означает, что множество интересных возможностей остаются неисследованными.

В отличии от двух предыдущих школ, школа позиционирования утверждает, что для каждой школы имеется  ограниченное число стратегий.

Отраслевая структура по мнению школы позиционирования определяет стратегию компании, которые в свою очередь определяет организационную структуру предприятия.

Так же, как в школе  планирования руководство реализацию стратегии возлагает на руководство  фирмы и плановика, то в роли плановика выступает аналитик, который обработав соответствующие данные подбирает необходимые стратегические позиции для данного предприятия.

Рассмотрим это на конкретном примере:

* - темп роста (использование  денег) (большие вложения; большая доля)

$ - доля рынка

Х - формирование (низкая доля; небольшие затраты)

? - (большие вложения; низкая доля)

Каждое предприятие  имеет определенный портфель заказов, определяющий пакет выпускаемой  продукции. Матрица, которая показывает долю рынка и потенциал роста бизнеса.

Каждой компании необходимы товары, которые генерируют денежные средства, и в итоге каждый товар  должен превратиться в источник прибыли, необходимо чтобы портфель заказов  каждой фирмы был диверсифицирован.

Звезды обладают высокой долей на быстрорастущем рынке, что гарантирует их успех в будущем.

Коровы являются поставщиком денежных средств для будущего роста.

Трудные дети есть перспектива роста, но здесь требуется дополнительное финансирование.

Собака товар, от которого в последствии придется отказаться.

 
Школа предпринимательства. Основатель школы П. Друкер. С точки зрения представителей школы, стратегия существует в сознании руководителя в виде перспективы. Таким образом, данная школа полагала, что выбор стратегии основан на интуиции, а успешность выбора зависит от предпринимательского таланта. 
Хотя Минтцберг дал название Школы Предпринимательства, описывает он ее в терминах, больше подходящих сегодня для Школы Провидческих Лидеров. Здесь формирования стратегии – провидческий процесс. Стратегия формируется в голове одного лидера, который, основываясь на своей интуиции и прошлом опыте, выстраивает видение будущего организации и направление ее движения. Контролируя и разработку, и внедрение, видение лидера может меняться с учетом окружающих обстоятельств и больше всего подходит для предпринимательских старт-апов или реструктуризации крупных организаций. Минтцберг предполагает, что это может являться важной частью процесса оживления организации.  
С точки зрения обучения, поскольку процесс формирования стратегии является продуктом одного ума, то он остается "черной коробкой". Стратегия также имеет шанс стать жертвой капризов одного индивида, который может быть помешан на контроле и не намерен делиться властью. С другой стороны, стратегия может оказаться инновационной и последовательной. Эта школа регулярно находит свое отражение в публикациях Fortune наподобие "успех бизнеса обязан видению генерального директора, а провал отсутствию такового".

Она рассматривает стратегический процесс, сквозь призму действий одного человека: руководителя организации и подчеркивает только свойственные ему опыт, знания, интуицию, поэтому понимание стратегии ассоциируется с идеей, с индивидуальным выбором, ощущением.

В отличие от других школ, школа предпринимательства относится к разработке стратегии не как к коллективному процессу, а как к индивидуальному решению руководителей организаций Центральное понятие школы представительства - это видение руководителей фирм.

Выделяются следующие  отличительные особенности у  предпринимателей.

1. предприниматель делает  акцент не столько на построении  стратегии, сколько на активном  поиске новых возможностей. Предпринимательская  организация сосредоточена на  возможности, проблема имеет второстепенное  значение.

2. в организации власть  сосредоточена в руках ее руководителей.

3. создание стратегии  в предпринимательском стиле  характеризуется решительным движением  вперед вопреки неопределенности  ситуации.

4. стратегия существует  в сознании руководителя в  виде перспективы, а именно  интуитивного выбора движения.

5. процесс формирования  стратегии можно назвать полусознательным, т.к. он базируется на жизненном  опыте, значениях интуиции руководителя.

6. Руководитель целеустремленно  можно сказать, одержимо продвигает  свою концепцию, осуществляя ее своевременно вносит коррективы, поэтому для стратегического предвидения характерна гибкость, а стратегия является одновременно продуманной и неожиданно возникающей.

Для контрольной работы:

- Сфера деятельности (производство автомобилей)

- Цель деятельности, кем формируется стратегия и кто участвует в ее разработке, каким образом происходит реализация выбранной стратегии.

- Каким образом осуществляется  контроль за реализацию стратегий?

- Внешнее окружение  организации, а именно таящиеся  возможности и опасности, какие факторы внешнего окружения стабильны, какие нет?

- На какие факторы  внешнего окружения вы имеете  влияние, на какие нет?

- Сильные и слабые  стороны вашей организации, кто  и каким образом это определяет?

- К какой школе стратегии  можно отнести нашу организацию?

- Как осуществляли  бы разработку стратегий на  вашем предприятии вы, что такое  стратегия для вашей фирмы,  что такое стратегия для вашей  фирмы в вашем понимании.

Правила стратегического  маневрирования.

1. Вы должны насколько  это возможно знать ставки готового и столкновению конкурента, особенно важно не то, что теряете и приобретаете вы, а то что теряет и приобретает конкурент, поскольку именно это является фактором определяющим его склонность к компромиссу.

2. Чем меньше конкурент  знает о ваших ставках, тем меньше у него преимуществ, в отсутствии точки отчета он не имеет возможности определить вероятные пределы вашего рационального поведения.

3. Для того чтобы  получить преимущества при переговорах  с конкурентами необходимо знать  его характер, ценности, мотивы и привычный образ действий.

 

Задание 2.

Проведите сравнительный  анализ Стратегии социально-эконо-мического  развития Свердловской области на период до 2020 г. и какой-либо стратегии развития муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, по параметрам, представленным в таблице ниже. Сделайте аналитические выводы.

Характеристики

Свердловская  область

Муниципальное

образование  
г.Нижний Тагил

Цель разработки

Основной целью социально-экономического развития области является повышение качества жизни и благосостояния населения на основе устойчивого роста экономики субъекта Российской Федерации.

Главная цель долгосрочного  развития Нижнего Тагила заключается  в обеспечении современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанном на сбалансированном росте экономики, эффективном местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях.

Сценарии построения прогноза

- Стабилизационно -инерционный сценарий. В основе этого сценария лежит стабилизация экономической ситуации, догоняющее технологическое развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры.

- Индустриально -модернизационный  сценарий предполагает ускоренное развитие промышленного комплекса как основы экономического роста в условиях благоприятной мировой конъюнктуры. Следуя этому сценарию, к 2020 году Свердловская область выйдет на уровень развития европейских стран 2007 докризисного года

- Инновационно -оптимистичный  сценарий предполагает инвестиционно -инновационный прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры.

- Инерционный сценарий (догоняющее технологическое развитие). Следуя ему, к 2020 году Нижний  Тагил выйдет на уровень развития  средних городов европейских  стран 2007 года.

- Инновационный сценарий 

Данный сценарий предполагает достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей стран «Большой семерки» уровня 2020 года по минимальному варианту прогноза их развития (по паритету покупательной  способности)

- Оптимистичный сценарий (инвестиционно-инновационный прорыв).

Данный сценарий развития города предполагает достижение в 2020 году уровня развития стран «Большой семерки» также по минимальному варианту, но по обменному курсу валют.

Основной сценарий, заложенный в Стратегии

Актуализация Стратегии  долгосрочного развития Свердловской области предполагает сохранение основных приоритетов и стратегических ориентиров социально -экономического развития Свердловской области.

Главной задачей Администрации  города Нижний Тагил является реализация инновационного сценария развития с достижением основных целевых ориентиров.

Численность населения

Сохранить численность постоянного населения Свердловской области на уровне не менее 4390 тысяч человек

Сценарии долгосрочного  развития (тыс.чел.) на конец 2020г.:

Инерционный - 368,7

Инновационный - 373,3

Средняя продолжительность  жизни, лет

Повысить ожидаемую продолжительность жизни до 71 года

В ближайшие десять лет  продолжительность жизни тагильчан  увеличится до 80 лет

Эффективность экономики

Ускоренное устойчивое развитие промышленного комплекса  как основы экономического роста  Свердловской области будет обеспечиваться решением следующих задач:

- модернизация и инновационное обновление традиционных секторов промышленности;

- сокращение издержек производства и увеличение доли добавленной стоимости в валовом выпуске промышленной продукции;

- создание новых высокотехнологичных секторов и инновационных продуктов промышленности.

Темпы развития экономики  Свердловской области до 2020 года будут превышать среднероссийские на 1,5-2%.

Завершение инновационного обновления традиционных секторов экономики  с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ города, формирования базы для модернизации промышленного  комплекса и экономики в целом:

- в металлургическом  производстве - освоение производства  высоких переделов, укрепление  лидирующих позиций на рынке  железнодорожного металла;

- в лесном комплексе  - увеличение глубины переработки  древесины, внедрение безотходных  технологий деревообработки, укрепление позиций города на рынке лесопродукции высокой степени обработки;

- в строительной индустрии  (производство прочих неметаллических  минеральных продуктов) - обеспечение  выпуска современных качественных  и конкурентоспособных строительных  материалов в объемах, удовлетворяющих потребности не только города, но и Свердловской области и соседних регионов;

- в химическом комплексе  - ввод в действие новых современных  производств.

Промышленное производство, среднегодовой прирост

К 2015 году рост физических объемов промышленного производства в 1,8 раза  превысит уровень 2010 года, а объем отгруженной продукции промышленности  -  в 2,4 раза.

К 2020 году будет введено  более 29 тысяч новых рабочих мест

Доля высокотехнологичного сектора 
экономики, %

Увеличение доли инновационно -активных предприятий с существующих 16%до 40 -50% к 2020 году,  а доли инновационной продукции с 11% от общего выпуска до 25 -35% к 2020 году.

Доля инновационной  продукции в общем объеме отгруженной  продукции на конец периода, %

Инерционный – 140,3%

Инновационный – 151,8%

Ср. мес. заработная плата, р.

По индустриально –модернизационному сценарию – до 51 тыс.руб.

Инерционный - 34,4 тыс.руб.

Инновационный - 48,4 тыс.руб.

Доля среднего класса, % от общей  
численности населения

к 2020 году к среднему классу будут относиться 65-70%

Инерционный - 50 – 55%.

Инновационный - 65-70 %

Средний уровень обеспеченности жильем

мы должны в 2015 году выйти  на объём ввода жилья 0,7 квадратных метра на одного жителя.

Обеспеченность жильем, на конец периода, кв.м общей площади на человека

Инерционный - 24,4.

Инновационный - 25,2.

Инвестиции в основной капитал, всего (накопленные за период) темп роста, %

Стабилизационно- инерционный – 107,4%

Индустриально- модернизационный – 113%

Инновационно-оптимистический -119%

Инерционный – 120,5%

Инновационный – 121,4%

Информация о работе Школа позиционирования