Производственная среда. Источники и виды вредных факторов производственной среды, причины их возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами. Такой средой является, например, цех для рабочего, поле — для сельского труженика, класс или аудитория — для учащегося.

Работа содержит 1 файл

Производственная среда.docx

— 75.65 Кб (Скачать)

   Большинство существовавших документов по охране труда не предусматривалось четкое разграничение прав, обязанностей и  ответственности всех участников производственного  процесса в области охраны труда, начиная от рабочего и кончая работодателем. Не было актов, за исключением Кодекса  законов о Труде Российской Федерации, в которых законодательно были бы обозначены вопросы охраны труда.

  Необходимо  было установить законодательно гарантии осуществления права работников на охрану труда, добиться обеспечения  единого порядка регулирования  отношений в области охраны труда  между работодателями и работниками, между государством и предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности. Следовало также  определить приоритеты государственной  политики в области охраны труда, объединить действия органов законодательной  и исполнительной власти.

  Поэтому назрела острая необходимость разработки законодательного акта, в котором  были бы прописаны эти проблемы. 6 августа 1993 года были приняты, а с 1 сентября 1993 года введены в действие Основы законодательства Российской Федерации  об охране труда (в дальнейшем Основы).

  Это первый в истории страны законодательный  акт, специально посвященный одному из важнейших разделов трудового  права. И хотя Основы не являются актом прямого действия, для реализации многих статей требуется разработать дополнительно нормативные правовые акты, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – организации) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

  Основы  состоят из четырех глав (Общие  положения, Гарантии права работника  на охрану труда, Обеспечение охраны труда и Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда), определяющих главные направления в политике охраны труда как в целом в стране, так и непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях.

     Законодательно – правовыми актами по охране труда являются: Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской федерации (КЗоТ РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации, “ Основы законодательства РФ об охране труда “, Постановление Верховного Совета РФ “О порядке введения в действие Основ законодательства”, Указ Президента РФ “Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан ”, “ Правила возмещения работодателем вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей “, утверждённые Постановлением Верховного Совета РФ.

     Основные  положения об охране труда  закреплены Конституцией РФ, Кодексом законов о труде РФ, а также Системой стандартов безопасности труда и постановлением Верховного Совета РФ.

Конституция РФ устанавливает гарантированное  право граждан РФ на труд, отдых, охрану здоровья.

Среди законодательных актов по охране труда отметим  и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую  основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией  их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

       В целях реализации направления государственной  политики в области охраны труда  об обязательном расследовании каждого  несчастного случая на производстве Правительство Российской Федерации  своим постановлением от 3 июня 1995 года №558 утвердило Положение о порядке  расследования и учета несчастных случаев на производстве, а Минтруд  России утвердил форму сообщения  о групповом несчастном (несчастном случае с возможным инвалидным исходом, несчастном случае со смертельным исходом), форму Журнала регистрации несчастных случаев на производстве, форму Сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и Порядок заполнения акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (постановление Министерства труда Российской Федерации от 1 августа 1995 года №44). Новое Положение, которое введено в действие с 1 августа 1995 года, заменило собой постановление Президиума ВЦСПС и Госрпроматомнадзора СССР от 17 августа 1989 года №8-12 “Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве”.

     Надзор  и контроль юридически делятся на предупредительный и текущий.

     Предупредительный  надзор в свою очередь подразделяется  на две стадии.

     Текущий  надзор – это надзор ежедневный, систематический за соблюдением  требований по охране труда,  относящихся к оборудованию, машинам,  находящимся в эксплуатации, к  действующему технологическому процессу, проводимый органами надзора и контроля путём обследований и проверок.

     Высший  государственный надзор за точным  исполнением законов о труде,  в том числе и по охране  труда, министерствами, предприятиями  их должностными лицами осуществляется Генеральным Прокурором РФ.

     В соответствии с Основами законодательства о труде виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профсоюзов, несут ответственность: общественную, дисциплинарную, административную, уголовную.

     Все  рабочие и служащие, не являются  должностными лицами, за невыполнение своих обязанностей по охране труда подвергаются дисциплинарным взысканиям в соответствии с Основами законодательства.

     Основные  законоположения но охране труда, сформулированные в виде статей Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, конкретизируются в виде правил, норм и инструкций по охране труда.

     Все правила и нормы по охране труда  можно сгруппировать в несколько групп:

       нормы и правила по технике  безопасности и производственной санитарии, содержащие требования охраны труда, предъявляемые к средствам и предметам труда, требования индивидуальной защиты работающих от производственных травм и профессиональных заболеваний, требования по обеспечению работающих нейтрализующими, компенсирующими и другими средствами защиты организма;

     правила, регулирующие организацию охраны труда  администрацией, а также учет и расследование несчастных случаев на производстве;

     правила и нормы по специальной охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью;

     правила, регулирующие деятельность органов  надзора и контроля за соблюдением правил по охране труда.

     Различают общесоюзные (единые), межотраслевые, отраслевые правила и нормативные документы по охране труда предприятий и организаций. Единые правила распространяются на все отрасли народного хозяйства, межотраслевые — на ряд отраслей или видов производств, отдельные виды оборудования, для которых правила санитарии общие. Отраслевые правила распространяются на отдельные отрасли и обязательны для всех предприятий данной отрасли при выполнении соответствующих работ.

     Отраслевые  правила и нормы по охране труда  утверждаются министерствами и ведомствами совместно или по согласованию с соответствующими  профессиональными союзами и распространяются только на те предприятия и организации, рабочие и служащие которых объединяются данным профсоюзом (ст. 60 Основ).

     Задача  отраслевых норм — уточнять уровень  требований по охране труда по сравнению с едиными и межотраслевыми нормами, отражать достижения науки и техники в нашей стране, своевременно дополнять действующие правила, и нормы, направленные на повышение безопасности труда.

     Нормативно-техническая  документация по охране труда подразделяется на стандарты безопасности труда (государственные — ГОСТ, отраслевые — ОСТ, республиканские — РСТ, предприятий — СТП); строительные нормы и правила (СНиП); санитарные нормы и правила (СН); правила техники безопасности и производственной санитарии; инструкции, указания и руководящие технические материалы; положения, наставления, директивные и методические письма.

     Существенное  место среди общесоюзных правил и норм занимает система стандартов безопасности труда (ССБТ). ССБТ представляет собой комплекс взаимосвязанных  стандартов, направленных на обеспечение  безопасности труда. Разрабатывается  ССБТ в соответствии с постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике и Президиума ВЦСПС № 375/11-15 от 21 июля 1972 г. и входит в Единую государственную систему стандартизации.

     Основная  цель стандартизации требований безопасности труда наравне с ускорением технического прогресса и повышением эффективности производства, как указывается в ГОСТ 1.0—68 «Государственная система стандартизации. Основные положения», состоит в обеспечении безопасности труда работающих. ССБТ создается с целью упорядочения нормативно-технической документации в области безопасности труда. Задача ее —установление общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих требований безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам, к средствам защиты работающих методам оценки безопасности труда.

     С помощью системы стандартов безопасности труда требования безопасности систематизированы и взаимоувязаны. Кроме того, она отражает достижения всех стран СЭВ в области охраны труда.

     Система стандартов безопасности труда разделена  на несколько группировок—подсистем (от 0 до 9, группировки от 6 до 9 являются пока резервными).

     Стандарты группировки 0 устанавливают цели, задачи, структуру и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, порядок информационного обеспечения ССБТ, методы оценки безопасности труда.

     Стандарты группировки 1 определяют общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения нормируемых параметров, требования к методам их измерения, требования безопасности при работе с веществами, обладающими опасными и вредными свойствами.

     Стандарты группировок 2 и 3 устанавливают общие требования безопасности ко всем группам производственного оборудования и производственных процессов, требования безопасности к технологическим процессам, режиму работы производственного оборудования, рабочим местам и режиму труда персонала, системам управления требования к применению средств защиты работающих на предприятии, методы контроля выполнения требований безопасности.

     Группировка 4 содержит государственный стандарт устанавливающий классификацию средств защиты работающих и стандарты на требования к группам и отдельным средствам защиты.

     Группировка 5 — стандарты на требования безопасности к производственным зданиям (помещениям).

     Порядок внедрения стандартов ССБТ основан  на указаниях ГОСТ. 1.20—69 «Порядок внедрения государственных стандартов. Основные положения».

     Контроль  за соблюдением и внедрением стандартов осуществляют территориальные органы Госстандарта совместно с технической инспекцией труда профсоюзов, а также министерства и ведомства.

     Стандарты безопасности труда не отменяют действия норм и правил, утверждаемых органами государственного надзора.

     Структура обозначения стандартов ССБТ следующая: вначале дается индекс по ГОСТ, затем  — класс стандарта, далее—код группировки и порядковый номер в группировке, в конце ставится год регистрации.

     Рассмотрим  несколько примеров. «Система стандартов безопасности труда. Работы учебные лабораторные. Общие требования безопасности». ГОСТ 12.4.113—82 означает следующее: наименование—индекс по ГОСТ, 12—класс стандарта, 4—код группировки, 113—порядковый номер в группировке, 82—последние две цифры года регистрации.

     Важной  нормативной  документацией но охране труда являются санитарные нормы (СН) и строительные нормы к правила (СНиП), содержащие требования к санитарно-гигиеническим условиям труда, технологическим процессам, содержанию и устройству предприятий, учреждений. Выполнение санитарных норм, как и других нормативных актов по охране труда, обязательно, так как обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в процессе труда. Главные нормативные требования приведены в следующих строительных нормах и правилах: СН 245—71. Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий; СНиП II—4—79. Естественное и искусственное освещение; СНиП II—68—78. Нормы проектирования. Высшие учебные заведения; СНиП 2. 01.02-85. Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений; СНиП 2. 04.05-86. Отопление, вентиляция я кондиционирование воздуха; СНиП II—64—80. Детские дошкольные учреждения; ВСН 50-86. Общеобразовательные школы и школы-интернаты; СН 1042—75. Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию Правила устройства электроустановок потребителей. Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок утверждены Минэнерго СССР 21.12.84).

Информация о работе Производственная среда. Источники и виды вредных факторов производственной среды, причины их возникновения