Роль ФСБ РФ в государственной системе обеспечения безопасности: нормативно-правовые основы деятельности, предназначение, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:11, реферат

Описание работы

Обеспечение безопасности предполагает использование мер экономического, политического, военного, организационного и иного характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее . Одним из центральных органов исполнительной власти в сфере безопасности является Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ) .
ФСБ в системе исполнительных органов государственной власти, в аспекте одной из важнейших функций государства обеспечения собственной безопасности, отводится огромная, если не сказать ведущая роль. Вместе с тем, как в научной, так и учебной литературе мало работ освещающих ФСБ России как структуру в системе федеральных органов исполнительной власти. Последнее отчасти, возможно, обусловлено некоторой «закрытостью» данной структуры, связанной со спецификой деятельности органов ФСБ. Однако, как представляется, такие разработки необходимы, так как без такого анализа было бы сложно понять разграничение полномочий между органами власти имеющим отношение к сфере государственной безопасности.

Работа содержит 1 файл

Копия РЕФЕРАТ 1.doc

— 85.50 Кб (Скачать)
      Реферат по дисциплине
«Государственная  политика и нормативно-правовое
регулирование в области безопасности жизнедеятельности»
 

     на  тему: «Роль ФСБ  РФ в государственной  системе обеспечения  безопасности: нормативно-правовые основы деятельности, предназначение, структура, основные задачи»

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Обеспечение безопасности предполагает использование  мер экономического, политического, военного, организационного и иного  характера, а также функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих ее . Одним из центральных органов исполнительной власти в сфере безопасности является Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ) .  
ФСБ в системе исполнительных органов государственной власти, в аспекте одной из важнейших функций государства обеспечения собственной безопасности, отводится огромная, если не сказать ведущая роль. Вместе с тем, как в научной, так и учебной литературе мало работ освещающих ФСБ России как структуру в системе федеральных органов исполнительной власти. Последнее отчасти, возможно, обусловлено некоторой «закрытостью» данной структуры, связанной со спецификой деятельности органов ФСБ. Однако, как представляется, такие разработки необходимы, так как без такого анализа было бы сложно понять разграничение полномочий между органами власти имеющим отношение к сфере государственной безопасности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Место ФСБ в  системе обеспечения  национальной безопасности  РФ

Органы  Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации.

Органы  Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
  • управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

     Федеральную службу безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ) возглавляет директор ФСБ  на правах федерального министра. Директор ФСБ назначается на должность  и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Должности директора ФСБ соответствует воинское звание генерала армии.

     Правовую  основу деятельности органов ФСБ  и руководства (управления) ими составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, в том числе Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806

     Деятельность  органов ФСБ осуществляется также  в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

     Согласно  ст. 16 Федерального закона "Об органах  федеральной службы безопасности в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в органах ФСБ предусматривается военная служба.

Основными направлениями деятельности органов  ФСБ являются: контрразведывательная  деятельность и борьба с преступностью.

     Положение об управлениях (отделах) Федеральной  службы безопасности Российской Федерации  в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях  и органах (органах безопасности в войсках) утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 318.

     Управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях  и органах (органы безопасности в  войсках) входят в единую централизованную систему органов ФСБ и находятся в прямом подчинении ФСБ. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

Задачами  органов безопасности в войсках  являются:

  • выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ;
  • предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;
  • организация и осуществление в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;
  • участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты Государственной границы Российской Федерации.

     При решении указанных задач органы безопасности в войсках оказывают  содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных  Сил, других войск, воинских формирований и органов в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

     Таким образом, органы ФСБ выполняют отдельные  задачи и осуществляют полномочия в  области обороны и обеспечения  национальной безопасности.

     Важно отметить, что с учетом централизованного  характера осуществляемого Российским государством военного строительства  в области обороны оно обязано  обеспечить не только демократическое  и организационно - правовое единство органов государственной власти Российской Федерации, но и единство политического и военного руководства. Свою деятельность в области обороны в соответствии с принципом единства политического и военного руководства Российское государство осуществляет путем: во-первых, приближения внутриармейских органов к уровню политического руководства страны и их политизации через Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, призванный обеспечить рабочую связь между стратегическим и политическим руководством; во-вторых, централизации органов военного управления на правительственном уровне через Министерство обороны Российской Федерации; в-третьих, огосударствления военного управления посредством формирования особых органов, призванных объединять и координировать усилия всех государственных и военных органов, или создаваемых на военное время, или действующих постоянно в мирное время, таких, например, как Совет Обороны, созданный в 1906 г[3]., Совет рабочей и крестьянской обороны и Революционный военный совет республики, существовавшие в годы Гражданской войны, Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главного командования - в Великую Отечественную войну, Совет Обороны - в последние годы существования СССР, институт Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - в настоящее время

     Конституция России (ч. 1 ст. 87) предусматривает совмещение в одном лице поста главы Российского  государства и поста Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в целях обеспечения единства политического и военного руководства, координации усилий и тесного взаимодействия органов государственной власти и органов военного управления в решении вопросов обороны. В настоящее время конституции ряда государств также объявляют главу государства одновременно верховным главнокомандующим. В США и Франции Верховным Главнокомандующим является президент, в ФРГ - канцлер, в Англии - король или королева, в Японии - император.

     Важно отметить, что деятельность Президента России как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации прежде всего должна быть направлена на проведение предусмотренных в отечественном военном законодательстве мероприятий по оказанию отпора вооруженной агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращение вооруженных конфликтов. Централизованный характер деятельности Российского государства в сфере военного строительства в большей мере проявляется в период военного положения, когда возникает настоятельная необходимость в объединении усилий всех государственных органов, органов местного самоуправления и органов военного управления, использовании всего экономического потенциала страны, людских ресурсов в целях отражения вооруженной агрессии, обеспечения независимости и территориальной целостности Российской Федерации. Для осуществления указанной деятельности Федеральный закон «Об обороне» (пп. пп. 4 и 5 п. 2 ст. 4) наделяет Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации полномочиями по применению Вооруженных Сил; введению на территории России или в отдельных ее местностях военного положения; объявлению общей или частичной мобилизации; введению в действие нормативных актов военного времени и прекращению их действия; формированию и упразднению органов государственного управления военного времени. 

     Поскольку в основе мероприятий по оказанию отпора вооруженной агрессии или  непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, предотвращению вооруженных конфликтов, направленных против нее, лежит применение Вооруженных Сил Российской Федерации, справедливо полагать, что Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации призван в военное время прежде всего обеспечить стратегическое руководство и управление ими. Осуществляемое Президентом России руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами в период военного положения становится управлением боевыми действиями войск, имеет цель разгромить войска противника с наименьшими потерями для своих войск и характеризуется оперативностью, твердостью, решительностью, гибкостью в принятии решений

     Согласно  Концепции национальной безопасности Российской Федерации национальные интересы России - это "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах". Важнейшими составляющими национальных интересов России Концепция признает защиту личности, общества и государства от терроризма, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Разделяя национальные интересы личности, общества и государства, Концепция, по сути, выделяет сферы национальной безопасности: внутриполитическую, социальную, духовную, информационную, военную, экологическую и некоторые другие.

     Открытый  перечень сфер национальной безопасности, установленный Концепцией, создает  правовые предпосылки для формирования самостоятельных, обособленных административно - правовых институтов национальной безопасности России

     Действующие федеральные законы и ведомственные  нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, принятые в соответствии с Конституцией и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, создали к настоящему времени ряд административно - правовых институтов национальной безопасности. К примеру, Федеральный закон от 21 июня 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правила и нормы по безопасному ведению работ, утвержденные и введенные в действие Госгортехнадзором России, создали административно - правовой институт промышленной безопасности. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" и Правила дорожного движения, утвержденные и введенные в действие постановлением Правительства РФ, сформировали административно - правовой институт безопасности дорожного движения. Аналогичный подход позволяет говорить об административно - правовых институтах радиационной безопасности, пожарной безопасности, экологической безопасности, других административно - правовых институтах национальной безопасности России.

     Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляется наиболее эффективным и имеющим долгосрочную перспективу средством административно - правового регулирования отношений безопасности.

     Во-первых, она продолжает процесс, начатый  Законом "О безопасности" и  Конституцией РФ, органически соединяет, детализирует и конкретизирует нормы Закона "О безопасности" (1992 г.) и нормы Конституции РФ (1993 г.), а также нормы федеральных законов, регулирующих административно - правовые отношения в отдельных сферах национальной безопасности.

     Во-вторых, Концепция является достаточно гибким, реально действующим нормативным правовым актом. Она закрепляет основные задачи, функции и административные полномочия государственных органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, соотносимые с текущей внутренней и внешней политикой Российского государства. Президент РФ в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

     В-третьих, Концепция утверждена Президентом  РФ, уполномоченным руководить системой обеспечения национальной безопасности России, и поэтому является нормативным  правовым актом, призванным консолидировать  органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также граждан.

Информация о работе Роль ФСБ РФ в государственной системе обеспечения безопасности: нормативно-правовые основы деятельности, предназначение, структура