Радиоэкологическая ситуация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

Цель работы - оценить и проанализировать социально-экономические и медицинские последствия радиоактивного загрязнения после Чернобыльской аварии за последнее десятилетие.
Основные задачи:
1.Дать оценку результатам Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2006 – 2010 годы.
2. Изучить уровень организации системы социальной защиты граждан, по-страдавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
3. Исследовать динамику медицинского обеспечения пострадавших граждан, состояние их здоровья.
4. Проанализировать развитие системы оздоровления и санаторно-курортного лечения пострадавших граждан.
5. Стратегия развития пострадавших регионов. Задачи на период до 2020 года

Содержание

Введение 3
1.Основные итоги реализации Государственных программ 5
3.Медицинское обеспечение пострадавших граждан, состояние их здоровья 9
3. Развитие системы оздоровления и санаторно-курортного лечения пострадавших граждан 16
4. Стратегия развития. Задачи на период до 2020 года. 18
Заключение 25
Литература 26

Работа содержит 1 файл

реферат-радиация.docx

— 66.93 Кб (Скачать)

Мероприятиями по социальной защите, медицинскому обеспечению, санаторно-курортному лечению и оздоровлению пострадавшего населения согласно приложению 1программы №5 предусматривается:

  • обеспечение социальной защиты пострадавших граждан – предоставление соответствующих льгот и компенсаций, выплата надбавок к пенсиям и пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • улучшение медицинского обслуживания пострадавших граждан;
  • дальнейшее развитие Государственного регистра лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и обеспечение деятельности межведомственных экспертных советов;
  • повышение эффективности и улучшение качества санаторно-курортного лечения и оздоровления пострадавших граждан; организация бесплатного питания для учащихся, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего базового и общего среднего образования, расположенных на загрязненных территориях;
  • создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов в учреждения здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения;
  • проведение работы по обмену удостоверений ‘‘Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭ С’’ и ‘‘Потерпевший от катастрофы на Чернобыльской АЭ С’’ на удостоверение единого образца ‘‘Пострадавший от катастрофы на Чернобыльской АЭ С, других радиационных аварий’’;
  • возмещение транспортных расходов организациям торговли на поставку продукции в загрязненные радионуклидами районы.

Кроме того, предусматриваются выплата надбавок к должностным окладам (ставкам) специалистов, работающих в организациях, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, ежегодные (в течение первых трех лет) выплаты выпускникам учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, направленным на работу на территорию радиоактивного загрязнения, в зону последующего отселения и с правом на отселение, финансирование увеличенных отпусков и пособий по временной нетрудоспособности работающих на загрязненной радионуклидами территории.

Предполагаемый  объем финансовых средств, направляемых на предоставление льгот и компенсаций, в 2011 – 2015 годах составит 1 221 162,7 млн. рублей[9].

В целях компенсации  ущерба здоровью, нанесенного чернобыльской катастрофой, снижения риска заболевания граждан будут реализованы меры по обеспечению ранней диагностики, специальной диспансеризации и оперативного лечения. Под специальным медицинским наблюдением в республике находится 1,4 млн. человек, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭ С, в том числе 222,8 тыс. детей и подростков. Медицинским осмотром охвачено 100 процентов детей и 98 – 99 процентов взрослых.

На проведение в 2011 – 2015 годах диспансеризации из средств местных бюджетов будет выделено 2 164,5 млн. рублей[9].

В целях обеспечения  контроля за состоянием здоровья граждан, указанных в статьях 13 – 15 Закона Республики Беларусь ‘‘О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭ С, других радиационных аварий’’, а также получения достоверных данных о медико-биологических последствиях катастрофы на Чернобыльской АЭ С и других радиационных аварий создан и функционирует Государственный регистр лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭ С, других радиационных аварий. Программное обеспечение этого Государственного регистра внедрено в 207 организациях здравоохранения областей и г. Минска, общая численность зарегистрированных составляет 278,8 тыс. человек.

Объем финансирования в 2011 – 2015 годах развития указанного Государственного регистра составляет 5 085,1 млн. рублей, в том числе средства из республиканского бюджета – 2 614,1 млн. рублей, местных бюджетов – 2 471 млн. рублей. На обеспечение деятельности межведомственных экспертных советов планируется выделить 183,3 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета –174,8 млн. рублей, местных бюджетов – 8,5 млн. рублей. К числу наиболее льготируемых категорий пострадавших граждан относятся инвалиды. Межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями осуществляется деятельность по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями, которая будет продолжена и в дальней-

шем. За счет средств местных бюджетов пострадавших регионов планируется приобретение медицинского оборудования, предметов длительного пользования, лекарственных средств и материалов для зубопротезирования. На эти цели в 2011 – 2015 годах будет выделено 51 721,7 млн.рублей.

Комплекс  мер по медицинскому обеспечению пострадавших граждан позволит снизить дозу облучения, получаемую вследствие проживания на загрязненной радионуклидами территории до минимальных значений, выявлять заболевания на ранней стадии, оперативно принимать меры по их лечению и предупреждению.

Предоставление  ежегодного бесплатного санаторно-курортного лечения и оздоровления относится к числу наиболее значимых мер по снижению негативного влияния последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на здоровье населения, в первую очередь детей.

На санаторно-курортное  лечение и оздоровление граждан в 2011 – 2015 годах будет выделено 819 274,9 млн. рублей.

В целях обеспечения  учреждений здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей, расположенных на загрязненных радионуклидами территориях, высококвалифицированными специалистами, закрепления кадров в этих регионах будет продолжено строительство служебных жилых помещений. Молодым специалистам, прибывшим на работу на территории радиоактивного загрязнения, будут выплачиваться надбавки к

должностному  окладу и единовременное пособие, а также производиться ежегодные выплаты в течение первых трех лет работы.

Общая потребность  в финансовых средствах на реализацию мероприятий по социальной защите, медицинскому обеспечению, санаторно-курортному лечению и оздоровлению пострадавшего населения в 2011 – 2015 годах составляет

3 023 079,5 млн.  рублей, в том числе средства республиканского бюджета –

2 753 080,3 млн. рублей, местных бюджетов – 269 999,2 млн. рублей.

Реализация  в 2011 – 2015 годах мероприятий по данному направлению позволит обеспечить:

  • социальную защиту пострадавших граждан;
  • повышение уровня специальной диспансеризации, диагностики и лечения пострадавших граждан;
  • полный охват санаторно-курортным лечением и оздоровлением детей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения;
  • создание необходимой материально-технической базы детских реабилитационно-оздоровительных центров, в которых ежегодно будет оздоравливаться до 75 процентов детей;
  • развитие Государственного регистра лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, включая обследование (скрининг) состояния здоровья граждан, проживающих в зонах с правом на отселение и с периодическим радиационным контролем;
  • качественный уровень бесплатного питания учащихся, обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего базового и общего среднего образования, расположенных на загрязненных территориях;
  • условия для привлечения высококвалифицированных специалистов в учреждения здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей[9].

На ближайшую  перспективу в основу государственной политики по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС заложен переход от послеаварийных реабилитационных мероприятий к развитию социального и экономического потенциала пострадавших регионов, созданию в них более привлекательных условий жизнедеятельности для проживающих граждан.

Концепция основывается на разграничении пострадавших территорий на территории, где возможна полноценная жизнь с минимальным риском для здоровья, и территории, где в полном объеме прекращена жизнедеятельность людей (территории зон отселения и отчуждения).

Основой социально-экономической  защиты населения является создание предпосылок устойчивого функционирования территорий и поселений, а также условий для их развития, обеспечивающих более высокий по сравнению с непострадавшими регионами уровень социально-экономических показателей и качества среды проживания.

Государство должно обеспечить инфраструктуру, безопасность и компенсацию понесенных издержек на:

  • меры радиационной защиты и реабилитационные мероприятия;
  • функционирование системы радиационного контроля;
  • содержание специальных организаций и персонала;
  • подготовку кадров;
  • социальную защиту граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • разработку и реализацию проектов;
  • научное и управленческое консультирование и сопровождение защитных мероприятий.

В этой связи  мероприятия по радиационной защите, радиоэкологическому

мониторингу и радиационному контролю требуют  обязательного продолжения

в рамках Государственной программы.

Государственная программа предусматривает активное вовлечение

населения в  процессы реабилитации и восстановления условий проживания.

Комплексный характер проблемы требует координации  деятельности

государственных органов.

Государственная программа должна получить широкую поддержку в средствах массовой информации, сети Интернет в целях:

  • адекватного отражения происходящих процессов на загрязненных радионуклидами территориях;
  • формирования положительного имиджа этих территорий;
  • обеспечения должного уровня инвестиционной привлекательности.

Итогом реализации Государственной программы станет завершение ранее начатых мероприятий, направленных на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, реабилитация значительной территории и возвращение населения к нормальной жизнедеятельности с минимальными ограничениями по радиационному фактору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главным достойным выбором молодого суверенного государства является то, что пострадавшие территории страны не оказались брошенными: ни отчужденные, ни отселенные, ни те, на которых живет более миллиона человек, а приобретенный опыт жизни в условиях радиоактивного загрязнения позволяет

планировать стратегию их долгосрочного развития.

Особенности последствий катастрофы таковы, что, несмотря на значимые результаты, полученные страной, предстоит еще большая работа по возрождению и развитию пострадавших территорий, по устойчивому улучшению условий жизни проживающего здесь населения.

В числе основных приоритетов дальнейшей деятельности государства: совершенствование и развитие систем адресной специализированной медицинской помощи и оздоровления граждан; совершенствование и развитие системы защитных мероприятий; осуществление проектов, направленных на устойчивое функционирование территорий и поселений; создание эффективного информационного пространства по вопросам радиационной безопасности, радиоэко-

логической  грамотности, ноосферного мышления с учетом реалий технологического развития цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. 20 лет после чернобыльской катастрофы: последствия в Республике Беларусь и их преодоление. Национальный доклад // Под ред. В.Е. Шевчука, В.Л.

Гурачевского. – Минск: Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь, 2006. – 112 с.

2. Лыч Г.М., Патеева З.Г. Чернобыльская катастрофа: социально-экономические проблемы и пути их решения. – Минск: «Право и экономика», 1999. –296 с.

3. Кенигсберг Я.Э., Крюк Ю.Е. Оценка предотвращенного ущерба при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике

Беларусь. Радиация и Риск, Москва–Обнинск, т. 16,№№ 2–4, 2007, с. 27–32.

4. Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 22 февраля 1991 г. № 634-

ХІІ (Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР,1991 г., № 10(12), ст. 111).

5. Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» от 6

января 2009 г. № 9-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 17, 2/1561).

6. Наследие Чернобыля: Медицинские, экологические и социально-экономические последствия и рекомендации правительствам Беларуси, Российской Федерации и Украины. Чернобыльский Форум: 2003– 2005. – 2-е, испр. изд. – МАГАТЭ, Австрия, 2006. – 58 с.

7. Основные выводы международной конференции «Чернобыль 20 лет спустя. Стратегия восстановления и устойчивого развития пострадавших

регионов» (19–21 апреля 2006 г., Минск-Гомель). – Гомель: РНИУП «Институт радиологии», 2006. – 12 с.

8. http://www.chernobyl.gov.by/

9.Государственная  программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года.

10. http://www.un.org/russian/ha/chernobyl


Информация о работе Радиоэкологическая ситуация в Республике Беларусь