Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:11, реферат
Обеспечение безопасности предполагает использование мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее . Одним из центральных органов исполнительной власти в сфере безопасности является Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ) .
ФСБ в системе исполнительных органов государственной власти, в аспекте одной из важнейших функций государства обеспечения собственной безопасности, отводится огромная, если не сказать ведущая роль. Вместе с тем, как в научной, так и учебной литературе мало работ освещающих ФСБ России как структуру в системе федеральных органов исполнительной власти. Последнее отчасти, возможно, обусловлено некоторой «закрытостью» данной структуры, связанной со спецификой деятельности органов ФСБ. Однако, как представляется, такие разработки необходимы, так как без такого анализа было бы сложно понять разграничение полномочий между органами власти имеющим отношение к сфере государственной безопасности.
Несомненным достоинством Концепции является закрепление и разделение национальных интересов личности, общества и государства в соответствии с Конституцией РФ; нормативное закрепление основных задач и функций органов государственной власти по обеспечению национальной безопасности; разделение национальной безопасности на сферы; определение полномочий по обеспечению национальной безопасности Президента РФ, Правительства РФ, Совета безопасности РФ, Федерального Собрания РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Отмечая особые юридические свойства и достоинства Концепции, необходимо в то же время отметить и факторы, ослабляющие действие Концепции.
2. Структура и полномочия ФСБ
Специфика работы органов ФСБ определена необходимостью использования ими специальных методов и средств для решения возложенных на них обязанностей, что в свою очередь неизбежно связано с определенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона об органах ФСБ структура и организация деятельности федеральной службы безопасности определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г. На основании этих актов Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ст. 1 Положения о ФСБ).
Система
органов ФСБ состоит из трех звеньев:
Федеральная служба безопасности Российской
Федерации, территориальные органы безопасности
по регионам и субъектам Российской Федерации
и приравненные к ним органы безопасности
в войсках, территориальные органы безопасности
по иным административно-
Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков (ст. 6 Положения о ФСБ).
Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона об органах ФСБ, ст. 5 Положения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяется правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако, в отличие от большинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органами, но и орган, непосредственно реализующий основные направления своей деятельности.
Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации
Директору ФСБ России поручается управление органами федеральной службы безопасности и организация их работы, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации.
Коллегия ФСБ России на своих заседаниях анализирует главные вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ России утверждаются простым большинством голосов ее членов и вводятся в действие приказами ФСБ России.
В структуру центрального аппарата ФСБ входят департаменты, управления и других подразделения.
Так, имеются: департамент контрразведки, департамент по борьбе с терроризмом, департамент анализа, прогноза и стратегического планирования, департамент по организационно-кадровой работе, департамент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое управление, управление оперативно-технических мероприятии, управление собственной безопасности, управление делами, следственный изолятор, научно-исследовательский центр.
Департаменты и управления возглавляют заместители Директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации
Компонентом системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях, а также в их органах управления.
Указанные органы безопасности формируются ФСБ России и находятся в ее непосредственном подчинении, дающим возможность исключить какое-либо воздействие на их работу со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также реализовывать централизованную государственную политику в области обеспечения безопасности России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопросов безопасности к исключительному ведению Российской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе непосредственно вмешиваться в деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с аналогичными функциями.
Систему органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках. Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность; борьба с преступностью.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ. Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ.
Согласно ст. 10 названного Федерального закона оперативные подразделения ФСБ осуществляют оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Деятельность
органов Федеральной службы безопасности
в сфере борьбы с преступностью
осуществляется в соответствии с
Законом "Об оперативно - розыскной
деятельности", уголовным и уголовно
- процессуальным законодательством Российской
Федерации. При осуществлении разведывательной
и контрразведывательной деятельности
органы ФСБ руководствуются ведомственными
нормативными актами (ст. 9 - 11 Федерального
закона "Об органах Федеральной службы
безопасности в Российской Федерации"),
а при организации борьбы с преступностью
- Законом об ОРД.
Заключение
В соответствии со ст. 15 Федерального закона об органах ФСБ органы федеральной службы безопасности исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с федеральными органами государственной власти.
Органы федеральной службы безопасности имеют право применять возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке. Ключевым образом это относится к органам внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы, и т.д.
Контроль за работой органов федеральной службы безопасности исполняют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Надзор
за исполнением органами федеральной
службы безопасности законов Российской
Федерации исполняют Генеральный прокурор
Российской Федерации и уполномоченные
им прокуроры.
Литература
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской
2. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 28.11.2009)
3. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О
порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации" (принят ГД ФС
РФ 21.04.2006)
4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О
противодействии экстремистской деятельности"
(принят ГД ФС РФ 27.06.2002) (ред. от 29.04.2008)
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об
оперативно-розыскной деятельности"
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995) (ред. от 26.12.2008)
6. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О
Федеральной службе безопасности" (принят
ГД ФС РФ 22.02.1995) (ред. от 25.12.2008)
7. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной
границе Российской Федерации"(ред.
от 30.12.2008)
8. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности»
(ред. от 26.06.2008).
9. Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 "Вопросы
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти" (ред. от 05.10.2009)
10. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О
системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти" (ред. от 25.12.2008,
с изм. от 22.06.2009)
11. Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 "Вопросы
Федеральной службы безопасности Российской
Федерации" (ред. от 17.11.2008)
12. Указ Президента РФ от 06.07.1998 N 806 ред.
от 11.06.2001) "Об утверждении Положения
о Федеральной службе безопасности Российской
Федерации и ее структуры"
13. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил
Российской Федерации (утв. Указом Президента
РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 23.10.2008)
14. Постановление Правительства РФ от
05.08.2009 № 636 "О внесении изменения в Положение
о Правительственной комиссии по проведению
административной реформы"
15. Приказ ФСБ РФ от 22 января 2007 г. N 21 "Об
утверждении Инструкции об организации
рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации в органах федеральной службы
безопасности"
Специальная литература:
16. Административная реформа в
России. Научно-практическое пособие
/ под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой
Т.Я. М.: ИНФРА-М, 2006 г.
17. Административное право: учебник. / под
ред. Л.Л. Попова изд. 2-е, перераб. и доп.-
М.: Юристъ, 2005.
18. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов
Ю. Н. Административное право: Учебник
для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.:Норма,
2007.
19. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное
право. Общая и Особенная часть: курс лекций
- СПб.:ГУАП., 2007.
20. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов
Е.В. Административное право Российской
Федерации: Учебник для юридических вузов.
М.: Система ГАРАНТ, 2008.
21. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю.
Административное право: Учебник. М.:Юстицинформ,
2007.
22. Крутик А.А. Шпаргалка по административному
праву: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2005.
23. Редкоус В. М. К вопросу о понятии административной
деятельности органов национальной безопасности
государств-участников СНГ // Право и государство:
теория и практика. 2008. № 6 (42). С. 103-109
24. Смоленский М.Б. Административное право
РФ. - Ростов на/Д: Феникс, 2005.
25. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное
право Российской Федерации. Учебник.
- Ростов на/Д: Феникс, 2006.
26. Четвериков B.C. Административное право.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.