Рациональная организация рабочего места

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:08, контрольная работа

Описание работы

Цель рационального размещения персонала состоит в том, чтобы уменьшить время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения служащих, обеспечить хорошие условия труда и уменьшить утомляемость сотрудников, а также максимально повысить производительность труда персонала. Добиться этого можно учитывая основные системы планировки помещений, принципы планировки рабочих мест и рациональных условий труда.

Содержание

1. Введение
2. Эргономика и организация рабочего места
3. Системы планировки помещений
4. Безопасность на рабочем месте
5. Заключение

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 41.38 Кб (Скачать)

Содержание

1. Введение

2. Эргономика и организация рабочего места

3. Системы планировки помещений

4. Безопасность на рабочем месте

5. Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Цель  рационального размещения персонала  состоит в том, чтобы уменьшить  время, необходимое для выполнения работы, устранить ненужные перемещения  служащих, обеспечить хорошие условия  труда и уменьшить утомляемость сотрудников, а также максимально  повысить производительность труда  персонала. Добиться этого можно  учитывая основные системы планировки помещений, принципы планировки рабочих  мест и рациональных условий труда.

     Важность  правильной организации рабочего места  сотрудника объясняется тем, что  на нем человек проводит треть  своей сознательной жизни. Поэтому  стоит подумать о планировке, дизайне, мебели и оборудовании рабочего места, т.к. все это влияет на производительность труда, наше настроение и здоровье.

     Рациональная  организация рабочего места (обеспечение  удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшает утомляемость и предотвращает  опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между человеком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов. 
 
 
 
 

1. Эргономика  и организация рабочего места 

     Правильная  организация вашего рабочего места  и служебного помещения может  оказать значительное влияние на вашу производительность. Она позволит вам экономить время, предупреждать  усталость, завершать выполнение задач  быстрее, чем вы планировали.

     Предлагаем  вам в течение нескольких минут  свежим взглядом окинуть ваш офис и подумать:

     Насколько часто вам приходится вставать из-за стола, чтобы дотянуться до тех предметов, до которых вы не можете дотянуться сидя?

     Достаточно  ли свободного места на вашем столе, чтобы работать комфортно и без  помех, не захламлен ли он?

     Достаточно  ли удобно расположены клавиатура и  монитор вашего компьютера, чтобы  вы могли работать не напрягаясь и  не испытывать чрезмерной усталости?

     Имеется ли у вас свободное по соседству  с компьютером место, которое  бы вы могли использовать для одновременной  работы с компьютером и бумагами?

     Не  перегружены ли ваши шкафы и книжные  полки ненужными вещами?

     Соответствует ли ваше оборудование для хранения тому имуществу, которое должно в  нем храниться?

     Часто ли вам приходится тратить время  на поиски нужных вам вещей?

     Наилучшим ли образом расположена мебель в  вашем офисе с точки зрения работы за письменным столом, работы на компьютере, приема коллег и клиентов?

     Для правильной организации вашего рабочего места каких-либо стандартных рецептов не существует: что может быть удобным  для вас, не удобно для другого, и наоборот. Тем не менее, для того чтобы наилучшим образом организовать порядок в служебном помещении, вам следует обратить внимание на ряд общих принципов, руководствуясь которыми, вы можете добиться оптимального состояния в этом вопросе.

     Эргономика  — это процесс научной организации  труда, направленный на создание средств  оптимизации труда, совершенствование  методов выполнения человеком какой-либо работы с учетом его безопасности, комфортности и производительности. Возможно, в отношении организации  порядка в вашем служебном  помещении это звучит несколько  высокопарно, однако выбор и размещение мебели, оборудования, справочных материалов и различных принадлежностей  в вашем офисе может оказать  значительное влияние на то, как  вы работаете. 

     Мебель 

     1. Столы. На вашем столе должно  быть достаточно свободного места,  чтобы вам было удобно работать, не отрываясь по пустякам. Если  вам приходится делить свое  время между компьютером и  работой с бумагами, подумайте  о панорамном методе, который  позволит вам перемещаться между традиционным столом и компьютером не вставая. Если у вас есть возможность, постарайтесь найти стол с регулируемой высотой.

     Продумайте, как установить стол таким образом, чтобы он составлял единое целое  со всем офисом. Если вы хотите разместить стол так, чтобы он служил барьером между вами и предполагаемым посетителем, — это ваше право, этим вы добьетесь эффекта психологической дистанции, но если вы преследуете совсем противоположную цель, то вам следует установить его по-другому. Установив стол напротив стены, вы создадите удобное место для размещения книжных полок, навесных плакатов и т.п. Если ваше рабочее место находится в офисе с открытой планировкой, то такое размещение стола способствует исключению случайных помех и снижению отвлечения внимания. 

     2. Стулья. Большинство современных  офисных стульев оснащено колесиками  и шарнирами, что позволяет  свободно перемещаться по всей  площади служебного помещения.  Кроме того, такие стулья оборудованы  спинками, что позволяет предотвратить  чрезмерную нагрузку на шею  и спину. Не стремитесь подчеркнуть  ваш статус мебелью. Стулья  должны быть функциональными.  Чтобы выбрать стул для себя, обратите внимание на следующие  характеристики:

     наличие регулируемого по высоте сиденья;

     наличие спинки, регулируемой как по высоте, так и в поперечном направлении;

     наличие достаточной глубины сиденья;

     должная устойчивость;

     наличие колесиков, соответствующих покрытию пола в вашем офисе. 

     3. Регулировка стула. При регулировке  стула необходимо учитывать как  размеры вашего тела, так и  высоту рабочей поверхности стола,  если она не регулируется. Основная  рекомендация: высоту сиденья надо  отрегулировать так, чтобы вы  могли удобно расположиться на  нем; при этом ступни ваших  ног должны опираться на пол,  а зазор между передней частью  стула и вашими икрами должен  составлять 5 сантиметров. После  этого следует отрегулировать  спинку как в вертикальном, так и в поперечном направлениях, чтобы у вас не напрягалась поясница.

     Если  стул оборудован подлокотниками, то их следует отрегулировать так, чтобы  они слегка касались нижней части  ваших локтей, когда они находятся  под прямым углом к спинке стула. Подлокотники совсем не должны поднимать  ваши локти. Если они мешают вам, их лучше демонтировать. При регулировке  стула учитывайте высоту рабочей  поверхности вашего стола и клавиатуры компьютера. Вам следует разместиться так, чтобы ваши ноги удобно располагались под рабочей поверхностью стола и ничто не мешало их свободному движению.

     Если  вы не можете добиться такого положения, значит рабочая поверхность стола расположена слишком низко для вас. Если рабочая поверхность стола, когда вы сидите, расположена значительно выше уровня ваших локтей, вам следует отрегулировать высоту стула. При этом под ноги вам придется подставить опору, чтобы можно было занять удобное сидячее положение. 

     Оборудование. 

     Обратите  внимание на то, где вы держите вещи, которыми пользуетесь регулярно. Они  всегда должны находиться у вас под  рукой. Если над вашим столом оборудованы  полки, они должны располагаться  таким образом, чтобы вы могли  дотянуться до вещи, находящейся на нижней полке, не поднимаясь со стула. Предметы, которыми вы пользуетесь  регулярно (например, телефон, принтер, различного рода справочники) должны находиться в пределах досягаемости, чтобы вам  не надо было за ними тянуться. Все технические  средства для ручных и механизированных работ (ручки, скрепки, карандаши, ластики, скоросшиватели, линейки, ножницы и  др.) лучше всего хранить в специально приспособленном месте на столе  или в компьютере — органайзере. Это экономит много времени по сравнению с традиционным хранением  средств труда в ящике. 

     Использование компьютера. 

     В наше время почти все виды человеческой деятельности так или иначе связаны с длительным использованием компьютерной техники. Соблюдение простых рекомендаций при работе с компьютером поможет вам увеличить производительность труда, обеспечить более высокий уровень комфортности и предохранить от усталости и вредных последствий для здоровья:

     Рекомендуется, чтобы верхний край экрана монитора находился на одном уровне с глазами  пользователя. Однако некоторые компьютерные эксперты указывают, что такая высота — это максимально разрешенный  уровень, и настаивают на том, что  для некоторых категорий пользователей  этот уровень должен быть чуточку  ниже, подчеркивая, что такое положение  гораздо удобнее для глаз и  шеи.

     Займите удобную позу, обращая особое внимание на положение шеи, позвоночника, локтей, кистей, бедер и ступней.

     Старайтесь  не оставаться в одном и том  же положении в течение длительных промежутков времени.

     Держите предплечья, кисти и руки на одной  линии и не опирайтесь ими на острые края. Не ударяйте по клавишам слишком  сильно.

     Клавиатура  должна находиться под тем же углом, что и предплечья.

     Чаще  делайте перерывы. Специалисты рекомендуют  каждый час делать перерыв на пять-десять минут.

     Каждые  десять-пятнадцать минут работы на компьютере дайте отдохнуть глазам, закрывая их на какое-то мгновение. Затем, открыв их, попытайтесь взглянуть  на далеко расположенные предметы и  чаще моргайте.

     Устанавливайте  монитор таким образом, чтобы  от него не отражался свет. При верхнем  освещении пользуйтесь жалюзи, светорассеивателями.

     Чтение  бумажных документов требует более  сильного освещения, чем чтение с  экрана монитора. Если вы одновременно работаете на компьютере и с бумажными  документами, пользуйтесь настольной лампой, с помощью которой вы можете отрегулировать освещение таким  образом, чтобы дополнительный свет, необходимый вам для чтения бумажных документов, на экран монитора не попадал.

     Специальная подставка под бумажные документы  облегчит вам одновременную работу на компьютере и с бумажными документами.

     Отрегулируйте до удобного для себя уровня контраст и яркость вашего монитора.

     Регулярно протирайте экран монитора и другие поверхности компьютера. 

     Наведение порядка на рабочем месте.

     Наведение порядка в шкафах. Начните уборку с посудных шкафов, а именно с  тех, которые находятся на максимальном удалении от вашего стола. В них, скорее всего, сосредоточена основная масса  материалов не первой необходимости, до которых не дошли руки во время  предыдущих уборок. По мере их высвобождения  продвигайтесь вперед по направлению  к вашему столу. Таким образом, вы получите место для хранения предметов, которые в настоящее время  загромождают более нужные в рабочем  отношении области. Безжалостно  избавляйтесь от мусора. Ненужные документы  и откровенный мусор просто выбрасывайте. Рассортируйте остальные документы  и материалы по архивным коробкам, коробки соответствующим образом  пометьте. Когда будете приступать к наведению порядка в книжных  шкафах, предлагаем вам сначала полностью  их очистить, а затем расставить всю литературу по темам. Требуется  разместить материалы и документы  таким образом, чтобы вам было легко и удобно их находить в случае необходимости.

Информация о работе Рациональная организация рабочего места